20.09.2013

Удивительные хитросплетения судеб: фабриканты Четвериковы и Пельтцеры в эмиграции

После революции 1917 года и национализации Городищенской суконной мануфактуры (ныне п. Свердловский Щёлковского р-на Подмосковья) в 1918 году, через Сибирь и Харбин в Польшу эмигрировал Иван Сергеевич Четвериков (1875-1945) - сын председателя Правления фабрики Сергея Ивановича Четверикова (1850-1929), эмигрировавшего в Швейцарию в 1922 году.
Супруга Ивана Сергеевича, -  Екатерина-Елена Александровна, урождённая Пельтцер (1878-1962) с тремя детьми оставалась в России. Она была дочерью владельца суконных фабрик в Каблукове и Сукманихе (также Щёлковский р-н) Александра Наполеоновича Пельтцера (1850-1923).


Екатерина-Елена эмигрировала, по всей видимости, позднее, после смерти (гибели?) его старшего сына, 17-летнего Сергея Ивановича Четверикова (1901-1918). Вместе с ней Россию покинул её сын Константин и дочь Надежда. За рубежом супруги Четвериковы расстались. Иван Сергеевич был женат вторым браком на некой полячке Юзефе Горской из Варшавы....

Иван СергеевичЧетвериков  играет с кузенами в "солдат" в усадьбе Четвериковых Тимофеевка (п. Биокомбинат) Кон. 1890-х гг. Фотография отсюда. Ещё одна фотография И.С. Четверикова.



В имении Пельтцеров, подмосковной д. Литвиново (Щёлковский р-н) оставалась мать Екатерины-Елены, - 68-летняя Мария-Екатерина Фёдоровна Пельтцер (1850-1919) с дочерьми Аделаидой Александровной (1879-1919) и Марией-Альмой-Барбарой (1887-1939).


Мария-Екатерина Фёдоровна Пельтцер (1850-1919).
Последняя, Мария-Альма, тогда ещё бывшая замужем за Луи Адольфом Матье Бастеном (1882-?), вместе с двумя сыновьями Александром и Луи уехала из России после смерти матери и сестры Аделаиды в 1919 году. Обе были погребены у стен сохранившегося поныне Спасского храма в селе Каблуково. Кладбище было срыто в советское время, надгробия, увы, не сохранились. Эмиграция разрушила семью и Марии-Альмы. В 1920 году вторым браком она вышла замуж за Франца Одда Ландблума, от которого она родила сыновей Томаса (1921-2011) и Горана (1923-1967). С дочерью последнего имеет честь быть знакомым автор этого поста.



Мария-Альма-Барбара Пельтцер (Бастен, Ландтблум; 1887-1939).
Эмигрировал и старший брат Екатерины-Елены Четвериковой (Пельтцер), Аделаиды и Марии-Альмы Бастен (Ландтблум, Пельтцер), художник, окончивший художественное училище в Мюнхене, - Отто Александрович Пельтцер (1876-1959), женатый на Стелле-Элизе Генриховне Крениг (1880-1917), в семье которого 26 мая 1917 года родилась Изабелла Пельтцер (в замужестве Надольны (Nadolny); 1917-2004) - известный немецкий писатель и автор книги "Прошлое развеялось как дым" (Vergangen wie Rauch, München 1964), в которой описываются  воспоминания представителей семьи Пельтцер об их пребывании в России.


Изабелла Надольны и её книга "Прошлое развеялось как дым".
Но вернёмся к семье Четвериковых. Дочь Екатерины-Елены Четвериковой (Пельтцер), Надежда Ивановна Четверикова в эмиграции вышла замуж за Андрея Вольфа (1902-1970) внука "царя русской книги", известного петербургского издателя Маврикия Осиповича Вольфа (1825-1883) и скончалась в Берлине в 1973 году. В 1929 году в Кёльне на свет родилась Катарина Вольф, в замужестве Вагенбах (Wagenbach), любезно предоставившая автору этих строк бесценные фотоматериалы 1909 года, касающиеся жизни семьи Пельтцер в подмосковном Литвинове.

Необыкновенно сложилась судьба внука фабриканта С.И. Четверикова и сына Екатерины-Елены Четвериковой (Пельтцер) - Константина Ивановича Четверикова (1902-1975), двоюродным дедом которому, между прочим, приходился знаменитый театральный режиссёр К.С. Станиславский...


Константин Иванович Четвериков (1902-1975). Фотография отсюда.
Вместе с матерью обосновавшись в Берлине, в начале 1920-х гг. Константин Иванович поступил на должность оператора в немецкую киностудию «Universum Film AG» (UFA). В 1927 году он принимал участие в съёмках известной научно-фантастической антиутопии "Метрополис" режиссёра Фрица Ланга, а в 1929 году участвовал в съёмках его фильма "Женщина на луне".


Афиши фильмов "Метрополис" и "Женщина на луне".
В 1928 году наряду со специалистом трюковых съемок Гюнтером Риттау Константин Иванович Четвериков, работавший под псевдонимами "Константин Чет" и "Ирман Чет" (Irmen-Tschet), был вторым оператором на фильме «Возвращение домой» Джоэ Мая. С приходом звука в кино  Чет снял крупные развлекательные фильмы Ханнса Шварца, Роберта Сьодмака, Карла Хартля и Райнхольда Шюнцеля.


С приходом к власти в Германии НСДАП студия UFA перешла под контроль минисерства пропаганды Третьего рейха. Под контролем новой власти на студии снимаются, главным образом, развлекательные ленты, а также пропагандистские фильмы о «новой Германии».
К пяти фильмам, которые Константин Чет снял в 1933-1934 годах с режиссёром Гансом Штайнхоффом, относится и «Квекс из гитлерюгенда. Фильм о жертвенном духе немецкой молодёжи» - один из первых пропагандистских художественных фильмов Третьего рейха.


Афиша фильма "Квекс из гитлерюгенда", 1934.
В 1940 году Константин Иванович женился на известной актриссе Бригитте Хорни (Brigitte Horney, 1911-1988), в 1943 году снявшейся на киностудии UFA в роли русской императрицы Екатерины II в крупномасштабной юбилейной постановке киностудии «Мюнхгаузен».


Бригитта Хорни в "Мюнхаузене", 1943.
Любопытно, что супруга Константина Ивановича была дочерью выдающегося психоаналитика и психолога Карен Хорни (1885-1952).


"Мюнхаузен", 1943 г.
Брак Константина Ивановича и Бригитты Хорни распался в 1953 году.


Бригитта Хорни.

Помимо трюковых съемок и спецэффектов, до 1945 года Чет снял ряд развлекательных фильмов Пауля Мартина, Герберта Майша и Георга Якоби. В 1941 году ему поручили съемки первого немецкого цветного фильма «Женщины всё же лучшие дипломаты» (нем. Frauen sind doch bessere Diplomaten).


Афиша фильма Frauen sind doch bessere Diplomaten, 1941 г.
После Второй мировой войны начиная с 1948 года Чет снова снимал развлекательные фильмы, как правило, с режиссёрами, с которыми он работал в 1930-е годы: Баки, Туржанским, Якоби. Долгое время он работал в Швейцарии с режиссёром Францем Шнидером. С 1960 года ограничился документальными и индустриальными фильмами. В последние годы был шеф-оператором фирмы «Инзель-фильм». Константин Иванович скончался в Мюнхене 27 мая 1977 года.

В оформлении использована картина художника Д.А. Белюкина "Белая Россия. Исход".
 А. Послыхалин, 2013. При использовании материала обязательна ссылка на trojza.blogspot.com.