02.03.2012

Замок-фабрика подмосковного "графа Дракулы": из истории Павлово-Посадского камвольного комбината

Прогуливаясь летом прошлого года по предместьям подмосковного Павловского Посада, мы не могли не обратить внимание на целый квартал колоссальных по своему размеру и величественности фабричных зданий конца XIX века постройки. Их жутковатый образ запал в память и даже преследовал во снах. Попытки найти в интернете историю этой фабрики успехом не увенчались. Пришлось по крупицам собирать данные по истории этого предприятия, которые сегодня  и представляю Вашему вниманию.

Одно из крупнейших впоследствии предприятий шерстяной промышленности России выросло из небольшой полукустарной фабрики, основанной в 1864 году в деревне Корнево Богородского уезда, в окрестностях Павловского Посада [1]. Ее основателем был оборотистый купец, уроженец села Саурово-Уполозы (сейчас Павлово-Посадского р-на Московской обл.) Петр Яковлевич Абрамов (ум. 1883). Первоначально производство специализировалось на выработке набивных хлопчатобумажных платков, имевших в те времена необычайно широкий спрос. Постепенно численность рабочих росла. Если в 1864 году на фабрике работало 45 набойщиков и ткачей, к 1869 году их число увеличилось до 72 наемных рабочих. В основном на предприятии работали жители окрестных деревень и сел. Местные жители шли на корневские фабрики неохотно. По этой причине к 1870 году численность рабочих на корневских фабриках существенно превышала число жителей деревни [2].


Иван Васильевич Щукин. Фотография 1870-е гг.

Окрестности города Павловский Посад (статус города село Павлово получило в 1844 году) славились множеством хлопчато-бумажных производств.  В одной деревне Корнево  кроме сравнительно небольшого предприятия Абрамова в те времена успешно функционировали еще две фабрики. Первое бумаго-ткацкое производство было основано в 1869 году купцом Финогеном Ивановичем Сидоровым. Второе, также бумаго-ткацкое предприятие было основано в 1856 году представителем известной династии текстильных фабрикантов Иваном Васильевичем Щукиным (1818-1890). Остановимся подробнее на истории этой текстильной мануфактуры. Получив внушительное наследство после кончины отца, Василия Петровича Щукина (1763-1836), с 1841 года И. В. Щукин развернул в Москве широкую торговлю мануфактурными товарами. Женившись на дочери крупного чаеторговца Петра Кононовича Боткина (1781-1853), Екатерине Петровне, Иван Васильевич породнился с семьей Третьяковых, оказался в родстве с художником и коллекционером И.С. Остроуховым  и поэтом А.А. Фетом. В 1856 году И.В. Щукин, войдя в первую купеческую гильдию, основал фабрику в Корневе и вошел в число учредителей и членов Комитета Московского Коммерческого банка.


В декабре 1878 года на основе Корневской бумаго-ткацкой мануфактуры был организован Торговый дом «И.В. Щукин с сыновьями» в правление которого наряду с Петром (1853-1912), Сергеем (1854-1936), Николаем (р. 1852), Владимиром, Дмитрием (1855-1932) и Иваном (1869-1908) Ивановичами Щукиными вошел уже известный нам Петр Яковлевич Абрамов, на плечи которого легло управление Корневской мануфактурой  ТД. «И.В. Щукина».

К 1879 году фабрики ТД «И.В.Щукина с сыновьями» и Торгового дома «Ф.И. Сидорова с сыновьями» (490 рабочих) обзаводятся собственными паровыми машинами.  На собственной фабрике П.Я. Абрамова в том же 1879 году работало 140 человек [2].  


В 1880 году Петр Яковлевич Абрамов вместе с сыном Иваном выкупают Корневскую мануфактуру Щукиных в свою собственность и производят ее слияние с собственным предприятием. С 1881 года престарелый Петр Яковлевич Абрамов отходит от дел, передав бразды правления своему сыну Ивану Петровичу Абрамову (ум. 1813), который энергично принимается за дело. Начинается широкая механизация и переоборудование фабрик на производство шерсти и шерстяных изделий. В том же 1881 году на базе объединенного предприятия было образовано «Товарищество И.П. Абрамова с сыновьями». Пущено производство было в 1882 году. За первый год  работы на фабрике было произведено 150.000 шерстяных платков. Годичная прибыль 1881-1882 года составила 319.500 рублей. Трудилось на предприятии в этот год 445 рабочих [3]. Не дождавшись счастья видеть результат преобразований фабрики сыном, учредитель предприятия Петр Яковлевич Абрамов скончался в 1883 году.


В 1882-1883 годах начинается масштабное строительство новых фабричных корпусов, составивших целый квартал зданий.  Горделивая величественность архитектуры краснокирпичных корпусов фабрики Товарищества в Корнево и в наши дни поражает туристов и случайных прохожих. Их строительство было закончено в  1892 году [4]. К 1884 году фабрика уже состояла из 11 зданий, в их числе двухэтажный ткацкий корпус, набивное, резервное, прессовое, отбельное отделение. Через девять лет, в 1892 году Иван Петрович покупает основанную в 1865 году платочно-набивную фабрику Торгового дома фирмы «К. и А. Штефко и А. Миронов» в Павловском Посаде *.

Храм Рождества Пресвятой Богородицы в Саурове-Уполозы. Фотография отсюда

В 1900 году на предприятии Торгового дома Абрамовых в Корневе трудилось 1253 рабочих, из них 935 на фабрике, а годичная сумма производства измерялась 1.100.000 рублей [5]. Наряду с купцами Щукиными, Алексеевыми (Станиславскими), И.П. Абрамов в это время жертвовал деньги на обустройство церкви Рождества Пресвятой Богородицы (1830 года постройки) в родном селе  его отца, - Саурово-Уполозы. Также как и большинство местных предпринимателей в 1900 году И.П. Абрамов был членом-жертвователем Богородского комитета Елизаветинского Благотворительного Общества…


Условия жизни рабочих на корневских предприятиях Сидоровых и Абрамовых были тяжелы:  текстильщики на всех фабриках ночевали на своих рабочих местах, на полу прямо в мастерских, рацион рабочих был беден, условия питания не соответствовали элементарным нормам гигиены. Несмотря на то, что при фабрике Абрамова была выделена одна комната-спальня с нарами, конечно, качественно на жизни рабочих это обстоятельство не сказывалось [2]. Многочисленные штрафы также снижали и без того невысокий  заработок рабочих.


Нет ничего удивительного в том, что 19 мая 1905 года  набойщики фабрики Абрамова при д. Корневе в числе 500 человек  прекратили работу, потребовав повышения расценок на результаты своего труда. Это была едва ли не первая забастовка во всем Павлово-Посадском регионе. Окружной комитет РСДРП выпустил листовку с обращением к текстильщикам предприятия Абрамова. Срочные меры, принятые со стороны Московского губернского жандармского управления привели к тому, что  23 мая бастовавшие снова приступили к работе не добившись повышения расценок. Конечно, дни забастовки не были оплачены рабочим. История умалчивает о том, были ли наложены на них штрафы за простой [6]. Такая мобильность уездной власти в решении проблем «фабричной аристократии» в частности объяснялась и тем, что хозяин фабрики в том же 1905 году кроме прочих регалий был уполномоченным городского самоуправления Павловского Посада.


Конечно, такие напряженные отношения между фабрикантом и рабочими не могли окончится «так запросто».  15 февраля 1907 года на Корневской фабрике Ивана Петровича Абрамова снова началась забастовка. Администрация фабрики на этот раз пошла на уступки и, наконец, прибавила заработок бастовавшим на 5% [7].  
Около 1904 года при фабрике Абрамова был открыт врачебный пункт. В 1907-1910 годах фабричный врач Абрамовской фабрики И.М. Шапошников в журнале «Сведения о заразных болезнях и санитарно-врачебной организации Московской губернии» опубликовал результаты своего обследования состояния рабочих фабрики Абрамова в Корневе, тактично умолчав о названии предприятия [8]. Результаты этого обследования ужаснули общественность. Условия жизни и труда рабочих были признаны ужасающими и совершенно не соответствующими масштабам производства. Более 5% всех рабочих страдали туберкулезом. Значительная часть рабочих была лишена возможности обзавестись семьей, не имея средств к ее содержанию. Расходы семейного рабочего на питание, включая напитки (чай, кофе и т.п.), согласно материалам обследования, составляли 56,9%, а без расходов на чай и т.п. - 44,9% заработной платы. Весьма показателен в этом отношении высокий уровень алкоголизма среди рабочих: «всех пьющих среди мужчин 752 (86,7%); пивших, но бросивших пить, 17 (1,6%); совсем не пивших и не пьющих 101 (11,7%)» [9, 10]. 

 
«Бумаго-ткацкая и резиново-ленточная фабрика Ф. А. Сидорова» Торгового дома «Финогена Сидорова с сыновьями»** в 1900 году были разделено между наследниками Ф.И. Сидорова вскоре стали «лёгкой добычей» предприимчивого и энергичного Ивана Петровича. В 1908 году обе фабрики были им куплены и влились в Товарищество И.П. Абрамова с сыновьями. Можно представить себе, что чувствовали почти 300 рабочих сидоровских фабрик при этом слиянии…  От себя отмечу, что в период 1900-1910 годов такое отношение к рабочим, которое демонстрировал фабрикант, не было характерно для фабрикантов Богородского уезда «новой поры». Повсеместно строились школы, больницы, казармы –общежития для рабочих уже не с нарами, а кроватями, уже не с общими помещениями, а с комнатами для семейных. Так было и в Богородске (Ногинске) и Купавне, и Щёлкове, а ближе к Москве, в Реутове уже и детский сад для детей рабочих был открыт. 
 
Сложно сказать, кем же на самом деле был Иван Петрович – «редкостным зверем», действия которого в отношении пролетариата в итоге и привели к 1917 году или человеком, очевидно обеспечившим «прорыв» и выход его предприятия на передовые позиции в производстве шерсти  в 1892-1900 годах, подмосковным графам Дракулой, пившим кровь своих рабочих в своем замке-фабрике или успешным, бережливым и предприимчивым фабрикантом… Впрочем, одно – другому, как известно, не мешает

 Решение социального фопроса: тюрьма или фабрика. Открытка. Нач. ХХ века.

…Но продолжим. Есть мнение о том, что  Иван Петрович Абрамов построил школу в своей родовой деревне Саурово-Уполозы. Но по сохранившимся документам церковно-приходская школа в сельце Уполозы при храме Рождества Пресвятой Богородицы была открыта около 1890 года при попечительстве местного купца П. Шевелкина [11]. К 1899 году попечительствовал над этой школой перешло к купцу Е.И. Шевелкину. Законоучителем  на протяжении 10 лет оставался местный священник Николай Соколов [12]. Об участии Абрамова в создании школы в доступных мне документах – ни слова. В 1904 году прозорливый Иван Петрович пожертвовал крупную сумму на содержание земских училищ Богородского уезда, благодаря чему в официальном издании был назван «выдающимся жертвователем», но его участие в деле народного образования, тем, кажется, и ограничилось.

Церковь Екатерины Великомученицы в Алапаевске. Фотография отсюда.

В 1913 году было образовано Полное паевое Товарищество И.П. Абрамова с сыновьями со сравнительно небольшим основным капиталом всего в 500.000 рублей. Несмотря на это обстоятельство, советские исследователи текстильной промышленности России на период 1913-1916 годов однозначно относили завод Абрамовых к ведущим предприятиям шерстоткацкой промышленности России [9].  После кончины Ивана Петровича в 1913 году во главе дела встали его сыновья Николай и Константин, которые в 1914 году увеличили капитал Товарищества до более реалистичной суммы в 4.000.000 рублей. В 1914 товарищество владело ткацким (с шерстяным и шелковым производствами), красильным и платочно-набивным предприятиями в Корневе с 1682 рабочими. Фирма  по-прежнему специализировалась на изготовлении доходных шерстяных платков и шалей. Годовой оборот успешного текстильного предприятия составлял большую сумму в  три миллиона рублей [4]. Предприятие вело крупнооптовую торговлю в Москве, Харькове, Варшаве, Ростове-на-Дону, Нижнем Новгороде, а также в странах ближнего и среднего Востока.
По всей видимости, братья собирались расширить сферу применения их капитала, выйдя за рамки текстильной промышленности. Между 1910 и 1912 годами на средства Николая Ивановича и Константина Ивановича Абрамовых  в далеком городе Алапаевске была построена каменная церковь, освященная во имя Святой Великомученицы Екатерины. Храм был освящен в 1915 году.
Во время Первой мировой войны, в 1915 году, для армии на Корневском заводе Абрамовых было налажено производство гигиенических салфеток, шерстяных покрывал для солдат, муслина.

Постановлением ВСНХ в декабре 1918 фабрика Товарищества Абрамова с сыновьями была национализирована также как и фабрика Русско-французского акционерного общества, (о ней писал тут).

Шли годы. С 1931 года фабрика получила название Ленской [13], а вместе со вводом в эксплуатацию прядильного корпуса стала комбинатом.
С 1964 года на предприятии были размещены заказы  Министерства обороны на производство полушерстяных тканей.

 Ордена Красной звезды Камвольный комбинат. Открытка 1969 г.


 Детский сад Камвольного комбината. Открытка 1969 г.

В 1968 году была опубликована серия открыток с видом комбината и детского сада при нем. 


В наши дни правопреемником фабрики является "Павловопосадский Камвольщик", продолжающий текстильное производство.

 А. Послыхалин © 2012 Прошу при цитировании указывать сайт trojza.blogspot.com

Примечания:
* Платочно-набивная фабрика Торгового дома фирмы «К. и А. Штефко и А. Миронов» в 1882 году изготовила 400.000 штук разных платков на 358.354 руб. при 343 человек рабочих и 136 рабочих, находящихся вне заведения на стороне.

** В 1882 году Бумаго-ткацкая и резиново-ленточная фабрика Ф. А. Сидорова в год производила 46.000 кусков бумажных тканей и 14.000 кусков резиновых лент. Годичная прибыль в том же году составляла 98.899 рублей при числе рабочих до 102 человек.

В 1890 году фабрика Торгового Дома Финогена Сидорова с сыновьями насчитывала 370 рабочих.

В 1900 году предприятие было разделено между наследниками при сохранении Торгового дома. На фабрике Кузьмы Финогеновича Сидорова работало 193 рабочих, из них 43 на предприятии, 145 тыс. руб., а на фабрике Ивана Финогеновича Сидорова — 96 рабочих, 312 тыс. руб. Водарский Я.Е. Промышленные селения центральной России в период генезиса и развития капитализма. М., 1972. С. 92. Ср.: Шрамченко А. Справочная книжка Московской губернии. М., 1890. Ср.: И.А. Сидорова – 96 раб, 312 тыс. руб; Ф.А. Сидорова – 92 раб, 114 тыс. руб; Водарский Я.Е. Промышленные селения центральной России. М., 1972шерстоткацкая, отбельно-красильная Абрамова И.П. с сыновьями, дорнево, 1239 рабочих. Исторический архив. Вып.1. М., 1960. С. 87.



Исп. лит.:

1. Васильева В.А. Бюджеты рабочих прежде и теперь. М., 1965, с. 9, с.24.

2. Водарский Я.Е. Промышленные селения центральной России в период генезиса и развития капитализма. М., 1972. С. 92-94.

3. Токмаков И.Ф. Историко-статистическое и археологическое описание города Богородска (Московской губернии) с уездом и святынями. /Ситнов В. Вохонский край. Краеведческий калейдоскоп. №3. Павловский Посад, 2006. С. 66.

4. Барышников М.Н. Деловой мир России. Историко-биографический справочник. МПб.,  1998. С. 17. 

5. Чебарин А.С. Москва в революции 1905-1907 гг. М., 1955. С. 95/

6. Донесение No 6987 вр. и. д. начальника Московского губернского жандармского управления Соболева в Департамент полиции о стачке рабочих-набойщиков фабрики Абрамова в Богородском уезде. /Трусова Н.С. Революционное движение в России весной и летом 1905 года: Апрель-сентябрь. М., 1957. С. 324, 328.

7. Представление московского губернатора В. Ф. Джунковского московскому генерал-губернатору С. К. Гершельману о забастовке рабочих платочной фабрики Абрамова вблизи Павловского Посада, требующих повышения заработной платы No 837 Секретно./ Второй период революции, 1906-1907 годы: кн. 1-2. Январь-апрель 1906 года. М., 1963.С. 238.

8. Мстиславский П.С. Народное потребление при социализме. М., 1961, с. 139.

9. Васильева В.А. Бюджеты рабочих прежде и теперь. М., 1965. С.9, 24.

10. Шапошников И.М. Бюджет рабочих одной из фабрик Богородского уезда в связи с питанием и заболеваемостью // Сведения о заразных болезнях и санитарно-врачебной организации Московской губернии. М., 1910. № 1.

11. Справочная книжка Московской губернии. М. 1890. С. 61.

12. Памятная книжка Московской губернии. М., 1899. С. 22.
13. Знай и люби свой край. М. МГОНБ. 1984. с. 34 – 35.