30 лет назад, в 1987 году, к
70-летию Октябрьской революции, совсем небольшим по тем временам тиражом в 6000 экземпляров
была издана уникальная книга карманного формата под названием «Москва. 1917 год. Рисунки
детей-очевидцев событий». В издании была опубликована не имеющая аналогов фантастически-интересная коллекция рисунков детей - маленьких москвичей, волей судеб оказавшихся свидетелями революционных событий 1917 года.
Эта коллекция, собранная основоположником советской науки о народном изобразительном искусстве Василием Сергеевичем Вороновым (1887 - 1940), была передана в собрание Государственного исторического музея в 1919 году. Составителем и автором текста публикации стала кандидат искусствоведения Н.
Н. Гончарова. ...Не ставя перед собой цель полной электронной публикации книги, мы хотим поделиться ее богатейшим иллюстративным материалом, в каком-то смысле, "непосредственно отразившем" окружавшую ребенка действительность столетней давности.
Описания детских работ даны из перечня иллюстраций в конце книги. Дополнительные описания - из текста Н.Н. Гончаровой, - в кавычках. Надо сказать, что идеология советского времени наложила глубокую печать на искусствоведческое исследование детских работ. Некоторые описания могут вызвать изумление у современного читателя, другие - саркастическую улыбку. Следует помнить, что книга была издана в начале активной фазы горбачевских реформ...
Издание представляет коллекцию рисунков в виде драматического повествования, и начинается с "образов эпохи", или серии "типовых портретов", отсылающих к известной серии фотографий "Русские типы", которую мы и приводим в нашей сегодняшней публикации...
Образы
революционной эпохи
1. ВЕЛИКАЯ ПАРТИЯ БОЛЬШЕВИКИ. 1917
Неизвестный автор.
Бумага, акварель, карандаш, тушь, перо. 36,5Х 24,2 см.
Надписи: на знамени — Великая партия Большевики; внизу — Долой войну.
2.
ДОЛОЙ ВОЙНУ, ДАВАЙТЕ НАМ ХЛЕБА.
1917
Автор Иван
Каштанов Бумага, графитный и цветной карандаши. 33,2X24,0 см.Подпись
автора вверху: слева — Иванъ, справа — Каштановъ. Надписи: на знамени — Долой войну, давайте нам
хлеба; справа в рамке — Большевик это эсть тот
человек который идетъ п(р)оти(в) войны и просит много хлеба.
Неизвестный автор
Бумага, карандаш, акварель. 34,7Х 26,5 см. Надписи: Долой
войну и буржуев; внизу — Большевик. Большевиком
называется тот кто против войны; на обороте (рукой В. С. Воронова) — Рисунок
12 лет. ребенка.
4. БОЛЬШЕВИК. 1917
Неизвестный автор Бумага,
карандаш, акварель. 32,5X22,8 см. Надписи: вверху — большевик; на знамени —
Долой войну.
5. ЮНКЕР И БОЛЬШЕВИК. Ноябрь 1917
Неизвестный автор
Бумага, акварель, цветной карандаш. 26,4X17,4 см. Надписи: верху слева —
Юнкер
[Юнкера — воспитанники военных
училищ, готовивших офицеров.
Во время Великой Октябрьской социалистической революции в
Москве и Петербурге главные военные силы контрреволюции]; справа — Большевик.
6.
МАТРОС-БОЛЬШЕВИК. 1917
Неизвестный автор/
Бумага, акварель, карандаш. 35,8X26,0 см. Надписи: вверху — Большевикъ
А(врора?); на знамени —
Долой правительство.
7. МАТРОС-БОЛЬШЕВИК С КРЕЙСЕРА «АВРОРА». 1917
Неизвестный автор.
Бумага, акварель, белила, карандаш. 35,7X26,3 см. Надписи:
на ленточке бескозырки — аврора; внизу слева — большевик.
"...Большой внутренней силой наделен образ
матроса-большевика с крейсера «Аврора». Автор его мыслит нетрадиционно.
Изображение приближено к зрителю, укрупнено до размера половины натуры и
построено по принципу оплечного портрета, что необычно для детского рисования.
Детям, как правило, свойственно стремление охватить образ целиком, завершить и
выразить его через детали. Поразителен рисунок и по колориту — он выдержан в
одних лишь многогранно разработанных охристых тонах. Нет здесь ни знамен, ни
воззваний, но образ обладает поистине гипнотической силой. Такое впечатление
достигается всей совокупностью художественных средств — композицией, цветом,
смелой декоративностью, ритмическим повтором линий в чертах лица"" [c. 20].
8. ПРОЛЕТАРИЙ. 1917
Неизвестный
автор Бумага, соус, акварель, белила, карандаш. 38,0X26,3 см. Надпись внизу:
пролетарий.
9. МАША-БОЛЬШЕВИЧКА. 1917
Неизвестный автор.
Бумага, акварель, карандаш. 33,9X26,4 см. Надписи: слева —
Маша; справа — большивичка.
«…Чрезвычайно привлекает здоровой свежей красотой, силой,
уверенностью образ Маши-большевички, девушки из народа, которая впервые в
истории становится подлинной хозяйкой жизни. О том же говорит и ее поза. Впечатление
это усиливается благодаря яркому мажорному сочетанию синего и красного,
чистому, смелому контуру. Тщательно прорисованный фасон платья, украшений
делает ее облик остросовременным. Вместе с тем следует отметить и особый
декоративный дар автора, проявившийся не только в цвете, но и в узорчатости,
орнаментальном характере силуэта, в симметрии, статичности, заставляющими вспомнить
народную глиняную игрушку — свистульку» [с. 21].
10.
КРАСНОГВАРДЕЕЦ СО ЗНАМЕНЕМ. 1917
Неизвестный автор.
Бумага, акварель, карандаш. 34,5X26,4 см. Надписи: на знамени — Да здравствует
Герман(ия). Да здравствует
мир. Ур(а); внизу — красногвардеец [Красная гвардия —
добровольные вооруженные отряды рабочих, организованные для защиты революции.
Существовали с апреля 1917 года до марта 1918 года; были
распущены в связи с формированием Красной Армии]; на бумаге в руке—голосуйте
за № 5 [«Голосуйте за № 5»—избирательный призыв голосовать за список
большевистских кандидатов (список № 5) на выборах в московские городскую и
районные думы].
«…Рисунок 10 несет большую информативную нагрузку.
Лозунги на знамени героя-красногвардейца доведены до своего логического конца —
не только «Да здравствует мир!», но и «Да здравствует Германия!». Было бы не
удивительно, если бы рисунок относился к времени революции в Германии. Но
нет, избирательный призыв «Голосуйте за список № 5» в руках красногвардейца
говорит о времени выборов в городскую или районную московские думы. Значит,
рисунок датируется июнем или сентябрем 1917 года. С Германией идет война, она —
враг, тем не менее большевики смело выдвигают интернациональный лозунг. Народ
его понимал, принимал, и даже ребенку лозунг «Да здравствует Германия!» не
казался предательским» [с. 22].
11.
КРАСНОГВАРДЕЕЦ-БОЛЬШЕВИК. 1917
Неизвестный
автор Бумага, акварель, тушь, перо, картон. 24,4X21,9 см. Надписи: на знамени —
Да здравствуют большевики; внизу — красногвардеец.
12.
ЭСЕР-АГИТАТОР. 1918
Неизвестный автор.
Бумага, гуашь, акварель, карандаш. 34,7X25,5 см. Надписи: внизу — Против нового
правительства желают иметь старое правительство; вверху на флажке — С. Р. [Эсеры
— члены партии социалистов-революционеров, продолжателей народнических
традиций в русском революционном движении].
13. КАДЕТ С ТРОСТЬЮ. 1917
Неизвестный автор Бумага, акварель, карандаш. 24,3X12.3 см.
Надпись внизу: кадет. [Кадеты — члены конституционно-демократической партии
(партии «народной свободы»). Сразу после Октябрьской
революции объявлены врагами народа].
14. БОЛЬШЕВИК.
1917
Неизвестный автор Бумага, цветной и графитный карандаши.
34,7Х 26,6 см. Надпись вверху справа: Большевик идет против войны и
правительства и хочет предать Россию.
«…на другом рисунке большевик представлен страшилищем с
вытаращенными злобными глазами, стреляющим из пистолета. Этот рисунок не
остановил бы нашего внимания, если бы не надпись. В первой ее части, как и во
многих других работах, изложена программа большевика — «идет против войны и
правительства» (может быть, это слова учителя?), но вот вторая часть надписи —
«и хочет предать Россию»(!) — несомненно выражает мнение собственное, точнее
сказать — семьи, среды. Приписаны эти слова той же детской рукой, но мелко,
поспешно, другим карандашом, явно не одновременно с первой частью. Так же и
лицо большевика (кстати сказать, по одежде он менее всего может относиться к
большевикам, так как на нем форма казачьих войск) терто-перетерто резинкой для
придания ему особо «зверских» черт. Можно думать, что зверство, как таковое,
ассоциировалось у мальчика с казаками, с разгоном демонстраций, то есть с тем,
что ребенок видел сам, о чем знал от взрослых. От взрослых же слышал, что
большевик — «предатель и злодей», и совместил обе фигуры — казака и большевика»
[с. 23-24].
15. БОЛЬШЕВИКИ И
СВОБОДНАЯ РОССИЯ. Июль — октябрь 1917
Автор А. Константинов. Бумага, акварель, карандаш. 34,1X23,9
см. Справа внизу подпись и дата: А. Константинов. 1917 г. Надписи: внизу —
Большевик. Пропустите нас туда. Россия, нет непущу
вы очень господа хорошы; на платье женщины по подолу
— Росciя; на двери за спиной России — табличка с
надписью: Свобода. [Рисунок исполнен после третьеиюльской
демонстрации].
«Проникновение классовых противоречий эпохи в сознание
детей отражает и рисунок А. Константинова, решенный в аллегорической форме.
Россия представлена здесь в образе девушки в русском наряде, за ее спиной —
дверь в «свободную» страну (но «свобода», которую принесла Февральская революция, на деле такая же
показная, опереточная, как и сама эта девушка в сарафане и кокошнике). Она
отказывается пропустить в «свободную» страну большевиков, террористов,
нарушителей общественного порядка, изображенных с дымящейся бомбой в руках» [с.
24].
16. КРАСНОГВАРДЕЕЦ.
1917
Автор Никитин. Бумага, цветной и графитный карандаши.
26,6Х 15,7 см. Надписи: вверху — Красногвардейцу в верхнем левом углу рукой
Воронова — Никитин.
«…Мальчиком по фамилии Никитин исполнен рисунок с
определенным намерением осмеять идею, носителем которой является красногвардеец.
Таким обычно представляется нам шаржированный тип анархиста: руки в карманах,
во рту папироса, ущербная верхняя часть лица за счет гипертрофированной нижней.
Шапка надвинута на красный нос, свидетельствующий о склонности к спиртному. На
шее красный бант, демонстрирующий крайнюю левую позицию его обладателя. Все
компоненты рисунка активно работают на поставленную задачу. Особенно
выразителен силуэт — голова, одежда, задирающиеся фалды френча, волнистая линия
приспущенных брюк. Уверенно, крепко, с нажимом определен контур, раскраска
легко и ровно заполняет форму» [с. 23].
17. БУРЖУЙ С
ПАПИРОСОЙ. 1917
Неизвестный автор. Бумага, гуашь, карандаш. 31,4X20,3 см. Надписи: справа внизу в рамке —
буржуй; ниже — рисов; вверху справа монограмма «ВВ» — подпись учителя.
18. БУРЖУЙ С КОРОБКОЙ КОНФЕТ. 1917
Неизвестный автор. Бумага, акварель,
карандаш. 34,1X26,8 см. Надписи внизу: справа — буржуй; слева — буржуй.
На конфетной коробке — Т-во С. Ciy и Ко. Москва [С. Ciy и Ко — фирма, владевшая кондитерской фабрикой
(Петроградское шоссе, 13) и шестью кондитерскими магазинами в Москве. На базе фабрики Ciy образовалась
кондитерская фабрика «Большевик»].
«…Основная мысль,
воплотившаяся в образе буржуя с коробкой конфет,— полная никчемность его. Это
бездельник, франт и кутила. С удивительным чутьем найдено колористическое
решение рисунка — красно-малиновый тон фрака в сочетании с черным (цилиндр,
лацканы фрака) и желтым (коробка, бутоньерка, монокль). Цветовой аккорд этот,
яркий, но изысканный, уже сам по себе создает представление, несовместимое с
какой бы то ни было трудовой деятельностью. Вполне выраженная одним только
цветом идея подкрепляется позой и атрибутами. Беспомощным изящным жестом
отставлены бездельные руки, держащие трость и конфеты. Получился лаконичный, но
вполне законченный сатирический портрет существа, паразитирующего за счет
трудовой части общества» [с. 25].
19. СПЕКУЛЯНТ.
1917
Неизвестный автор. Бумага, акварель,
карандаш. 33,4X25,2 см. Надписи внизу: слева от изображения — спеку; справа — лянъ.
«…Спекулянт
откровенно страшен. Фигура его зловеща: сине-серое пальто и цилиндр, синие усы,
борода и брови, на желтом блине лица косо посажены злодейские глаза. Резко
отрицательное отношение ребенка к своему персонажу обусловило и однозначность
образа, мгновенную его найденность. Рисунок кистей рук — кружок, расчерченный
пятью черточками (в результате чего, между прочим, получается не пять, а шесть
пальцев), и надпись, орнаментально большими буквами включенная в рисунок,
свидетельствуют о совсем юном, дошкольном возрасте автора» [с. 25-26].
20. БУРЖУЙ С ГАЗЕТОЙ «РУССКОЕ СЛОВО». 1917
Неизвестный автор
Бумага, акварель, карандаш. 26,5X15,3 см. Надпись вверху: Буржий;
на газете — Русско(е) слово. [«Русское слово» — ежедневная
московская газета, издававшаяся И. Д. Сытиным. Представляла интересы
либеральной буржуазии. Была закрыта в январе 1918 года.].
«…Буржуй с газетой
— общественный деятель, биржевик, октябрист. Главной характеризующей его
деталью является буржуазная газета «Русское слово». Маленький художник, не
справившийся даже со словом «буржуй», тем не менее, очень точно находит
художественное решение для своего героя. Выразительное соотношение цветов
(желтый, лиловый, черный), резко прочерченный контур силуэта, напоминающего
большую хищную птицу, способствуют выявлению сущности уверенного в себе
«хозяина» жизни» [с. 25].
21.
КРАСНОГВАРДЕЕЦ, ЭСЕР, БУРЖУЙ И КАДЕТ. Эскиз плаката. 1917
Неизвестный автор.
Бумага, акварель, карандаш. 33,0X26,5 см. Надписи: под фигурой
в левом верхнем клейме — эс-эр; справа вверху —
буржуй; по диагонали на мешках, ящиках, бутылках — сахаръ,
крупа, мука, масло, вино; внизу слева — кадет; справа — красногвардеец.
22. БОЛЬШЕВИК И БУРЖУЙ. 1917
Неизвестный автор.
Бумага, акварель, чернила, карандаш. 26,5Х 26,2 см. Надписи:
на знамени — № 5 (Большевики) Долой временное правительство и буржуев; между
фигурами — Большевик это есть такой человек, который не хочет, чтобы были
буржуи.
23. БОЛЬШЕВИК И МЕНЬШЕВИК. 1917
Неизвестный автор.
Бумага, акварель, карандаш. 31,7X23,7 см. Надпись внизу: Большевик и меньшевик [Партия
меньшевиков возникла в 1903 году на II съезде РСДРП вследствие раскола социал-
демократической партии на большевиков и меньшевиков].
«…Многозначительно сопоставление на одном листе большевика и меньшевика.
Большевик огромен, меньшевик перед ним — как грибок. Что натолкнуло ребенка на
такое толкование? Да сами сказочные названия, сами персонажи сказок. Великан,
мальчик с пальчик — существа, знакомые с раннего детства, они всегда рядом,
они близки и привычны. Но не только размерами доказывает автор различие этих
людей. Маленький хоть и мал, но одет в дорогую шубу, а у большого все штаны в
разноцветных заплатах, он в кожанке, в валенках и вооружен. Это — рабочий,
бедняк, революционер. А тот, маленький,— богатый, он не за революцию. Таким образом,
социальная суть отношений понята ребенком вовсе не столь примитивно, как это
может показаться с первого взгляда» [с. 26].
24. БОЛЬШЕВИК ЛЕНИН И МЕНЬШЕВИК ДАН. Июль —
октябрь 1917
Неизвестный автор/
Бумага, графитный и цветной карандаши. 36,3X21,9 см. Надписи: вверху на знаменах
— Долой Буржуазное Правительство защиту найдете только у Большевиков; внизу
посредине — большевик Ленин; на воззвании, которое Ленин держит в руке, — Не
подчиняйтесь временному правительств(у) изменнику Керенскому.
Просите мира у большевиков с Германией. Вооружайтесь и идите против врем(енного) правительства); под длинным
свитком в правой руке Ленина — это есть воззвания большевика; справа под маленькой
фигуркой — Данъ меньшевик [Гурвич-Дан Федор Ильич (1871 - 1947) – один из
лидеров меньшевиков. В 1922 г. выслан за границу.]; на листе в руке у меньшевика
— бейте большевиков шпiонов предател(ей).
«Большевик и
меньшевик — это В. И. Ленин и Ф. И. Дан. В противопоставлении двух лидеров
социал-демократических партий выражена острая политическая борьба. Через их
размеры передана духовная значимость и моральная сила этих людей. Оба
изображения сопровождены развернутыми текстами, определяющими их политические
платформы. Ленин выступает против Временного правительства, в защиту народа.
Воззвание Дана отражает лишь фракционную борьбу с большевиками, содержит брань
и призыв бить большевиков. Наконец, хотя оба они одеты бедно, но на одежде
Ленина все же заплаток намного больше. Сама история разрешила их спор очень
скоро. Ленин был и останется вождем мирового пролетариата, Дана забыли уже
современники» [с. 26-27].
Революция 1917 года в рисунках детей - очевидцев событий. (После Октября).
При использовании материала обязательна ссылка на издание:
Москва. 1917 год. Рисунки детей-очевидцев событий. Из коллекции Государственного исторического музея. / Сост. и автор текста Н.Н. Гончарова. –М., 1987.
Оцифровка: Интернет-журнал «Подмосковный краевед», 2017 г. При репосте обязательна ссылка на trojza.blogspot.com.
При использовании материала обязательна ссылка на издание:
Москва. 1917 год. Рисунки детей-очевидцев событий. Из коллекции Государственного исторического музея. / Сост. и автор текста Н.Н. Гончарова. –М., 1987.
Оцифровка: Интернет-журнал «Подмосковный краевед», 2017 г. При репосте обязательна ссылка на trojza.blogspot.com.