23.12.2012

"По родному краю": лекции краеведа А.А. Покровского по радио 1972-1973 гг.

Особое внимание в краеведческих беседах «нашего старейшего краеведа» - начинателя краеведения в Щёлковском крае, А.А. Покровского уделяется воспоминаниям местных старожилов различных сёл и деревень края. Известно, что к сбору краеведческой информации исследователь приступил около 1932 года.

Некоторым из старожилов на время сбора материала А.А. Покровским было по 80-90 лет, а, значит, они, пережив революцию 1917 года, раскулачивание и Гражданскую войну, были одними из последних хранителей интереснейших народных преданий, ныне уже стёртых из коллективной памяти местных жителей.
Многие их достопримечательностей и архитектурных памятников, упоминаемых краеведом не дошли до наших дней. В 1964 году было утрачено древнее каменное надгробие у деревни Мосальское. Около 1981 года  деревянная церковь Воскресения Христова (1680 г. постройки) из Фрянова была перевезена в г. Истра, где и пропала, в 1983 году в селе Душонове сгорела деревянная церковь Николая Чудотворца 1654 года постройки, а во Фрязине 27 октября 2008 года – дом Героя Советского Союза Ивана Ивановича Иванова,  да и сама усадьба Гребнево, уставшая стоять на краю гибели, вот-вот пересечёт точку невозврата…

Необходимо заметить, что многие данные, собранные А.А. Покровским пол века назад, в настоящее время уточнены и проверены. Некоторые из его интересных догадок нашли подтверждение, другие – были опровергнуты. Так или иначе, мнение А.А. Покровского безусловно интересно и как источник по истории становления краеведения Щёлковского района.

[В квадратных скобках] – уточнения и примечания А.Ю. Послыхалина (trojza).

Первая беседа
[Надпись от руки:] Дано 30 октября 1972 г. в радиовыпуске №116 Щёлковского радио. Подпись ответственного редактора.

Здравствуйте друзья!
Мне давно хотелось поделиться теми сведениями по родному краю, которые я собрал за сорок лет. Темой нашего сегодняшнего разговора будет Хомутовский тракт.
Наш [Щёлковский] район идёт от Медвежьих Озёр до Фрянова узкой полосой, а сам тракт начинается от Мытищ с очень давних пор [1]. Когда-то с Яузы на Клязьму был волок, там перетаскивали суда. Позже, в XIII-XIV веках там была построена мытная изба по сбору пошлин. Поэтому и стало называться это место Мытищами.
Далее идут Медвежьи Озёра. Они ледникового происхождения. Недалеко от них имеется Алмазово, Демидовское имение с церковью, которое зарегистрировано 1814-1819 годом.
Щёлково – это мануфактурный центр XVII века [2]. Далее идёт Гребнево как Центральная усадьба. Первая [каменная ] церковь там зарегистрирована в 1786 году. Её строил Ветров [3]. Вторую церковь, зарегистрированную в 1817 году, построил Воронихин [4]. Там есть арка, которая построена в честь изгнания  французов из Москвы в 1812-1823 годах. Имение в Гребневе принадлежало князьям и графам, последним владельцем был Голицын [5], затем имение переходило из рук в руки фабрикантам. Последним владельцем был врач Гриневский [6], который приехал из Польши и сделал там санаторий. А теперь в усадьбе – техникум [7].
Затем идёт Трубино. Здесь старейшая фабрика и церковь начала XVIII века. Каблуково. Там интересные курганы и церковь, построенная в 1785 году.

  "Арка, которая построена в честь изгнания  французов из Москвы в 1812-1823 годах". Фотография: Г.К. Лукомский, 1917 г.

Огниво [Огуднево]. Появление Огниво относится к 1813 году [8].
Душоново. Здесь имеется деревянная церковь, построенная в  в 1670 году, которая представляет большую редкость [9]. Рядом с ними имеется Громково, где есть остатки старого городища 1613 года [10].

  Церковь Всех Святых в Душонове (слева). Фотография: В. Фролов, 1982 г.

Бирлюки [так в тексте]. Это был когда-то монастырь, который был основан одним старцем в 1616 году, который бежал в леса от поляков. Позже там был построен большой монастырь, который сохранился до сих пор. Теперь там санаторий.
И последнее – это Фряново, которое стоит на нашем тракте. Там церковь зарегистрирована 1758 годом, есть деревянная часовня начала XVII века [видимо, имеется в виду церковь].
Сам Хомутовский тракт зарегистрирован в 1380 году, позже при Иване III в XIV веке тракт был окопан канавами, до сих пор следы их можно проследить от самого Щёлкова до Фрянова местами. Позже этот тракт стал называться Стромынским [11].
В настоящее время Фряново и Щёлково соединены хорошим шоссе, ходят автобусы от Фрянова через Щёлково до Москвы.
Вы слушали выступление Александра Алексеевича Покровского, краеведа.

Примечания к 1-й беседе
[1] Первое упоминание Хомутовской дороги в этих местах относится к меновой и жалованной грамоте Дмитрия Донского 1380—1382 годов. Вопрос о начале Хомутовской дороги до сих пор не решён. По авторитетному мнению историка и археолога С.З. Чернова: «Хомутовская дорога - одна трёх переславских дорог, существовавших в XV-XVII вв. Она отделялась от Стромынской дороги в районе с. Черкизово в Москве и вела через д. Абрамцево и с. Оболдино на с. Хомутово на р. Клязьме, по которому и получила название» [Культура средневековой Москвы: исторические ландшафты. Т.2. Чернов С.З. Домен московских князей в городских станах, 1271-1505 годы. М., 2005, с.83]. По другим данным, Хомутовская дорога была ответвлением Стромынской дороги, связывавшем её со Старым Переславским (Троицким) трактом. Дорога ответвлялась от Стромынки у Гольяново и затем, через Абрамцево, Оболдино, Супонево и Красниково, приводившем путника к переправе через Клязьму у села Старое Хомутово (ныне в границах г.п. Щёлково).  В 1852 году, знаток Подмосковья Карл Нистрем указывал, что Хомутовская дорога от села Хомутово проходила через деревню Набережную, Новосёлки (Егорьевское тож), Сабурово, Протасьево и Петрищи, заканчиваясь в деревне Пареево (ныне Старопареево). На карте Богородского уезда 1870-х годов составления было указано, что старая Хомутовская дорога после села Хомутово, проходя через деревни Набережная, Сабурово, село Богослово и д. Орлово, заканчивалась в селе Петровском. В 1897 году было открыто движение по дороге, названной «Новохомутовским трактом», т.е. по современному Фряновскому шоссе, а старая дорога была заброшена.

[2] Спорное утверждение. Документально известно о мелких надомных крестьянских текстильных мануфактурах в Щёлкове лишь с 8 декабря  1769 года.

[3] С 1786 по 1791 год в селе Гребневе на средства Г.И. Бибикова по проекту подпоручика архитектуры Ивана Ивановича Ветрова (Иоганн Ветер; ум. после 1795) был возведён сохранившийся до наших дней каменный храм Гребневской иконы Божией Матери.

[4] Каменная церковь, освящённая в конце 1823 года во имя св. Николая Чудотворца была возведена в селе Гребнево к осени 1822 года [Полное собрание резолюций Филарета, митрополита Московского : С прил. портрета / С предисл. и примеч. проф. И.Н. Корсунского и протопресвитера Моск. Большого усп. собора В.С. Маркова. Т. 1. 1903. Д. №548, с. 281]. Авторство архитектора Андрея Никифоровича Воронихина (1759-1814) предполагается, но не подтверждено документально.

[5] Сергей Михайлович Голицын (1774-1859).

[6] Александр Александрович Гриневский (1828-1925).

[7] Щёлковский электровакуумный техникум находился в зданиях усадьбы Гребнево с 1946 по 1976 г.

[8] Утверждение А.А. Покровского базируется на местных преданиях и не подтверждается документально (см. прим. 10 ко второй беседе).

[9] Деревянная церковь Св. Николая Чудотворца в селе Душонове была построена в 1654 году [Холмогоровы В. и Г. Исторические материалы о церквях и сёлах  XVI-XVIII ст. Вып.5. М., 1887, с. 128] и перестроена в 1816-1820 гг. Здание типа восьмерик на четверике с трапезной, с декором в духе классицизма. Переосвящена во Всехсвятскую в середине XIX века после постройки каменной (осв. 1852). Сгорела ок. 1983 г.

Церковь Всех Святых в Душонове. Фотография: В. Фролов, 1982 г.
[10] Дата сомнительна. Громковское селище, раскопанное Е.И. Диковым в 1960 – 1962 г г. датируется археологами XI-XIII [Археологическая карта России. Московская область. Ч.1.  Под ред. Ю.А. Краснова. М., 1994. № 682, с. 234].

[11] Ошибка. Хомутовка и Стромынка – две разные дороги с разными местами пролегания.


Вторая беседа
[Надпись от руки:] Дано в радиовыпуске за 13 ноября 1972 г. Подпись ответственного редактора.

Сейчас мы предлагаем вашему вниманию выступление краеведа Александра Алексеевича Покровского. Он продолжит свой рассказ о прошлом нашего района. Передаём ему микрофон. Пожалуйста, Александр Алексеевич.
- Итак, продолжим разговор по истории нашего района. Начнем с окраины Фряново. Заселение Фряново, видимо, давнее, так как уже в начале XVII века здесь был построен деревянный храм, который сохранился поныне [1].

Деревянная церковь Воскресения Христова во Фрянове. Фотография ок. 1980 г.

Но вот фабрика имеет интересную историю, о которой повествует Сытин (стр. 266).
Привожу выдержку. «В середине XVII века из Персии в Россию на постоянное жительство приехал богатый человек Лазарев. Приняв русское подданство, он в Москве выстроил суконную фабрику и за отличное качество сукна Екатерина II возвела его род в дворянство» [3].
После этого он покупает землю во Фрянове и переводит туда фабрику. Умер он в начале XIX века [4] и по его завещанию его брат строит в Москве церковь для армян и школу, которая теперь превратилась в институт Востоковедения.
В 1918 году там был склад оружия большевиков. Фабричные корпуса, построенные Лазаревым, сохранились. Сейчас в них размещено камвольно-прядильное производство и работают фряновские прядильщики [5].
Фряново - это особый мирок. Жители Фряново радушные, гостеприимные.  Очень честные и трудолюбивые и страшно любят своё Фряново и гордятся им. Приезжайте и посмотрите. С каждым годом растёт и хорошеет Фряновский посёлок.
Заслуживает внимания по близости от Фрянова деревня Рязанцы. Давний житель Рязанцев Илья Петрович Морозов, прожив 84 года, всегда говорил: «ведь мы же рязанские». В своей статье архитектор Баев [6] утверждает, что деревня Рязанцы – это ни что иное, как поселение беженцев из старой Рязани, как известно разграбленной и разрушенной Батыем в декабре 1237 года. Люди сбежали в леса, чтоб укрыться от лютой смерти. Так вот жители деревни Рязанцы и есть прямые потомки Рязани [7].
Далее по шоссе будет селение Масальское. На окраине этой деревушки в 1964 году была обнаружена надгробная плита, которую по неведению жители уничтожили на фундамент. Осталась только её фотография, да кусочек, взятый фотографом в 1964 году. По всей вероятности это захоронение князя Масальского [8].
Ближе к Огудневу в сторону от шоссе, где дорога поворачивает влево от дорожного управления участком в расстоянии двух километров расположено старое село Душоново. Оно интересно двумя церквями, одна деревянная Петровская и каменная XVIII века [9].
Продвигаясь далее к городу Щёлково по шоссе, надо посмотреть место, где была до нашествия французов деревня Богоявленское.
В ней жили ссыльные, провинившиеся крепостные из Москвы. Они жгли уголь, доставляя его в Москву по церквям.
Вот что рассказывает об этом жена дорожного рабочего по шоссе Ямал Олиева 89 лет в 1964 году.
-Мы приехали в Щёлково на строительство шоссе Щёлково-Фряново и стали работать на дорожном участке Огнево [Огуднево]. Жили в бараках. А из деревни Огнево к нам ходил старичок девяноста лет и сказывал, что прежде они жили в Богоявленском.
Когда прогнали французов, наши повезли уголь в Москву и заразились чумой. И стали в деревне умирать. Сообщили в Москву и оттуда пришли солдаты. Нас выгнали, раздели и всё сожгли. И деревню. Нас одели в арестантское, всем выкопали землянки на новом месте.
И весь лес вокруг землянок огневали. С тех пор и называется наша деревня Огневка. Вот так возникло Огуднево [10].
Послушатей информацию ГАИ.
На этом заканчиваем нашу передачу.
До свидания, товарищи!

Примечания ко 2-й беседе
[1] Первая деревянная церковь Воскресения Христова была построена во Фрянове в 1680 году [Холмогоровы В. и Г. Исторические материалы о церквях и сёлах  XVI-XVIII ст. Вып.5. М., 1887, с. 157]. 
 Деревянная церковь Воскресения Христова во Фрянове. Фотография ок. 1981 г.
[2] Согласно Постановлению Совета министров РСФСР от 24 января 1980 г. №54 «О мерах по улучшению охраны, реставрации и использования памятников истории и культуры в свете закона СССР и закона РСФСР об охране и использовании памятников истории и культуры» началось планомерное выявление и паспортизация памятников деревянного зодчества. Постановлением, в отдельных случаях предписывался  «перенос памятников в перспективные населенные пункты или в историко-архитектурные и этнографические музеи-заповедники» [С изм. и доп., внесенными Постановлениями Совмина РСФСР от 30.11.1983 N 529 - СП РСФСР, 1984, N 3, ст. 20;от 27.08.1984 N 373).].Около 1981 года, обследованная специалистами объединения «Росреставрация», деревянная церковь была признана ценным памятником деревянного зодчества. В начале 1970-х годов при Московском областном краеведческом музее (с 1991 года – «Историко-архитектурный и историко-художественный музей «Новый Иерусалим»), расположенном в г. Истра на территории, прилегавшей к Ново-Иерусалимскому монастырю начал создаваться Архитектурно-этнографический музей под открытым небом, посвященный памятникам русского деревянного зодчества. Фряновский храм был  разобран, перевезен, но  грянувшие 90-е годы помешали сбору памятника на новом месте, что, в итоге, и привело к его окончательной утрате.  

[3] Из какой книги взята цитата не установлена. Лазарь Назарович Лазарев (1700-1782) приехал в Россию в 1749 году. В 1758 году он приобрёл существовавшую с 1722 года во Фрянове шелкоткацкую фабрику Захария Игнатьевича Шеримана. Потомственное российское дворянство Л.Н. Лазарев получил в 1774 году.

[4] Сын Л.Н. Лазарева, Иван Лазаревич Лазарев скончался в 1801 году, передав управление фабрикой своему младшему брату Екиму Лазаревичу Лазареву (1743-1826).

[5] Сохранился лишь один из фабричных корпусов, построенный в в период 1826-1835 годов следующими после Лазаревых владельцами фряновской шелкоткацкой фабрики – купцами-братьями Николаем и Павлом Назаровичами Рогожиными. В наши дни (2012) в этом здании располагается Клуб. Корпуса камвольно-прядильной фабрики были построены с 1896 по 1909 на средства фабрикантов Залогиных.

[6] Михаил Сергеевич Баев (1902—1979).

[7] Весьма сомнительное утверждение. Древнее название села – «Резанцы», через «е», возникшее на месте пустоши «Резаново» и отражённое в исторических источниках и картах Генерального межевания XVIII века, по всей видимости, восходит к фамилии московских дворян Резановых - Резанцовых, на поместном праве владевших пустошью на месте будущего села в середине XVI века. Название села впервые начинает писаться как «Рязанцы» в 1840-1844 годах, что отражено на военно-топографической карте Фёдора Фёдоровича Шуберта (1789-1865).

[8] Фотография не обнаружена.

[9] Точно неясно, почему краевед называет деревянную церковь Св. Николая Чудотворца в селе Душонове «Петровской» (= «петровского времени»?). В первой беседе он приводит дату её основания как  1670.

[10] История о существовании села Богоявленского неподалёку от Огуднево, не подтверждаемая  историческими источниками и картами, является интереснейшим образцом народного фольклора. Рассказ старожила можно понимать и как указание на то, что жители некого села Богоявленского, находившегося в совсем других местах, могли быть переселены в Огуднево после некой эпидемии. Интересна и «народная этимология» Огуднево-Огниво-Огневка. Впервые Огуднево как «деревня Обутнево» упоминается в Писцовой книге Тимофея Хлопова со товарищи в 1584-1586 гг. [Калачов Н.В. Писцовые книги Московского государства XVI века. Отд. I. СПб. 1872, с. 275], затем, как «Огуднева» – в документах Генерального межевания от 11 августа 1768 года. [Кусов В.С. Земли Московской губернии в XVIII веке. Т. I. М. 2004, Богородский уезд, № 125].

Окончание здесь.

А. Послыхалин, 2012. При использовании материала обязательна ссылка на trojza.blogspot.com.