Недавно в компании уважаемого deadokey нам удалось посетить парк бывшей "усадьбы Буханова", располагающийся в подмосковной деревне Долгое Ледово (около 7 км. на юг от г. Щёлково). Признаться, эта усадебка "недолюблена" местным краеведением. Информации о ней крайне мало [см.], да и та страдает отрывочностью. Раскрыть её историю, обещающую быть весьма интересной, - наша задача ближайшего времени, а пока нам предстояло обследовать довольно крупных размеров парк с двумя прямоугольной формы усадебными прудами.
В последний раз парк обследовался в 1973-1976 годах доктором биологических наук, ведущим научным сотрудником Института лесоведения РАН, автором книги "Флора и растительность старых парков Подмосковья" (изд. М., 1992) Галиной Андреевной Поляковой. В то время парк находился на территории Среднего профессионально-технического училища сельского хозяйства, основанного при усадьбе ещё в 1936 году. В 1990 году это училище было переименовано в высшее
агротехническое училище, а в наши дни оно носит имя Московский областной сельскохозяйственный колледж. Уже при первом обследовании было отмечено богатство флоры парка. Кроме старых насаждений были отмечены многочисленные молодые посадки деревьев, кустарников и травянистых растений, которые производились в ходе практики учащимися сельскохозяйственного учебного заведения. Ещё 40 лет назад парк и усадьбу предлагалось взять на государственную охрану как памятник истории и культуры, однако это не сделано до сих пор.
Старые липы перед главным фасадом дома.
"Для масштаба" =)
Повторюсь, про саму усадьбу известно не так много. Немногочисленные старые каменные усадебные строения относятся ко второй половине XIX - нач. ХХ века.
Вид на главный фасад.
Своими
несколько нелепыми, кряжистыми псевдо-классическими формами,
центральное заколоченное здание говорит о нереализованной тяге владельца
к прекрасному =)
Попробуем узнать подробности об истории деревни...
И заодно пройдёмся по указанному маршруту.
"Лаборатория №6" старой кирпичной кладки.
В1767 году деревня, названная "Долгинина, Дольная тож" относилась к Кошелеву стану Московского уезда и, вместе с соседней пустошью Шеляпино, состояло в вотчинном владении отставного прапорщика Алексея Фёдоровича Глебова. Про владельца известно не так много. К примеру, "явившийся в Санкт-Петербурге" в 1715 г. на "смотр недорослей" Алексей Фёдоров сын Глебов в 1716 г. "был определён в солдаты и ученье". По некоторым данным деревня принадлежала ему уже в 1748 г.
Западный фасад.
По непроверенным данным, деревенька находилась в родовом владении Глебовых на протяжении всего XVIII века. В 1725 г. оно принадлежало отцу нашего "недоросля", - стольнику Фёдору Михайловичу Глебову. Удалось узнать, что Фёдор Михайлович, в свою очередь, был сыном думного
дворянина (1684) и окольничего (1689), воеводы и строителя г. Саратов
(1674-1676), главы Патриаршего приказа (1694) Михаила Ивановича Глебова.
Так или иначе, малая исследованность истории этого населённого пункта связана с неустойчивостью его названия.
План 1766 г.
В 1766 г. на "Плане царствующего града Москвы с показанием лежащих мест на тридцать вёрст в округе" деревня указывалась как "Долгино", а на карте конца XVIII века, - снова как "Долгинино-Долное". К тому же, создаётся впечатление, что и межевщики, оказавшись на границе Московского и Богородского уездов Московской губернии, нередко относили деревеньку "к соседям", и вовсе не указывая её на картах.
План конца XVIII в.
Наконец, на карте Ф.Ф. Шуберта, составленной в ок 1844 г. деревня принимает своё нынешнее название, сохраняя его впоследствии.
Карта Шуберта.
Как видно на карте, ни усадьбы, ни прудов в начале XIX века при деревне ещё не было. Отметим лишь существование шелкоткацкой фабрики южнее деревни, на берегу речки Малашки. Интересно, что на Топографической карте окрестностей Москвы 1852 -1856 годов местоположение фабрики изменилось.
Теперь она указывалась ближе к Долгому Ледову на дороге из Москвы к медвежьим озёрам. То есть именно в том месте, где и поныне располагается описываемая усадьба с парком. Интересно, что юго-восточнее фабричных построек, обнесённых забором, имеется небольшой продолговатый пруд.
Сравним эту карту с современным видом местности.
В указателе селений и жителей К.М. Нистрема за 1852 г. (с. 107) Шелковая фабрика ("шёлковых материй и платков") купца Егора Ильина Соловьева указана при соседней деревне Озёрах. Точнее, д. "Медвежьи озеры", но в статье о деревне указана "шёлковая фабрика купца Сонова" (с.145-146). На этом отрезке нынешнее Щёлковское шоссе совпадало со старинной торговой дорогой - Стромынским трактом. Медвежьи озёра указывались на 18 версте от столицы, а деревня, названная у Нистрема "Ледово" - на 17-й версте. Принадлежала деревня Палате государственных имуществ и насчитывала 8 крестьянских дворов с 20 мужчинами и 34 женщинами (с. 143). В так называемой "официальной истории" деревни, допущена серьёзная ошибка и наше Ледово грубо спутано с деревней "Ледова" Московского уезда на Хомутовской дороге, по Нистрему, принадлежавшей подпоручице Марье Михайловне Александровой (с. 49).
Юго-восточный угол дома.
Шёлковые фабриканты Соловьёвы были известны в этих краях. Около 1830 г. купец Иван Васильевич Соловьёв основал шелкоткацкую фабрику при селе Образцово, на правом берегу реки Клязьмы между деревнями Мальцево и Васильевской. Встречаются сведения и о "нашей" (?), - так называемой "Пехорской фабрике" Соловьёвых, названной так по близлежащему с. Пехра-Покровское. Продукция Пехорской и Образцовской фабрик «купца
Ивана Васильева Соловьёва, Московской губернии, в Богородском уезде», а
именно: «бархаты разных цветов, материя полосатая разных цветов, сатентюрк,
гроденапль, фасоне, платки александриновые, багдадские, персидские отрезные
гладкие и чёрные» была с успехом представлена на выставке 1833 г. в Санкт-Петербурге [Указатель произведений отечественной
промышленности, находящихся на выставке 1833 года в Санктпетербурге. СПб.
1833., №4, С. 132-133]. К 1858 году предприятие, принадлежавшее потомственным почётным гражданам Ивану Ивановичу (?-ок. 1890) и Ивану Семёновичу (1818-1877) Соловьевым, вышло на первое место в России по объёму производимого бархата. 11 февраля 1858 года при церкви Рождества Пресвятой Богородицы в селе Образцово на средства Соловьёвых было торжественно открыто церковно-приходское училище. Кроме того, Соловьёвы были владельцами соседней усадьбы Медное-Власово с медно-латунным заводом, перепрофилированным на шелкоткачество ("Авдотьинская фабрика").
Восточный фасад здания.
В 1862 году "Списках населённых мест Российской губернии (СПб., 1862) на Стромынке продолжает числиться казённая д. Ледово при колодце с 7 крестьянскими дворами, 28 жителями мужского и 35 женского пола (№ 824, с. 38).
Он же.
В 1890 году при деревне Ледовой, отнесённой к Осеевской волости, указана усадьба купчихи Евдокии Васильевны Каулиной (Шрамченко, с.89). В Ледовой проживало 23 человека (с.102).
По направлению к "Каулинскому прудку"-1.
Особый интерес вызывает упоминание этих мест в фундаментальном труде "Культура средневековой Москвы: исторические ландшафты. Расселение, освоение земель и природная среда в округе Москвы XII-XIII вв. (М., 2004), где на с. 46 указано, что "На карте 1852 г. на месте Буханинской дачи показана "Шелковая фабрика купца Соловьева". Местный микротопоним "Буханинская дача" упоминался в опросе местного старожила П.М. Жучкова 1901 года рождения, приведённом в книге: Вопрос: - "Мне говорили, тут где-то у вас сад есть"... Ответ: - "Сад был, был, уже нету. Он был за писаревым домом, Буханов Алексей Петрович... Знаете, где школа механизаторов... Он его строил. Называлось это Буханинская дача. Это было году в 1920-м... В 1939-м ещё был сад, его недавно порубили... Хороший был сад. Там 2 озера было, 2 пруда - Каулинские пруды ["прудки"]... Там Каулины жили... Они были родственники Копнинским" (с. 46). По уточнениям авторов опроса, "Буханинская дача" находилась на месте, где
"в войну" была открыта школа механизации. В настоящее время -
сельхозлицей на Щелковском шоссе к югу от д. Долгое Ледово.По словам жительницы Долгого Ледова: "За теплицами был сад. Это я щее девочкой была. Там этим садом заведовал Буханов. Вот он петь нас заставлял, чтобы ягоды не ели. Там и пруды были. И устраивали гулянья по воскресеньям" (с. 142).
Утренний вид (площадка напротив пруда).
Стоит добавить, что обширный некрополь текстильных фабрикантов Каулиных находится в соседнем Алмазове.
Каулинский пруд-1.
В памятной книжке Московской губернии 1899 г. в списке владений частных лиц Осеевской волости 3-го стана Богородского уезда нам удалось обнаружить данные о новой владелице участка - жене статского советника Ольге Васильевне Бухановой (с. 62).
Каулинский пруд-1.
К сожалению, подробностей жизни О.В. Бухановой и А.П.(?) Буханова пока находятся где-то на дне мутной реки забвения.
Обходя парк в поисках Каулинского пруда-2.
Обращает на себя внимание тот факт, что на карте 1929 года местность вокруг т.наз. "Бухановской дачи" деревни, получившей новое название "Малое Ледово", действительно была отмечена как дачная местность.
Карта 1929 г.
Растущая Балашиха.
Аллеи старого парка.
Каулинский пруд-2.
Несмотря на утверждение местного жителя, что парк был вырублен, по обследованию 1973-1976 годов "От старого парка сохранились два прямоугольных пруда, обсаженные рядами старых лип, отдельные старые липы и дубы, ветлы, березы, ели, кусты бузины, караганы древовидной, спиреи дубравколистной и поросль тополя белого разных возрастов и размеров. Около многочисленных строений училища много мо- ("Флора и растительность", с. 186 окончена) -лодых посадок: рябины обыкновенной, клена остролистного, ясеня высокого, березы, липы сердцевидной и крупнолистной, туи западной, сирени обыкновенной, жимолости татарской, шиповника морщинистого, боярышника колючейшего, аронии черноплодной, робинии ложноакации, ели колючей, конского каштана, лиственницы сибирской. Состояние старых насаждений неудовлетворительное. Парк предлагается взять под охрану".
Итак, в нашем фотогербарии из парка Долгого Ледова оказались:
Córylus. Лещина (Орешник).
Equisétum. Хвощ.
Quercus robur L. Дуб черешчатый.
Tília cordáta. Липа сердцевидная.
Клён остролистный. Ácer platanoídes.
Карагана древовидная (Caragana arborescens). Торжествую!
Василек луговой (Centaurea jaceae).
Crataégus. Боярышник
Вербейник обыкновенный (Lysimachia vulgaris)
Осока мохнатая (Carex hirta)
Мицелис стенной (Mycelis muralis)
Звездчатка жестколистная (Stellaria holostea).
Лабазник обыкновенный (Filipendula umaria).
Донник лекарственный (Melilotus officinalis).
Возможно, Epilobium. Кипрей.
За идентификацию и уточнение названия растений из гербария огромная благодарность уже помогавшему нам здесь, уважаемому Ignoratus.
А. Послыхалин, 2013. При использовании материала обязательна ссылка на trojza.blogspot.com.