16.01.2013

В поисках одноглавого орла: парадный вход "Царицыных палат" Саввино-Сторожевского монастыря 1652-1654 гг.


В дореволюционных изданиях посвящённых истории Саввино-Сторожевского монастыря и его строений так называемым "Царицыным палатам" 1652-1654 гг. постройки обычно уделяется не более абзаца, а основное внимание исследователей занимает расположенный на противоположной, западной стороне соборной площади монастыря с Собором Рождества Пресвятой Богородицы, двухэтажный каменный дворец царя Алексея Михайловича, почти весь первый этаж которого в наше посещение был отдан под торговлю сувенирной продукцией.


Мало того в наиболее распространённом историческом описании строений монастыря С. Смирнова 1846 и 1877 годов издания [1], "Царицыны палаты" под таким наименованием и вовсе не упоминаются. Да и мы, впрочем, планируя поездку, считали посещение именно царского дворца как редчайшей сохранившейся гражданской постройки XVII века, - главной своей целью...

 Соборная площадь Савиино-Сторожевского монастыря. Фото: А. Послыхалин, 2009 г.

Тем не менее, ещё в  1966 году историк искусства, член Общества изучения русской усадьбы доктор искусствоведения Михаил Андреевич Ильин (1903-1981) писал: "Напротив расположенные одноэтажные Царицыны палаты меньше по размеру, чем царский дворец. Однако их крыльцо, крытое шатром, утверждённое на пузатых колонках, как и наличники окон и портал по качеству исполнения и прорисовке деталей несомненно выше дворца Алексея Михайловича" [4]. А в изданиях последнего времени оные палаты описываются и как  "одни из наиболее хорошо сохранившихся памятников гражданского зодчества XVII века" (2006) и как "имеющие эталонное значение для истории мировой культуры" (2001)...

  Царицыны палаты. Фото: А. Послыхалин, 2009 г.

История, кажется, расставила всё "на свои места". Если во дворце царя бойко торгуют сувенирами, в куда более интересных, Царицыных палатах располагаются экспозиционные площади Звенигородского историко-архитектурного музея-заповедника.

Общий вид Саввино-Сторожевского монастыря. Книжная гравюра, 1846 г. 
Немного истории... "Царицыны палаты" были построены на территории монастыря для первой супруги особо покровительствовавшего монастырю царя Алексея Михайловича (1629-1676) царицы Марии Ильиничны Милославской (1624-1669) в середине XVII века, после посещения царской четой монастыря 16 января 1652 года

  Вешний поезд царицы на богомолье при царе Алексее Михайловиче. Худ.: Шварц В.Г., 1868.

Царица Мария Ильинична родила 13 детей, среди которых царевна Софья, будущие цари Федор и Иван V. В переписных монастырских книгах значится, что царь иногда долго живал в Саввине монастыре со всем своим семейством, с супругой, со своими сёстрами и дочерями.

 http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/1//59/640/59640656_KiyskiyKrest_detail01.jpg
 Изображение царицы Марии Ильиничны на иконе "Кийский крест"

В XVIII веке, в 1740 году в палатах останавливалась будущая императрица Елизавета Петровна, посетившая монастырь и в 1749 году. В 1762 и 1775 году здесь останавливалась императрица Екатерина II [1]. В 1812 году (с 31 августа до 15 октября)  монастырь был занят французскими солдатами корпуса Евгения Богарне, которые разместились в том числе и в Царицыных палатах.


Царицыны палаты. Фото: А. Послыхалин, 2009 г.

В издании 1846 года об этом здании говорится следующим образом: "На восточной стороне монастыря находится одноэтажное каменное здание, имеющее в длину 25, а в ширину 5 сажен. теперь в этом здании расположены братские келлии Прежде оно было о двух этажах, и по описанию, составленному в 1776 году, имело такой вид: "От полуденной по восточной стороне монастыря на жилых каменных покоях большой деревянный Архимандрический дом. Он построен при владении Государыни Императрицы Елисаветы Петровны Архимандритом Гедеоном, который был несколько времени придворным проповедником, и напоследок скончался Епископом во Пскове. Сей корпус ныне называется дворцом, служащим для приезду императорских фамилий. Он обит тёсом и выкрашен желтою краскою; архитектуры хорошей и придающей монастырю вид великолепия" [2]. Резному парадному входу, который является несомненным украшением здания, в этом издании не было уделено должного внимания...

Царицыны палаты. Фото: А. Послыхалин, 2009 г.


Впервые упоминание резного каменного входа встречается лишь в анонимном издании 1893 года, в котором "царицыны палаты" в этом наименовании также, впрочем, не упоминаются: "В связи с этим [хозяйственным зданием] тянется по восточной стороне одноэтажное здание, вмещающее  в себе братскую трапезу, кухню и 2-3 кельи, с парадным входом строго-сохранённого старинного стиля. Прежде это были двухэтажные деревянные чертоги царицы Марии Ильиничны, но с 1828 г. верхний этаж за ветхостью снят. В них останавливались Высочайшие посетительницы обители: Императрицы Елизавета Петровна и Екатерина II" [2]. В том же издании была опубликована и гравюра, на которой можно рассмотреть парадный вход и фасад Царицыных палат.

Гравюра из издания 1893 года.
В период с 1882 по 1891 г. палаты и таинственный "парадный вход старинного стиля" привлекли внимание патриарха российской архитектурной фотографии, Ивана Фёдоровича Барщевского (1851-1948), запечатлившего их на своих бесценных стеклянных пластинках.

http://www.temples.ru/library/000300/0712b.jpgЦарицыны палаты в Саввино-Сторожевском монастыре Московской губернии. [По Каталогу Барщевского N 712]. 1882-1891 годы. Отсюда.
 Царицыны палаты. Фото: А. Послыхалин, 2009 г.


Шатровое парадное крыльцо украшено толстыми кувшинообразными колоннами, представляющими собой образец живописной красоты и нарядности, присущей русской архитектуре XVII века. 

Шатровое парадное крыльцо Царицыных палат.  Фото: А. Послыхалин, 2009 г.

Шатровое парадное крыльцо Царицыных палат.  Фото: А. Послыхалин, 2009 г.

Особенного внимания, несомненно, заслуживает редкой красоты оформление входного портала в сами палаты.


 http://www.temples.ru/library/000300/0713b.jpg
Дверь Царицыных палат в Саввино-Сторожевском монастыре Московской губернии. [По Каталогу Барщевского N 713]. 1882-1891 годы. Отсюда.

 Шатровое парадное крыльцо Царицыных палат.  Фото: А. Послыхалин, 2009 г.
 
Не трудно заметить, что, судя по фотографиям Барщевского, в конце XIX века резные рельефы портала были раскрашены.
  Портал парадного крыльца Царицыных палат.  Фото: А. Послыхалин, 2009 г.

  Портал парадного крыльца Царицыных палат.  Фото: А. Послыхалин, 2009 г.

По сторонам портал оформлен двумя двуглавыми орлами, тогда как в центре его украшает резной рельеф одноглавого орла. Присмотримся повнимательнее...


Портал парадного крыльца Царицыных палат.  Фото: А. Послыхалин, 2009 г.

В статье В.А. Кондрашиной 1991 года было указано: "Главный вход украшен уникальным белокаменным резным порталом с одноглавым орлом в центре, заставляющим вспомнить о литовско-польском происхождении рода Милославских, и двуглавыми орлами — русскими гербами — по сторонам".
 Фрагмент резьбы портала парадного крыльца Царицыных палат.  

Объяснение, несомненно, интересное и заслуживающее внимания. Царица Мария Ильинична происходила от рода происходящий, по сказаниям родословцев XVII века, от литовского выходца Милослава Сигизмундовича, прибывшего в Москву в 1390 году в свите Софии Витовтовны, невесты великого князя московского Василия I Дмитриевича. Его внук, Терентий Фёдорович Корсаков первым стал писаться Милославским. Нередко отмечается, что  в XV-XVI веках Милославские, будучи рындами и дьяками, не занимали сколько-нибудь выдающихся должностей, разве что отец царицы, Илья Данилович († в 1668 г.), был стольником, наместником медынским, посланником в Константинополе (1643) и Голландии (1648), боярином.


"Незнатность" рода царицы "не вяжется" с увековечением её "литовского происхождения" в оформлении парадного входа царицыных палат  Саввино-Сторожевского монастыря. К тому же сохранилось ещё одно немаловажное свидетельство, о том, что сам царь Алексей Михайлович не проявлял уважения к своему тестю, прилюдно называя его «Ильёй, не тестем».Зачем же, в таком случае, царю, на средства которого возводились палаты, либо царице было лишний раз подчёркивать своё происхождение, увековечивая память о нём в камне?

  Фрагмент резьбы портала парадного крыльца Царицыных палат.  

Наше сомнение в версии В.А. Кондрашиной обосновано ещё одним обстоятельством. Определение "польско-литовского" происхождения царицы не совсем корректно, поскольку существуют сведения о польском роде Милославских, получивших своё имя от имения Милослав на Гнезненском Поозёрье Познанского воеводства и происходящих от рыцаря петра из Милослава, служившего в войсках князя литовского Витольда и воевавшего с татарами в 1399 году. Этот род, носивший польский герб Долива, и не имеющий отношения к предкам Марии Ильиничны угас в середине XVI века [См.].

 File:Lithuanian coat of arms Vytis. 16th century.jpg
 Герб Великого княжества Литовского XVI в.

Не имея отношения ни к гербу Долива, ни к старинному  гербу Литвы, наш одноглавый орёл не имеет отношения и к гербу Речи Посполитой, возникшей в 1569 году, и, таким образом, никак не связанной с родоначальником русских Милославских.

 http://ukrmap.su/program2009/wh8/r_8/1.jpg
 Герб Речи Посполитой.

 http://bse.sci-lib.com/pictures/04/06/212681241.jpg
Герб первой польской княжеской и королевской династии Пястов.


К тому же на древнем гербе Польши, к которому при определённых допущениях, мог бы восходить изображение одноголового орла из Саввина монастыря, его голова повёрнута в противоположную, левую сторону, что немаловажно в геральдике.




Таким образом загадка одноголового орла с портала Царицыных палат Саввинского монастыря всё ещё пополняет копилку тайн Подмосковья.

Фрагмент резьбы портала парадного крыльца Царицыных палат.  


По описанию В.А. Кондрашиной, Царицыны палаты представляют собой выходящую фасадом на соборную площадь нарядную бело-красную одноэтажную постройку из большемерного кирпича, стоящую на склоне холма и имеющую со стороны крепостной стены полных два этажа.

  Фрагмент резьбы портала парадного крыльца Царицыных палат. 

 Фрагмент резьбы портала парадного крыльца Царицыных палат. 

Царица.
 
Деление фасада напоминает трехоконные деревянные клети. В центральной части располагались покои царицы. Для удобства царицы палаты соединили переходом с соседней надвратной церковью.

 Восстановленные реставраторами на XVII век интерьеры палат разделены на три части с отдельными входами. Каждая часть состоит из сеней с примыкающими к ним комнатами.



План Царицыных палат Звенигородского историко-архитектурного музея-заповедника. Прорись: А.Ю. Послыхалин.


Вдоль всего здания с востока проходит коридор, предназначенный для хозяйственных целей.В XVIII веке в палатах размещались кельи архимандрита, в XIX столетии — братская трапезная. Здание лишилось деревянного этажа, было перепланировано, окна были растесаны.

Царицыны палаты. Фото: А. Послыхалин, 2009 г.


В настоящее время в Царицыных палатах располагаются экспозиции и выставки Звенигородского историко-архитектурного и художественного музея. В северной части на основании письменных источников и аналогий восстановлены интерьеры боярских покоев с включением артефактов эпохи: предметов мебели, посуды, тканей, женских украшений XVII века.

При использовании материала обязательна ссылка на trojza.blogspot.com.

Литература: 

1.Смирнов С. Историческое описание Саввино-Сторожевского монастыря. М., 1877.
2. Саввино-Сторожевский монастырь близь Звенигорода. М., 1893. С. 118.
3. Смирнов С. Историческое описание Саввино-Сторожевского монастыря. М., 1846, с. 50-51.
4. Ильин М.А. Подмосковье. М., 1966, с.
5. Кондрашина В.А. Источники для научной реконструкции древнерусских жилых интерьеров в Царицыных палатах Саввино-Сторожевского монастыря//  Тезисы научной конференции «Звенигород. Проблемы изучения истории и культуры». — М., 1991. С. 14–17.
6. Бочков в.Н. "Легенды" о выезде дворянских родов. /  Археографический ежегодник за 1969 г., М., 1971.