15.01.2017

Революция 1917 года в рисунках детей - очевидцев событий

30 лет назад, в 1987 году, к 70-летию Октябрьской революции, совсем небольшим по тем временам тиражом в 6000 экземпляров была издана уникальная книга карманного формата под названием «Москва. 1917 год. Рисунки детей-очевидцев событий». В издании была опубликована не имеющая аналогов фантастически-интересная коллекция рисунков детей - маленьких москвичей, волей судеб оказавшихся свидетелями революционных событий 1917 года. 



Эта коллекция, собранная основоположником советской науки о народном изобразительном искусстве Василием Сергеевичем Вороновым (1887 - 1940), была передана в собрание Государственного исторического музея в 1919 году. Составителем и автором текста публикации стала кандидат искусствоведения Н. Н. Гончарова. ...Не ставя перед собой цель полной электронной публикации книги, мы хотим поделиться  ее богатейшим иллюстративным материалом, в каком-то смысле, "непосредственно отразившем" окружавшую ребенка действительность столетней давности. 
Описания детских работ даны из перечня иллюстраций в конце книги. Дополнительные описания - из текста Н.Н. Гончаровой, - в кавычках. Надо сказать, что идеология советского времени наложила глубокую печать на искусствоведческое исследование детских работ. Некоторые описания могут вызвать изумление у современного читателя, другие - саркастическую улыбку. Следует помнить, что книга была издана в начале активной фазы горбачевских реформ...

Издание представляет коллекцию рисунков в виде драматического повествования, и начинается с "образов эпохи", или серии "типовых портретов", отсылающих к известной серии фотографий "Русские типы", которую мы и приводим в нашей сегодняшней публикации...
 
Образы революционной эпохи
1. ВЕЛИКАЯ ПАРТИЯ БОЛЬШЕ­ВИКИ. 1917
Неизвестный автор. Бумага, акварель, карандаш, тушь, перо. 36,5Х 24,2 см. Надписи: на знамени — Вели­кая партия Большевики; вни­зу — Долой войну.


2. ДОЛОЙ ВОЙНУ, ДАВАЙТЕ НАМ ХЛЕБА. 1917
Автор Иван Каштанов Бумага, графитный и цветной карандаши. 33,2X24,0 смодпись автора вверху: сле­ва — Иванъ, справа — Каштановъ. Надписи: на знамени — До­лой войну, давайте нам хле­ба; справа в рамке — Боль­шевик это эсть тот человек который идетъ п(р)оти(в) войны и просит много хлеба. 

3. ДОЛОЙ ВОЙНУ И БУРЖУЕВ. 1917
Неизвестный автор Бумага, карандаш, акварель. 34,7Х 26,5 см. Надписи: Долой войну и бур­жуев; внизу — Большевик. Большевиком называется тот кто против войны; на оборо­те (рукой В. С. Воронова) — Рисунок 12 лет. ребенка.

 4. БОЛЬШЕВИК. 1917
Неизвестный автор Бумага, карандаш, акварель. 32,5X22,8 см. Надписи: вверху — больше­вик; на знамени — Долой войну.

5. ЮНКЕР И БОЛЬШЕВИК. Ноябрь 1917
Неизвестный автор Бумага, акварель, цветной ка­рандаш. 26,4X17,4 см. Надписи: верху слева —
Юнкер [Юнкера — воспитанники военных училищ, готовивших офицеров. Во время Великой Октябрьской социалистиче­ской революции в Москве и Петербурге главные воен­ные силы контрреволюции]; справа — Больше­вик.

6. МАТРОС-БОЛЬШЕВИК. 1917
Неизвестный автор/ Бумага, акварель, карандаш. 35,8X26,0 см. Надписи: вверху — Большевикъ А(врора?); на знаме­ни — Долой правительство. 

7. МАТРОС-БОЛЬШЕВИК С КРЕЙСЕРА «АВРОРА». 1917
Неизвестный автор. Бумага, акварель, белила, ка­рандаш. 35,7X26,3 см. Надписи: на ленточке беско­зырки — аврора; внизу сле­ва — большевик.
"...Большой внутренней силой наделен образ матроса-большевика с крейсера «Аврора». Автор его мыслит нетрадиционно. Изображение при­ближено к зрителю, укрупнено до размера половины натуры и построено по принципу оплечного портрета, что необычно для детского рисования. Детям, как правило, свойственно стремление охватить образ целиком, завершить и выразить его через детали. Поразителен ри­сунок и по колориту — он выдержан в одних лишь многогранно разработанных охристых то­нах. Нет здесь ни знамен, ни воззваний, но образ обладает поистине гипнотической силой. Такое впечатление достигается всей совокупностью ху­дожественных средств — композицией, цветом, смелой декоративностью, ритмическим повто­ром линий в чертах лица"" [c. 20].



8. ПРОЛЕТАРИЙ. 1917
Неизвестный автор Бумага, соус, акварель, бели­ла, карандаш. 38,0X26,3 см. Надпись внизу: пролетарий.

9. МАША-БОЛЬШЕВИЧКА. 1917
Неизвестный автор. Бумага, акварель, карандаш. 33,9X26,4 см. Надписи: слева — Маша; справа — большивичка.
«…Чрезвычайно привлекает здоровой свежей красотой, силой, уверенностью образ Маши-большевички, девушки из народа, которая впер­вые в истории становится подлинной хозяйкой жизни. О том же говорит и ее поза. Впечатление это усиливается благодаря ярко­му мажорному сочетанию синего и красного, чистому, смелому контуру. Тщательно прорисо­ванный фасон платья, украшений делает ее об­лик остросовременным. Вместе с тем следует отметить и особый декоративный дар автора, проявившийся не только в цвете, но и в узор­чатости, орнаментальном характере силуэта, в симметрии, статичности, заставляющими вспом­нить народную глиняную игрушку — свистульку» [с. 21].


10. КРАСНОГВАРДЕЕЦ СО ЗНА­МЕНЕМ. 1917
Неизвестный автор. Бумага, акварель, карандаш. 34,5X26,4 см. Надписи: на знамени — Да здравствует Герман(ия). Да здравствует мир. Ур(а); вни­зу — красногвардеец [Красная гвардия — добро­вольные вооруженные отря­ды рабочих, организованные для защиты революции. Су­ществовали с апреля 1917 го­да до марта 1918 года; были распущены в связи с формированием Красной Армии]; на бу­маге в руке—голосуйте за № 5 [«Голосуйте за № 5»—изби­рательный призыв голосовать за список большевистских кандидатов (список № 5) на выборах в московские город­скую и районные думы].
 «…Рисунок 10 несет большую информативную нагрузку. Лозунги на знамени героя-красногвардейца доведены до своего логического кон­ца — не только «Да здравствует мир!», но и «Да здравствует Германия!». Было бы не удивитель­но, если бы рисунок относился к времени рево­люции в Германии. Но нет, избирательный при­зыв «Голосуйте за список № 5» в руках крас­ногвардейца говорит о времени выборов в го­родскую или районную московские думы. Зна­чит, рисунок датируется июнем или сентябрем 1917 года. С Германией идет война, она — враг, тем не менее большевики смело выдвигают ин­тернациональный лозунг. Народ его понимал, принимал, и даже ребенку лозунг «Да здрав­ствует Германия!» не казался предательским» [с. 22].

11. КРАСНОГВАРДЕЕЦ-БОЛЬ­ШЕВИК. 1917
Неизвестный автор Бумага, акварель, тушь, перо, картон. 24,4X21,9 см. Надписи: на знамени — Да здравствуют большевики; внизу — красногвардеец. 

12. ЭСЕР-АГИТАТОР. 1918
Неизвестный автор. Бумага, гуашь, акварель, ка­рандаш. 34,7X25,5 см. Надписи: внизу — Против но­вого правительства желают иметь старое правительство; вверху на флажке — С. Р. [Эсеры — члены партии социалистов-революционеров, про­должателей народнических традиций в русском револю­ционном движении].


13. КАДЕТ С ТРОСТЬЮ. 1917
Неизвестный автор Бумага, акварель, карандаш. 24,3X12.3 см. Надпись внизу: кадет. [Кадеты — члены конститу­ционно-демократической пар­тии (партии «народной свобо­ды»). Сразу после Октябрьской ре­волюции объявлены врагами народа].

14. БОЛЬШЕВИК. 1917
Неизвестный автор Бумага, цветной и графит­ный карандаши. 34,7Х 26,6 см. Надпись вверху справа: Боль­шевик идет против войны и правительства и хочет пре­дать Россию.
«…на другом рисунке большевик представлен страшилищем с вытаращенными злобными гла­зами, стреляющим из пистолета. Этот рисунок не остановил бы нашего внимания, если бы не надпись. В первой ее части, как и во многих других работах, изложена программа большеви­ка — «идет против войны и правительства» (мо­жет быть, это слова учителя?), но вот вторая часть надписи — «и хочет предать Россию»(!) — несомненно выражает мнение собственное, точ­нее сказать — семьи, среды. Приписаны эти сло­ва той же детской рукой, но мелко, поспешно, другим карандашом, явно не одновременно с первой частью. Так же и лицо большевика (кстати сказать, по одежде он менее всего может от­носиться к большевикам, так как на нем форма казачьих войск) терто-перетерто резинкой для придания ему особо «зверских» черт. Можно думать, что зверство, как таковое, ассоциировалось у мальчика с казаками, с разгоном демон­страций, то есть с тем, что ребенок видел сам, о чем знал от взрослых. От взрослых же слышал, что большевик — «предатель и злодей», и совме­стил обе фигуры — казака и большевика» [с. 23-24].

15. БОЛЬШЕВИКИ И СВОБОД­НАЯ РОССИЯ. Июль — ок­тябрь 1917
Автор А. Константинов. Бумага, акварель, карандаш. 34,1X23,9 см. Справа внизу подпись и дата: А. Константинов. 1917 г. Надписи: внизу — Больше­вик. Пропустите нас туда. Россия, нет непущу вы очень господа хорошы; на платье женщины по подо­лу — Росciя; на двери за спи­ной России — табличка с надписью: Свобода. [Рисунок исполнен после третьеиюльской демонстра­ции].
«Проникновение классовых противоречий эпо­хи в сознание детей отражает и рисунок А. Кон­стантинова, решенный в аллегорической форме. Россия представлена здесь в образе девушки в русском наряде, за ее спиной — дверь в «сво­бодную» страну (но «свобода», которую принес­ла Февральская революция, на деле такая же показная, опереточная, как и сама эта девушка в сарафане и кокошнике). Она отказывается про­пустить в «свободную» страну большевиков, тер­рористов, нарушителей общественного порядка, изображенных с дымящейся бомбой в руках» [с. 24].

 16. КРАСНОГВАРДЕЕЦ. 1917
Автор Никитин. Бумага, цветной и графитный карандаши. 26,6Х 15,7 см. Надписи: вверху — Красно­гвардейцу в верхнем левом углу рукой Воронова — Никитин.
«…Мальчиком по фамилии Никитин исполнен рисунок с определенным намерением осмеять идею, носителем которой является красногвар­деец. Таким обычно представляется нам шаржи­рованный тип анархиста: руки в карманах, во рту папироса, ущербная верхняя часть лица за счет гипертрофированной нижней. Шапка надвинута на красный нос, свидетельствующий о склонности к спиртному. На шее красный бант, демонстри­рующий крайнюю левую позицию его облада­теля. Все компоненты рисунка активно работают на поставленную задачу. Особенно выразителен силуэт — голова, одежда, задирающиеся фалды френча, волнистая линия приспущенных брюк. Уверенно, крепко, с нажимом определен контур, раскраска легко и ровно заполняет форму» [с. 23].



17. БУРЖУЙ С ПАПИРОСОЙ. 1917
Неизвестный автор. Бумага, гуашь, карандаш. 31,4X20,3 см. Надписи: справа внизу в рам­ке — буржуй; ниже — рисов; вверху справа монограмма «ВВ» — подпись учителя. 

 18. БУРЖУЙ С КОРОБКОЙ КОН­ФЕТ. 1917
Неизвестный автор. Бумага, акварель, карандаш. 34,1X26,8 см. Надписи внизу: справа — буржуй; слева — буржуй. На конфетной коробке — Т-во С. Ciy и Ко. Москва [С. Ciy и Ко — фирма, вла­девшая кондитерской фабри­кой (Петроградское шос­се, 13) и шестью кондитер­скими магазинами в Москве. На базе фабрики Ciy образо­валась кондитерская фабрика «Большевик»].
«…Основная мысль, воплотившаяся в образе буржуя с коробкой конфет,— полная никчем­ность его. Это бездельник, франт и кутила. С удивительным чутьем найдено колористиче­ское решение рисунка — красно-малиновый тон фрака в сочетании с черным (цилиндр, лацканы фрака) и желтым (коробка, бутоньерка, мо­нокль). Цветовой аккорд этот, яркий, но изы­сканный, уже сам по себе создает представле­ние, несовместимое с какой бы то ни было трудовой деятельностью. Вполне выраженная од­ним только цветом идея подкрепляется позой и атрибутами. Беспомощным изящным жестом отставлены бездельные руки, держащие трость и конфеты. Получился лаконичный, но вполне законченный сатирический портрет существа, па­разитирующего за счет трудовой части общества» [с. 25].
 
19. СПЕКУЛЯНТ. 1917
Неизвестный автор. Бумага, акварель, карандаш. 33,4X25,2 см. Надписи внизу: слева от изоб­ражения — спеку; справа — лянъ.
«…Спекулянт откровенно страшен. Фигура его зловеща: сине-серое пальто и цилиндр, синие усы, борода и брови, на желтом блине лица косо посажены злодейские глаза. Резко отрицатель­ное отношение ребенка к своему персонажу обусловило и однозначность образа, мгновенную его найденность. Рисунок кистей рук — кружок, расчерченный пятью черточками (в результате чего, между прочим, получается не пять, а шесть пальцев), и надпись, орнаментально большими буквами включенная в рисунок, свидетельствуют о совсем юном, дошкольном возрасте автора» [с. 25-26].
 
20. БУРЖУЙ С ГАЗЕТОЙ «РУС­СКОЕ СЛОВО». 1917
Неизвестный автор Бумага, акварель, карандаш. 26,5X15,3 см. Надпись вверху: Буржий; на газете — Русско(е) слово. [«Русское слово» — ежеднев­ная московская газета, изда­вавшаяся И. Д. Сытиным. Представляла интересы либе­ральной буржуазии. Была за­крыта в январе 1918 года.].
«…Буржуй с газетой — общественный деятель, биржевик, октябрист. Главной характеризующей его деталью является буржуазная газета «Рус­ское слово». Маленький художник, не справив­шийся даже со словом «буржуй», тем не менее, очень точно находит художественное решение для своего героя. Выразительное соотношение цветов (желтый, лиловый, черный), резко про­черченный контур силуэта, напоминающего боль­шую хищную птицу, способствуют выявлению сущности уверенного в себе «хозяина» жизни» [с. 25].


21. КРАСНОГВАРДЕЕЦ, ЭСЕР, БУРЖУЙ И КАДЕТ. Эскиз плаката. 1917
Неизвестный автор. Бумага, акварель, карандаш. 33,0X26,5 см. Надписи: под фигурой в ле­вом верхнем клейме — эс-эр; справа вверху — буржуй; по диагонали на мешках, ящиках, бутылках — сахаръ, крупа, мука, масло, вино; внизу слева — кадет; спра­ва — красногвардеец.

22. БОЛЬШЕВИК И БУРЖУЙ. 1917
Неизвестный автор. Бумага, акварель, чернила, карандаш. 26,5Х 26,2 см. Надписи: на знамени — № 5 (Большевики) Долой времен­ное правительство и бур­жуев; между фигурами — Большевик это есть такой че­ловек, который не хочет, что­бы были буржуи.

 23. БОЛЬШЕВИК И МЕНЬШЕВИК. 1917
Неизвестный автор. Бумага, акварель, карандаш. 31,7X23,7 см. Надпись внизу: Большевик и меньшевик [Партия меньшевиков возникла в 1903 году на II съезде РСДРП вследствие раскола социал- демократической партии на большевиков и меньшевиков]. 
 «…Многозначительно сопоставление на одном листе большевика и меньшевика. Большевик ог­ромен, меньшевик перед ним — как грибок. Что натолкнуло ребенка на такое толкование? Да сами сказочные названия, сами персонажи ска­зок. Великан, мальчик с пальчик — существа, зна­комые с раннего детства, они всегда рядом, они близки и привычны. Но не только размерами доказывает автор различие этих людей. Малень­кий хоть и мал, но одет в дорогую шубу, а у большого все штаны в разноцветных заплатах, он в кожанке, в валенках и вооружен. Это — ра­бочий, бедняк, революционер. А тот, малень­кий,— богатый, он не за революцию. Таким об­разом, социальная суть отношений понята ре­бенком вовсе не столь примитивно, как это мо­жет показаться с первого взгляда» [с. 26].


24. БОЛЬШЕВИК ЛЕНИН И МЕНЬ­ШЕВИК ДАН. Июль — ок­тябрь 1917
Неизвестный автор/ Бумага, графитный и цветной карандаши. 36,3X21,9 см. Надписи: вверху на знаменах — Долой Буржуазное Правительство защиту най­дете только у Большевиков; внизу посредине — больше­вик Ленин; на воззвании, ко­торое Ленин держит в ру­ке, — Не подчиняйтесь вре­менному правительств(у) изменнику Керенскому. Про­сите мира у большевиков с Германией. Вооружайтесь и идите против врем(енного) правительства); под длин­ным свитком в правой руке Ленина — это есть воззвания большевика; справа под ма­ленькой фигуркой — Данъ меньшевик [Гурвич-Дан Федор Ильич (1871 - 1947) – один из лидеров меньшевиков. В 1922 г. выслан за границу.]; на листе в руке у меньшевика — бейте боль­шевиков шпiонов предател(ей).
«Большевик и меньше­вик — это В. И. Ленин и Ф. И. Дан. В противопо­ставлении двух лидеров социал-демократических партий выражена острая политическая борьба. Через их размеры передана духовная значимость и моральная сила этих людей. Оба изображения сопровождены развернутыми текстами, опреде­ляющими их политические платформы. Ленин выступает против Временного правительства, в защиту народа. Воззвание Дана отражает лишь фракционную борьбу с большевиками, содержит брань и призыв бить большевиков. Наконец, хотя оба они одеты бедно, но на одежде Ленина все же заплаток намного больше. Сама история разре­шила их спор очень скоро. Ленин был и останется вождем мирового пролетариата, Дана забыли уже современники» [с. 26-27].
Революция 1917 года в рисунках детей - очевидцев событий. (После Октября).


При использовании материала обязательна ссылка на издание:  
Москва. 1917 год. Рисунки детей-очевидцев событий. Из коллекции Государственного исторического музея. / Сост. и автор текста Н.Н. Гончарова. –М., 1987.
Оцифровка: Интернет-журнал «Подмосковный краевед», 2017 г. При репосте обязательна ссылка на trojza.blogspot.com.