31.07.2013

"Музей-скиталец": историко-краеведческий музей г. Орехово-Зуево и его богатое собрание

Не секрет, что посещение любого подмосковного городка лучше всего начинать с осмотра экспозиций местных краеведческих музеев. Поэтому отношение музейного работника к посетителю во многом определяет и облик города, то, как он примет гостя. К сожалению, нередко можно встретить равнодушие, граничащее с пренебрежением, а в иных случаях и многочисленные запреты на получение информации, будто музейщики, словно "скупые рыцари", только и делают, что "над златом чахнут"... В этом отношении историко- краеведческий музей г. Орехово-Зуево представляет счастливое исключение. Оказавшись первыми посетителями перед ещё закрытыми дверьми музея (начинающего работать с 10.00, а мы приехали чуть раньше), мы были радушно встречены смотрителем, вышедшим "по звонку".



Видимо, в высокой подготовке сотрудников сказывается "старая школа": первый музей под названием "Ткач" был основан в Орехово-3уеве 84 года назад, в 1929 году.


Первоначально музей располагался в одноэтажном здании на ул. Моисеенко, во дворе крутильно-ниточной фабрики. Музеем заведовал выдающийся историк и краевед, педагог, преподаватель математики, физики и астрономии - Владимир Афанасьевич Галкин (1886-1961) - сын бывшего заведующего фабрики Зимина. О судьбе этого неординарного человека, которого не миновали репрессии 1937 года, можно узнать в проникновенной  статье Г. Красуленкова "Он был одним из первых".


В первом зале представлены примечательные костюмы работниц торфоразработок  конца позапрошлого - начала прошлого века, причем подлинники довольно хорошей сохранности!

 
Думаю, интересно будет многим моим друзьям и подругам. 

Вдали - любимые мной коллективные дореволюционные фотографии, в данном случае,  сотрудников одного из отделов Никольской мануфактуры.

Интересны и масштабные экспонаты - плуг и борона, а так же картина, требующая бОльшего внимания, чем мы могли тогда позволить себе ей уделить...

В начале 1930-х годов музей принял краеведческую направленность. В действовавшее при музее краеведческое общество входили известные орехово-зуевские краеведы: Евгений Тихонович Сухоруков (1885 — 1963 гг.), Матковский, Каден, Буданов. Вместе с Е.Т. Сухоруковым   в 1933 году В. А. Галкин организовал знаменательный лодочный поход молодежи по реке Клязьме до впадения в нее р. Пекши. Интересно было бы узнать его подробности.


Удивительная вещичка... Вид с моста на Никольскую фабрику Морозовых.

В начале 30-х годов в связи с переоборудованием здания музей был переведён в здание депо пожарной охраны на Новой Стройке, но не задержался и здесь. Говорят, "два переезда равнозначны одному пожару". Ряд экспонатов был безвозвратно утрачен... Не заставил себя ждать и реальный пожар, в 1939 году уничтоживший основную часть старой коллекции...
С 1940 по 1956 годы музей не имел экспозиционных площадей и не принимал посетителей.  Немаловажную роль в решении об открытии новой экспозиции сыграла группа краеведов: В.А. Галкина, В.Г. Поспелова и Е.Г. Сухорукова.


Нынешнее здание, в которое музей въехал 12 лет назад, в 2001 году, не приспособлено для экспонирования его богатых коллекций, о чём "намекает" второй зал.


Тем не менее, музей "доверха полон" оригинальными экспонатами, сохранившими краски и атмосферу ушедших времён.


Приятен на взгляд  мебельный гарнитур "серебряного века" с, по всей видимости, оригинальной обивкой...

...и напольное зеркало в вычурной резной раме... кто себя созерцал в нём когда-то? 



Торжественное открытие обновленного музея в двухэтажном здании отбельно-красильной фабрики состоялось 27 апреля 1956 года. В экспозиции были представлены отделы природы, археологии, геологии, дореволюционной и советской истории. Началось основательное комплектование фондов, была налажена научно-исследовательская и культурно-массовая работы. В 1960-е годы музей организовывал историко-краеведческие экспедиции с целью сбора материала и изучения мест, связанных с историей Октябрьской революции и Великой Отечественной войны. Как было бы интересно ознакомиться с этими материалами, размещёнными в цифровом виде на сайте музея!


Монументальное полотно "Погром 30-й казармы"  вызывает тревожные, смешанные чувства, особенно когда с ней соседствует фотография убийц  подмосковных рабочих, боровшихся за свои права, - казаков (слева, отдельное фото "не удалось").

Морозовская стачка, -  решающий, судьбоносный момент глобальной истории нашей страны, - прочно забыт и, незаслуженно, вычеркнут из нашей коллективной памяти...

 
Весьма интересен портрет участника Морозовской стачки Н.М. Зуева, выполненный в 1939 году.

В 1967 году музей был вновь переведён в новое здание, расположенное во Дворе Стачки, в здание администрации Ореховского хлопчатобумажного комбината. Новое торжественное открытие экспозиции для любителей истории края и приезжих состоялось в апреле 1970 года.
Экспозиция нового музея широко освещала историю революционного движения местных рабочих-текстильщиков, Морозовскую стачку 1885 года, революционные события 1905 и 1917 годов. Как жаль, что нам не было суждено посетить этот музей в то время! 


Начало Морозовской стачки. Картины такого уровня в краеведческих музеях - редкость.

В 1990-е годы экспозиция была дополнена материалами по деятельности представителей купеческой династии уроженцев Орехово-Зуева - фабрикантов и меценатов Морозовых.

Третий экспозиционный зал отдан под выставку материалов музея, касающихся Никольской мануфактуры и фабрикантам Морозовым. Нужно заметить, что музей, несмотря на все свои переезды, формировался по принципу комплектации фонда уникальными, имеющими историческую ценность предметами, что выгодно отличает его от "современных музеев", полных "интерактивных экспонатов" и копий  и довольно хаотичных краеведческих музеев ... Однако, в этом, третьем, зале посетителя немного обескураживает... 


... "Каменная баба", обнаруженная краеведом В.А. Галкиным в 1921 г. в селении Митино Караваевской волости Орехово-Зуевского уезда - бывшем имении графа Воронцова-Дашкова. Каменное изваяние было привезено в имение из Малороссии. Помню, в ЧОИДР была статья, посвящённая подобному памятнику и увлечению подмосковных помещиков такого рода украшениями парков... Обещаю найти эти материалы, и выложить на суд общественности... Признаться, давно хотел, но не представлялось повода...

Но в этом зале особое внимание привлекает другое:
План великолепен и поражает своими размерами.
Для постоянных посетителей этого блога - не секрет, что его автор придаёт большое значение исследованию истории текстильных предприятий Подмосковья. Посему Вы вполне можете представить мою радость от обнаружения следующих уникальных и, снова таки,  оригинальных экспонатов:

(!!!).
Любитель славного текстильного прошлого вряд ли сможет равнодушно миновать богатую оригинальными артефактами коллекцию материалов по истории местных текстильных предприятий, - Никольской мануфактуры Морозовых, мануфактур Зиминых и др.



Можете сами проверить, посетив Музей. Следующая фотография - оригинал, ...

...а не копия, распечатанная на принтере, как водится...

Коллекция бумажных товарных ярлыков Никольской мануфактуры Морозовых, выполненных по мотивам литографий Eckert & Pflug в конце XIX века, вызывает особое восхищение:
Как сохранились цвета! Какое качество высокой печати...
Редкий "розовый" торговый ярлык  Товарищества Саввы Морозова в полном комплекте с печатью и маркой.
Бесценные книги образцов тканей, выпускавшихся Никольской фабрикой...
 Печать Мануфактуры...

Не менее интересен в этом зале уникальный ткацкий стан-"самолет", к сожалению, не затканный, но несомненно стоящий того, чтобы рассматривать его в деталях, подробно и долго.


1.

2.

3.
А вот "Каморка", "вышедшая в тираж" благодаря видео сомнительного качества из серии "Достояние республики", вызвала сомнения:
... Иконы с восточной и западной сторон от окна выглядят довольно странно, (так же как они могли бы выглядеть с северной и южной сторон каморок казарм). А подобная лестница на полати (не приставная), серьёзно ограничивала бы функциональный размер помещения:

К тому же полати можно было, насколько знаю, размещать в казармах лишь при большом количестве детей, не достигших лет 10-14, что в обычных казармах, кажется, всё же, "возбранялось". Детям с 10-14 лет, как работникам, пусть и неполноправным, должны были предоставляться отдельные условия для коллективного проживания, при учёте разделения полов, конечно. Таким образом, представлено не очень "типичное" жильё, на мой взгляд. Обычная, не "семейная" казарма с нарами походила на отделение Бутырской тюрьмы, так что тут музейщики явно приукрасили былую печальную действительность,... или её "недоукрасили"...

Ну, или так как в тексте.

Продолжим рассказ об истории музея. Тяжёлый перестроечный период и авария отопительной системы здания вновь привели к его закрытию для посетителей.


В 2001 году в День города Орехово-Зуево музей принял капитально отремонтированное здание бывшего детского санатория, по адресу: Клязьменский проезд, д.7, где и находится по сей день.


В настоящее время фонды музея содержат более 30.000 единиц хранения - весьма солидное для подмосковного краеведческого музея число экспонатов. Собрание богато археологическими находками, прекрасными образцами живописи, в том числе работами орехово-зуевских художников Александра Николаевича Шапошникова, работы которого представлены и в Третьяковской галерее,  В.И. Взорова и других (см. подробнее).

А.Н. Шапошников. ткацкая №1, 1950-е гг.



Акварели В.И. Взорова очень оживляют экспозицию первого зала.

В экспозиции представлены уникальные экспонаты прикладного искусства - коллекция Кузнецовского фарфора конца XIX- нач. ХХ веков и Дулёвского фарфорового завода. Многие мои читатели могут отреагировать на фразу "Коллекция Дулёвского фарфора" - "фейспалмом". Однако, зря. Агитационный фарфор, производившийся в соседнем Ликино-Дулёво Орехово-Зуевского района давно является предметом коллекционирования, а в музее содержатся не типовые, а ранние, редкие экспонаты, произведённые на предприятии. Вот уникальная тарелочка, роспись которой посвящена газете "Колотушка", издававшейся с 23 сентября 1922 года, -

Вот изображение человека навсегда изменившего и нашу жизнь, и жизнь наших бабушек и прабабушек:

Вот уникальные фигурные фарфоровые статуэтки "Бывших"...
... отрицающих предложения матросов о "свободной любви"...

... задумчивых чтецов рекламных объявлений в газетах "Искра" и "Правда"...
... и чекистов, выписывающих штраф красногвардейцу за курение опиума в неположенном месте...
(шутка).
Богатая коллекция Дулёвского фарфора, полагаю, - неисчерпаемый предмет внимания посетителей. Все представленные в экспозиции объекты - уникальны и имеют свою историю.
Такому экспонату позавидует любой музей края.

Тем более, такому....


Ну и кто сможет безразлично пройти мимо прекрасной фарфоровой "нюшки"...

Устрашающий пулемёт "Максим", представленный в фойе музея, по всей видимости, направлен против тех, кто захотел бы переселить его в новое здание в очередной раз... Куда больше меня заинтересовала следующая "штука":
Такие предметы - могут быть гордостью любого музея.

Коллекция экспонатов действительно богата, и это богатство даже необычно для обыкновенного подмосковного краеведческого музея . Здесь есть что посмотреть и случайному посетителю и знатоку. А знатоку за день всего представленного "не пересмотреть".
Нередко, отмечая достоинства и недостатки музейной экспозиции, полноту представленного материала и его систематичность, удобство для посетителя, мы забываем о том, что и история существования самого музея является частью той истории, которую он представляет посетителям. И в этом случае историко-краеведческий музей г. Орехово-Зуево являет собой неповторимую форму особой социальной общности, несмотря на все ненастья, переезды и беды, вопреки всем невзгодам, бережно сохраняющую ту самую потерянную и забытую  историю, в которой так мы нуждаемся...

До музея легко добраться из Москвы по железной дороге Горьковского направления (с Курского вокзала) до платформы Крутое, далее пешком: Клязьменский проезд, д.7. Телефоны музея: 8 424 68 66; 8 424 75 02. "Да, то самое здание, которое вы первым увидите после краснокирпичных казарм - то самое".

Искренне рекомендую посетить этот музей своим читателям.

В своей основе сообщение содержит текст по истории музея из сборника открыток-календариков, изданных музеем. А. Послыхалин, 2013. При использовании материала обязательна ссылка на trojza.blogspot.com.