07.08.2012

Следы фамилии Пельтцер в Крыму: собираем по крупицам

 Верхний Кастрополь Э.Н. Пельтцера. Южный фасад особняка. 

Совершенно случайно в одном из книжных магазинов Феодосии мы обнаружили любопытную книгу из серии «Старинные усадьбы Крыма». Отдельное издание посвящено забытым усадьбам Верхний и Нижний Кастрополь, располагавшимся на южном берегу Крыма. Каково же было наше удивление, когда, осматривая оглавление книги, мы увидели упоминание об Эдуарде Наполеоновиче Пельтцере (1837 - 1900), - в 1889 году вместе с братом Робертом (1846-1940) возглавившим  Товарищество Нарвской суконной мануфактуры после смерти их отца Наполеона Ивановича Пельтцер.


 Нарвская суконная мануфактура (быв. барона Штиглица). Открытка кон. XIX в.

В статье, озаглавленной «Верхний Кастрополь Э.Н. Пельтцера», автор книги, искусствовед и старший научный сотрудник Алупкинского музея-заповедника, Анна Абрамовна Галиченко пишет: «Примерно в конце 1890-х годов, не без посредничества Первушина, заброшенные сады и виноградники в верхней части Кастрополя, некогда принадлежавшие потомкам Ревелиоти, общей площадью 92 десятины 158 квадратных саженей перешли к московскому предпринимателю Эдуарду Наполеоновичу Пельтцеру (скончался в Алжире около 1917 года)» [1, с.165]. 

 Верстовка южного берега Крыма Военно-Топографического Депо, 1890 г. Усадьба Верхний Кастрополь выделеан красным цветом. 

Упоминается в статье и родной брат Эдуарда, - Александр Наполеонович Пельтцер (1852-?) в 1889-1890 годах в Подмосковье на берегу речки Лашутки построившего тот самый «Загадочный домик в подмосковном Литвинове», о котором я писал в своём журнале накануне отъезда в Крым. Упоминается и усадьба в Литвинове и даже С. И. Четвериков с Анискино: «Александру Наполеоновичу также принадлежала усадьба «Литвиново» в Богородском уезде Московской губернии. Он дружил с известным предпринимателем и фабрикантом Сергеем Ивановичем Четвериковым, владевшим усадьбой «Анискино» в том же Богородском уезде, и выдал за его сына Ивана дочь – Екатерину Александровну Пельтцер (1978-1962)» [1, с.166]. 

 Дом Александра Наполеоновича Пельтцер в Подмосковном Литвинове.
 
В статье указано, что Эдуард Наполеонович купил Верхний Кастрополь для своей второй супруги – Маргариты Юльевны Паскаль. Здесь на средства Э.Н. Пельтцера была построена благоустроенная вилла, окружённая миндальными и фруктовыми садами: «Кроме владельческого дома и совсем небольшого парка в усадьбе имелась бывшая больница, хозяйственные службы, винодельня, огород, табачная плантация и питомник. Самую значительную территорию занимал дровяной лес, целых 68 десятин. Наши представления о доме опираются на две трудно различимые фотографии и план здания. Судя по ним, одноэтажный объём с угловой башней и разновеликими окнами, за которыми скрывались шесть жилых помещений, очень напоминал южнобережные особняки архитектора Н.П. Краснова, построенные в стиле классицизирующего модерна. Выразительным акцентом на южном фасаде служили два огромных оконных проёма, а между ними окна-двери, которые через центральный холл выводили на просторную открытую террасу. Со стороны западного фасада к зданию примыкал настоящий классический портик с двумя колоннами посредине" [1, с.167].


План дома Эдуарда  Наполеоновича Пельтцер в Верхнем Кастрополе, 1923 год.

"Некоторое понятие о декоре здания и находившейся там ценной коллекции произведений искусства даёт опись имущества, произведённая во время национализации имения в январе 1921 года. В ней зафиксировано, что в доме, «у входа на закрытую террасу, справа и слева вделаны 2 мраморных барельефа». Первый из них – «Изображение битвы» с надписью; второй – «Изображение Страшного суда». Кроме того, в описи интерьеров перечислены: «2 большие старинные картины на дереве (складные) из трёх частей, неизвестных авторов», старая копия с полотна неизвестного автора «Дон Жуан в монашеском одеянии», а также другие картины, как подлинники, так и хорошие копии старых мастеров. Безусловную художественную ценность имел «портрет дофина Франции, будущего короля Людовика XIV“, снабжённый подписью знаменитого французского художника Гиацинта Риго» [1, с.167].

 Портрет Великого Дофина, художник: Гиацинт Риго (1659-1743), 1697 год.

В книге Н.В. Мурашовой указано, что «В 1900 году Эдуард Наполеонович перебрался на постоянное жительство в свое крымское имение Кастрополь Ялтинского уезда, а усадьбу Александровскую [под Санкт-Петербургом] вместе с 399 десятинами земли передал сыну Максимилиану Эдуардовичу Пельтцеру, который продолжил хозяйственную деятельность отца» [2].  

В  Кастрополе в 1906 году родился ещё один сын Эдуарда Наполеоновича – Сергей Эдуардович Пельтцер (1906-1988), крещённый в форосской церкви Вознесения Христова. Также в книге А.Галиченко указано: „Пельтцеры часто бывали в Алжире и даже имели там собственную виллу с красивым дворцом. В нём в настоящее время находится французское посольство“ [1, с. 169]. 

 Супругой Сергея Эдуардовича стала Людмила Сергеевна Кострицкая (1905-1990) – дочь зубного врача Никалая II, Сергея Сергеевича Кострицкого(1875-1944). В настоящее время в Париже живёт их сын Сергей Сергеевич Пельтцер (р.1932).


В то же время Нижний и Средний Кастрополи принадлежали инженеру-технологу Николаю Ивановичу Первушину и его брату Дмитрию, - владельцам хлопчатобумажных производств в г. Александров, которые приобрели имение в 1893 году у наследников Константина Карловича Толя – его вдовы Екатерины Николаевны и дочери Елены Константиновны [1, с.123]. Имение Первушиных использовалось как доходный курорт открытого типа — на территории имения было выстроено 8 дач, сдававшихся внаём. 

Но вернёмся к Верхнему Кастрополю...
Имение Эдуарда Пельтцер Верхний Кастрополь, располагавшееся на 14-й версте по шоссе из Севастополя до Ялты несколько раз упоминаются в путеводителе Крым 1914 года издания [3].  На странице 556 приведено следующее краткое описание имений: «За Кучук-Коем расположены три Кастрополя – Верхний, Средний и Нижний. Первый принадлежит Пельцеру [так в тексте – прим. trojza], Средний и Нижний – инженеру Н.И. Первушину. На 14-й версте от Байдарских ворот в имение отходит шоссе. У Первушиных сдаются комнаты с пансионом и небольшие отдельные дачи…» [3, с.556].
Кроме того, на странице 572 путеводителя мы встретили любопытное упоминание о том, что во 2-м районе города Алушты в 1914 году существовала дача некого Пельцера. Действительно, известно, например, что в августе 1912 года газета «Русская Ривьера» сообщала своим читателям о том, что на планировавшуюся постройку в Алуште  школы «повышенного типа» среди прочих жертвователей денежный вклад сделал и «Э. Пельтцер» - скорее всего всё тот же Эдуард Наполеонович. [Cм.].
Верхний Кастрополь был национализирован  в январе 1921 года. Вслед за ним, к 1923 году были национализированы Средний и Нижний Кастрополь. Здесь был устроен один из филиалов Дома отдыха Наркомата Просвещения. Дом Э.Н. Пельтцера в Верхнем Кастрополе был разрушен во время землетрясения в 1927 году.
В 1944 году Кастрополь вместе с прочими населёнными пунктами Крыма, название которых имело крымско-татарское происхождение, был переименован в Береговое. Впоследствии на месте имения Н.Первушина в Нижнем Кастрополе построен пансионат «Кастрополь».

Исп. лит.
1. Галиченко А.А. Кастрополь. Симферополь, 2011. 
2. Мурашова Н.В. Сто дворянских усадеб Санкт-Петербургской губернии. СПб., 2005, с.15.  
3.  Крым. Путеводитель. Симферополь, 1914. См. сс. 459, 464.