21.01.2017

Революция 1917 года в рисунках детей - очевидцев событий. (После Октября)

Завершаем публикацию иллюстраций из книги «Москва. 1917 год. Рисунки детей-очевидцев событий» (М., 1987). Детские рисунки, собранные В.С. Вороновым с 1919 года хранятся в Государственном историческом музее (часть 1), (часть 2), (часть 3). 


После Октября в круг дет­ских интересов наряду с некоторыми старыми темами начинают постепенно проникать каче­ственно иные, рожденные новой действительно­стью...

После Октября
«...Так, новым сюжетом являются похороны борцов за революцию на Красной площади, хотя он непосредственно связан с прошлым и логи­чески завершает тему революции. / 10 ноября 1917 года Москва хоронила това­рищей, погибших в революционных боях. Около 500 бойцов легли в братские могилы на Красной площади. Этот акт положил начало незаплани­рованному, но ставшему с тех пор традицион­ному пантеону революции. Всю ночь красно­гвардейцы и революционные солдаты рыли у стен Кремля огромные могилы, всю ночь жен­щины шили траурные знамена. А утром “со всех улиц на Красную площадь стекались огромные толпы народа. Здесь были тысячи и тысячи лю­дей, истощенных трудом и бедностью,— расска­зывает Джон Рид, бывший свидетелем и участ­ником траурной церемонии.— Прошел военный оркестр, игравший “Интернационал”, и вся толпа стихийно подхватила гимн, медленно и торже­ственно разлившийся по площади, как морская волна. С зубцов Кремлевской стены свисали до самой земли огромные красные знамена... На­чали прибывать рабочие фабрик и заводов от­даленнейших районов города; они несли сюда... грубые ящики из нетесаных досок, покрытые красной краской, и их высоко держали на плечах простые люди с лицами, залитыми слезами... Похоронная процессия медленно подошла к мо­гилам, и те, кто нес гробы, спустили их в ямы... Весь долгий день до самого вечера шла эта траурная процессия. Она входила на площадь через Иверские ворота и уходила с нее по Никольской улице, как поток красных знамен, на которых были написаны слова надежды и братства, ошеломляющие пророчества... / Один за другим уложены в могилу пятьсот гробов... Над могилой на обнаженных ветвях деревьев, словно странные многокрасочные цве­ты, повисли венки”.  / Детское воображение потряс этот торже­ственно-скорбный ритуал. Кто-то мог присутство­вать на похоронах, другие рисовали, пользуясь газетными фотографиями. Четкая грань в данном случае может быть прослежена не всегда, и в принципе это обстоятельство не так уж суще­ственно. Важно то, какое впечатление оставила церемония похорон в детских душах, подтвер­ждением чему являются многочисленные рисун­ки. На одних — по площади с воинскими поче­стями плывет вереница гробов, на других — сце­ны у раскрытой братской могилы. Гробы уже опущены. Рисунок, передающий этот момент, представляется нам исполненным по докумен­тальной фотографии: слишком правильно для ребенка изображен сложный перспективный раз­ворот могильной ямы» [с. 142-174].
 

68. ПОХОРОНЫ У КРЕМЛЕВ­СКОЙ СТЕНЫ. Ноябрь 1917
Неизвестный автор. Бумага, акварель, карандаш. 24,6X32,3 см. [Похороны павших в боях за революцию происходили на Красной площади 10 ноября 1917 года. Позади похоронной процес­сии — Спасская башня Мос­ковского Кремля, справа — купол сената, слева на сте­не — царская башенка. Рисунок не окончен].

69. ЗАХОРОНЕНИЕ БОЙЦОВ РЕ­ВОЛЮЦИИ У КРЕМЛЕВСКОЙ СТЕНЫ. Ноябрь 1917
Автор Гончаров/ Бумага, акварель, карандаш. 25,9X34,6 см. Надпись и подпись в верхнем левом углу: Кладбище боль­шевиков. Гончаров. [На первом плане —свежеразрытая земля на месте братских могил. Справа — венки. За Кремлевской сте­ной — здание сената со сле­дами пуль, в куполе дыра — следствие обстрела Кремля на артиллерийских орудий. Зубцы на Кремлевской стене нарисованы неправильно].
«…Есть рисунки, изображающие площадь после похорон. Люди разошлись, и лишь венки оста­лись на помосте над могилами. Можно рассмотреть следы разрушений, причиненных Кремлю недавними боями. Здание сената (окружного су­да, теперь — Совета Министров СССР) постра­дало от артиллерийского обстрела, крыша купо­ла пробита, следы пуль на стенах напоминают о только что отгремевших боях» [с. 174].


70. ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ БОРЦАМ ЗА СВОБОДУ. Ноябрь 1917
Неизвестный автор. Бумага, акварель, карандаш, позолота. 25,4X34,5 см. Надписи: лозунг над башней — Да здравствует РСФСР; справа на стене — вечная па­мять борцам за свободу. [В центре — Спасская башня Московского Кремля, по сто­ронам ее — часовни, пост­роенные в XIX веке (снесе­ны в 1925 г.). За стеной спра­ва — здание сената (ныне Со­вета Министров СССР), слева купола и колокольня Чудова монастыря (снесен в 1930 г.)].

71. ПОХОРОНЫ СТУДЕНТОВ И ЮНКЕРОВ. 1917
Автор А. Малышков (?). Обои, акварель, гуашь, тушь, перо. 30,4X35,2 см. Подпись и дата справа внизу: А. Малышков (?) 1917 годъ 9 декабря. Надпись внизу: Похороны студентов и юнкеров. [Похороны студентов и юнке­ров происходили 13 ноября 1917 года на братском клад­бище, которое находилось возле теперешнего поселка Сокол. Снесено в конце 1940-х годов в связи с за­стройкой района Песчаных улиц].
«Рисунок не по-детски сложный, глу­боко прочувствованный, все художественные средства, которыми владеет автор, и продуман­ные, и найденные интуитивно, соединены воеди­но для передачи трагизма сцены. Холодный день, ноябрь, снег уже покрыл землю. Сумерки. Суровое настроение создается прежде всего за счет цветового решения. Основной тон картины — серый, то высветленный, то сгущенный почти до черного. По всему листу размыты сла­бые отсветы желтого и зеленого — от крыши часовни, одежд священников, света факелов, уси­ливая ощущение холода и бесприютности. Обряд действительно происходил при свете факелов, так как процессия дошла до кладбища лишь к вечеру. Она двигалась пешком из церкви Боль­шого Вознесения, что у Никитских ворот, до села Всехсвятское, где находилось братское кладби­ще. Путь не близкий, да и ноябрьский день был сумрачный, ветреный, с мокрым снегом. Про­цедура была искусственно затянута для нагнета­ния трагизма. Процессия шла так долго, что опущенные в могилы гробы не закопали, отло­жив завершение ритуала на следующий день» [с. 174-175].


72. ОТКРЫТИЕ ПАМЯТНИКА РОБЕСПЬЕРУ В АЛЕКСАНДРОВ­СКОМ САДУ. Ноябрь 1918
Неизвестный автор. Бумага, акварель, карандаш. 26,0X26,4 см. Надписи: вверху — открытие памятнику Робеспьеру в Александравском саду; на знаменах — Да эдр(ав)ствуетъ вождь а(в)стрiйск(ой) рево(лю)цiи Фр. А(д)леръ; Да здравствуетъ Австрiй(с)кая революцiя и Фр. Адлеръ; Да здравст(вует) Со­ветская республика; на поста­менте памятника — Робес­пьер. [Робеспьер Максимильен Ма­ри Изидор (1758—1794) — один из вождей Великой французской ре­волюции. Памятник Робеспьеру работы скульптора Б. Сандомирской был открыт 3 ноября 1918 го­да, а 7 ноября 1918 года раз­рушился. Фридрих Адлер — лидер ав­стрийских  социали­стов, один из лидеров 11 Интернационала. После свержения династии Габсбургов в результате ав­стрийской революции (про­изошла 12 ноября 1918 года) стал председателем Всеавстрийского Исполнительного комитета Совета рабочих де­путатов].

 Открытие памятника Робеспьеру. Фотография, 1918 г.

«3 ноября 1918 года в Александровском саду состоялось открытие памятника Робеспьеру — вождю Великой фран­цузской революции — работы скульптора Б, Сандомирской, что и запечатлено на одном из дет­ских рисунков. В центре листа на красноватом фоне Крем­левской стены — фигура Робеспьера в окруже­нии почти нерасчлененной темной поверхности людских голов, На знаменах по сторонам памят­ника начертаны слова; «Да здравствует Австрий­ская революция» и «Да здравствует Фр. Адлер». Открытие памятника Робеспьеру накануне пер­вой годовщины Советской власти совпало с ре­волюцией в Австрии, победившей 12 ноября 1918 года. После свержения династии Габсбургов главой нового правительства стал Фридрих Адлер. Победа австрийской революции явилась событием огромной важности для молодой Совет­ской Республики <…>.Надписи на знаменах, соотносящие торжество с победой австрийской революции, не сочинены ребенком. Сохранилась фотография, изобража­ющая открытие памятника Робеспьеру. На ней отчетливо читается тот же лозунг, что лишний раз подтверждает документальность детского творчества <...>. Памятник Робеспьеру простоял лишь четыре дня. 7 ноября 1918 года статуя разрушилась» [с. 179-180].


73. МИТИНГ ВОЗЛЕ ПАМЯТНИКА ПУШКИНУ. 1917
Неизвестный автор. Бумага, цветной и графитный карандаши. 22,9X33,0 см. Надписи на знаменах: да эдравствуе(т) народное пра­вительство), долой само­державие), да здравствуют надоры (народы). На постаменте скульптуры: А. С. Пуш(кин). [Памятник Пушкину в Москве установлен в 1880 году, скульптор А. М. Опекушин. Памятник стоял в конце Твер­ского бульвара, лицом обра­щенный к Страстной (ныне Пушкинской) площади. В 1949 году перенесен на другое место той же пло­щади, в сквер перед кино­театром «Россия»].
«Замечательно интересен рисунок “Митинг возле памятника Пушкину”. Оживив в памяти историю памятника, мы сможем правильнее по­нять и детскую картинку 1917 года. Памятник Пушкину работы скульптора А. М. Опекушина был открыт в 1880 году. С этого времени Москва обрела свой монумент-символ, как Петербург, давно имевший в таком качестве Медного всадника. Открытие памятника вылилось во всенародный праздник, стало одним из важнейших общественно-культурных событий века. <…>. В 1917 году памятник обрел новую жизнь. Сбылось предсказание Глеба Успенского об ог­ромном его значении для будущих поколений. В период небывалого взлета общественной активности масс прошлое воспринималось осо­бенно остро и злободневно, исторические де­ятели делились на тех, кто был за народ и кто — против народа. В этот момент народность поэзии Пушкина понималась революционными массами прямолинейно. Об этом говорят и лозунги на знаменах в руках поэта: “Да здравствует народ­ное правительство, долой самодержавие”, “Да здравствуют народы”. Пушкин сам становился как бы участником сегодняшних революционных свершений. Митинг этот естественно соотносился c торжествами при открытии памятника в 1880 году. Оба события наглядно демонстриро­вали роль монументального искусства в развитии народного самосознания. Все это вполне могло послужить одним из импульсов к рождению ле­нинского плана монументальной пропаганды» [с. 181-182].


74. ПАМЯТНИК ТАРАСУ ШЕВ­ЧЕНКО. 1918
Неизвестный автор. Бумага, акварель. 35,5X26,6 см. Надпись на постаменте: Па­мятник Тарасу Шевченке. [Шевченко Тарас Григорье­вич (1814—1861) — великий украинский поэт и художник, революционный демократ. Памятник Шевченко был установлен в 1918 году на Рождественском бульваре. Скульптор С. М. Волнухин].

75. ПРЕСВЯТАЯ ТРОИЦА. 1918
Автор А. Н. Гаген. Бумага, акварель, карандаш. 54,3X26,7 см. Подпись автора и дата справа •ищу: 1918 г. А. Н. Гаген; внизу посредине еще раз: Гаген. Надпись на монументе: Прес.(вятая) Троица. [Пресвятая троица — основ­ной догмат православной церкви. Три фигуры — три жандарма. Высмеивает­ся вездесущность жандарме­рии и жандармских порядков в царской России. Над тек­стом — двуглавый орел, герб Российской империи, по уг­лам монумента — флаги Рос­сийской империи].
«Организация революционных торжеств, праздничное оформление городов, театрализо­ванные массовые представления на площадях и в колоннах демонстрантов, разрушение старых и установка новых памятников — все мероприятия по созданию нового окружения, агитационно ра­ботающей среды были предусмотрены ленин­ским декретом от 12 апреля, но размах этих акций определялся совершенным слиянием их с творческой самодеятельностью народа, приняв­шей формы массовых выступлений. Стремление победившего народа к самоутверждению партия предугадала и возглавила. В Москве праздничным оформлением города в дни революционных торжеств руководили та­кие известные мастера, как архитекторы А. А. и В. А. Веснины, художники А. В. Куприн, С. В. Герасимов, А. А. Осмеркин. Искусство, на­стоящее высокопрофессиональное искусство вы­шло на улицы, впервые обратилось не к отдель­ным лицам и не к публике, наполняющей му­зейные залы, а сразу и непосредственно к на­родным массам. С невиданной щедростью отда­вали художники свой талант, свое мастерство революционному народу» [с. 183].
«…Определенную роль в агитационном празд­ничном оформлении города играла и сатира. По улицам в грузовых автомобилях возили чучела буржуев в полосатых брюках и в котелках, пу­затых попов, битых генералов. С их участием разыгрывались нехитрые раешные сценки. Были и стационарные сатирические изображения. К со­жалению, очень мало фотодокументов, зафик­сировавших эти сюжеты. Тем интереснее детский рисунок под названием “Пресвятая троица”. Здесь представлен временный монумент, нечто вроде сатирического памятника» [с. 186].


76. ДЕМОНСТРАЦИЯ В ХАМОВ­НИКАХ. Май 1918
Неизвестный автор. Бумага, акварель, карандаш. 25.9X54,5 см. Надписи: на флагах и транспа­рантах (слева направо) — вся власть советам; Да здрав­ствует советская власть; Да здравств(ует) III интерна- (ционал); долой буржуев; пролетария всех стран соединя(йтесь); дворни(ки) Хамовни(ков); газеты и воззвания на заборе — Тове(рищи); гражда(не) враг не дремлет. Вперед. [Хамовники — рабочий район на юго-западе Москвы, за Садовым кольцом. Здесь бы­ли сосредоточены текстиль­ные фабрики, а также нахо­дились Хамовнические казар­мы].

«К теме революционных праздников относится и рисунок «Демонстрация в Хамовниках». Он представляет театрализованное действо — яркую примету времени, одну из составляющих той же системы возбуждения активности освобожден­ных масс через пробуждение их творческих по­тенций. Здесь воскрешаются игровые стороны древней народной культуры, которая наполняет­ся новым революционным содержанием. / Праздничная колонна необычна, участники ее — в форменных фуражках, с поднятыми вверх метлами. Вместе с лозунгами «Долой буржуев», «Пролетарии всех стран, соединяйтесь» плывет плакат — название колонны: «Дворники Хамов­ников». Это уж нечто совсем новое. Шагает ор­ганизованная группа, собранная по професси­ональному признаку, со своим рабочим инстру­ментом. Но юмор переплетается с серьезными и даже тревожными нотами — на заборе воззва­ния, напоминающие о гражданской войне» [с. 186-187].


77. ВЫШЕ МОЛОТ ПОДНИМАЙ. 1918
Неизвестный автор. Бумага, акварель. 24,9X33,5 см.Надписи: слева лозунг — Вы­ше молот поднимай цепи раб­ства разрывай, над дверью — Р. С. Ф. С. Р.
«Дом с лозунгом “Выше молот поднимай, цепи рабства разбивай” задекорирован до неузнава­емости. Но очевидно, что изображено обще­ственное, а не жилое здание, так как фронтон его украшают большие часы. На синем полотни­ще над входом — буквы: РСФСР. Тогда их писали всюду, празднуя образование нового рабоче-крестьянского государства» [с. 185].


78. АЛЕКСАНДРОВСКИЙ ВОК­ЗАЛ. 1918
Неизвестный автор. Бумага, акварель, карандаш. 24,7X35,7 см. Надписи: вверху справа — Часть Александровского вок­зала с обелиском; на обели­ске —«РСФР. Труд» Влады­к(а мира); над окном на стене вокзала — РСФСР. [Александровский (ныне Бе­лорусский) вокзал открыт в 1870 году, в 1909 году перестроен инженером И. И. Стуковым. В 1976 году к старому зданию вокзала пристроено новое. Обелиск — временное со­оружение, праздничное ук­рашение города].
«...На известном всем москвичам Белорусском вокзале (б. Александровском) — те же элементы украшения, а также символы — серп, молот, штык. Они рождались стихийно, герба как государственной эмблемы тогда еще не было. В цен­тре площади перед вокзалом — временный до­щатый обелиск, прославляющий освобожденный труд. На постаменте из досок выложено восхо­дящее солнце, раскинувшее в стороны свои ги­гантские лучи» [с. 185].


79. ПРАЗДНИЧНОЕ УКРАШЕНИЕ УЛИЦЫ. 1918
Неизвестный автор. Бумага, акварель, карандаш. 14,9X35,7 см. Надпись на флаге: Да здрав­ствует Российская Федера­тивная Республика.

80. ОБЕЛИСК НА ПЛОЩАДИ. 1918
Автор В. Андронова. Бумага, акварель, карандаш. 26,5X34,5 см. Подпись автора слева вверху: В. Андронова.

81. ДОМ В ПРАЗДНИЧНОМ УБ­РАНСТВЕ. Май 1918
Неизвестный автор. Бумага, акварель, карандаш. 26,6X 35,1 см. Надписи на плакатах: сле­ва — В борьбе обретешь ты право свое; справа — проле­тарiя всҌхъ странъ соединяй­ся.
«Вот празднично убранный маленький мещан­ский особнячок. Мансарда с одним окошком, по фасаду — три окна, боковые завешаны плаката­ми. Слева — лозунг эсеров «В борьбе обретешь ты право свое». Значит, рисунок относится не к 7 ноября, а именно к 1 мая 1918 года, так как после эсеровского мятежа, который произошел летом 1918-го, этого лозунга уже быть не могло» [с. 184-185].


82. ЕДИНАЯ ТРУДОВАЯ ШКО­ЛА. 1918
Автор А. Туманов. Бумага, акварель, карандаш, тушь, перо. 22,0 X 33,2 см. Справа внизу подпись автора и дата: А. Туманов 19— 18 г. Надписи: над подъездом — Единая Трудовая Школа; справа от дверей табличка — городское училищ(е). [Изображена единая трудовая школа, бывшее частное реаль­ное училище И. А, Алек­сандрова, находившееся на Большой Дмитровке (ныне Пушкинская ул.), 28. В. С. Во­ронов преподавал здесь ри­сование и черчение. Единая трудовая школа — школа, доступная для всего населения независимо от об­щественного и имуществен­ного положения. Она давала всем равный общеобразова­тельный уровень, а кроме того, и трудовые навыки. По­ложение о единой трудовой школе было утверждено дек­ретом ВЦИК 1 октября 1918 года. Школа стала де­вятилеткой с разделением на две ступени].

83. У РАСКРЫТОЙ БРАТСКОЙ МОГИЛЫ. Ноябрь 1917
Неизвестный автор Бумага, акварель, карандаш. 34,5 X 26,5 см. [Две братские могилы бой­цов революции расположены возле стен Кремля по обе стороны от Сенатской башни].

84. ГЕРБ РСФСР. N 1, 1918
Неизвестный автор. Бумага, тушь, перо. 34,5X25,2 Вверху на фоне солнечного диска буквы: РСФСР.

«Напомним вкратце основные этапы создания первого советского герба. Это поможет нам и при датировке рисунков. В первые месяцы перед государством встало слишком много неотложных дел. Но уже в начале 1918 года правительство озаботилось созданием революционной эмбле­матики. В самом деле — образовалась совершен­но новая страна, идеология ее была в корне противоположна официальной идеологии старой России. Но она не имела еще ни своей печати, ни герба, ни флага. Учреждения пользовались пе­чатями Временного правительства, где присут­ствовал все тот же двуглавый орел, хотя и без короны.
Отсутствие печати в какой-то мере налагало оттенок неполноценности на все делопроизвод­ство. В начале марта 1918 года художник А. Н. Лео подготовил для Совнаркома проект государственной печати. В нем присутствовали все основные элементы символики, определив­шие впоследствии советский герб: серп и молот, колосья пшеницы, восходящее солнце. Правда, предполагался еще и меч, утверждавший наме­рения республики защищать свои завоевания, од­нако по настоянию В. И. Ленина меч из проекта убрали. 12 апреля 1918 года в уже упоминав­шемся декрете «О памятниках Республики», из­данном в непосредственной связи с надвига­ющимся первым революционным празднеством, говорилось между прочим и о замене эмблем и гербов новыми, отражающими идеи и чувства революционной трудовой России.
К 1 Мая нового герба не было, а государ­ственная печать существовала лишь в проекте, но основная эмблема этого проекта — перекрещи­вающиеся серп и молот — к тому времени уже родилась. Художник Е. И. Камзолкин украсил ею Серпуховскую площадь. Однако, как видно по рисункам детей, эмблема серп и молот фигури­ровала в оформлении праздничной Москвы до­вольно широко. Известно, что 27 апреля ВЦИК специально обратился в Управление делами СНК с просьбой прислать проект новой печати с изоб­ражением серпа и молота как образец для ук­рашения Дома Советов. Образцом этим, по-видимому, воспользовался не только Камзолкин. В наших рисунках на многих домах изображена эмблема союза рабочего класса и трудового крестьянства, хотя взаимное расположение двух ее составляющих, судя по рисункам, еще не было определено. История же создания государ­ственной печати развивалась так. 18 июня Совнарком принял решение о введении в печать текста-лозунга «Пролетарии всех стран, соеди­няйтесь!». Вслед за тем 20 июня утвержден­ный Совнаркомом проект передали граверу Д. В. Емельянову для изготовления окончатель­ного рисунка печати. И наконец, Петроградскому монетному двору поручили ее изготовление. Го­сударственная печать и явилась прообразом гер­ба. V Всероссийский съезд Советов, проходив­ший в Москве в Большом театре с 4 по 10 ноября, принял первую Конституцию РСФСР, где в разделе 6 17-й главы говорилось: «Герб Рос­сийской Советской Федеративной Социалистиче­ской Республики состоит из изображений на красном фоне в лучах солнца золотых серпа и молота, помещенных крест-накрест рукоятками книзу, окруженных венцом колосьев с надписью: а) Российская Советская Федерлтивная Социалистическая Республика и б) Пролетарии всех стран, соединяйтесь!».
Но была и другая, параллельно существовав­шая линия поисков формы государственного гер­ба. Весной 1918 года отдел ИЗО Наркомпроса объявил конкурс на проект народного герба, печати Совнаркома, народного флага и новых серебряных монет. 13 мая с условиями этого конкурса ознакомился Ленин. Эскизов собралось немного, и они не удовлетворяли необходимым Художественным требованиям. Завершился кон­курс в августе, но в это время итоги его уже не имели практического значения: в июле 1918 года рисунок государственной печати и герба был уже утвержден .
Итак, детские рисунки проектов герба РСФСР могли быть созданы не ранее весны 1918 года, времени объявления конкурса, и не позже 1919 года, когда вся коллекция рисунков посту­пила в Исторический музей. Но, думается, утверждение герба в июле 1918 года, опубли­кование его в газетах положило естественный конец добровольному детскому конкурсу. <…> Детские рисунки гербов можно рассматри­вать с не меньшим интересом, чем произведения профессиональных художников, они так же не похожи один на другой, как, скажем, изящный, исполненный в духе мирискуснической книжной графики проект С. Чехонина и кубофутуристиче­ские эскизы Н. Альтмана или И. Пуни» [с. 190-193].


85. ГЕРБ РСФСР. № 2. 1918
Неизвестный автор Бумага, акварель, карандаш. 35,7X26,4 см. Надпись на листе: Pocciйская Соцiалистическая Феде­ративная Советская Рес­публика.

86. ГЕРБ РСФСР. № 3. 1918
Неизвестный автор. Бумага, акварель, позолота. 35,0X26,0 см. Справа вверху инициалы ав­тора: Е. Л. На листе надпись: Р.С.Ф.С.Р. пролетарии всех стран сое­диняйтесь.

87. ГЕРБ РСФСР. № 4. 1918
Автор Алевтина Лапшина. Бумага, акварель, графитный карандаш. 24,9X33,5 см. Надпись посредине: РСФСР.

«Этими темами, пожалуй, исчерпывается кол­лекция. Заканчивается она первой половиной 1919 года. Жаль, конечно, что нет ее продол­жения, однако в таких хронологических рамках она составляет завершенный комплекс. / Эпоха двух русских революций ярко и свое­образно отразилась в детских рисунках. Эти сви­детельства, наивные, но искренние, безусловно, обладающие эстетической выразительностью, не сравнимые ни с чем по психологической убеди­тельности и художественной самобытности, по праву должны занять свое место в летописи ре­волюции».


При использовании материала обязательна ссылка на издание:  
Москва. 1917 год. Рисунки детей-очевидцев событий. Из коллекции Государственного исторического музея. / Сост. и автор текста Н.Н. Гончарова. –М., 1987.
Оцифровка: Интернет-журнал «Подмосковный краевед», 2017 г. При репосте обязательна ссылка на trojza.blogspot.com.