17.12.2011

Гребнево (Ново), Богородск (Ногинск) и г. Покров в 1829 году

Удалось обнаружить интереснейшее свидетельство немецкого путешественника и физика Георга Адольфа Эрмана (Erman Adolf. 1806-1877), совершившего путешествие по России в 1829 году, и оставившего воспоминания  в  книге  "Путешествия в Сибири: включая экспедицию на север, вниз по Оби, к полярному кругу, и на юг, к Китайской границе" (Travels in Siberia: Including Excursions Northwards, Down the Obi, to the Polar Circle, and Southwards, to the Chinese Frontier. ). Впервые книга была напечатана в Лондоне в 1848 году. В моем распоряжении оказалось переиздание, появившееся в Филадельфии в 1850-м.
В части книги, озаглавленной "Дорога до Богородска" путешественник описал деревню Ново (рядом с усадьбой Гребнево), саму усадьбу, город Богородск (нынешний Ногинск) и город Покров. Не стоит и писать, что приведенные путешественником свидетельства крайне интересны для исследователей истории Богородского уезда. Пришлось немножко попереводить.


"Мы выехали из Москвы утром  29 июля, небо было ясным, стояла жара. На протяжении всей дороги до Богородска, сорок восемь верст, мы видели прекрасно возделанные поля картофеля, ячменя, гречихи. Везде в лесах, казалось, преобладал дуб, где он рос намного лучше, чем к западу от Москвы, где он походил на обыкновенный кустарник.  Деревню Новую [Novaia] украшает  красивый, прекрасно построенный загородный дом, принадлежащий семейству Голицыных*. Богородск, хотя и является главным городом в округе, едва отличим от обычного села. Название и права города распространяются в России на все места, большинство жителей которых зарегистрированы в гражданских гильдиях благодаря определенным платежам.  Но так как крестьяне обычно делят свое время на занятия механическими искусствами и полевыми работами, существует лишь небольшая разница между городом и деревней. Деревянные дома Богородска имеют ступени к входным дверям и крытые балконы.  Наличие ванных комнат свидетельствуют о чистоте людей. На входной двери дома обычно вешается глиняный сосуд, называемый rukamoinik,  или ручная моечная машина, которая используется жильцами дома каждое утро. Это название и обычай, давший ему начало, напоминает χερνιψ древних греков. Но в богатых домах воду льет на руки слуга, а «рукомойник», помещаемый на первых этажах, служит  тому же по обычаю, описанному Гомером. /Вчера  на нашем пути встречались определенные проявления растительности, указывавшие на  выходы [геологической ] породы на поверхность. Сегодня (30 июля) эти намеки нашли свое подтверждение в Богородске, так как на его улицах мы видели большие массы камня, и нас проводили до карьеров, откуда они были получены, на холмах к востоку от города. Там мы обнаружили  горизонтальные слои плотного кварца, как правило, желтого, коричневого, но иногда и со следами очевидного присутствия энкринитов. Эта скала настолько сильно напоминает кварцевый дрейф  на восточной стороне Валдая, что происхождение последнего может быть без колебаний отнесено к описываемым местам. /…/ Мы провели ночь в Покрове. Здесь стены комнаты были украшены грубыми резными фигурами и картинами, сюжеты которых были взяты из событий 1812 года и представляли доблестные поступки крестьян. Казалось, что художники святых изображений (Obrasa) вышли за границы обычной для них сферы искусства чтобы затронуть эти исторические темы, поскольку надписи были сделаны на церковном языке – старо-славянском**. По правде сказать, французские войска никогда не проникали дальше Буйкова [Buikova]***, села в сорока милях к востоку от Москвы".
Erman Adolf. Travels in Siberia. Philadelfia, 1850.P. 84-85
* Усадьба Голицыных - усадьба Гребнево, во владения которой входила деревня Ново (сейчас частично входит в состав сельского поселения Гребнево, частично - относится к г. Фрязино).
** По-своему уникальное свидетельство о существовании в Покрове такой комнаты, полной произведениями русского народного творчества, посвященных местному сопротивлению крестьян французскому нашествию 1812 года, - должно быть специально исследовано историками края.
*** Большое Буньково.