10.12.2011

Заповедное Амерево



Амерево на карте подмосковного города Щёлково.
История Амерева долгое время была связана с представителями элиты дипломатической службы России. О существовании  некогда большого, богатого села сейчас напоминает лишь улица Амеревская, находящаяся в восточной части городского поселения Щёлково, на левом берегу Клязьмы.




Название Амерево, с ударением на первое «е» - Амерево, молва возводит то к возгласу «Аминь», завершающему православную молитву, то к тюркскому чину «эмир», то к имени дьяка Василия Амирева, упоминаемого в одном из документов, который, как недавно установили историки, оказался исторической фальшивкой.






Симеон Иоаннович Гордый (1317-1353).

Считается, что большая часть названий поселений Подмосковья относится к первым владельцам земли, на которой они возникли. По завещанию Ивана Калиты, составленному около 1339 года земли нынешнего Щёлковского края  отошли во владение его старшему сыну, князю московскому и великому князю владимирскому Симеону Гордому (1317-1353). Из этих земель за особенные заслуги перед страной великий князь наделял своих слуг вотчинами. Возможно, еще во второй половине XIV века этими землями на клязьминском берегу владел киличей (гонец, посол) Амин, служивший Симеону.





Великий князь литовский Ольгерд (1296-1377). Гравюра. XVI в. 

Великий князь литовский Ольгерд, боявшийся возвышения Москвы, задумал погубить ее при помощи татар. В 1349 году он послал к хану Золотой Орды Джанибеку своего брата Корияда, прося военной поддержки против первого «великого князя всея Руси» Симеона. По словам Воскресенской летописи,  услышав об этом, Симеон Гордый послал к хану своих «киличеев» - послов: «Федора Глебовича, да Амину, да Федора Шибачеева жаловаться на Ольгерда».  Русские послы так убедительно описали хану Джанибеку опасность, связанную с усилением Литвы, что хан не только не дал военной помощи литовцам, но и выдал Корияда как заложника Симеону Гордому. Такая удача русской дипломатической миссии в Орде привела к награждению посла Амина вотчинными землями под Москвой. Возможно, «Аминево» позднее сменилось на «Амерево».





Амерево на Клязьме сегодня. Фотография: А.Ю. Послыхалин, 2010.

Так или иначе, впервые в документах село Амерево  упоминалось в 1584-1586 годах, через более чем два века после описанных событий. К тому времени оно уже успело пройти долгий путь от пустоши и деревни к  селу  с собственной деревянной церковью свв. Космы и Дамиана. Причем село, вместе с соседней деревней Кожино продолжало быть вотчинным, частным владением, тогда как другие села и деревни на р. Клязьме, сейчас входящие в Щёлково давно находились в составе церковно-монастырских землевладений. Бывшее село Турабьево к тому времени снова стало пустошью во владении митрополита, деревня Щелково уже около 65 лет принадлежала Троице-Сергиевскому, село Хомутово – на Троицкой дороге московскому Богородице-Рождественскому девичьему монастырю, а Образцово –Суздальскому Спасо-Евфимьеву мужскому монастырю.





Святые бессеребреники Косма и Дамиан. Миниатюра из Минология Василия II. Константинополь, ок. 985 г. 
Вотчинный статус Амерева может объясняться не только его древним происхождением села, но и специализацией прибыльного хозяйства местных жителей, о котором нам говорит название местной церкви, освященной во имя покровителей скотоводства – Космы и Дамиана.В 1584-1586 годах село принадлежало трем владельцам из старинного рода Безобразовых. 






Генеалогическое древо Безобразовых. Составление, худож. оформление: А.Ю. Послыхалин, 2009 г.

Первый, Андрей Васильевич Безобразов (ум. после 1605) занимал высокий придворный чин «стряпчего с ключом» при дворе Ивана Грозного и принимал личное участие в походах времен Ливонской войны. Вместе с царем в 1579 году владелец Амерево участвовал в неудачном военном походе против войск Стефана Батория, осадивших, и, в конце концов, взявших Полоцк. В 1581 году отважный Андрей Безобразов как «осадный голова» возглавлял сопротивление города Рыльска осаде шведских войск, а в следующем году он возглавлял основные силы русских войск, «большой полк», в походе против шведов из Новгорода. В 1605 году Андрей Безобразов в чине стольника  был даже воеводой далекой Перми. Старший сын стольника и воеводы, Семен удостоился чести оставить свою подпись на грамоте об избрании на царство первого русского царя из Романовых - Михаила.





Иоанн Грозный. Западноевропейская гравюра, XVII в..
Совладельцами богатого села Амерево в 1584-1586 годах были Яков и Захария Безобразовы, начавшие свою карьеру в качестве опричников Ивана Грозного.


Прошли годы, миновало кровавое Смутное время. И вот, в 1623/24 году Амеревым владеет родовитый боярин Данила Иванович Мезецкий, в 1614 году воевавший под началом героя смутного времени Дмитрия Тимофеевича Трубецкого, будущего владельца соседнего села Гребнево. Но имя Данилы Мезецкого имеет печальную известность. Занимаясь в 1616-1617 годах урегулированием территориальных споров со шведами, он поставил свою подпись под так называемым «Столбовским миром», по которому Россия была отрезана от Балтийского моря. Только Петру
I было суждено впоследствии исправить эту страшную геополитическую ошибку.





Служилые люди XVII века. Гравюра XIX в..
Недолго село Амерево оставалось в роду Мезецких. В 1635 году село было куплено у Данилы Мезецкого другим дипломатом, думным дьяком Михаилом Феофилактовичем Даниловым (ум. после 1647/48)  участвовавшим в заключении «Поляновского вечного мира», по которому Россия снова понесла тяжелые территориальные потери на западных границах.  Состоятельный дьяк в 1646 году перестроил Амеревскую церковь Космы и Дамиана, переосвятив ее в честь Воскресения  Христова. По завещанию, думный дьяк оставил село Амерево своей единственной дочери Ксении, скончавшейся на следующий год после смерти отца. Амерево досталось супруге Михаила Данилова, продавшей село в 1652 году в общее владение сослуживцам покойного мужа, братьям Григорию и Василию Яковлевичам Унковским, Ивану Ивановичу Косаговскому и сыну последнего, Григорию Ивановичу Косаговскому.


Говоря на современном языке, Григорий и Василий Унковские в середине
XVII века служили своей Родине в качестве шпионов-резидентов и выполняли тайные миссии по поиску и задержанию очередных самозванцев, претендовавших на русский престол. Совладелец Амерево, Иван Косаговский (ум. 1674/1675) был воеводой Казани, а его сын, «полковник копейного и рейтарного строя» Григорий, - удостоился чести стать первым в истории казачьим генералом, получившим этот чин в 1676 году. Григорий Косаговский участвовал в усмирении восстания Степана Разина, в качестве начальника Войска Донского, брал Перекоп и в 1674 году во главе созданной им парусно-гребной флотилии, участвовал в осаде Азова.





Крутицкое подворье в Москве. Современная фотография.

Недолго село Амерево принадлежало Унковским и Косаговским. Уже через два года после покупки, в 1654 году село было перекуплено богатым купцом Михаилом Ерофеевым, который через 15 лет, в 1668 году продал Амерево с 11 дворами крестьян в Крутицкий (Сарский и Подонский) митрополичий дом.





Вид на  Потапово-1 через Клязьму от Амерево. Фотография: А.Послыхалин, 2010.

На противоположном от села, правом берегу Клязьмы в купчей 1668 года упоминается деревня Меньшое Амерево, Потапово тож (район Потапово-1, ул. Потаповская) и не существующая сейчас деревня Трапезино на р. Любасеевке, также принадлежавшая селу Амереву. В 1680 году на средства крутицкого митрополита в Амиреве снова была перестроена церковь, освещенная на этот раз в честь Знамения Пресвятой Богородицы.





Карта окрестных земель из дела 1683-1691 годов. На карте указана речка  Любосивка, пуст. Седельникова, деревни Трапезино и Улиткино.
Земли села Амерева  с деревнями Кожино, Потапово и Трапезниково были лакомым куском для окрестных вотчинников и крестьян. В 1683 году на часть земель деревни Потаповой стал претендовать владелец соседней деревни Дорки-Соболево стольник Василий Петрович Головин, а на другой части стали хозяйничать крестьяне села Жегалова, принадлежавшего тогда Троице-Сергиевскому монастырю. Приказчик села Амерева, Андрей Авраамов писал Крутицкому митрополиту: «А в выписи, государь, их написана та земля Потаповская, тогда жили два брата слыли Потаповы, и ныне, государь, та земля деревни Потапова; а владели, государь, тою землею наши и деды и прадеды и отцы и мы ныне той землею владеем». Многочисленные проверки из Крутицкого и Сергиевского монастырей принесли результат. Но лишь только жегаловские и соболевские крестьяне отступились от своих притязаний, в дело вмешались крестьяне деревни Улитино стольников Матвея и Ивана Андреевичей Вельяминовых.
В 1688 году улитинские крестьяне напали на земли амеревской деревни Трапезиной, сжав и увезя с собой хлеб, засеянный амеревскими крестьянами. Дело сопровождалось насилием: «крестьян всех Трапезинских перебили и баб, государь, всех перепозорили, и серпы, государь, у наших Трапезинских баб поотняли». Дело дошло до высших властей. Стряпчий Крутицкого дома написал в том же году челобитную на имя царей Иоанна и Петра Алексеевичей и царевны Софьи.  Вельяминовы в свою очередь отправили встречный иск.






Тихон Никитич Стрешнев.

В 1691 году следственное дело возглавил видный боярин, в будущем известный сподвижник Петра I, Тихон Никитич Стрешнев (1644-1719), но дело снова остановилось, так как по словам документа, чтобы уладить споры заново размежевать землю «отнюдь быть не возможно, потому что грязь великая, также в лугах и в оврагах воды великия». Чем закончился конфликт история умалчивает.





Плотина на Клязьме у Амерева. Фотография: А.Ю. Послыхалин, 2010 г.

В 1698 году для снабжения московского Крутицкого подворья ржаной мукой под Амерево была построена мукомольная мельница, а на следующий год рядом на Клязьме впервые была построена плотина с наливным колесом, вращавшим жернов. Последний раз перестроенная в 1912 году и давно утратившая свое значение плотина у Амерева существует и сейчас.

Архивные документы сообщают, что летом 1699 года в селе произошёл пожар, но поставки на Крутицкое подворье не прекращались: туда были посылаемы кроме муки масло, орехи и шерсть. По праздникам в селе варили пиво.

На протяжении всей первой половины XVIII века Амерево  продолжало находиться во владениях Крутицкого митрополита. Деревянная церковь иконы Божией Матери Знамение 1680 года постройки по описи 1701 года имела богатую утварь. В самом селе в 1704 году числилось 15 крупных крестьянских дворов. К концу XVII века Крутицкая епархия была одной из обширнейших епархий Русской Церкви, но уже в 1711 году крутицкие митрополиты были понижены в ранге до епископов, а в 1764 году в связи с секуляризацией церковно-монастырских владений, епархия была упразднена, а земли села Амерево с деревнями перешли в ведение Коллегии экономии.

В 1767 году свои притязания на владение селом Амеревым с  82 душами крестьян обоего пола и деревнями Кожина (46 душ), Потапова (39 душ) и Трапезникова высказала владелица сельца Камшиловки (севернее Гребнева), Анна Козьминишна Борисова (Берсова) – супруга коллежского асессора Дмитрия Алексеевича Борисова (Берса). Но спор с Коллегией экономии к концу XVIII века был ею проигран.





Амеревская экономическая волость (отмечена красным). Карта на II пол. XVIII в. В. С. Кусова.

При образовании Богородского уезда село Амерево стало центром особой Амеревской экономической волости, в которую вошло множество бывших монастырских владений, раскиданных по Щёлковской округе: села Жегалово, Душеново, Хомутово и Стромынь, сельцо (Воре-) Богородское, деревни Серково (с 1839), Кожино, Потапово 1-е и 2-е, Медвежьи Озера и Жеребцы, Протасово, Огуднево, Пареево, Еремино и другие.





Емельян Васильев во главе отряда крестьян Амеревской экономической волости занимает оставленный французами блокгауз на реке Клязьме. Этюд: А.Ю. Послыхалин, 2011 г.
В грозном 1812 году над селом нависла страшная угроза. В нескольких километрах от села вниз  по течению Клязьмы у пересечения реки Стромынской дорогой находился крупный французский блок-пост.  По воспоминаниям командира французского отряда Раймона де Монтескье – Фезенсака, в то время, как французский маршал Ней занял Богородск (нынешний Ногинск)  на берегу Клязьмы, между Анискино и Амерево французы построили  военное деревянное укрепление – блокгауз. По словам француза, эта местность была наводнена целым полком казаков, но он ошибался. Французов тревожил отряд переодетых в казаков крестьян Амеревской волости под предводительством Амеревского головы Емельяна Васильева. Мужество амеревских крестьян было описано в 1813 году в «Записках о делах воинов-земледельцев Богородского уезда», где имя Емельяна Васильева упоминалось наряду с Герасимом Куриным и головой Вохонской волости Егором Стуловым. В тех же заметках говорилось о том, что амеревские крестьяне, отражая набеги французских фуражиров «побили и взяли в плен до трех сотен человек», тогда как вохонские крестьяне под предводительством Г.Курина  и Е. Стулова «побили и пленили» до 50 человек.


В 1823 году были описаны занятия экономических крестьян села Амерева.  Многие из них занимались разработкой и продажей бутового камня  и кирпичных глин, другие занимались извозом по Стромынской дороге или работали на окрестных текстильных фабриках.






Каменный храм иконы Божией Матери Знамение строился в Амереве в 1842-1849 годах на средства богородского первогильдейного купца Василия Максимовича Фомичева (1796 – после 1858), владельца шелкоткацкой фабрики в соседнем сельце Турабьево. К 1843 году небольшое по сравнению с другими щёлковскими шелковыми фабриками предприятие Фомичевых в год зарабатывало почти невероятную по тем временам сумму в 200.000 рублей серебром, из которых и были  выделены средства на постройку каменного храма.

Внушительный однокупольный храм в псевдорусском стиле сочетал в своей архитектуре традиции древнерусского зодчества с чертами византийской архитектуры. Вместительная церковь  с главным престолом, освященным во имя иконы Божией Матери Знамение, имела два боковых придела. Первый был освящен во имя Николая Чудотворца, второй - в память древнейшего храма, свв. Космы и Дамиана. Строился храм – росло и село. В 1848 году в Амереве насчитывалось 33 крупных домовладения.





В 1845 году  В.М. Фомичев  приобрел «Мальце-Бродовскую дачу» у деревни Мальце-Бродово,  на реке Уче выше по течению от деревни Байбаки. Здесь к 1852 году 56-летний В.М. Фомичев, в том же году занявший должность Городского головы города Богородска,  завел ещё одно шелкоткацкое предприятие, а Турабьевскую фабрику купец передал в руки своего младшего брата, богородского купца II-й гильдии Григория Максимовича Фомичева. Но дело у нового владельца «не задалось», и уже в следующем, 1853 году турабьевская фабрика закрылась, а ее производственные мощности были перевезены в село Ащерино нынешнего Орехово-Зуевского района.  Несмотря на это, Григорий Максимович продолжал оставаться старостой Знаменского храма, а священник принял на себя заботы об организации первой в селе школы -  церковно-приходского училища, пожертовав для него собственный дом.



Воскрестные чтения в сельской школе. Художник: Богданов-Бельский Н.П., 1895

Училище было открыто до 1864 года при содействии Губернской палаты государственных имуществ.  Обучение Закону Божьему проводил сам священник.  По данным ежегодных Журналов Богородского уездного земского собрания, в 1872-1874 годах в училище обучалось 12 мальчиков и 3 девочки. Но к 1875 году «за выбытием священника» учеба остановилась. В том же  1875 году крестьяне отдали  под училище один из частных домов, куда кроме амеревских переводились ученики из села Хомутова. Для преподавания Земство наняло учителя Маркелова и учительницу Надежину, переведенную сюда из села Игнатьева на Глинках Богородского уезда. В школе тогда училось 17 мальчиков и 2 девочки. В 1901 году Земство выдало 2000 рублей на перестройку амеревского училища в расчете на 71 ученика из Амерево и окрестных деревень: Турабьево, Потапово, Кожино и Жарково.  Вскоре училище было построено и просуществовало до 1918 года. На рубеже XX  века, в 1899 году село Амерево было сравнительно небольшим. В нем  насчитывалось 49 домов с 216 жителями.





Григорий Максимович Фомичев не забывал о Знаменском храме и в 1872 году финансировал строительство  трапезной с приделом освященным во имя Казанской иконы Божией матери. Высокая колокольня была пристроена к трапезной в 1887 году на средства сына В.М. Фомичева, потомственного почетного гражданина Алексея Васильевича Фомичева (1833-после 1890), унаследовавшего мальцебродовскую фабрику после смерти отца, ащеринскую после смерти дяди и основавшего собственное крупное шелкокрутильное производство в Коломне.





Миновали годы кровавой Революции, и в 1922 году вместо документов о благородных вкладчиках Амеревской церкви мы находим акты изъятия церковных ценностей из Знаменского храма.  С 1926 года село Амерево было отнесено к Щелковской волости. Комиссары насчитали в селе 58 крестьянских хозяйств, семь из которых были определены как «прочие», то есть «кулацкие». Проживало в селе в том году 343 человека. В одном из домов недалеко от школы был устроен Амеревский сельсовет.





Щёлковский карьер. Современная фотография.

Накануне Великой Отечественной войны, в 1940 году постановлением Щелковского исполкома здание храма было передано в ведение Мособлсовета «Общества содействия обороне, авиационному и химическому строительству» (ОСОАВИАХИМ). Церковь была практически уничтожена. Большевики срыли древнее прицерковное кладбище, уничтожили колокольню, а конфискованный цветной металл пошел на индустриализацию страны.  После войны поблизости от храма стал активно  разрабатываться богатый доломитом, песком, красной и голубой глиной Щёлковский карьер. К 1980 году взрывы доломита в карьере уничтожили последние остатки богатой росписи храмового интерьера.





Карьер, залитый водой и вид на  Знаменский храм. Фотография: А. Послыхалин, 2010 г.
После того как границы отведённые под разработку закончились, расширение границ карьера было приостановлено и карьер забросили.  Для рекультивации его заполнили водой, а разрушенный храм оказался на узком перешейке, окруженным водой с двух сторон. Храм стал восстанавливаться спустя почти 60 лет после его закрытия. В 1999 году он был возвращен верующим, а первая Божественная Литургия свершилась на руинах храма на праздник Рождества Пресвятой Богородицы в 2000 году. Настоятелями стали иереи Олег Атласов и  Александр Рождествин. 17 мая 2004 года над главным куполом церкви Знамения был водружен крест. В храме чудесным образом мироточат иконы Божией Матери Целительница и Неупиваемая чаша.


Сложно передать чувства, возникающие при приближении к Храму. Только подумать! Больше 400 лет над Амерево возвышается православный крест. Давно сгинула в вечности Золотая Орда и память о кровавой опричнине. Река забвения поглотила память о Смутном времени, о родах Безобразовых, Мезецких, Даниловых, Унковских, Косаговских, Ерофеевых, и Крутицких митрополитах владевших Амеревым. Миновали годы советской власти. И только храм Знамения в окружении высоченных двухсотлетних деревьев напоминает нам о вековых тайнах заповедного Амерева.

Историк-краевед А.Ю. Полыхалин.