27.06.2014

Новейшая «достопримечательность» усадьбы Гребнево

На днях в еженедельной общественно-политической газете города Фрязино "Ключ" [Ключ № 25 (1197) 26 июня - 2 июля 2014 г., с. 12] вышла в свет моя статья, посвящённая довольно острым вопросам, связанным с тенденцией к "переворачиванию с ног на голову" местной краевой истории подмосковной усадьбы Гребнево. Недавно в Гребневе была установлена часовня, и мой отклик на это событие был опубликован "без комментариев" от понимающих и сочувствующих работников газеты с припиской: "Рассчитываем на открытие полемики наших читателей по данному вопросу". Я был бы тоже рад полемике, хотя, впрочем, как сказал мой хороший знакомый, "всем, кто может по данному вопросу вступить в полемику ты можешь запросто позвонить, требуя ту самую "полемику"". Посему - выношу в сеть. 



Не прошло и двух лет с момента установки «закладного камня» памятнику верному стороннику Лжедмитрия II Дмитрию Трубецкому, как в Гребневе возникла новая туристическая достопримечательность: деревянная часовня, недавно освященная в честь св. благоверного князя Дмитрия Донского. С этой постройки, как заявляют многочисленные сетевые СМИ, начинается сооружение целого казачьего хутора с крепостью и, видимо, непременным его атрибутом, – лодочной станцией.


Фотография отсюда

По утверждению инициаторов возведения часовни, Димитрий Донской «исторически связан с нашим краем», «наши предки, жившие на гребневских землях, участвовали под его предводительством в Куликовской битве», а название села Гребнево «связано с названием Гребневской иконы Божией Матери – казачьей святыни, которую подарили казаки Дмитрию Донскому после победы на Куликовом поле». 


Фотография отсюда.   
Можно бесконечно удивляться, почему руководители молодёжного казачьего отряда, призванные воспитывать у детей любовь к подлинной истории края, продолжают заниматься пропагандой наиболее слабых, с научно-исторической точки зрения, версий краевой истории, игнорируя неоспоримые документальные источники. Кстати, предлагаемый нам пересмотр истории села Гребнево восходит к последним публикациям супруги скандально-известного создателя псевдонаучной «Новой хронологии», Татьяны Николаевны Фоменко.


Фотография отсюда.

Возникает масса вопросов. Интересно, как посмотрел бы на установку часовни св. Дмитрия Донского в центре своих подмосковных земель действительный их владелец – двоюродный брат Донского, удельный князь Владимир Андреевич (1353 – 1410). Князь Владимир был вторым лицом московского княжеского дома после своего двоюродного брата и также получил прозвище «Донской» за умелое командование Засадным полком, действия которого предрешили исход Куликовской битвы. За победы, одержанные им над отрядами хана Тохтамыша в 1382 году, князь Владимир получил прозвание «Храбрый». Известный фрязинский краевед М.Ф. Фёдоров (1905 – 1985) настаивал на том, что, если местные жители и участвовали в Куликовской битве, то именно под предводительством князя Владимира. 


Владимир Андреевич Храбрый, Донской.

Не может не показаться странным и то, что патриоты Гребнева не осведомлены о том, что с 1585 года в Гребневе находился Никольский храм, а первый храм, освящённый «во имя Пречистыя Богородицы Гребенские» был построен здесь спустя не менее 85 лет, прошедших с момента первого письменного упоминания «села Гребенево на реке на Любосеевке» в Писцовых книгах 1584-1586 годов. Получается, что не храм и не икона дали название селу, а наоборот, село – храму, коль скоро храм Гребенской иконы уже в конце XVIII века именовался как храм иконы «Гребневской». 


Фотография отсюда.
Наконец, предание об обретении иконы Гребенской Божией Матери повествует вовсе не о «гребневских казаках», впервые упомянутых лишь во времена Ивана Грозного в предгорьях Северного Кавказа, а о жителях далёкого городка Гребени в устье реки Чир, правого притока Дона. По мнению и М.Ф. Федорова и ведущих историков - исследователей Куликовской битвы, путь, занявший ровно 11 дней, которым возвращалась рать Дмитрия Донского с Куликова поля, конечно, не мог проходить в окрестностях подмосковного Гребнева. Согласно летописям, нагруженное обозами раненых войско избрало кратчайшую дорогу к Москве через Коломну, куда и прибыло 21 сентября. 1 октября произошла торжественная встреча победителей в Москве. 



Фотография отсюда.

Нельзя не приветствовать достойный уважения энтузиазм организаторов установки «закладного камня» и строителей часовни. Их устремления руководствуются благородными целями «благоустройства усадьбы Гребнево», открытием историко-этнографического заповедника «Гребневский казачий хутор», патриотическим воспитанием подрастающего поколения. Однако, зная, куда ведёт дорога, вымощенная «благими намерениями», стоит пожелать патриотам уважения к подлинной истории края и умения отделять зёрна от плевел. Фрязинцам остаётся надеяться, что на территории памятника архитектуры федерального значения вслед за «хутором» и «крепостью» не возникнут «казачий шинок (кабачок)», «казачья сауна» и полноценная «казачья станица» с «казачьими мазанками (коттеджами)».


А.Ю. Послыхалин, 2014. При использовании материала обязательна ссылка на trojza.blogspot.com.