14.06.2014

Ложноаировый ирис в Гребневе и тайны "Большого острова"


31 мая нам посчастливилось побывать в подмосковном Гребневе в компании многоуважаемого deadokey. Богатейшая весенняя флора Горелых островов Барского пруда, а также "Большого острова" осталась запечатлена на редких снимках. Признаться, почти каждое лето ходя этой тропой на "Большой", впервые заметил настоящие чудеса, а именно, цветущий Ложноаировый ирис, (он же: водяной, желтый, болотный). Парк на острове впервые упоминался в документах 1811 года.


Действительно, я не видел тут этого цветка раньше (т.е. с детства). Местная тётенька, мнению которой стоит доверять, указала на то, что желтый ирис (вообще говоря, происходящий из Северной Африки) появился здесь не более, чем семь лет назад, прижился, но не так уж чтобы сильно разросся, как, говорят, обычно он разрастается на местах болотистых. В начале Барского - его много, но не так уж, чтоб "застилал"...



Пока попадаются довольно редкие цветки.

Цветок явно не из серии древних "бибиковских посаженцев". При осмотре островного парка 1985 года он не был отмечен. Не появлялось имени этого цветка в документах и более давнего времени (1950-х).


Как удачно мы попали на его цветение (как по прописи) - в июне! Мне удалось это сфотографировать. Но не фотография важна, важно то, что ложноаировый ирис обогатил и без того богатейшую флору Острова.

Острова и каналы были созданы около середины XVIII века. Перестраивались в 1780-1790-х гг. с укреплением берегов.

"Обводной" канал Большого острова много раз чистился до 1985 года. Я помню, лет пять мне было, мы с папой на резиновой лодке обплывали его кругом без проблем. Сейчас это, кажется, затруднительно. Видимый вдали остров (тёмная сторона), вроде бы, даже не отмечен на картах. Обычно говорили, что он возник "из мусора".


Фото 1914 года.

Интересно, что я, как автор книжки про Гребнево, поддался авторитету А.А. Покровского, в 1972 году по радио сказавшего: "Идём дальше к пруду, который был выкопан при Бибикове. Он омывает Гребнево, Новую Слободу и Старую Слободу и имеет два острова: Козий и Шишкина гора" [полный текст]. ...приведя в книжке альтернативное (как мне показалось) название "Большого (по Покровскому - "Козьего") острова", несколько "обмишурился". Краеведы - тоже люди, имеют полное право на ошибку. Название "Большого острова" как "Козьего, возникло, скорее всего, из не очень правильной подписи к следующей открытке:

Т.е фотографии 1914 года времён Гриневского.

...ну, правда, конечно, "Большой остров" - это не таинственный остров "Козы". Присмотритесь, - там реально коза пасётся. Однако, Покровский, а вслед за ним и я, решили, что "Большой остров" назывался "Козьим"....  Ну да, ошибся, зато на самом острове, да ещё и весной есть на что полюбоваться:

...да, ландыш. Чудесное и трогательное создание природы.

А какие заросли молодого папоротника:

Облюбуешься, как его по ветру колышит.

Обследуя в 1952 году парк этого Большого острова, архитектор Е.П. Щукина  писала: «В северной части Большого острова напротив главного дома, расположенного по другую сторону пруда, лежит глубокий с крутыми склонами амфитеатр, обращённый к водной глади. На склонах этого амфитеатра сохранились следы былого руёного [руинированного] построения. Частично сохранились также остатки оформления этих ярусов растительностью» [Щукина Е.П. Обследование планировки усадьбы Гребнево. 1952 г., с. 4.].




...под вечер, выходили  уже:

Ну прелесть же...

Ещё несколько фотографий.

Не факт, что эта берёзовая роща долго протерпит.

На острове великолепные заросли из кустов шиповника, высаженные после 1958 года, примерно.


Одна из заросших лучевых аллей конца XVIII века.


Разве это не прекрасно:


..и это:


... и...


Друзья, не сорите на островах. Этот, Большой, так же как и Шишкин, острова, - это памятники культуры федерального значения, тут не нужно рвать цветы, потому что они и так растут для вас и ваших детей. Существующая природа создана руками давно умерших людей и мы должны быть рады тому, что имеем возможность посмотреть на это изобилие, которого нет больше нигде в Щёлковском районе, да и в его окрестностях тоже. Мы можем уничтожить эту красоту за одно лето. Затоптать, сжечь на кострах, забросать окурками. Но ни мы с вами, и никакие власти не смогут больше создать ничего подобного этой, пока ещё уникальной, тонкой, извечной, пронзительной, природной красоте.

Острова Барских прудов, - не место для шашлыков. Острова - даже не "экологическая буферная зона". Острова, Большой и Шишкин и Горелый, - это последнее из того, что нам осталось потерять после усадьбы Гребнево...

 А.Ю. Послыхалин, 2014. При использовании материала обязательна ссылка на trojza.blogspot.com.