16.03.2014

"От посёлка дачного к заводскому": об истории создания г. Королёв

Более ста лет назад на месте г. Королёв (старой его части) был сплошной массив великолепного векового соснового, елового и берёзового леса. В 1913 году на 17-й версте Щёлковской ветки Ярославской железной дороги, между Мытищами и Болшево, появилась новая станция с необычным названием «Вилла Подлипки». Название это придумал англичанин А.Я.Вейнрауб, который купил соседний сосновый лес со старинным названием «Пустошь Вилы и Подлипки», чтобы выгодно перепродать его в качестве дачных участков, а чтобы не испугать богатых дачников, мужицкое слово «вилы» заменил на благородное «вилла»*...


Будущий дачный поселок площадью 270 га был разбит на 379 участков (по 7 соток каждый), которые москвичи могли купить в рассрочку на десять лет — Московское Губернское Кредитное общество выдавало в посёлке беспроцентные ссуды под земли и строения.



В рекламных проспектах того времени сообщалось, что в самом недалёком будущем из посёлка можно будет попасть в Москву на трамвае; все проспекты будут заасфальтированы; на каждый участок будет проведён водопровод; по двум центральным проспектам — Мариинскому и Перловскому — пройдёт конка, в летнее время её маршрут протянется до Клязьмы, где будут благоустроенные общественные купальни. 


Будущий Мариинский проспект.
Устроители посёлка обещали, что это будут лучшие по благоустройству дачи — с телефоном, электрическим освещением улиц и домов, скверами и парками, бассейном с проточной водой. 
Работа шла споро — в лесу прорубались широкие (по 25 метров) просеки-проспекты. Кстати, многие современные улицы города проходят по тем самым просекам, например: 
улица Гагарина — Яковлевский проспект, 
улица Октябрьская — Перловский, 
улица Циолковского — Александровский, 
улица Ленина — Семёновский, 
улица Калинина — Мариинский, 
улица Карла Маркса — Лермонтовский. 
Уже через два года в дачном поселке, который стали называть просто «Подлипки», были построены 53 дачи и две лавки. 
В наши дни [1998 г.] сохранилась лишь одна перестроенная и обезображенная дача на улице Карла Маркса: 

...одна каменная двухэтажная лавка (угол улиц Гагарина и Корсакова) и несколько сосен — две на улице Калинина.


Одно из первых кирпичных зданий посёлка Калининский, где размещалась продуктовая лавка (построено в 1915 году, перестроено в 1937).
В октябре 1916 года Вейнрауб продал оставшиеся незастроенные 170 га за 40 тысяч рублей английской компании «Бекос» [BECOS (British Equipment Co. of Siberia)], которая пятью месяцами ранее (в мае) заключила Договор с Русским правительством на сумму 13 миллионов рублей золотом о постройке в Подлипках завода военных самоходов мощностью 800-1000 машин в год. Обязательным условием этого Договора была поставка русской армии первых 250-ти самоходов уже в 1917 году. Самоходы или самокаты (так называли грузовые автомобили) были очень нужны фронту для подвоза хлеба и снарядов. 


Шильда компании "Бекос". Отсюда.

Заводскую площадку площадью 50 га заложили вблизи Ярославского шоссе в бывшем имении потомков чайного фабриканта Василия Алексеевича Перлова (1784-1869), которое те проиграли на скачках* и были вынуждены продать в 1912 году Вейнраубу. 


Василий Алексеевич Перлов (1784-1869).
В двухэтажном каменном доме с башенкой, так называемой «Белой дачей», разместилось правление завода. Это историческое здание и сейчас можно увидеть на Ярославском шоссе за забором РКК «Энергия». 


Здание усадьбы чаепромышленника С.В.Перлова («Белая дача»), 1860-1870 гг. 
Остальная земля намечалась под застройку рабочего поселка. 
Однако, размах строительства оказался невелик. В 1917 году англичане не построили ни одного цеха, не привезли ни одного станка, не выпустили ни одного автомобиля, но потратили более половины договорной суммы (7 миллионов рублей). 


РКК «Энергия», сохранившееся здание хозяйственного назначения (силовая станция), 1920-е годы. Фотография 1998 года из фондов Королёвского исторического музея. 
1200 рабочих и военнопленных за это время смогли: протянуть железнодорожную ветку от станции «Подлипки» до заводской площадки; оборудовать авторемонтные мастерские в каменной конюшне и птичнике Перлова, где военные-шофёры ремонтировали армейские автомобили;оборудовать столярные мастерские в деревянном сарае бывшего хозяина; заложить фундаменты двух цехов на месте манежа для выездки лошадей;построить три деревянных двухэтажных дома с кирпичными подъездами для служащих возле проходной (два дома сохранились на улице Гагарина, д.5); построить несколько бараков для рабочих: на Яковлевском и Никитском проспектах (Никитский, который переименовали в Барачный проезд, соединял развилку Ярославского и Костинского шоссе с каменной лавкой).


РКК «Энергия», цех № 2, заложен фирмой «Бекос», построен в 1920-е годы. Фотография 1998 года из фондов Королёвского исторического музея. 

Ни больницы, ни школы в посёлке «Подлипки» тогда не было — лечиться ходили в Мытищи, а учиться в Болшево (здесь в доме учительницы Елизаветы Николаевны Фёдоровой была маленькая платная школа для младших ребят). 


Дом компании «Бекос» - BECOS (British Equipment Co. of Siberia), построенный для размещения служащих завода военных самоходов (1916 год). В 1921 году здесь размещался местный Совет посёлка «Леонидовка» и посёлка «Калининский». 

Современный вид. Фотография отсюда

После февральской революции 1917 года «Бекос» замедлил работы, а в сентябре и вовсе остановил. 
Советская власть в Подлипках установилась бескровно уже в марте 1917 года, когда заводские рабочие избрали Совет рабочих депутатов. Царская полиция в Болшево и в окрестностях разбежалась ещё в феврале, а вслед за ней постепенно скрывались помещики, капиталисты, некоторые богатые дачники. Владельцам завода «Бекос» и его директору Маршаллу уезжать из России не надо было — они получали свои деньги, не покидая Англии (в Подлипках был их управляющий Вандреппер и русские служащие). 
В апреле 1917 года представители рабочих и солдат-шофёров «Бекоса» вошли в Мытищинский волостной Совет рабочих и солдатских депутатов. 
18 апреля (1 мая) 750 рабочих завода вышли на демонстрацию по Барачному проезду, Ярославскому шоссе к мытищинскому Вагоностроительному заводу, где состоялся общий митинг рабочих окрестных заводов и фабрик. 
12 августа все 1264 рабочих «Бекоса» участвовали в забастовке протеста против Государственного совещания в Москве, организованного Корниловым, Керенским, помещиками и министрами-капиталистами. 
11 сентября они же приняли резолюцию с требованиями: демократической республики, права наций на самоопределение, рабочего контроля над производством и вооружения рабочих. 
29 сентября работы на заводе были приостановлены до ноября. 
1918 год для рабочих «Бекоса» начался тяжело: работа так и не была возобновлена, денег не платили, начался голод… Вскоре он был национализирован, на его территории разместился Орудийный завод, эвакуированный из Петрограда, который дал новую жизнь посёлку. 
Статья была опубликована: 
Шкляев П.От поселка дачного к заводскому: об истории создания г. Королева, 1913-1939 гг.// Неделя в Подлипках, Королев. - 1998. - 24 июня. - С. 6.

Об авторе:


* Мнение автора может не совпадать с мнением редакции ж. "Подмосковный краевед".