22.10.2017

«Союз Социалистической Рабочей Молодёжи» в Щёлкове в 1917 - 1922 гг. Воспоминания А. Я. Князева

Не публиковавшаяся ранее рукопись воспоминаний одного из главных организаторов предтечи комсомола - первого "Союза молодёжи" в будущем Щёлковском районе рассказывает о дореволюционном быте рабочих и служащих Тов-ва "Л. Рабенек", сложных обстоятельствах образования этого молодёжного объединения, создания театрального кружка под руководством артистов Малого театра и "Клуба Октябрьской Революции" (КОР) в подмосковном Щёлкове. 

Этот ценный исторический источник охватывает события периода 1911 - 1922 гг.

Князев Андрей Яковлевич (Щелково), 15 декабря 1966 г.
Воспоминание по организации молодежи в 1917 г. «Союз Социалистической рабочей молодежи»
Авторская рукопись из архива Щелковского историко-краеведческого музея. Школьная тетрадь в линейку, 21 страница без номеров. Текст выполнен от руки синими чернилами. Оцифрована в сентябре-ноябре 2016 г. А. Послыхалиным. Публикуется впервые.


Князев А. Я. (род. 16 авг. 1898) в юности. Архив ЩИКМ.

До Октябрьской революции рабочие на фабрике Л. Рабенек (в Щелкове) проживали в казармах очень скученно.
В комнаты, размером 9 – 10 метров проживало по две семьи, а особенно это было плохо в казарме № 2, где существовали семейные каморки, в которых проживало до 5 – 6 семей. Над рабочими жилищами не было санитарного надзора. Они были огорожены сплошным забором и вход на территорию был только через ворота, которые рано закрывались.
В погоне за прибылями фабрикант Рабенек широко использовал в своем производстве и детский труд. При фабрике хотя и была школа 5-летка, но основная масса детей все же оставалась малограмотной, потому, что окончив 2-й или 3-й класс, они вынуждены были идти работать на фабрику. Плохое материальное положение многих родителей вынуждало их обращаться к директору с просьбой принять дочь или сына на производство. А директор принимал на работу только тех из них, у которых родители работали на фабрике и брались сами обучать своих детей.
Поэтому довольно незначительная часть детей рабочих могла обучаться в четвертом или пятом классе школы. Но и тех, кому удавалось получить такое образование, фабрикант оставлял для работы в конторах своей фабрики учениками, как резерв служащих.
На фабрике не было культурных очагов для молодежи. Она иногда устраивала вечеринки и то только с разрешения директора фабрики под надзором городовых, проживавших на фабрике.
Совершенно в других условиях были служащие фабрики. Они проживали в отдельных благоустроенных домах. Фабрикант принимал все меры к разобщению рабочих и служащих фабрики.

Фрагмент дома для рабочих и служащих фабрик Л. Рабенек. 
Дом главного бухгалтера Павла Даниловича Яшке, 1905 – 1909 гг., pastvu.com

В 1911 году был выстроен клуб, но он был малодоступен для рабочих, которые ограничивались только посещением кино. Других увеселительных мероприятий проводилось в нем для рабочих мало. Вечера устраивались только для служащих, - рабочих не допускали.
Строго относился директор фабрики к тем служащим, которые имели связи с рабочими. Мне припоминается такой факт: старшóй ткацкого отдела (поммастера) Н. Е. Молчанов окрестил ребенка [Возм., стал крестным отцом.] у одного из рабочих. Тогда директор фабрики Мешков Сергей Андреевич имел с ним «крупный» разговор. Или такой пример: узнав, что ученик конторщика Сергей Майоров стал посещать духовой оркестр при клубе, директор вызвал его к себе и запретил это, считая посещение оркестра неприличным для служащих. Подобных фактов было много.
Фабричная молодежь расправила крылья только после февраля 1917 г. Это особенно ярко проявилось перед Октябрьской революцией, когда партийная организация фабрики стала готовить молодежь к предстоящим боям с белогвардейцами в составе отряда Красной гвардии.
В то время еще никакой организации союза молодежи на фабрике Рабенека не было. Но молодежь шла за большевиками, она подготовила себя к боям и вместе со взрослыми рабочими принимала активное участие в борьбе за Советскую власть, в боях с кадетами, засевшими в Кремле.
В составе отряда Красной гвардии были тт. Дорофеев А. И., Забродин И. Д., Усачев Н. М., Хапудин Ф. П., Орешкин А. В., Симагин В. Ф., Волчков М. А., Субботин Михаил и др.

 А. Я. Князев. Дер. Снегиревка, фотография 1917 г.

Молодежь объединяется
После октябрьской революции на фабрику стала возвращаться молодежь с фронта. Возмужавшие, закаленные в боях, наши парни проявляли активность во всех проводимых фабричным комитетом мероприятиях. Партия большевиков окрылила их, победа социалистической революции воодушевила молодежь на новые захватывающие дела по строительству Советской власти. Наиболее передовой части молодежи доверялись ответственные участки работы. Так, Николай Петрович Владимиров, будучи избран в состав фабричного комитета Новой фабрики, был комиссаром продовольствия. Мне была доверена вся переписка комитета, и, кроме того, было поручено подготовить двух переписчиков на пишущей машинке. Для этого выделили Симакина Вас<илия> Фед<оровича> и Птицину Ал-дру [Александру]. Один из них потом был секретарь-машинист в заводском комитете профсоюза.
Готовя силы и резервы к вооруженной борьбе за власть советов, наша партия на своем шестом съезде 26 марта 1917 г. специально обсудила вопрос о союзах молодежи. Съезд отметил огромное значение рабочей молодежи в революционном движении и обязал все партийные организации оказывать содействие в деле создания организаций рабочей молодежи, а также руководство ими. Предложено было защищать интересы молодежи. Партийная организация Щелкова, выполняя решение Центрального комитета партии, приступила к организации союзов молодежи, и, в первую очередь, на фабриках.
 
Фрагмент рукописи А. Я. Князева, 1966 г. Арх. ЩИКМ. 
 
На этот участок работы были выделены молодые коммунисты. Среди них и товарищ Панфилов, – учащийся Щелковского коммерческого училища.
Первое организационное собрание молодежи в Щелкове состоялось на Новой фабрике в конце декабря 1917 года. К этому [так] предшествовала большая и трудная подготовительная работа. Даже несложные вопросы поначалу ставили нас в тупик. Если сейчас есть Устав ВЛКСМ, в котором ясно определен состав, то тогда мы не знали, кого надо причислять к молодежи и что сделать, чтобы больше ее привлечь на собрание. Задумались даже над тем, как быть с 19 – 20 летними, которые уже имели семьи. Советы и указания по этим и другим вопросам нам давал большевик т. Панфилов.
Была создана организационная группа. В ее состав вошли: Николай Петрович Владимиров, Сергей Герасимович Майоров и Князев Андр<ей> Яковлевич. Этой группе была поручена подготовка к собранию. Место сбора подготовили в помещении бывшей читальни Новой фабрики, т. к. клуб был занят под госпиталь.
Необходимо отметить, что коллектив рабочих Старой фабрики держал себя в тот период обособленно от коллектива рабочих Новой фабрики. Там было большое влияние эсеров, которые проводили свою работу в своих интересах. На Старой фабрике был организован свой клуб в одном из цехов Старой фабрики и все мероприятия проводили отдельно. А на Новой фабрике уже существовала парт<ийная> ячейка большевиков. Она была хотя и малочисленна, но коллектив шел за ней.
Чтобы привлечь молодежь на собрание составили струнный оркестр, развесили объявления в местах, где больше всего скапливалась молодежь [так]. Людей на собрание пришло много. Тов. Панфилов должен был сделать доклад о задачах молодежи.
Председателем собрания избрали тов. Владимирова Никол<ая> Петровича, а секретарем  – меня (Князев Андр.).
С большим интересом молодежь слушала доклад, однако закончить его не удалось. Помешали этому меньшевики Веретенкин и Лисовский, – члены фабкома, которые были не заинтересованы в том, чтобы молодежь была под влиянием большевиков. Веретенкин Ив<ан> Дм<итриевич> и Лисовский спровоцировали председателя фабкома тов. Ермолаева Дм<итрия> Ермол<аевича> на разгон собрания. Несмотря на попытку доказать им, что мы имеем право проводить собрание и что доклад делает тов. Панфилов, – представитель от Волкома партии большевиков, все же нам было предложено удалиться из читальни.
Было решено продолжить собрание в Щелковском клубе общества трезвости, на площадке которого молодежь готовила себя к боям за власть Советов перед Октябрем.
 
 А. Я. Князев (справа), Щёлково, 1918 г. Арх. ЩИКМ.

Союз Социалистической рабочей молодежи
В клубе, где предстояло продолжать собрание, было темно и холодно. К тому же молодежи пришло сюда значительно меньше. Так как в кинотеатре«Везувий» состоялись танцы, то многие ушли туда. Но собравшиеся не растерялись. Где-то достали свечи и при их свете продолжали собрание.
По предложению т. Панфилова было избрано правление Союза Молодежи в составе тт. Владимирова Никол. Петр. (председатель), Князева Андр. Яковл. (секретарь), Соловьева Ивана Игнат<ьевича>, Майорова Серг<ея> Герас<имовича>, Дорофеева Алек-др [Александра] Иван<овича>, Габец Влад. Роман<овича> и других.
Владимирову Н. П. было поручено выработать устав организации. В нем надо было изложить правила внутренней жизни организации и ее практической деятельности. В подготовке устава нам оказал большую помощь большевик т. Панфилов, который предложил взять за основу Устав существовавших Союзов рабочей молодежи в Москве. На очередное собрание был предоставлен на утверждение проект первого устава Союза молодежи, но собрание прошло в больших и горячих спорах.
Надо заметить, что в первые дни организации Союза кроме рабочей молодежи фабрики Рабенек, в него вошло много учащихся Коммерческого училища, в котором учились сынки местных торговцев и кустарей. Они-то и явились выразителями антиреволюционного направления. Сначала они пытались захватить руководство в Союзе, когда избиралось его правление, но этого сделать им не удалось. Тогда при утверждении Устава ученики решили внести свои поправки.
Бурно спорили о том, как назвать Союз молодежи и под руководством кого он должен работать. В проекте Устава предлагалось назвать этот Союз  – «Союз Социалистической молодежи» [так в тексте]. Против этого усиленно протестовали наши противники. Они предлагали назвать просто – «Союз Щелковской молодежи», мотивируя это тем, что членами Союза состоит [так] не только молодежь из числа рабочих фабрики, но и другая молодежь (они имели в виду себя). Поэтому и настаивали вычеркнуть слово «Рабочий» [так]. Затем они начали опротестовывать слово «Социалистической», пытаясь доказать, что эти слова [так] для них непонятны.
Присутствовавшие на собрании большевики, т. Панфилов, Кудрявцева и др. пытались разъяснить значение этих слов, но наши противники не соглашались с этим. В этом споре победу одержала молодежь Новой фабрики. Союз был назван так, как предлагалось в проекте устава: «Союз Социалистической рабочей молодежи».
Особенно горячий спор разгорелся по пункту, в котором говорилось о том, под руководством кого должен работать Союз молодежи. В проекте Устава было сказано так, что Союз молодежи должен работать под руководством партии большевиков. Такую формулировку и отстаивала молодежь фабрики. Но ученики Коммерческого училища настойчиво отвергали всякое руководство Союзом со стороны большевиков. Они добивались автономии Союза, доказывая, что Союз молодежи должен вести только культурно-просветительскую работу и никакой политикой не заниматься. Они говорили, что молодежь в разрешении всех вопросов должна быть автономной, и что постороннего руководства для молодежи не требуется.
Но молодежь фабрики Рабенека доказывали о необходимости [так] отстаивать пункт о руководстве партии большевиков Союзом молодежи [так в тексте]. Они считали, что только под руководством большевиков, только вместе с ними можно вести борьбу с буржуазией за власть рабочих и крестьян. И в этом принципиальном споре верх одержала молодежь Новой фабрики. После этого наши противники ушли с собрания и [больше] никогда не появлялись.

 А. Я. Князев - автор воспоминаний. Архив ЩИКМ.

Первые шаги Союза молодежи
Центром работы организованного Союза молодежи стал клуб общества трезв<ости>. Его отремонтировали и назвали «Социалистическим клубом» (на месте этого дома теперь возведено административное здание Городского совета). В первое время деятельность Союза заключалась в том, что его члены вели культурную работу среди молодежи. Создали театральный кружок, которым руководили артисты Малого театра тт. Костромской [Костромской, Николай Феодосиевич (настоящая фамилия – Чалеев; 1874 – 1938) – русский, советский актер, с 1917 г. работавший в труппе Московского драматического театра Ф. А. Корша, а с 1918 – в Малом театре. С 1919 г. вел педагогическую работу, руководя драматическими мастерскими при Малом театре (1919 – 1925 гг.). С 1919 г. снимался в кино.] и Белявцева [Молодая актриса Малого театра Н. А. Белявцева упоминается в 1920 – 1930 гг. (см.: Царев М. И. Малый театр. – М., 1976, с. 80.]. Участники драмколлектива подготовили для населения такие пьесы, как «Крестьяне» [?], «Сверчок на печи» [Спектакль «Сверчок на печи» по повести Чарльза Диккенса (1845 г.) впервые был поставлен на отечественной сцене 1-й студии МХТ в 1914 г. В 1916 г. был снят одноименный кинофильм.], «Горе от ума» и другие.

 Костромской (Чалеев) Н. Ф.

Представители волостного комитета партии все чаще бывали у нас. Кроме т. Панфилова наведывались к молодежи и такие большевики, как Пустов Анд. Петр., Калинычев Ив. Ив., Филатов, Кудрявцева и др. Они-то и стали привлекать членов Союза молодежи к выполнению сначала небольших поручений, а затем и к более серьезным [так].
Члены союза выезжали вместе с большевиками на конфискацию имущества у местных буржуев и помещиков, принимали активное участие в сборе контрибуции с торговцев и кулаков при обложении их местными советскими организациями.
Молодежь помогала большевикам в организации избирательных кампаний.
На Новой ф-ке после октябрьской революции существовали две профсоюзные организации.
Одна из них – профсоюз рабочих. Он объединял рабочих и мелких служащих. Руководили им большевики, тт. Ермолаев Дм. Ерм., Шишкин Козьма Ив<анович>, <Пелвин> Ив<ан> Ив<анович> и Шинкорев Константин.
Другая профсоюзная организация служащих, которая объединяла служащих [над строкой, тем же почерком и чернилами приписано: «Новой»]  фабрики, и она находилась под руководством эсеров. Председателем этого союза был главный бухгалтер Новой ф-ки Борисов Серг<ей> Капит<онович> [Есть на коллективной фотографии 1904 года]. Всеми же профсоюзами служащих волости тогда руководил Саввон [Ср.: Матвеев С. А. Февральская революция в Щелкове: «К. Н. Савон».].
Часто профсоюз служащих проводил мероприятия на фабрике, которые шли вразрез линии профсоюза рабочих. Поэтому парт. Ячейка большевиков решила разогнать профсоюз служащих [Sic!].
В январе мес. 1918 г. фабричный клуб был освобожден из-под госпиталя. Вся деятельность Социалистического Союза молодежи была перенесена из Социалистического клуба в клуб фабрики. Если раньше молодежь Новой и Старой фабрики была разрознена, то теперь она объединилась в один союз. Клуб фабрики был переименован и назван именем Октябрьской революции (КОР). Здесь и проводилась вся культурно-массовая работа, причем не только среди молодежи, но и среди всех рабочих фабрики.
В этом же году (1918) был издан исторический декрет о создании Красной армии. Начинались первые мобилизации. Под руководством Коммунистической партии создавалась и росла Рабоче-крестьянская Красная Армия. Сила и мочь ее обеспечивалась классовым составом ее бойцов, их сплочением и сознательностью. В нее направляли только честных рабочих и не допускали тех, кто скомпрометировал себя по отношению к трудовому народу. Немало фабричной молодежи поступило в нее, взяв в руки винтовки, чтобы защищать завоевания Октября.
Ряды Красной Армии, молодой армии рабочих и крестьян, росли за счет лучших сынов трудового народа. Иначе и не могло быть. Отстоять завоевания Октября могли только смелые, сознательные, отважные люди, знающие, за что они идут в бой. Со всех сторон наседали на молодую Советскую республику вооруженные до зубов враги.
В боях с ними крепла и мужала Красная Армия. Формирование ее на фабрике проводили путем мобилизации через профсоюз рабочих и молодежь. Каждый кандидат, прежде чем попасть в армию, обсуждался на общем собрании рабочих. Только после решения таких собраний тот или иной кандидат направлялся в ряды армии.
Большую роль в формировании Красной Армии сыграл и Союз молодежи фабрики. Его члены, не считаясь с возрастом, шли добровольно на фронт и с оружием в руках защищали завоевания Октября. Не вернулись с фронта наши товарищи: Дорофеев Алек-др [Александр] Иванович, Назаров Васил<ий>, Роганов Василий, Хапудин Федор Павлович и ряд других. Вернулись с тяжелыми ранениями т. Чернобровкин Вас<илий> Зотович, Тришин Роман Дмитр<иевич> и др. Не вернулся из продовольственного отряда Булкин Владимир [так, зачеркнуто карандашом, подпись над строкой другим почерком: «Федор»] Кузьмич, которому кулаки распороли живот, насыпали пшеницы и бросили, написав записку «Продразверстка выполнена».
Ненавистью к врагам революции наполнялись наши сердца, когда мы узнавали о подобных изуверствах.
Третьего августа 1918 г. состоялся съезд Союза Рабоче-крестьянской молодежи Московской губ<ернии>. От молодежи фабрики делегатами с правом решающего голоса на него были избраны Дорофеев А. Н., Забродин И. Д., Роганов В., Назаров и Князев А. Я. Съезд проходил в бывшем Французском училище на Малой Лубянке в Москве.
Возглавляли подготовку к съезду и руководили им тт. Шацкий (впоследствии – секретарь ЦК ВЛКСМ) и Дунаевский.
На Московском губернском съезде было вынесено решение, в котором приветствовалась политика Совета народных Комиссаров и ЦК нашей партии. В решении говорилось, что Союз рабочей молодежи губернии должен немедленно начать самую широкую агитацию за поддержку политики Советов, за вступление в отряды Красной армии и продовольственные отряды.
Возвращаясь со съезда. Мы доложили общему собранию молодежи фабрики о том, как проходил съезд, и какие задачи поставил он перед молодежью губернии.
Главной задачей молодежи становился фронт, и она добровольно шла в армию, а также в продов<ольственные> отряды. Выполняя решения съезда, Союз молодежи фабрики направил на фронт многих молодых рабочих. Часть из них не вернулась домой, сложив свои головы в боях с конницей белогвардейского генерала Мамонтова [Осенью 1919 г. генерал-лейтенант Константин Константинович Мамáнтов (1869 – 1920) получил назначение на пост командующего конной группы 4-го Донского корпуса Донской армии Вооружённых сил Юга России и возглавил «Конный рейд Мамонтова» к Москве, продолжавшийся до октября 1919 г. в ходе которого был взят г. Орел.]. В октябре мес<яце> был направлен в ряды Красной армии и я. Много тяжких дорог было пройдено по фронтам Гражданской войны, и вернулся на фабрику (Хлопч.-бум. комб.) только в 1922 году.
Радостно было после возвращения в родные края видеть и сознавать, что усилия нашей партии над созданием организации Союза молодежи дали отличные результаты.
На бывшей фабрике Рабенек, именуемой Соболево-Щелковской, существовала уже комсомольская организация. Члены ее принимали активное участие в общественных организациях и являлись активными помощниками парт. Ячейки ВКП(б) в выполнении поставленных задач партии и правительства. Участвуя в стенной и живой газете, они боролись с прогульщиками, бракоделами, с нарушителями общественного порядка, чем улучшали трудовую и общественную дисциплину среди коллектива фабрики
 
15 / XII-66 г. Князев. Андр. Яковлевич. Центральная ул., д. 11 <…>.
[Тем же почерком и чернилами.] Данное воспоминание обсуждено на широком совещании ветеранов труда и бывших членов «Союза Социалист<ической> Раб<очей> молодежи» на Хлопчатобумажном комбинате.
4 / III. 1967 г. [подпись автора].

Щелковский историко-краеведческий музей © 2017.  
Оцифровка, публикация, комментарии: А. Послыхалин © 2017.  
При использовании материала обязательны ссылки на museum-schel.ru и trojza.blogspot.com