На замечательном и многообещающем сайте "Подмосковье выходного дня"
опубликован наш материал по усадьбе Фряново. Очень рады и желаем проекту
успеха и процветания!
21.09.2013
Синематоргаф "Везувий". Из истории первого кинотеатра г. Щёлково
Первый кинотеатр - "синематограф" в Щёлковской Мещанской слободе (будущем г. Щёлково) был открыт 103 года назад, в 1910 году, местным мещанином-ремесленником (портным) Иваном Ивановичем Филипповым. На территории Богородского уезда Московской губернии он не был первым. В 1906 году открылся синематограф "Империал" в селе Орехово (нынешнем г. Орехово-Зуеве), чуть позже в соседнем Зуеве возникли частные синематографы «Модерн» и «Заря». В год открытия кинотеатра в Щёлкове, - Павловском Посаде заработал "электротеатр" под названием "Балаган" купца Фёдора Порфирьевича Манаева, а в 1913 г. там же открылся "синематографический театр" крестьянина И.Я.Тарасова. В 1911 г. в Богородском уезде приступил к работе передвижной синематограф статского советника Василия Дмитриевича Карнеева.
Примечательно, что в Щёлкове кинотеатр появился на 4 года раньше, чем в уездном центре - городе Богородске (Ногинске), где в 1914 году на улице Большой Московской был открыт синематограф "Колизей". В 1915 г. в Павловском Посаде фельдшер Михаил Лейкин открыл ещё один синематограф. Стоит добавить, что в Москве первый кинотеатр открылся в 1896 г., а к 1913 г.в "златоглавой" насчитывалось 67 кинотеатров.
Примечательно, что в Щёлкове кинотеатр появился на 4 года раньше, чем в уездном центре - городе Богородске (Ногинске), где в 1914 году на улице Большой Московской был открыт синематограф "Колизей". В 1915 г. в Павловском Посаде фельдшер Михаил Лейкин открыл ещё один синематограф. Стоит добавить, что в Москве первый кинотеатр открылся в 1896 г., а к 1913 г.в "златоглавой" насчитывалось 67 кинотеатров.
20.09.2013
Удивительные хитросплетения судеб: фабриканты Четвериковы и Пельтцеры в эмиграции
После революции 1917 года и национализации Городищенской суконной мануфактуры (ныне п. Свердловский Щёлковского р-на Подмосковья) в 1918 году, через Сибирь и Харбин в Польшу эмигрировал Иван Сергеевич Четвериков (1875-1945) - сын председателя Правления фабрики Сергея Ивановича Четверикова (1850-1929), эмигрировавшего в Швейцарию в 1922 году.
Супруга Ивана Сергеевича, - Екатерина-Елена Александровна, урождённая Пельтцер (1878-1962) с тремя детьми оставалась в России. Она была дочерью владельца суконных фабрик в Каблукове и Сукманихе (также Щёлковский р-н) Александра Наполеоновича Пельтцера (1850-1923).
Екатерина-Елена эмигрировала, по всей видимости, позднее, после смерти (гибели?) его старшего сына, 17-летнего Сергея Ивановича Четверикова (1901-1918). Вместе с ней Россию покинул её сын Константин и дочь Надежда. За рубежом супруги Четвериковы расстались. Иван Сергеевич был женат вторым браком на некой полячке Юзефе Горской из Варшавы....
Супруга Ивана Сергеевича, - Екатерина-Елена Александровна, урождённая Пельтцер (1878-1962) с тремя детьми оставалась в России. Она была дочерью владельца суконных фабрик в Каблукове и Сукманихе (также Щёлковский р-н) Александра Наполеоновича Пельтцера (1850-1923).
Екатерина-Елена эмигрировала, по всей видимости, позднее, после смерти (гибели?) его старшего сына, 17-летнего Сергея Ивановича Четверикова (1901-1918). Вместе с ней Россию покинул её сын Константин и дочь Надежда. За рубежом супруги Четвериковы расстались. Иван Сергеевич был женат вторым браком на некой полячке Юзефе Горской из Варшавы....
17.09.2013
Тайны некрополя Николо-Берлюковского монастыря...
Некрополь Николо-Берлюковской пустыни был срыт в
советское время. До нашего времени дошли лишь отдельные перемещённые
надгробные плиты, и перечисление некоторых имён погребённых в "Историческом очерке" 1875 года ( Иеромонах Нил. Исторический очерк Николаевской Берлюковской
пустыни.// Чтения в Обществе истории и древностей Российских. апрель-июнь, Кн.2. М., 1875, с. 46-47).
Надо заметить, что этот монастырь был местом упокоения известнейших лиц Богородского уезда Московской губернии - известного текстильного центра страны. К сожалению, источникам, по которым можно хоть немного проникнуть в забытое и утраченное былое, уделялось пока недостаточно внимания. Следуя списку 1875 г. (сделанному по данным 1873 г.) и современным дополнениям, сделанным на сайте монастыря, попытаемся узнать, кем были эти достойные люди...
Надо заметить, что этот монастырь был местом упокоения известнейших лиц Богородского уезда Московской губернии - известного текстильного центра страны. К сожалению, источникам, по которым можно хоть немного проникнуть в забытое и утраченное былое, уделялось пока недостаточно внимания. Следуя списку 1875 г. (сделанному по данным 1873 г.) и современным дополнениям, сделанным на сайте монастыря, попытаемся узнать, кем были эти достойные люди...
16.09.2013
Из синодика Николо-Берлюковской пустыни
Синодик, или список с перечислением имен умерших для поминовения во время богослужения, хранившийся в Николо-Берлюковском монастыре и описанный в 1875 году иеромонахом Нилом, содержит имена людей, сделавших в своё время существенные подношения этому монастырю. Поскольку среди таких людей присутствовал весь цвет тогдашнего дворянства Богородского уезда, Синодик представляет собой ценнейший малоизвестный источник и любопытный объект изучения, до сих пор, увы, не привлекавший внимания краеведов.
В 1875 г. автор "Исторического очерка Николаевской Берлюковской пустыни", иеромонах Нил, писал: "Синодик обители составляет довольно толстую книгу, в лист, писанную уставом с киноварью довольно красивым письмом. Всех писанных листов в настоящее время (1873 г.) 328 листов. В самом конце книги находится следующая надпись: 1821 г. месяца Декемврия в 30 день, начал переписывать с ветхаго синодика на сей при Строителе Иеромонахе Венедикте Иеромонах Антоний". Прежний синодик, как видно из годов, переписанных в новый, восходил далее 1740 годов, и, следовательно, был, по всей вероятности, составлен при возобновителе обители Иоасафе, умершем в 1794 году. После общего помянника следуют имена патриархов, Царей, Иерархов, Настоятелей и вкладчиков" [Иеромонах Нил. Исторический очерк Николаевской Берлюковской пустыни.// Чтения в Обществе истории и древностей Российских. апрель-июнь, Кн.2. М., 1875, с. 45-46]. К сожалению, местопребывание рукописного оригинала в настоящее время, судя по всему, неизвестно [см.], так что приходится довольствоваться "именами некоторых более известных рабов", перечисленных иеромонахом Нилом, в количестве 30 человек...
14.09.2013
Страничка блистательного прошлого Фряновской мануфактуры...
Праздничные воскресные бархатные платья дочерей императора Николая I (1796-1855) Марии (1819-1876), Ольги (1822-1892) и Александры (1825-1844), были выполнены из дорогих тканей, произведённых на Мануфактуре братьев-старообрядцев Николая (ум 1870) и Павла Назаровичей Рогожиных в подмосковном Фрянове (братья владели предприятием с 1826 по 1839 г.).
Ольга Николаевна Романова. Неизв. худ, 1856 г.
Великая княжна Ольга Николаевна Романова в своих воспоминаниях "Сон юности", между прочим, писала: "Папа всячески поддерживал промышленников, как, например, некоего Рогожина, который изготовлял тафту и бархат. Ему мы обязаны своими первыми бархатными платьями, которые мы надевали по воскресеньям в церковь. Это праздничное одеяние состояло из муслиновой юбки и бархатного корсажа фиолетового цвета. К нему мы надевали нитку жемчуга с кистью, подарок шаха Персидского. Почти всегда мы, сестры, были одинаково одеты, только Мэри разрешено было еще прикалывать цветы".[Сон юности. Записки дочери императора Николая I великой княжны ольги Николаевны, королевы Вюртембергской. Париж, 1963 г., с. 83. См. электронную версию.]
Ольга Николаевна Романова. Неизв. худ, 1856 г.
Великая княжна Ольга Николаевна Романова в своих воспоминаниях "Сон юности", между прочим, писала: "Папа всячески поддерживал промышленников, как, например, некоего Рогожина, который изготовлял тафту и бархат. Ему мы обязаны своими первыми бархатными платьями, которые мы надевали по воскресеньям в церковь. Это праздничное одеяние состояло из муслиновой юбки и бархатного корсажа фиолетового цвета. К нему мы надевали нитку жемчуга с кистью, подарок шаха Персидского. Почти всегда мы, сестры, были одинаково одеты, только Мэри разрешено было еще прикалывать цветы".[Сон юности. Записки дочери императора Николая I великой княжны ольги Николаевны, королевы Вюртембергской. Париж, 1963 г., с. 83. См. электронную версию.]
По следам пропавшей коллекции рисунков усадьбы Гребнево 1818 года...
В 1952 году архитектор-реставратор Михаил Васильевич Дьяконов (1902-1980), осуществляя сбор источников для последовавшей реставрации усадьбы Гребнево, с удивлением отмечал: "Графических материалов, как-то: планов, гравюр, литографий и т.п., имеющихся в значительном количестве по другим подмосковным усадьбам, по усадьбе Гребнево обнаружить пока не удалось ни в архивах, ни в музеях".
В 1981 году в сб. "Русский город" (Т.4. М.,1981, с. 201) был посмертно опубликован материал М.В. Дьяконова под названием "К биографическому словарю московских зодчих XVIII—XIX вв. (извлечение из архивов)", в котором было, между прочим, указано, что в 1818 году архитектор и рисовальщик Александр Сергеевич Кутепов (1781-1855) выполнил серию рисунков усадьбы Гребнево, за что получил от князя А.М. Голицына 1000 рублей. Как видно, стремление найти следы потерянных изображений не оставляло учёного до конца его дней...
В 1981 году в сб. "Русский город" (Т.4. М.,1981, с. 201) был посмертно опубликован материал М.В. Дьяконова под названием "К биографическому словарю московских зодчих XVIII—XIX вв. (извлечение из архивов)", в котором было, между прочим, указано, что в 1818 году архитектор и рисовальщик Александр Сергеевич Кутепов (1781-1855) выполнил серию рисунков усадьбы Гребнево, за что получил от князя А.М. Голицына 1000 рублей. Как видно, стремление найти следы потерянных изображений не оставляло учёного до конца его дней...
512 лет селу Жегалово (Щёлково)
По странному стечению обстоятельств, история села Жегалово, ныне входящего в черту подмосковного города Щёлково, почти не привлекала внимания краеведов. Между тем эта история, уходящая корнями в седую древность конца XV - начала XVI веков, не только любопытна, но и обещает исследователям ещё много сюрпризов. К примеру, известно, что сама деревня Щёлково, давшая название будущему районному центру, впервые упоминалась в документах 1521/22 года. Щёлково состояло тогда во владениях села Хомутово и принадлежала вместе с селом Ивану Фёдорову сыну Хомутову. [1].
Интересно, что деревня Жегалово впервые упоминается на 20 лет раньше в малоизвестном документе "Разъезжая грамота, данная Фёдору Михайлову сыну Викентьева на межи земли Мелентьевых и Захаровых и деревни Шагаловской с землёй Симонова монастыря деревней Столешниковой в Пехорском стане Московского уезда". Разъезжая грамота была составлена в июне 1501 года.
Интересно, что деревня Жегалово впервые упоминается на 20 лет раньше в малоизвестном документе "Разъезжая грамота, данная Фёдору Михайлову сыну Викентьева на межи земли Мелентьевых и Захаровых и деревни Шагаловской с землёй Симонова монастыря деревней Столешниковой в Пехорском стане Московского уезда". Разъезжая грамота была составлена в июне 1501 года.
12.09.2013
07.09.2013
5 причин, почему усадьба Фряново - символ Щёлковского района
1. Классическая дворянская усадьба Лазаревых - единственная деревянная усадьба конца XVIII века, сохранившаяся на территории Щёлковского района.Уникальный памятник архитектуры федерального значения, наряду с дворцами в Останкино и Кусково, является одной из редких сохранившихся до наших дней деревянных усадеб Подмосковья. На сегодняшний момент фряновская усадьба является единственным Музеем-усадьбой Щёлковского района.
2 В усадьбе располагается крупнейший из двух краеведческих музеев Щёлковского района. Богатейшая экспозиция размещается в десяти (!) залах. В единый музейный комплекс входят: уникальный регулярный "французский" парк, разбитый в середине XVIII века, и единственный в районе храм Собора Иоанна Предтечи с уникальным двойным куполом, вмещающий 1000 человек-прихожан.
2 В усадьбе располагается крупнейший из двух краеведческих музеев Щёлковского района. Богатейшая экспозиция размещается в десяти (!) залах. В единый музейный комплекс входят: уникальный регулярный "французский" парк, разбитый в середине XVIII века, и единственный в районе храм Собора Иоанна Предтечи с уникальным двойным куполом, вмещающий 1000 человек-прихожан.
06.09.2013
Голосуем за символ Щёлковского района
На днях нашими силами в список
была внесена уникальная деревянная усадьба Фряново постройки рубежа
XVIII-XIX веков, в которой ныне располагается музей г.п. Фряново.
Общими силами мы можем помочь музею-усадьбе занять достойное место в этом списке. Голосование проходит по этому адресу на сайте телерадиокомпании "Щёлково". Голосовать можно каждый день.
Общими силами мы можем помочь музею-усадьбе занять достойное место в этом списке. Голосование проходит по этому адресу на сайте телерадиокомпании "Щёлково". Голосовать можно каждый день.
02.09.2013
История деревни Васильевское городского поселения Щёлково
Тем не менее, если мы хотим разгадать тайну происхождения названия деревни, стоит обратиться к более седому времени. Так, пустошь, на которой позднее возникла деревня, вполне вероятно, получила своё название по имени своего старинного владельца - Василия Фёдоровича Образца Симского (ум. 1484 или 1492), оказавшись его личным "прикупом" к соседнему селу Образцово. 27 июля 1471 года на Северной Двине у устья реки Шеленги В.Ф. Образец наголову разбил новгородское войско князя Василия Васильевича Гребенки Шуйского (ум. 1480), - впоследствии давшего своё имя соседнему селу Гребнево [см.].
История подмосковного посёлка Краснознаменский (д. Мальцево)
Бывшая деревня Мальцево (Мальцово), нынешний пос. Краснознаменский, входит в черту городского поселения Щёлково. Получившая своё название от фамилии-прозвища «Малец» младшего брата владельца соседнего с. Образцово, Ивана Ивановича Меньшого Хабарова (ум. 1541) и исстари относясь к родовой вотчине Хабаровых Симских Образцовых Добрынских, местность на правом берегу Клязьмы, на которой позднее возникнет деревня, упоминалась в Писцовой книге 1571/1572 г. составления как «пустошь Малцово на речке на Клязме», принадлежавшая Суздальскому Спасо-Евфимьеву мужскому монастырю. На реке уже тогда находилась водяная мельница «Малцова» [1].
Деревня Мальцево, в старину писавшееся как «Мальцово», возникла после разорения времён Смуты, и впервые упоминалась в 1623 г. [2]. На месте старой мельницы упоминалось «место мельничное», т. е. мельницы уже не существовало. В 1678 г. здесь упоминался «двор мельничной», «мельница, а живут в ней наёмщики-государевы люди», 6 дворов и 21 житель из крестьян [3]. В XVIII – I пол. XIX вв. деревня принадлежала владельцам Образцово — Мусиным-Пушкиным, Бестужевым-Рюминым, Волконским и Мещаниновым [см. пос. Образцово]. В 1767 г. в деревне «Мальцовой» числился 31 крестьянин м.п. [4].
Деревня Мальцево, в старину писавшееся как «Мальцово», возникла после разорения времён Смуты, и впервые упоминалась в 1623 г. [2]. На месте старой мельницы упоминалось «место мельничное», т. е. мельницы уже не существовало. В 1678 г. здесь упоминался «двор мельничной», «мельница, а живут в ней наёмщики-государевы люди», 6 дворов и 21 житель из крестьян [3]. В XVIII – I пол. XIX вв. деревня принадлежала владельцам Образцово — Мусиным-Пушкиным, Бестужевым-Рюминым, Волконским и Мещаниновым [см. пос. Образцово]. В 1767 г. в деревне «Мальцовой» числился 31 крестьянин м.п. [4].