17.12.2011

Храмозданная доска 1791 года в храме Гребневской иконы Божией Матери в Гребнево


Сколько тайн все еще хранит бронзовая Храмозданная  доска, вмурованная в стену внутри здания, справа от входных дверей летнего храма Гребневской иконы Божией матери в подмосковном Гребневе! Сколько загадок еще предстоит разгадать ученым!

И печатное воспроизведение в современной транскрипции:
.
«Лета 1791-го августа 10-го дня, который был воскресный, освящен сей храм во имя Божия Матери Гребневския святейшего правительствующего Сената членом преосвященным митрополитом Московским Платоном с довольным числом монашествующих и священствующих при священнике Николае Иванове. Строением сей храм зачат в 1786 году иждивением и во время владения их превосходительств Гаврилы Ильича и Катерины Александровны Бибиковых при смотрении Степана Зайцова и пособии нижеследующих боголюбивых дателей: Федор, Кирилл и Егор Кандратовы; Нестор, Спиридон, Трефил и Трофим Дмитриевы; Александр и Тимофей Каноевы; Терентий, Иван и Алексей Терентьевы; Яким Вахрамеев, Иван Яковлев, Калина Трофимов; Матвей и Максим Никитины, Иван Алексеев, Семен Михайлов, Кузьма Андрианов. Зачата и снаружи отделана при архитекторе Иване Ветрове, а внутри рисунок и отделка капитана Степана Грязнова».

Проблема атрибуции имен "боголюбивых дателей" храма уже ставилась в местном краеведении несколько раз. К примеру, в статье Г.В. Ровенского "О чем говорят ревизские сказки?" (1) приводится краткий список, в котором установлены Федор, Кирилл и Егор Кандратовы (Кондратьевы, Кандрашевы, Кондрашевы). Но есть в статье и огорчающий недостаток. А именно - отсутствие аргументной базы для отождествления Нестора, Спиридона, Трефила и Трофима Дмитриевых - с фамилией Курочкиных из д. Ново; братьев Александра и Тимофея Каноевых - братьям Гусевым, снова из Ново, Терентия, Ивана и Алексея Терентьевых - братьям фамилии Басалаев (то же из Ново). Столь же трудно отнестись к утверждению о том, что: "Остальные 8 записанных на доске крестьян (они во втором столбце доски) — щелковские предприниматели-жертвователи — КАШИРИНЫ, КОРОЛЕВЫ, КАЛИНОВЫ, БАКОВЫ" (1. орфография сохранена).

В цикле из нескольких постов мы попытаемся вкратце рассказать о судьбах семи  из 20 дателей храма, упомянутых на храмозданной доске.

1. Ровенский Г.В. О чем говорят ревизские сказки? // Альманах Богородский край. №2. 2001.