26.07.2014

Помещичий быт усадьбы Катушино (Смердино) в 1813 - 1820 гг.

После злоключений 1812-го года, лето следующего, 1813 г., семья Александра Яковлевича Булгакова (1781-1863) проводила в подмосковном С(е)мердине (Катушине), к северо-востоку от Москвы по Троицкой дороге. Довольно часто наведывался в усадьбу и сам помещик, проживая там с 15 по 16 августа 1813-го [1], затем целую неделю (до 28 августа) [2]. 26 августа в Смердине было устроено празднование именин его супруги Натальи Васильевны Булгаковой (1785-1841).


В письме брату Константину А. Я. Булгаков так описывал это торжество: "Наташа мне подготовила прелестный сюрприз. Пообедав, мы отправились во флигель, что в саду. Крестьяне и крестьянски пришли нас поздравить. Группа расступается, вижу крестьянку, а это Наташа. Крестьяночка маленькая кланяется мне в пояс, подает хлеб-соль, а это Катенька [старшая дочь А.Я. Булгакова]; поворачиваюсь, вижу и Костю в крестьянской рубашечке. Признаюсь тебе, я не мог сдержать слез: все эти крестьяне имели столь счастливый вид /.../ Утешила меня очень Наташа. Мужики целый день пели, плясали, бабы пели песни. После ужина сожгли мы фейерверк" [2]. Описание праздника было опубликовано в № 11 "Русского вестника" С.Н. Глинки за 1813 г., издававшегося на средства непосредственного начальника и друга А.Я. Булгакова, Ф.В. Ростопчина. Не исключено, что эта заметка могла, спустя время, стать одним из источников вдохновения для повести А.С. Пушкина "Барышня-крестьянка" (написанной в сентябре 1830 г.), тем более, что А.С. Булгаков был знаком с молодым поэтом [33].




Барышня – крестьянка.  Худ.: М.В.Добужинский,1919 г.

Фафули
Осенью 1813 г. супруги вернулись в Москву, оставив детей на попечение нянек в усадьбе. 10 ноября Александр Булгаков писал: "Дети ещё в деревне, мы ждём переезда [на новую квартиру в Москве], чтобы поехать за ними. Нянюшка пишет мне, что Катя часто ей говорит: "Ах, няня, жай, жай Москвы". - "А что?" - "Фафули опять ее сожгли". - "Почему же?" - "Да фафули сожгли опять Москву; оттого мы не едем туда" [3]...

Барская затея
Барон Н. Врангель в своё время подметил очень верную черту русского усадебного быта: "Русское самодурство, главный двигатель нашей культуры и главный тормоз ее, выразилось как нельзя ярче в быте помещичьей России. Безудержная фантазия доморощенных меценатов создали часто смешные, чудаческие затеи, часто курьезные пародии, но иногда и очаровательные, самобытные и тем более неожиданные волшебства" [34]. Особого рода "барские затеи" не обошли стороной и усадьбу Смердино. Так, 9 февраля 1814 г. Александр Яковлевич просил у брата Константина, пребывавшего при армии в Париже "...портреты всех маршалов Франции; я бы украсил ими целую комнату в моём именьице, поместив над каждым из этих господ по русскому генералу, который его и разбил" [4]. Была ли осуществлена эта затея в полной мере - неизвестно. Однако, какие-то портреты  А.Я. Булгаков, всё же, получил.

Подкидыш
1-го июля в семье А.Я. Булгакова родилась дочь, наречённая Ольгой, и весь июль 1814 г. семья провела в Смердине. В середине сентября там же произошло любопытное событие, описанное А.Я. Булгаковым: "Ложимся спать в деревне, слышим слезы. Наташа говорит, что Ольга, я ей пеняю, что не знает голоса своих детей. Только вдруг входит Алена с ребенком, которого подкинули нам в сад под окошки дома. Так что мы взяли сие крошечное создание прежде всего из человечности, а потом из расчета, ибо говорят, что это приносит счастие; впрочем, я думаю, что так со всеми добрыми делами. Малютку окрестили под именем Натальи Александровны Находкиной" [5]. До 11 октября больной с рождения найдёныш умер [6].

1815 - 1819
Весна 1815 года ознаменовалась для семьи покупкой ещё одной деревни: "Ну брат, - писал А.Я. Булгаков 22 марта, - с деревней кончено. Я купил её после долгих прений за 28 000 рублей; все ценят ее в 50 000. Когда будешь сюда, увидишь; если понравится, то возьми себе. Местоположение незавидно только, но, что бы ни было, я свое Смердино ни на что не променяю. Мужики там очень зажиточны и славные люди" [7]. Не исключено, что в этом отрывке шла речь о соседней по отношению к Смердину д. Булаково, числившейся за Булгаковыми  в 1824 году.

Наталья Васильевна Булгакова (1785-1841).
До 24 июля 1815 г. Наталья Васильевна снова уехала с детьми в Смердино [8], а в начале 1816 г. адресат писем Александра Яковлевича, его младший брат Константин, наконец, возвратился в Москву, вскоре заступив на пост почт-директора. Братья зажили в Москве почти неразлучно, что привело к сокращению их переписки.
Пребывая в Петербурге в августе 1818 года, куда он ездил по хозяйственным делам своих имений, А.Я. Булгаков тосковал о своей подмосковной: "Петербург прекрасен, но тоска возьмет в нем жить /.../ Очень мне хорошо у Закревского, но все не Москва, не почта, не Смердино!" [9]. В 1819 году за болезнью Александр Яковлевич Булгаков предпринял весной поездку через Варшаву и Дрезден в Карлсбад, август провёл в Францесбрунне близ Эгры, где с ним произошёл один забавный случай: "Ходя по парку, писал он в письме от 28 августа, нахожу много грибов, славные, осиновые [подосиновики]; нагибаюсь, чтобы один сорвать, женщина берет меня за руку и говорит: "Оставьте, он ядовитый!". Экие дураки! Я никак не мог ей растолковать, что у нас это едят, и это один из лучших сортов" [10]. Во второй половине октября Булгаков посетил Париж, уже 8 ноября сообщая брату: "Но оставим фафулей [так А.Я. Булгаков звал французов, помня о своей дочери]; надобно признаться, что они смешны, любезны, но презрительны и мне скоро наскучили. Я сыт Парижем! Он мне будет мил, когда буду говорить о нем в Москве" [11].


Александр Яковлевич Булгаков (1781-1863). Худ.: Горбунов, 1839 г.
В конце декабря Александр Яковлевич уже был в Москве, а Константин принимал новую должность в Санкт-Петербурге, также подумывая о своём уголке Подмосковья: "Если же ты поедешь в деревню, - писал он Александру, то и меня туда жди, когда не в силах буду перенести разлуку или переменится мое положение. Хоть на старости поживем благополучно" [12]. После покупки подмосковной Константином, А.Я. Булгаков наставлял младшего: "Я сам думаю, любезный брат, что лучше бы тебе получать [прибыль с деревни] деньгами и не затрудняться управлением деревни /.../ Заводить это трудно, а как есть, уже то хорошо. Ежели будут проситься на оброк, не пускай, ибо наживешь хлопот и беспрестанные недоимки. Оставь на старом положении. Управляющим не затрудняйся; ежели все устроено, то и староста может наблюдать, чтобы полевые работы отправлялись, как должно" [13].


Константин Яковлевич Булгаков (1782-1835).

В 1819 г. А.Я. Булгаков получил чин статского советника, продолжая служить в Московском архиве коллегии иностранных дел.

1820
21 марта 1820 г. А.Я. Булгаков "хвастался" брату: "Мне привезли славного теленочка из деревни; уж как Наташа тебя вспоминает: нет да нет! Так как я говеть буду на Страстной, то решились мы в воскресенье сделать у себя пир и расправиться с этим четвероногим молодцом" [14].

В начале мая того же года Александр Булгаков с семьёй надолго поселился в С(е)мердине, откуда он регулярно писал брату в Санкт-Петербург (письма от 9, 10, 11, 14, 15, 16, 19, 21, 24, 28 мая, 1, 3,6,7 июня 1820 г.). Этот корпус писем Александра Яковлевича особенно интересен для исследования помещичьего быта подмосковной усадьбы. Описывая местоположение Смердина в письме от 9 мая, помещик писал: "Вот какие у нас совершаются путешествия. Возле нашего леса ручей [Смердино и Булаково находились на р. Каменка, тогда как Владимирская губерния начиналась за селом Троицкое-Резанцы и р. Мележей - trojza], через который мы перешли раза три [соответственно - (1.) р. Каменку, (2.) р. Кинелку и (3.) р. Мележу - trojza], а за оным ручьем уже и губерния Владимирская. Я одной ногою могу, не бывши Колоссом Родосским, стать на Московскую, а другой - на Владимирскую губернию" [15]. Пешие прогулки были прописаны Булгакову доктором.


Имение на карте кон. XVIII в.

После Москвы Смердино казалось раем: "Здесь мы проводим время очень приятно: не увидишь, как день пройдет. В последнее время дом Шутельвортшин [где нанимал квартиру в Москве А.Я. Булгаков] был несносен: вонь, сырость и крысы. Бывало, они только визжали и возились под полом, а уж наконец стали и показываться, бегать по нам, сонным" [16].

В усадьбу доставлялись  редкие по тем временам апельсины, до которых  хозяйка дома, Наталья Васильевна была "смертельной охотницей" [18] и иностранные газеты [17]: "В деревне все весело читать, а нет пустой книги, в коей бы не нашлось чего-нибудь хорошего" [19]. Почту приносили в усадьбу из "Троицкой экспедиции", - почтового отделения, располагавшегося в Сергиевом Посаде [21].


Обычаи деревенской свадьбы
14 мая в С(е)мердине состоялась деревенская свадьба, показавшаяся помещику настоящей экзотикой: "Вчера была у нас свадьба в деревне. Я не имел понятия о всех этих церемониях; это умора, что за фарсы! Невесту как будто покупают. Жениховы уполномоченные кладут гривенники на кусок хлеба, а уполномоченные невесты не берут, говоря: "Что она, урод, что ли? Она баба плотная, хорошая работница. Возьми свою гривну, гривну наживешь скоро, а невесту выкармливай 16 лет". Там станут все прибавлять более, а там перепьются, а там сговор, а там и обручение, а невеста все покрыта полотенцем и все воет какую-то женскую песню. Сегодня приходили молодые, не с конфетами, а с яйцами. Наши крестьяне все предобрые. Сегодня подарил я одному новую избу, его вся развалилась от ветхости; надо было видеть его радость и благодарность. Мне хочется, чтобы у всех были избы хорошие, и я их выкрашу: тогда вид на деревню будет прекрасный" [20].


Хоровод в селе. Худ.: А. Саврасов, 1873-1874 г.


К Троице в Духов день
В письме от 15 мая, после обсуждения вопросов мировой политики, А.Я. Булгаков интересовался у брата Константина: "Зачем и с кем поехал молодой [А.С.] Пушкин в Крым?" [19]. Речь шла о высылке поэта не в Крым, а в Екатеринослав, 5 мая того же 1820 г.
17-го мая в Духов день семья Булгаковых ездила к обедне в Троице-Сергиеву лавру: "...встав рано...Большую часть дороги ехали, но много шли и пешком. Приехали туда, стали пить чай; вдруг заблаговестили, мы пошли к обедне, отслушали, отпели молебен, потом шатались по монастырю. Народу было множество. Ванюшка состряпал нам славный обед, поели плотно, накупили детям игрушек и воротились сюда благополучно в половине шестого. Дети в радости, и по целой деревне такая музыка, что хоть уши заткнуть: я накупил множество дудок и роздал по всем крестьянским детям; ребятишки бегают, да кто кого перегудит!"  [22].


Троице-Сергиева лавра. Худ.: Ф.Я. Алексеев,  ок. 1800 г.

Фряновская фабрика в 1820 г.
Не забыли Булгаковы посетить и местные достопримечательности. 24 мая 1820 г. Александр Яковлевич писал брату: "Время прекрасное, и мы, позавтракав, поехали на славную Фряновскую фабрику, принадлежащую Лазареву и которая в шести верстах от нас, а купил, по содействию Карнеева, граф Потемкин, то есть променял за 700 душ в Калуге [описываемая сделка намечалась тогда, но не состоялась - прим. trojza]. Здесь 150 станов, и доходу до 200 тысяч в год; делают бархаты, парчи, штофы. Мы тут гуляли до трех часов и воротились как голодные волки домой" [23].


Фасад мастерской и красильной старой фряновской фабрики, XIX в.

Деревенский досуг
Несмотря на горе, вскоре постигшее семью [35], в начале июня в Смердине [26] А.Я. Булгаков продолжал работу по составлению и редактированию книги "Записки флота капитан-лейтенанта Егора Павловича Метаксы" - важного первоисточника по истории военных подвигов русской эскадры, покорившей под командованием Ф.Ф. Ушакова Ионические острова в 1798-1799 гг. Булгаков планировал издать эту книгу. Однако, труд, под полным названием "Записки флота капитан-лейтенанта Егора Метаксы, заключающие в себе повествование о военных подвигах российской эскадры, покорившей под начальством адмирала Федора Федоровича Ушакова Ионические острова, при содействии Порты Оттоманской в 1798 и 1799 годах" был напечатан под ред. В. Ильинского лишь в 1915 году [25].


Титульный лист кн. "Записки флота капитан-лейтенанта Егора Метаксы", изд. 1915 г. 

В Москве продолжалось строительство нового городского особняка А.Я.Булгакова, что стало причиной частых отлучек хозяина семейства из Смердина в столицу. 12 июня А.Я. Булгаков  писал брату из Москвы, 19-го - снова из Смердина, до которого он добирался, как обычно, по Троицкой дороге [27]. В первых числах сентября А.Я. Булгаков оставил Смердино, вернувшись в Москву [28], но 15 сентября снова был в деревне: "Время бесподобное, и мы все на воздухе, целое утро работали на гумне: я молотил, ворошил, сметал и сгребал; только что не веял, дети даже таскали снопы. Вот у нас как, у деревенских! Для тебя это арабская грамота. Время чудное! Я думаю, однако же, что в пятницу или в субботу пущусь в Москву с Наташей - показать ей дворец наш" [29].


Сенокос. Худ.: А.Г. Венецианов.

17 сентября А.Я. Булгаков писал из Смердина: "гуляем по крестьянским работам и им даже помогаем, читаем, Катенька чтец хоть куда, а особливо по-русски; вырезываем картины, это фаворитное упражнение всех" [30]. Следующее письмо, от 20 сентября уже было написано в Москве, но 5 октября Александр снова писал Константину из Смердина, отмечая, что Н.В. Булгакова увлеклась в подмосковной скотоводством: "Не становясь сама коровою, Наташа страстно увлекается коровами и много занимается ими в деревне" [31]. В Смердино были выписаны бык и четыре коровы голландской породы. Дожидаясь окончания работ в московском доме, Булгаковы жили в Смердино (письма от  26-31октября), вскоре собираясь уже на зиму перебираться в Москву [32]...

См. по теме:
Давно забытое Смердино.
Terra Incognita Подмосковья: "гулкая" история забытого района.

А.Ю. Послыхалин, 2014. При использовании материала обязательна ссылка на trojza.blogspot.com.

1. Братья Булгаковы. Переписка. Т. I. Письма 1802-1820 гг. - М., 2010, с. 339.
2. Там же, с. 342.
3. Там же, с. 369.
4. Там же, с. 386.
5. Там же, с. 424.
6. Там же, с. 432
7. Там же, с. 469-470.
8. Там же, с. 493.
9. Там же, с. 552.
10. Там же, с. 590.
11. Там же, с. 691.
12. Там же, с. 608-609.
13. Письмо А.Я. Булгакова от 29 февраля 1820 г. Там же, с. 640.
14. Там же, с. 658.
15. Там же, с. 678.
16. Письмо А.Я. Булгакова от 10 мая 1820. Там же, с. 678.
17. Там же, с. 681.
18. Там же, с. 676.
19. Там же, с. 682.
20. Письмо А.Я. Булгакова из Семердино от 15 мая 1820 г. Там же, с. 682-683.
21. Письмо от 16 мая. Там же, с. 683.
22. Письмо от 19 мая. Там же, с. 686.
23. Там же, с. 689.
24. Письмо от 1 июня 1820 г. Там же, с. 695.
25. См.: Казаков Н.И. О происхождении и характере "Записок флота капитан-лейтенанта Егора Метаксы" // Скачать.
26. Там же, c. 698-699.
27. Там же, с. 705-706.
28. Там же, с. 707
29. Там же, с. 714.
30. Там же, с. 714.
31. Там же, с. 720.
32. Там же, с. 725-726, 728-729.
33. Любопытно, но в таком подробном исследовании повести, как Головин В.В. "Барышня-крестьянка": почему Баратынский "ржал и бился" (скачать) аналогия с указанной публикацией не прослежена. Не прослеживается возможная связь между случаем, опубликованным Булгаковым и повестью и в примечаниях Б.В. Томашевского к публикации повести в 10-томном собрании сочинений: Пушкин А. С. Полное собрание сочинений: В 10 т. Т. VI. - М., 1978, с. 522-523.
34. Старые усадьбы. Очерки русского искусства и быта. - СПб., 1910, с. 6.
35. Здесь в Смердине во младенчестве умер один из сыновей А.Я. Булгакова, крещенный Владимиром, схороненный  в Хотьковском монастыре: "Надо было посылать за гробом в Москву, ибо порядочного поблизости нет. /.../ Сегодня в 6 часов утра меня разбудили: приходской священник явился. Володю вынесли тихонько во флигель, где его отпели совсем, так что Наташа и не знает ничего [супруга А.Я. Булгакова была в это время больна]. Жаль было расстаться с этим милым мальчиком; к тому же еще меня, право, растрогало участие крестьян и всех дворовых" [24]. У Натальи Васильевны было 12 детей, но в живых осталось два сына и две дочери: Константин (род 17 апреля 1812) и Павел (род. 1825), Екатерина (род 1 марта 1811) и Ольга (род 1 июля 1814; замужем за кн. А.С. Долгоруковым).  Н.В. Булгакова скончалась 9 апреля 1841 г. Муж пережил её на 22 года и в старости вторично женился. См.: Русские портреты XVIII и XIX столетий. Т. 1, вып. 4. № 167.