30.01.2014

Замоскворечье в 1812 году по воспоминаниям очевидцев

Замоскворецкий район находится в излучине Москвы-реки в юго-восточной части Центрального административного округа Москвы. В старину центральная часть территории района относилась к исторической местности Земляного города, с юга защищенного укреплениями Земляного вала, находившегося на месте современной улицы Валовой и Зацепский Вал. 

В XV веке берега Москвы-реки были уже плотно заселены. Напротив Кремля в конце XV века появился Государев сад. Для его обслуживания вдоль Москвы реки были образованы три слободы дворцовых садовников: Верхние, Средние и Нижние...
В 1625 году в Нижних Садовниках была возведена деревянная церковь Космы и Дамиана, перестроенная в камне к 1657 году. В 1679 году во всех трех Садовых слободах насчитывалось 403 двора государевых слуг. По соседству с Садовыми слободами в XVII веке находилась дворцовая ремесленная Овчинная слобода, жители которой производили и поставляли на нужды двора шерстяные изделия. Духовным центром слободы была впервые упомянутая в 1551 году деревянная церковь Михаила Архангела «в Рунове». В 1657 году храм был выстроен в камне. Главный престол его был освящен во имя Покрова Пресвятой Богородицы, а с юга к зданию примкнул придел Михаила Архангела. Овчинная слобода в 1658 году насчитывала 103 жилых двора слобожан.  

Панорама Замоскворечья с колокольни Ивана Великого. Художник: М.П. Кудрявцев.

Формирование района было тесно связано с сухопутными торговыми артериями, соединявшими Москву с южными и юго-восточными городами. Название улицы Большой Ордынки напоминает о седой древности Москвы, когда здесь проходила дорога из Кремля в Золотую Орду. Об этой странице истории древней России напоминает и церковь Благоверного князя Михаила и боярина Феодора, Черниговских чудотворцев, замученных в Орде. Деревянный храм упоминался в 1575 году и был поставлен на месте встречи мощей святых, которые по прошению государя Ивана Грозного были перенесены в Москву и помещены в храм, специально для них построенный в Кремле на Ивановской площади. Нынешнее каменное здание было возведено в 1675 году. В 1632 году в Ордынской слободе значилось 107 жилых дворов, а к 1653 году их число увеличилось до 273. Пятницкая улица была первым отрезком древней дороги, идущей из Москвы на Подольск, Серпухов и Тулу (Подольская большая дорога). В начале Пятницкой улицы в древности располагался Иоанно-Предтеченский монастырь, впервые упомянутый в летописях под 1415 годом. Его соборная церковь Усекновения Главы Иоанна Предтечи под Бором была построена в камне в 1514/1515 году. Впоследствии Ивановский монастырь был упразднен, а соборный храм стал приходским. У наплавного Москворецкого моста, впервые упомянутого в 1498 году, располагался древний московский торг, простиравшийся до церкви Параскевы Пятницы. На Руси Великомученица Параскева почиталась в качестве покровителя торговых людей. На рубеже XV-XVI веков церковь дала название Пятницкой улице. Пятницкий храм, впервые упомянутый в 1564 году, находился в центре «Ленивки» - Ленивого торга, на котором приезжие купцы торговали оптом своими товарами прямо с возов. По его названию и Пятницкая в старину звалась «Ленивской большой мостовой». 

В Замоскворечье, или русские народные игры на улице. Ф.Р. Дюрфельдт по собственному рисунку Раскрашенный офорт. Лейпциг. 1810-е гг. 

Южнее, между современными улицами Новокузнецкой и Большой Ордынкой в XVII веке разместились слободы, обслуживавшие торговые дороги. Здесь поместилась слобода толмачей (переводчиков). В районе Большой Татарской улицы и восточной части Климентовского переулка образовалась Татарская слобода, в которой оседали казанские и татарские выходцы, переходившие на службу русским царям. Слободы перемежались полями и лугами, о чем напоминают название Лужниковской улицы (ныне – ул. Бахрушина). 

При Иване Грозном с 1550 года в районе нынешнего Климентовского переулка возникло несколько Стрелецких слобод. Вблизи церкви Священномученика Климента Папы Римского, впервые упоминаемой в княжеских грамотах начала XVII века, возник укрепленный острожек – «Климентовский городок», существовавший еще в начале XVII века. Вплоть до середины того же века среди населения Замоскворечья преобладали военные. О живших на Ордынке стрельцах полка Богдана Пыжова напоминает название Пыжовского переулка и церкви Св. Николая Чудотворца в Пыжах, построенной в дереве в 1593, а в камне - в 1657 или 1672 годах. На Пятницкой улице стояли жилые дворы слободы стрелецкого полка Матвея Вишнякова, имя которого до сих пор носит Вишняковский переулок. Ближе к Ордынке, у «всполья» в XVII веке находилась Екатерининская черная слобода, в которой в 1651 году было 87 дворов, а по другую сторону стрелецкой слободы Вишнякова в первой половине XVII века были размещены переселенные сюда из-за Яузы ремесленники-кузнецы, и была образована Новая кузнецкая слобода. Ее приходским храмом была церковь Николы Чудотворца, выстроенная в дереве в 1625 и перестроенная в камне в 1681-1683 годах. В 1638 году в Новой Кузнецкой слободе насчитывалось 72, а в 1658 году – 185 дворов. Сюда же, в район Нового Болвановья из-за Яузы были переведены на жительство иностранцы, служившие при московском дворе. 

Южнее, в районе нынешней улицы Бахрушина в XVII веке находилась конюшенная дворцовая слобода Большие Лужники. Центром слободы в Больших Лужниках была церковь Троицы Живоначальной, известная с 1625 года, и перестроенная в камне в середине XVII века. В 1653 году в Больших Лужниках насчитывался 71 жилой двор. В конце XVII века западнее Больших Лужников размещались дворы одной из стрелецких слобод, а при Петре I военных сменили рабочие Кадашевского монетного двора, по которым район стал зваться «Монетчиками». 

Планировочная структура района окончательно сложилась после Смутного времени. В те времена Заречье служило оплотом сопротивления польско-литовским интервентам, засевшим в Кремле. Большая Ордынка и Пятницкая улицы, начинаясь от Москворецкого моста, сходились у Серпуховских ворот Земляного города. Далее простирались поля, между которыми, продолжая улицу, шла дорога на Серпухов. 

Укрепленный вал, окруживший территорию Земляного города в 1592-1593 годах, в современных границах Замоскворецкого района имел несколько ворот. На месте нынешней Серпуховской площади находились Серпуховские ворота, выводившие путников на Подольскую (Серпуховскую) и Каширскую дороги. Недалеко от современной Зацепской площади находилась таможенной застава у Коломенских ворот. У Зацепы, при Борисе Годунове были поселены ямщики, образовавшие Коломенскую ямскую слободу. В старину нынешняя улица Дубининская называлась Коломенской ямской улицей. В конце XVIII века укрепления вала земляного города были срыты, а после войны, в 1820-х годах на их месте были устроены прогулочные зоны, со временем ставшие современными улицами: Валовая и Зацепский Вал. 

В начале XVIII века после упразднения стрелецких войск Замоскворечье ненадолго приобретает черты захолустья, но вскоре здесь снова возникают дворы крупных военных чинов и представителей купечества – поставщиков армии. Крупнейшими владельцами домов становятся представители знатных родов Хованских, Трубецких, Милославских, Дурново и других, не менее именитых фамилий. Возникают в Замоскворечье и новые здания государственных учреждений. На месте сгоревшего Государева сада в Нижних Садовниках возникают комплексы старого (1740-1750) и нового (1780-1790-е гг.) зданий Кригскомиссариата, ведавшего снабжением армии. С середины XVIII века Замоскворечье интенсивно заселяется купечеством, торговавшим в Зарядье. Миллионер-компанейщик Козьма Матвеев строит на свои средства существующую поныне церковь Климента на Пятницкой. Напротив нее в здании бывшей Пятницкой части сохранились принадлежавшие этому купцу каменные палаты. 

В 1783-1786 годах в целях проведения ремонта опор Большого Каменного моста вдоль центральной излучины Москвы-реки был проложен искусственный Водоотводной канал, в результате чего образовался остров Балчуг. Трасса канала длиною в 4 километра повторила форму излучины реки Москвы. В 1786 году через Водоотводный канал был построен деревянный Высоко-Пятницкий мост, замененный Чугунным мостом после Отечественной войны 1812 года. К 1812 году остров соединялся с местностью у Кремля деревянным свайным Москворецким мостом, построенным на месте старого наплавного в 1789 году, а с Таганкой – деревянным Краснохолмским мостом. Лежавшая напротив Кремля Софийская набережная с узкой проездной частью к 1812 году имела лишь несколько каменных домов. Со стороны реки она была подперта деревянными столбами. В начале XIX века в застройке Замоскворечья продолжали преобладать деревянные постройки.  

Михаил Андреевич Милорадович (1771-1825). Художник: Д. Доу, 1823-1825 гг. 

В ночь с 13 (1) на 14 (2) сентября русские войска отступали улицами опустевшей Москвы. После того, как командующий арьергардом русских войск генерал Михаил Андреевич Милорадович заключил временное перемирие с французским маршалом Иоахимом Мюратом, по его приказу отступавшие солдаты подожгли баржи с сеном, стоявшие на Москве-реке у берега Замоскворечья. Недалеко от них стояли баржи груженые казенным хлебом, которые также были подожжены при отступлении. Считается, что именно горящие баржи стали причиной пожара, вспыхнувшего в Замоскворечье еще до вступления в город авангарда французской армии. Войдя в город и обойдя Замоскворечье стороной, французский авангард устремился в преследование русских войск. Утром 15 (3) сентября, когда Наполеон торжественно въезжал в Кремль, все еще стоявший у деревянного Москворецкого моста пикет русских казаков поджег его (1., с. 33) и спешно удалился по направлению к Коломенской ямской слободе. Краснохолмский деревянный мост также был разрушен казаками (10., с. 10-11). Вечером того же дня первые французские разъезды показались на улицах Замоскворечья. Пожар, перекинувшийся с барж на дома, стоявшие близко к набережной все еще носил локальных характер, но поднявшийся к утру 16 (4) сентября ветер вскоре усилился и превратился в настоящий ураган, еще больше разжигавший огонь и распространивший его на все Замоскворечье.  

Церковь Георгия Победоносца (Рождества Пресвятой Богородицы) в Ендове. Фотография отсюда

Недалеко от горевшего Москворецкого моста занялась пламенем церковь Георгия Победоносца в Ендове, построенная в 1653 году с главным престолом во имя Рождества Пресвятой Богородицы, приделами великомученика Георгия Победоносца, святителя Николая Чудотворца и отдельно стоящей трехъярусной колокольней 1806 года постройки. Разрушительное пламя уничтожило интерьер храма. В огне сгорели иконостасы, святые иконы и спрятанная в церкви утварь. После войны разоренные жители Замоскворечья смогли собрать средства на восстановление Никольского придела, заново освященного в то же наименование в конце 1812 – начале 1813 года. В 1815 году с южной стороны трапезной был построен новый придел св. Георгия. В 1836 году на средства прихожан храм был полностью отремонтирован, были сделаны росписи в храме и трапезной, в приделах были поставлены новые иконостасы, построена паперть. Святой храм действует и в наши дни. 

Церковь Благоверного князя Михаила и боярина Феодора, Черниговских чудотворцев. Фотография отсюда. 

Точных сведений о том, насколько пострадала от огня церковь Усекновения Главы Иоанна Предтечи под Бором не сохранилось, зато подлинно известно то, что соседний храм Благоверного князя Михаила и боярина Феодора, Черниговских чудотворцев построенный в камне в 1675 году с приделом св. Екатерины (1740) сильно пострадал от бушевавшего пламени. Пожар уничтожил внутреннее убранство храма. В огне погибли богатые резные иконостасы и настенная роспись. Полностью выгорел Екатерининский придел и верхний ярус колокольни. После окончания Отечественной войны 1812 года храм был упразднен и приписан к соседней Иоанно-Предтеченской церкви. Почти два десятилетия после войны храм пустовал. Екатерининский придел церкви был разобран в 1830 году также как и верхняя часть колокольни. Нижний ярус колокольни стал притвором. В том же году был проведен капитальный ремонт церковного строения, в церкви поставлены новые ампирные иконостасы. Храм был заново освящен в прежнее наименование 1 октября (19 сентября по старому стилю) 1830 года. В 1970-х годах в ходе реставрационных работ было обнаружено небольшое количество фрагментов настенной живописи XVIII века, уцелевших при пожаре 1812 года. Богослужения, возобновленные в храме в 1993 году, проводятся и сейчас. 

В Кремле - пожар! Художник: В.В. Верещагин. Наполеон со свитой смотрит из Кремля на горящее Замоскворечье 4 (16) сентября 1812 г. 

Сильный ветер повсюду разносил горящие головни. Бушующий огонь находил обильную пищу среди деревянной застройки улиц. Утром 16 (4) сентября из окон Кремлевского дворца объятое пламенем Замоскворечье казалось взволнованным огненным морем. Несмотря на значительное пространство, отделявшее от Кремлевского дворца этот пожар, оконные стекла в Кремле накалились до такой степени, что к ним едва можно было прикасаться (1., с. 37). До этого пожар Гостиного двора не очень заботил Наполеона но, по словам историка Александра Николаевича Попова: «пожар Замоскворечья, расстилавшийся прямо перед окнами дворца, не мог не произвести на него поразительного впечатления». Император был поражен этим невиданным зрелищем бушевавшей огненной стихии. В два часа дня Наполеон покинул Кремль и укрылся в загородном Петровском путевом дворце. 

Зарево Замоскворечья. Художник: А.Верещагин, 1896-1897 гг. 

Ни в одной из других частей древней столицы огонь не бушевал с такой неистовой силой, как в Замоскворечье. Этому способствовала в основном деревянная застройка Пятницкой и Серпуховской частей города. Несчастные местные жители, захваченные врасплох посреди огненных волн, оставляли свои дома и искали убежища в каменных церквях, унося с собою то, что попадалось под руку из своего имущества. Но пожары неуклонно подступали и к святым храмам. По словам современника и очевидца пожара 1812 года, укрывшегося вместе с другими погорельцами в одной из церквей Замоскворечья: «Находившиеся в церкви жители, видя приближающиеся к храму пожары, пришли в отчаяние: послышались рыдания, вопли, стоны. Все от страха, потеряв рассудок, бегали, суетились, спешили, сами не зная куда, хватали разные вещи, и бессознательно опять их бросали; все говорили, и никто никого не слушал; требовали совета, между тем сами делали наставления. Произошла общая сумятица, общее разноречие» (Цит. по: 2., с. 77). Нависшая над людьми опасность вынудила их решиться оставить церковь. Перед своим выходом на раскаленную огнем мостовую, москвичи с молитвой на устах пали на колени перед алтарем, и находившийся тут же священник благословил их, читая напутственную молитву. «Нас вышедших из церкви, - говорит тот же свидетель, разного сословия набралось до ста человек обоего пола. Первый шаг путников ознаменовался преградой: зрение поразилось мраком от несшегося дыма, слух грохотом, воем и свистом бури». Пожар Замоскворечья, быстро распространяясь, преследовал бегущих. По словам А. Рязанова: «пламя, волнуемое силой ветра, мгновенно охватывало здания вслед за ними и грозило преградить им дальнейший путь. Они должны были колесить по разным, еще не охваченным огнем переулкам, «в непроницаемой темноте от несомого бурей горячего пепла, залеплявшего глаза и обжигавшего лицо» (2., 77-78). По охваченным огнем улицам бродили компании французских мародеров, вытаскивавших из горящих домов все, что имело для них хоть какую-то ценность и грабивших бегущих мимо них погорельцев. 

Церковь Николая Чудотворца в Заяицком. Фотография отсюда

Одна из таких компаний ворвалась в тот день в уцелевший от огня храм Николая Чудотворца в Заяицком в Николо-Заяицком переулке (с 1964 года - 2-й Раушский) и дочиста разграбила находившуюся в храме церковную утварь. Первая каменная церковь на месте старой деревянной была возведена здесь в 1652 году, но в 1749-1759 годах церковь была капитально перестроена в стиле барокко. Главный престол храма был освящен в честь Спаса Преображения, а приделы – во имя Николая Чудотворца и св. Сергия Радонежского. После французского нашествия приход был заселен представителями купечества, на щедрые пожертвования которых была приобретена новая утварь, отремонтирован после погрома и заново освящен придел Николая Чудотворца (3). В 1820-е годы были полностью обновлены интерьеры храма, а в 1853 году в Никольском и Сергиевском приделах были устроены изящные вызолоченные двухъярусные иконостасы. До наших дней сохранился не только храм, но и дом церковного причта, построенный неподалеку между 1741 и 1759 годами. 

Церковь Космы и Дамиана Ассийских в Нижних Садовниках. И.Ф. Барщевский, между 1882-1896 гг. 

В уцелевшем от пожара храме Космы и Дамиана Ассийских в Нижних Садовниках возведенном в 1625 году с главным престолом Владимирской Богоматери и приделом Космы и Дамиана, на постой расположился один из отрядов польских солдат служивших в наполеоновской армии. В те горестные дни мимо Козьмодемьянской церкви проходил один из москвичей-погорельцев, вспоминавший впоследствии: «из растворенных дверей (храма) увидел я выходящий густой дым и стоявшего на паперти неприятеля. Он курил табак и был одет по-домашнему, в колпаке, без галстука, с накинутой на плечи шинелью. Увидав меня, он подозвал к себе, взял под руку и повел в церковь. Войдя в трапезу, наполненную дымом, я повсюду увидал следы грабежа и буйства. Посреди храма пылал костер, вместо дров горели осколки икон, над огнем лежал на камнях железный лист, на котором пекся картофель. Церковный постоялец дал их мне несколько, говоря: «Добре, русь». Я отблагодарил поклоном. После того, желая, быть может, похвастаться своим домашним хозяйством, он указал на клиросы, на которых были навалены ржаные и овсяные снопы, тут же находились разные овощи, картофель, капуста и прочее. На вбитых в иконостас гвоздях висела конская сбруя и военная амуниция. Радушный хозяин отворил царские врата в правом церковном приделе и ввел меня в алтарь, где увидел я стоявшую лошадь, покрытую вместо попоны священнической парчовой ризой… Я окаменел при виде такого богохульства и не мог двинуться с места. Безбожник, сочтя мое изумление за знак удивления красотою его лошади, начал ее поглаживать и потрепывать, приговаривая: «добре, добре!». Налюбовавшись конем, повел он меня в левый придел. И там также стояла лошадь в алтаре, евшая овес из купели, в которой крестят новорожденных» (4., с. 11; 1., с. 61). Храм, стоявший в северо-восточной части дома номер 51 на улице Садовнической был разрушен в советское время, в первой половине 1930-х годов.  

Здание Кригскомиссариата. Фотография отсюда

Недалеко от Космодамианской церкви в пожар 1812 года выгорело здание Кригскомиссариата со складами военной амуниции. После войны восстановительные работы велись в нем с 1813 по 1824 года. Во время реконструкции на главном фасаде здания появились великолепные лепные изображения военной тематики, сохранившиеся до наших дней. 

Церковь Николая Чудотворца на Пупышах, с правым Никольским приделом и левым – во имя иконы «Утоли моя печали», построенная в камне в 1690 и перестроенная в 1731-1735 годах, также подверглась грабежу. Заново освященный после Отечественной войны храм был капитально перестроен в 1845-1858 годах и разобран на кирпич в 1930-х годах. Чудотворная икона Богоматери «Утоли моя печали» XVIII века была перенесена в Никольскую церковь в Кузнецкой слободе. Церковь находилась на Космодамианской набережной во дворе дома 40/42. 

Подверглась грабежу и горела построенная в камне в далеком 1551 и капитально перестроенная в 1657 году церковь Михаила Архангела в Овчинниках. Главный престол храма был освящен в честь Покрова Пресвятой Богородицы, а южный придел – во имя Михаила Архангела. При погроме в храме чудесным образом уцелело несколько старинных икон, переданных в Третьяковскую галерею после закрытия храма в 1932-1933 годах. В 1997 году церковь была возвращена верующим, а в 2006 заново освящена. 

Церковь Великомученицы Параскевы (Пятницы) на Пятницкой. Н.А. Найденов, 1881 г. 
 
Французы разграбили утварь возведенной в 1739-1744 годах церкви Великомученицы Параскевы (Пятницы) на Пятницкой и храма Илии Пророка, находившегося на втором ярусе отдельно стоявшей колокольни Пятницкого храма 1746-1748 годов постройки. Восстановленный после войны 1812 года храм был превосходно отделан внутри и, по словам известного москвоведа И.К. Кондратьева, отличался особенным благолепием. Церковь и колокольня, находившиеся на месте павильона станции метро Новокузнецкая были снесены в 1934 году. 

Усадьба Долговых-Жемочкиных. Фотография отсюда

В приходе Пятницкой церкви пострадал от огня архитектурный комплекс усадьбы А.И. Долгова – И.П. Жемочкина. Горел трехэтажный главный господский дом, построенный в 1770-х на сводчатом подклете палат конца XVII века. Огнем были охвачены северный и два южных корпуса городской усадьбы. После пожара 1812 дом был восстановлен и поныне радует взгляд случайного прохожего (ул. Большая. Ордынка, 21). 

Церковь Священномученика Климента, папы Римского. Фотография отсюда

Пожар в Замоскворечье горел всю ночь с 16 (4) на 17 (5) сентября и не утихал весь следующий день. На крупнейшей в районе церкви Священномученика Климента, папы Римского выгорела кровля. Величественный пятиглавый храм был возведен в 1762-1769 годах на средства купца и фабриканта К.М. Матвеева предположительно по проекту П.А. Трезини на месте старого каменного храма 1720 года постройки. Главный престол храма был освящен во имя Спаса Преображения. В 1762-1774 годах к храму была пристроена трапезная с приделом Всех Святых и колокольня. Слева к зданию примыкал крупный Климентовский придел. В 1812 году настоятелем церкви служил отец Иоанн Васильев, писавший в конце 1812 года в своем рапорте в Духовную Консисторию, что во время пожара «крыша (церкви) повреждена, а внутри цела. Иконостасы и святые иконы невредимы во всех приделах. Два престола с антиминсами и два жертвенника на своих местах и нечем невредимы. Утварь церковная вся похищена. Книги церковные имеются /…/. Священнослужители все налицо /…/. Церковной суммы находилось 200 рублей медью, из которых в наличности находится только 22 рубля, а прочая вся разграблена /…/ домов священно и церковно-служительских шесть, церковные три и собственные деревянные три, все сгорели». В 1813 году на пожертвования собранные дворянами Костромской губернии был восстановлен Климентовский придел в теплой трапезной. Главный престол был освящен 23 (11) июля 1814 года, но главный престол оставался неосвященным и в 1814 году, а 20 (8) сентября совершился чин освящения Богородице-Рождественского и Никольского приделов с возложением на их престолы новых антиминсов. Через 4 года был освящен Знаменский придел. В 1819 году после ремонта церковного строения и изготовления нового иконостаса Климентовский придел был переосвящен по желанию прихожан во имя преподобного Сергия Радонежского. 

Открытка "В.В. Верещагин. Пожар Замоскворечья".  Издание «Ришар», Санкт-Петербург.

Сильно пострадала от пожара построенная в 1693 году церковь Никиты Великомученика в Старых Толмачах с престолом, освященным в память Сретения Господня и приделом великомученика Никиты в трапезной. После войны храм долго оставался неосвященным. Реконструкция началась лишь через 14 лет, в 1826 году, когда церковь была существенно перестроена. Тогда же был возведен придел иконы Богоматери «Утоли моя печали», но к 1858 году храм из-за ветхости был разобран до основания, а на его месте к 1863 году по проекту архитектора М.Д. Быковского было возведено новое здание храма. Церковь, стоявшая на улице Новокузнецкой (4/12, стр. 1) была сломана в 1935 году.  

Церковь Николая Чудотворца в Пыжах. Фотография отсюда

В 1812 году храм был разорен французами храм Николая Чудотворца в Пыжах, построенный в 1670-1672 годах с шатровой колокольней, главным престолом Благовещения Божией Матери и приделами, освященными в 1691 году в честь Антония и Феодосия Печерских и святителя Николая Чудотворца Мирликийского. Накануне вторжения французов, в 1811 году был перестроен обветшавший Никольский придел, к храму была пристроена трапезная. Расположившиеся в стенах храма на постой солдаты Бонапарта расхитили церковное имущество и ризницу. Глумясь над святынями, они лишили напрестольное Евангелие богатого оклада, разорвали книгу по листам, изрубили с левой стороны храмовую икону Благовещения Пресвятой Богородицы. Напрестольный крест, в котором помещалось 62 частицы мощей Киевских святых, был разломан, а святые частицы разбросаны по престолу. По преданию, из всех ценностей уцелела только риза на иконе святителя Николая. Этот образ был повернут ликом к стене, и остался нетронутым (5). Благодаря тому, что храмовое строение не было повреждено огнем, святой храм был заново освящен уже в начале 1813 года, а к его приходу была приписана разоренная и сгоревшая церковь Пресвятой Богородицы в Голиках (в Ордынцах), стоявшая на месте сквера у дома номер 9 по Малой Ордынке. Реконструкция Никольского храма, сохранившегося до наших дней, началась в 1848 году на средства богатого прихожанина – купца И.А. Лямина. Каменная пятиглавая церковь Богородицы в Голиках, построенная в 1693-1702 годах была снесена в 1931 году. 

Церковь Иверской иконы Божией Матери на Всполье. Фотография отсюда

Не избежал пожара и разграбления храм Иверской иконы Божией Матери (Георгия Победоносца) на Всполье. Деревянная церковь на его месте, освященная во имя Георгия Победоносца, документально известна с 1628 года. Каменный храм сменил деревянный в 1672/1673 году, а в 1791-1802 году на средства представителей составлявшего приход церкви богатого родовитого дворянства по проекту архитектора И.В. Еготова был возведен новый храм-­ротонда с трапезой, колокольней и церковной оградой. Новый храм был освящен в честь Иверской иконы Богоматери. В 1792 году священником церкви Николая Чудотворца в Подкопаях, Василием Ивановым был написан список с чудотворной Иверской иконы Богоматери, ставший храмовой иконой новой церкви. В 1810 году старую деревянную богадельню при храме сменила новая каменная. Пожар Замоскворечья 1812 года уничтожил деревянные дворы священника, диакона, двух дьячков и пономаря прилегавшие к храму. Сама церковь также упоминается среди пострадавших в пожар церквей Земляного города. Один из скитавшихся по городу в поисках пропитания москвичей-погорельцев проходя по выгоревшей Большой Ордынке и приблизившись к церкви Георгия на Всполье, услышал стоны и с воплем произносимые слова: «Отцы родные, если веруете в Бога, не мучьте меня, лучше предайте смерти!». Братья увидели на вид русского купца с окладистой бородой, стоявшего между двух солдат державших его за руки. Третий сек его саблей по спине, приговаривая: «Сказывай, поп, где зарыто церковное серебро и золото, не думай от нас отделаться, мы допытаемся правды. Поляки шутить не любят!». Хотя купец и клялся, что он не священник, а только купец, зашедший в храм помолиться, злодеи продолжали пытку, говоря: «Врешь, твоя борода явная улика, что ты поп этой церкви». Мученик от невыносимой боли рвался из рук злодеев и в исступлении кричал диким голосом, раздиравшим душу. Мы, пораженные страхом от виденной кровавой сцены, забыв болезненное притворство, бросились бежать к Серпуховским воротам, и там на рынке в первом встретившемся подвале скрылись» (1., с. 59). Как видно из этого отрывочного воспоминания грабили святой храм польские солдаты, служившие в польском корпусе французской армии под командованием маршала Юзефа Понятовского. После войны в восстановленных и заново освященных в 1813 и 1814 годах приделах храма были возобновлены службы.  

Церковь Троицы Живоначальной в Вишняках. Фотография отсюда

Сильно была повреждена пожаром и церковь Троицы Живоначальной в Вишняках, строившаяся по проекту архитектора А. Григорьева с 1804 года на месте старого каменного храма 1686 года постройки. К 1811 году трапезная и основной, однокупольный объем церкви был уже возведен, но его отделке помешала начавшаяся в следующем году война. Вчерне храм с приделами Пророка Ильи и Божьей Матери Иерусалимской был восстановлен к 1815 году, а к 1826 году строительные работы были полностью завершены. По ряду сведений, до 1826 года храм был приписан к церкви святителя Николая Чудотворца в Кузнецах. В 1826 Пятницкую улицу расширили, а мешавшую проезду колокольню Троицкого храма. Новая колокольня была построена к 1838 году по проекту архитекторов Ф. М. Шестакова и Н. И. Козловского. 

Церковь Николая Чудотворца в Кузнецкой слободе. Фотография отсюда

От разграбления и огня пострадала расположенная неподалеку от Троицкого храма церковь Николая Чудотворца в Кузнецкой слободе (в Кузнецах), построенная на месте старого каменного храма 1683 года – в 1805 году в стиле позднего классицизма (ампир). Замоскворецкий пожар повредил трапезную и колокольню храма. Послевоенная реконструкция и перестройка церкви относится к 1847 году, когда была перестроена ее трапезная с приделами Введения и Сергия Радонежского и возведен заново второй ярус колокольни. Тогда же в храме и приделах были поставлены новые резные иконостасы, сохранившиеся до нашего времени. В советское время в храм были перенесены особо почитаемые иконы из соседних разрушенных и закрытых церквей. Из разрушенной церкви Николая Чудотворца на Пупышах в Никольский храм перешла чудотворная икона «Утоли моя печали» (по другой версии – список с нее), а из храма Георгия на Всполье – список конца XVIII века Иверской Богоматери. 

Церковь Спаса Преображения на Болвановке. Фотография отсюда. 

Церковь Спаса Преображения на Болвановке, известная с 1465 года и перестроенная на средства московских купцов Д. Оленева и К. Матвеева в стиле барокко в 1749-1755 годах, столь же сильно пострадала в пожар 1812 года. На храме сгорела кровля и покрытие крыши, сильно обгорели колокольня и трапезная. 16 (4) июня 1813 года храм был приписан к соседней церкви Воскресения Словущего в Монетчиках. Сюда же были перенесены и уцелевшие после французского погрома остатки церковной утвари, сбереженные в доме одного их прихожан храма. Причт разместили по другим приходам, а в одном из освященных приделов требы совершал Воскресенский священник. Вскоре прихожане Преображенского храма начали сбор средств на восстановление и хлопоты по возвращению храму самостоятельности. В марте 1814 года Духовная Консистория разрешила приступить к работам по починке кровли храмового строения, а в июле того же года распоряжением Преосвященного Августина из Воскресенской в Преображенскую церковь была возвращена храмовая утварь. 22 (10) августа следующего, 1815 года, была освящена главная церковь Преображения Господня, 10 декабря состоялось освящение придела Преподобномученицы Евдокии, а 22 (10) февраля 1815 года был освящен Скорбященский придел. В этом же году церковь и приход вновь получили самостоятельность (6). Горькая участь постигла и пострадавшую от разграбления во время наполеоновского нашествия церковь Троицы Живоначальной в Больших Лужниках, известную с 1625 года и перестроенную в 1785-1789 годах с трехъярусной колокольней и приделами Усекновения Главы Иоанна Предтечи и Николая Чудотворца. Храм был закрыт и сломан в 1832-1933 годах. В 2003 примерно на месте алтаря Троицкого храма была установлена памятная часовня. 

Уничтоженные пожаром Замоскворечья остатки вала Земляного города в районе Зацепской площади к 1820-м годам были окончательно снесены, а на их месте был устроен проезд по Земляному валу (нынешние улицы Зацепский Вал и Валовая). В местности за валом Земляного города пожар Замоскворечья не пощадил кварталы Коломенской Ямской слободы. Здесь огнем была повреждена церковь Святых мучеников Флора и Лавра на Зацепе, упоминавшаяся с 1642 года и возведенная вновь в камне в 1778 году. После войны перестройка храма велась в 1835-1836 годах под руководством архитектора К.С. Орденова. По его проекту была сооружена новая колокольня, трапезная, и возобновлены приделы во имя апостолов Петра и Павла и мучеников Флора и Лавра.  

Церковь Вознесения Господня за Серпуховскими воротами. Фотография отсюда

На юге современного Замоскворецкого района, в Серпуховской части тогдашней Москвы бушевавшее пламя дошло до нынешних Жукова проезда и ул. Щипок, а за Серпуховскими воротами уцелела от огня церковь Вознесения Господня, построенная в 1714-1718 годах на средства царевича Алексея Петровича. В 1812 году стоявшие в церкви наполеоновские солдаты устроили в святом храме бойню для скота (7., с. 44). После войны храм долго стоял закрытым и неосвященным. Его капитальный ремонт был начат лишь в 1832 году, когда на средства церковного старосты Ремизова к храму была пристроена новая двухэтажная трапезная, а в 1842 году – возведена колокольня.  

Москва при французах. Рисунок Х.В. Фабера дю Фора, 1812 г. На фоне видны силуэты храмов Замоскворечья. 

Французский полковник Христиан Вильгельм Фабер-дю-Фор (1780-1857) на одном из своих рисунков, сделанных им в занятой французами Москве, на фоне церкви Троицы в Кожевниках, поныне стоящей юго-восточнее Зацепы и Павелецкого вокзала, изобразил храмы Замоскворечья после пожара. В своем комментарии к рисунку художник писал: «Здания и церкви Коломенской Ямской Слободы [Kolomonskaja Jamska Sloboda] (Почтовая слобода Коломны) вместе с некоторыми из них Пятницкой слободы [Paetnizkaja], расположенной в Земляном городе, сияли, погруженные в осенние туманы» (8., р. 207-208). В другом своем комментарии, уже сознавая угрозу, нависшую над наполеоновской армией, художник писал: «Хотя мы уже несколько недель пребывали в Москве, - этой просторной могиле наших надежд, малое число ее жителей, тем не менее, бежало от нас со страхом, как будто общение с нами было заразным. Они прятались в руинах дворцов, в церквях, не поврежденных пожаром, проводя, как и мы, свои дни в беспокойстве и надеясь на более счастливые времена. Но когда, спустя некоторое время Мюрат был застигнут врасплох, и с потерями отбит у Тарутино хитрым Кутузовым, когда в первый раз на протяжении столь долгого времени богиня победы улыбнулась русским, эта обнадеживающая новость распространилась среди жителей города царей и повсюду пробудила радость, неся нам уныние - она порождала среди русских новые надежды» (8., р. 225). Тарутинский бой 18 (6) октября, принеся победу русской армии, подтолкнул Наполеона к мысли о скорейшем отступлении из Москвы. Последние отряды французов покинули Кремль в ночь с 8(20) на 9 (21) октября 1812 года. 


Панорама Замоскворечья от Тайницкой башни Кремля. Фрагмент. Художник Д.С Индейцев, ок. 1850 года, фрагмент.

Не сразу строилось Замоскворечье, - не сразу было оно и обновлено после опустошительного разрушения. Но постепенно уцелевшие каменные дома начинали менять фасады, тут и там появлялись небольшие ампирные особнячки, но неизменной оставалась планировка этой части города. В перспективах главных улиц, из окон мезонинов все еще открывались в ту пору превосходные виды на Кремль (9., с. 41).

А.Ю. Послыхалин, 2011. При использовании материала обязательна ссылка на trojza.blogspot.com.

См. по теме:
Пресненский район Москвы в 1812 году по воспоминаниям очевидцев
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Разработка, сопоставление карт, графическая визуализация: А. Послыхалин, trojzzza@mail.ru

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
Храмы Замоскворецкого района Москвы, существовавшие в 1812 г.:
Церковь Георгия Победоносца (Рождества Пресвятой Богородицы) в Ендове.
Церковь Усекновения Главы Иоанна Предтечи под Бором.
Церковь Благоверного князя Михаила и боярина Феодора, Черниговских чудотворцев.
Церковь Николая Чудотворца (Спаса Преображения) в Заяицком.
Церковь Михаила Архангела (Покрова Пресвятой Богородицы) в Овчинниках.
Церковь Священномученика Климента, папы Римского (Спаса Преображения).
Церковь Николая Чудотворца в Пыжах (Благовещения Божией Матери).
Церковь Иверской иконы Божией Матери (Георгия Победоносца) на Всполье.
Церковь Троицы Живоначальной в Вишняках.
Церковь Николая Чудотворца в Кузнецкой слободе (в Кузнецах).
Церковь Спаса Преображения на Болвановке.
Церковь Параскевы (Пятницы) Великомученицы на Пятницкой.
Церковь Космы и Дамиана Ассийских в Нижних Садовниках.
Церковь Николая Чудотворца на Пупышах.
Церковь Никиты Великомученика (Сретения Господня) в Старых Толмачах.
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Голиках (в Ордынцах).
Церковь Троицы Живоначальной в Больших Лужниках.
Церковь Воскресения Словущего в Монетчиках.
За Земляным городом:
Церковь мучеников Флора и Лавра (иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость») на Зацепе.
Церковь Вознесения Господня за Серпуховскими воротами.

Исп. лит.
1. Попов А. Французы в Москве. М., 1876.
2. Рязанов А. Воспоминания очевидца о пребывании французов в Москве в 1812 году. М., 1862.
3. Токмаков И. Краткое историко-археологическое описание церкви св. Николая чудотворца, что Заяицкой, на Москворецкой набережной в Москве. М., 1892.
4. Воспоминания очевидца о пребывании французов в Москве в 1812 году. М., 1862.
5. Токмаков И. Историко-археологическое описание церкви св. Николая Чудотворца, что в Пыжах, на Ордынке, в Москве. М., 1892.
6. Жиянова И. Н. Храм Спаса Преображения на Болвановке: Исторический очерк. XV век - 1928 г. М., 1995.
7. Рассказы очевидцев о двенадцатом годе, собранные Т. Толычевой (Е.В. Новосильцевой). М., 1912.
8. Faber du Faur G. Campagne de Russie 1812. Paris., 1895.
9. Памятники архитектуры Москвы. Замоскворечье. М., 1994. С. 40-41. 10. Жданов П.П. Памятник французам или приключения московского жителя. СПб. 1813.