28.11.2013

«Кто они были, "фрязи"?»: шаги к разрешению топонимической загадки

Многие из читателей слышали про подмосковные г. Фрязино, посёлки Фряново и Фрязево. Путешественники путают их постоянно. Немногие "особо любопытные" знают, что эти топонимы "как-то связаны с итальянцами", как ответили и знатоки программы "Что? Где? Когда?" в 1993 году [см.]. "Заинтересованные лица" дадут ссылку на Вики, а "въедливые краеведы" не преминут указать, что эти топонимы восходят к архитекторам-строителям Московского Кремля конца XVI половины XVI веков. Однако, при более пристальном внимании к проблеме, всё оказывается сначала "не совсем так", а затем почти "совсем не так", как мы привыкли думать.


Названия большинства населённых пунктов Подмосковья восходят к фамилиям-прозвищам их былых поместных и/или вотчинных владельцев. Не составляют исключения и город-наукоград Фрязино, упоминавшийся в 1584–1586 годах как деревня «Фрязинова, а Самсоново тоже на речке Любосевке» Бохова стана Замосковной волости [1], и посёлок Фряново, впервые упоминавшийся как пустошь «Фрязиново» около 1573/74 года [2] ставшая деревней «Фрязиново, а Фрянево тож» Шеренского стана той же волости к 1585/86 году [3].  В былые времена в Подмосковье упоминалось сельцо Фрянево стана Радонеж, ближе к Троицкому монастырю и утраченное ныне сельцо Фряново, Старково тож (Старые Старки)  в XVIII веке упоминавшееся у д. Ботово (Ногинского р-на). И поныне существуют посёлок Фрязево (Ногинского р-на), деревни Фрязино (Раменского р-на) у истока р. Дорка и деревни Фрязино на Клязьме (Судогодского р-на Владимирской обл.).
Нередко можно встретить мнение, что названия подмосковных Фряново, Фрязино, Фрязево произошли от строителей Московского Кремля «итальянцев-фрязинов», которые «поселяясь в Москве в качестве мастеров или служилых людей, приобретали, как тогда полагалось, небольшие подмосковные владения, чтобы завести хозяйство» [4], или «за службу были жалованы сёлами и поместьями» [5].

Действительно, в произведениях древнерусской литературы, Новгородской первой летописи и Хождении игумена Даниила «фрязями» назывались выходцы из Южной Европы романского происхождения в отличие от «немцев» выходцев из Западной Европы [6]. Однако отождествлять «фрязей» с  «итальянцами» не вполне корректно. На протяжении своей долгой истории Италия была раздробленной феодальной страной, объединившейся лишь в конце XIX века. До наших дней сохраняется деление на исторические провинции, а сами жители Италии на вопрос о своей национальности, скорее укажут на принадлежность той или иной этнической группе или на определённую местность, где жили их предки. Если говорить об упоминаниях «фрязей» в русских источниках XIVXV веков, то к ним относились и жители генуэзских колоний в Крыму – Каффе (Феодосии) и Суроже (Солдайя, Судак) и др.


Оборонительные стены Каффы. Фото автора, 2012 г. 


Оборонительные стены Солдайи. Фото автора, 2012 г. 
 
Известно, что давние политические связи Москвы со странами Южной Европы воплотились в бракосочетании великого князя московского Ивана III Васильевича (1440-1505) с Софией Палеолог из династии императоров Византии, которое состоялось в 1472 году. Этот брак состоялся при посредничестве служившего московскому государю монетного мастера Ивана Фрязина (Gian-Battista della Volpe). 


Посол Иван Фрязин вручает Ивану III портрет его невесты Софьи Палеолог. Худ.: В.В. Муйжель. До. 1924 г.
 
В составе свиты невесты в Россию прибыл племянник Ивана Фрязина, архитектор Антон Фрязин (Antonio Gislardi), в 1485 г. строивший Тайницкую, а в 1488 г. – Водовзводную (Свиблову) башни Московского Кремля. В 1485-1495 годах в Москве работал архитектор Марк Фрязин (Marco Ruffo), который вместе с Петром Фрязином (Pietro Antonio Solari ), прибывшим в Москву в 1490 году, возводил в Кремле Грановитую палату. В 14941511 годах Нижегородский Кремль строил архитектор Пётр Френчужко Фрязин. В 14941519 годах в Московском Кремле работал Алевиз Фрязин Старый (Aloisio da Milano), в 15051516 гг. – Алевиз Фрязин Новый, а в 1508 году Бон Фрязин трудился над возведением колокольни Ивана Великого. Стоит упомянуть и Петра Малого Фрязина, строившего в 1532-1536 годах. Однако, из истории русского права XV-XVII веков известно, что иностранные подданные не имели права на владение землёй в Московском государстве...


 Приезд Софьи Палеолог в Москву. Лицевой летописный свод (Шумиловский том). Миниатюра XVI в.

Как во времена Ивана III так и Алексея Михайловича иностранные мастера-ремесленники, архитекторы и «люди свободных профессий» получали право на въезд лишь в том случае, если они приезжали на службу государю, и также были обязаны вернуться восвояси после окончания контракта. Вольных мастеров-иностранцев, имевших бы частную практику в России XV-XVI веков, не могло существовать по действовавшим тогда законам. Состоя на государевой службе,  иностранцы именовались «кормовыми иноземцами», поскольку в отличие от сословия русских «служилых людей» получали за службу государево денежное жалованье – «корм», а не земельные наделы с крестьянами («поместья») [7].  

В Москве иностранцы имели право проживать лишь на территории специальных мест – «иноземных слобод» [8] или «гостиных дворов», находясь под контролем городского начальства. Их общение с местными жителями было строго ограничено. Естественно не могло идти и речи и о покупке иностранцем земли как таковой в личную собственность («вотчину»), а тем более за пределами Москвы [19]. Впрочем, и сами иностранные мастера не горели особым желанием обзаводиться здесь собственным хозяйством. Приехавший в 1475 году архитектор Аристотель Фиораванти в 1483 году пытался раньше  срока покинуть Московию, после чего, по распоряжению великого князя, был пойман, «ограблен» и посажен под караул [9], а приглашённый на 34 года и прослуживший 11 лет Пётр Фрязин в 1539 году бежал и был пойман [10].

В Судакской крепости. Фото 2012. 

Широкое фряжское влияние на архитектуру,  культуру и быт Московского государства II пол. XVI пол. XVI веков, отразившееся, в частности, во «фряжском письме» – «натуралистичных» приёмах в иконописи, «фряжских листах» – гравированных картинах, "фряжском серебре" [30] и распространении «фряжских вин», хранившихся во «фряжских погребах», нельзя недооценивать. Однако, происхождение названия деревень Фрязиново, Фряново и пр. к строителям Кремля отношения, по всей видимости, не имеет.

***

В Судакской крепости. Фото 2012. 
 
Первые торговые контакты Руси с «фрязями», проживавшими на территориях возникших в XII веке генуэзских и венецианских колоний Северного Причерноморья относятся ещё к домонгольскому времени. Путь в Константинополь лежал через крупный фряжский город Солдайя, на русский лад называвшийся Сурожем (ныне г. Судак). По археологическим данным  русский квартал города сформировался уже в XI веке [11]. 


В Судакской крепости. Фото 2012. 


В Судакской крепости. Фото 2012. 
 
К 1288 году относится первое летописное упоминание купцов «гостей-сурожан» [12]. Впервые в Москве сурожане упоминаются под 1356 годом [13]. Известный русский историк Иван Егорович Забелин (18201909) (в 1902-1905 гг.) считал, что сурожане были представителями «итальянских торговцев» [14]. Доктор исторических наук и академик Михаил Николаевич Тихомиров (18931965) предполагал (в 1957 г.), что «гостями-сурожанами» назывались русские купцы, торговавшие с фряжскими факториями черноморского побережья, добавляя, впрочем: «Связи Москвы с итальянскими коло­ниями в Крыму были постоянными и само собою разумеющимися. Поэтому фряги, или фрязины, не являлись в Мо­скве новыми людьми. Историки, впро­чем, до сих пор не отметили ту любо­пытную черту, что московские торговые круги в основном были связаны не вообще с итальянскими купцами, а имен­но с генуэзцами» [15]. Современный исследователь торгового мира средневековой Руси кандидат исторических наук Валерий Борисович Перхавко, соглашаясь с генуэзским происхождением гостей-сурожан, связывает переход отдельных представителей генуэзских купеческих династий на русскую службу в XIVXV веках (Саларёвых, Ховриных, Шиховых и др.) с формированием в конце XIV века в Москве известной торговой корпорации «гостей», ведавшей торгово-политическими связями Руси с фряжскими поселениями черноморского побережья [16].


Гости. Иллюстрация к «Сказке о царе Салтане». Худ.: И.Я. Билибин,  1905 г.

Действительно, иностранцы, перешедшие в русское подданство, принявшие православную веру, поступившие на службу великому князю [20] и вступившие в привилегированное торговое сословие гостей», получали ряд льгот, среди которых, как подчёркивал известный русский историк Николай Иванович Костомаров (18171885), выделялось исключительное право покупать вотчины, владеть землёй и людьми, которым не обладали прочие, немногочисленные торговые сословия (гости имели отличие от "гостиной сотни", от "товарищей из торговых людей гостиной сотни" и, конечно, представителей "суконной сотни") [17]. 

О богатстве и знатности обрусевших выходцев из генуэзских колоний напоминает название Сурожского стана Замосковной половины Московского уезда, располагавшегося к северо-западу от Москвы, впервые упоминавшегося в Духовной грамоте Ивана Калиты и существовавшего вплоть до областной реформы начала XVIII века [18]. 

Об именитых родах выходцев из фряжских колоний в Подмосковье напоминают и названия известных с XV века сёл Солослово, Саларьево (Саларёво) и Тропарево, (все к западу и юго-западу от Столицы) принадлежавших гостям-сурожанам Салёревым и Тропарёвым, названия посёлка Софрино (Пушкинский р-н) и сёл Ховрино и Головино (на севере Москвы), которыми владели сурожане Сафарины-Ховрины [21]. Именно к этому списку стоит отнести и название посёлка Фряново [22].


Сурожский стан. Из: Веселовский С.Б., Перцов В.Н. Исторические карты Подмосковья. История сел и деревень Подмосковья XIV-XX в. Вып. 4. М., 1993.
Переход фрязей-сурожан на службу великим князьям историки относят ко второй половине и концу XIV века. К примеру, к тому времени относится упоминание о выезде основателя рода Ховриных-Головиных Стефана Васильевича [23]. Однако древние пергаменты сохранили указание на переход выходцев из фряжских земель на службу Москве ещё во времена Ивана Калиты (1288–1340)  в I половине XIV века. 

Указание на это содержится в «Грамоте великого князя Дмитрия Ивановича [Донского (13501389)] Андрею Фрязину о пожаловании его Печерою в кормление», датированной 1363-1389 годами [24]. В документе буквально указано, что право сбора государственных пошлин и налогов в Печорском крае (ныне - в Республике Коми и Ненецком автономном округе) Калита даровал некому Матфею Фрязину [25]. Это право было утверждено за ним грамотами старшего сына Калиты – Симеона Ивановича Гордого (1317–1353) и третьего сына Калиты - великого князя Ивана II Ивановича Красного (13261359). Наконец, сам Дмитрий Донской закреплял это наследуемое право за племянником Матфея – Андреем Фрязином. 

Правом сбора государственных пошлин с определённых областей государства могли располагать лишь наиболее высокопоставленные представители «гостей-сурожан», в число которых, по всей видимости, и входили Матфей и Андрей Фрязины, пользовавшиеся этим правом, согласно документу, на протяжении целых трёх десятилетий. 

Этнографическое или географическое происхождение, обычно указывавшееся в древнерусских текстах после имени (напр. Феофан Гречин, Пахомий Серб, Лука Смолянин и др.) [26], в данном случае выступало в качестве родового прозвища – фамилии.  Возможно, именно это родовое прозвище дошло до нашего времени в названии посёлка Фряново на речке Ширенке, Фрязина на Любосеевке, Фрязина на Клязьме, Фрязева на Вохонке...
 
Знатные гости-сурожане сохранили своё высокое положение и после падения Константинополя в 1453 г. и захвата войском султана Мехмеда II генуэзских колоний в 1475 году. В конце XV века, в ходе борьбы с оппозицией, Иван III переселил семьи наиболее влиятельных торговых людей из Подмосковья в окрестности покорённого в 1478 г. Великого Новгорода, Пскова и Вологды [27], а крупные части освободившегося земельного фонда в пределах Замосковной волости передал сведенцам из Новгорода, среди которых числился и новгородский воевода Василий Васильевич Гребенка Шуйский (ум. ок. 1480), перешедший на московскую службу и давший своё имя славному своими руинами подмосковному селу Гребнево (Бохов стан).

В число вынужденных переселенцев вошли и представители рода Фрязинов. Так под Вологдой появились деревни с названием Фрязиново-Фрязино [28]. После разгрома Новгорода Иваном IV Грозным привилегии «гостей» были отменены, а в 1666 году последовал и запрет на приобретение ими вотчин без особых подписных челобитных [29]. 


Вологда. Вид район Фрязинова и на ц. Апостола Андрея Первозванного во Фрязинове на берегу реки Вологды. Фото автора, давний 2009 год.

Так закончилась земная слава былых волостителей земного мира, сурожан и фрязей и забытых всеми Фрязинов. Ни мало не скопив, удалились они далёко, туда, откуда и просвету не видать, наравне с простыми душами, которыми владели, и от которых отличались лишь своим удачным происхождением. 

А.Ю. Послыхалин, 2013. При использовании материала обязательна ссылка на trojza.blogspot.com.

P/S. Работа над этим постом длилась с 2009 года, то есть, если посчитать, четыре года, и была сопряжена с экспедициями в Вологду, Судак и Феодосию, а также Керчь и Стамбул. Статья написалась за два дня. Собранный материал об экспедициях москвитян на Печору в 1327/28, 1333 и 1337 годов будет выложен, как найду в себе смелость его довести до читаемого варианта.

Первоначальное название статьи "Кем они были, "фрязины" было изменено, поскольку "фрязи", - это, всё-таки, жители генуэзских колоний, а "фрязины", - те обрусевшие выходцы, что дали свои прозвища/фамилии селениям. Как говорится, "Фрязи-фрязинам – рознь" =)

 Прим. и лит.
1. См.: Писцовые книги Московского государства XVI века. Отд. I. СПб. 1872, с. 214-215.
2. См.: Писцовые книги Московского государства XVI века. Отд. I. СПб. 1872, с. 12.
3. См.: Писцовые книги Московского государства XVI века. Отд. I. СПб. 1872, с. 258..
4. Подмосковье. Памятные места в истории русской культуры XIV-XIX веков. М., 1955, с. 387; см. также: Веселовский С.Б. Московское государство: XV-XVII вв. Из научного наследия. М., 2008, с. 65.
5. Чехерева Г.А. Наукоград Фрязино. Щёлково, 2006, с. 5..
6. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. Т. IV. М., 1987, с 208. См.:

7. Cм.: Мулюкин А.С. Приезд иностранцев в Московское государство. Из истории русского права XVI и XVII веков. СПб. 1909, с. 94.
8. Забелин не знает, где была в Москве "фряжская слобода" или, хотя бя, "фряжский гостиный двор", но уверен, что была. Тихомиров ищет фряжскую слободу, но не знает где она могла бы быть. Костомаров уверенно пишет: "В Москве не существовало никакого особого «фряжского двора», несмотря на то, что здесь в XVI веке находились персидский, шведский (на Неглинной), литовский и армянский (на Сретенке), греческий и английский двор (на Варварке)" [Костомаров Н.С. Очерк торговли Московского государства в XVI и XVII столетиях. СПб. 1862, с. 85-86]. Впрочем, к XVI веку своё влияние в Московском государстве утратили и итальянцы-"фрязи" и русские "фрязины".
9. См.: Софийская вторая летопись // Полное собрание русских летописей. Т. VI. СПб., 1853, с. 235.
10. См.: Акты исторические, собранные и изданные Археографической комиссией. Т.I (1334-1598). СПб., 1841, с. 2020, № 140.
11. См.: Перхавко В.Б. Гости-сурожане //  Вопросы истории.  1993. № 6. С. 150.
12. См.: Полное собрание русских летописей. Т.2. М., 1962, стб. 920.
13. См.: ПСРЛ. Тт. 9-10. М., 1965, с. 228; т. XXV. М.-Л., 1949, с. 162..
14. См.: Забелин И. Е. История города Москвы. М., 1902, с. 86-87..
15. Тихомиров М.Н.  Древняя Москва XII-XV вв. М., 1992, с. 78, 80..
16. См.: Перхавко В.Б. Гости-сурожане //  Вопросы истории.  1993. № 6. С. 150..
17. "Они образовывали уже как бы несколько отличное от других членов гостиной сотни сословие. В их жалованных грамотах дозволялось им ездить в пограничные государства, находящиеся в мирных отношениях с Россией и торговать разными товарами, исключая заповедных; гость и его дети, братья, племянники, жившие с ним не в разделе, освобождались от суда и расправы воевод и дьяков и судились в определенном приказе, - при Алексее Михайловиче в Приказе Большой Казны, - имели право е целовать креста сами, если это им нужно было по судебному делу, но посылали вместо себя своих людей, могли держать для дома безъявочно и безвыимочно всякое питьё, освобождались от всяких поборов во время пути по рекам и дорогам, от мыт, перевозов, головщины и тому подобного; от лежащих на торговых посадских людях обязанностей мостить мосты, давать суда и запасы, ставить подводы на ямах для казенной надобности, от выбора в службу в гостиной сотне, имели право топить бани и держать во всякое время в доме огонь; могли покупать вотчины; дворы их освобождали от тягла, дачи подмоги на земский двор, от постоев и всяких тяглых повинностей» (Костомаров Н.И. Очерк торговли Московского государства. СПб., 1862, с. 139-140).
18. См.: Готье Ю.В. Замосковный край в XVII веке. Опыт исследования по истории экономического быта Московской Руси. М. 1906, с. 578.
19. Впрочем, история знает единственное исключение из этого правила, случившееся в 1492 году и описанное в Симеоновской летописи, когда некий монах-Августинец капеллан Иван Спаситель Фрязин "закона своего отрёкся и чернечество [монашество] оставил, женился, поняв [взяв] за себя Алексеевскую жену серинова "и князь великий пожаловал его селом". Во "Временнике Императорского московского общества истории и древностей Российских". М., 1849 г. Т. III. Смесь с. 10-12 содержится большой разбор этого уникального случая, произошедшего, скорее, по большой любви к красивой русской женщине, а не политическим причинам. Впрочем, комментатор "Временника" Оболенский идёт дальше: "он был иконописец, и мы твёрдо уверены, что он был основатель того способа писания икон, который у нас до сих пор зовётся Фряжским письмом" (с. 11). =)
20. Условия перехода на русскую службу "навечно", а не "на имя государя". Подробно описаны у А.С. Мулюкина.
21. См.: Веселовский С.Б. Московское государство: XV-XVII вв. Из научного наследия. М., 2008, с. 63-65.
22. Серьёзный исследователь Степан Борисович Веселовский (1876-1952) в публикации "Подмосковья" 1955 года [Подмосковье. Памятные места в истории русской культуры XIV-XIX веков. М., 1955] не вводил в свою эффектную работу, изданную в 2008 г. [Московское государство: XV-XVII вв. Из научного наследия.] под названием "Подмосковье в древности" таких рубрик, как "Названия, связанные с выходцами из южных стран", к которым отнесено в издании 2008 г. и статья о Фрязино /Фряново/Фрязиново. "Южной страной" специалист такого уровня Италию не назвал бы. Но особенно интересно другое. В издании 2008 года статья под названием "Фрязино, Фрязиново" (с. 65-67), кстати, весомо отличающаяся от текста 1955 года (хоть в конце статьи и указано, что впервые статья была опубликована в 1955-м),  расположена МЕЖДУ группой поселений, имена которых связаны с генуэзскими выходцами и группой поселений, происхождение которых историк соотносил с людьми, приехавшими в составе свиты Софьи Палеолог. Несмотря на все неприятные казусы издания 2008 года, такое "пограничное" положение текста косвенно свидетельствует о некотором колебании автора, к какой же рубрике её отнести.
23. Временник Императорского Московского общества истории и древностей российских. Кн.10. М., 1851, с. 89.
24.См.: Акты социально-экономической истории. Т. III. М., 1964, с. 144-145, № 4. Ср.: Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской империи Археографической экспедицией Академии наук. №6. T. 1. (1294-1598). СПб. 1836, с. 3.
25. Первоисточник был обнаружен в Сборнике Новгородских и Двинских грамот, хранившемся в Императорской Публичной библиотеке и впервые опубликован в 1836 году в Актах археографической экспедиции [ААЭ. СПб., 1836. Т. I. № 6. С. 3]. Вторично грамота публиковалась в Актах социально-экономической истории Северо-Восточной Руси конца XIV- начала XVI в в третьем томе 1964 года [АСЭИ. М., 1964. Т. III. № 4]. В дореволюционный период он был исследован такими учеными как председатель археографической комиссии, археографом Павлом Михайловичем Строевым (1796-1876) и историком-археографом Яковом Ивановичем Бередниковым (1793-1854). Грамоту исследовал также известный русский филолог и историк, основоположник исторического изучения русского языка, древнерусского летописания и литературы Алексей Александрович Шахматов (1864-1920) [См.: Шахматов А.А. Двинские грамоты. //Вестник права. -1903. - Книга первая. Январь. - С. 211 – 212.]. Документ был опубликован также в фундаментальном издании «Грамоты Великого Новгорода и Пскова» под редакцией видного историка Сигизмунда Натановича Валка (1887-1975) [Грамоты Великого Новгорода и Пскова. М.-Л. АН СССР. 1949].
Приведем документ полностью: «1363-1389. Грамота Великого Князя Димитрия Иоанновича, о пожаловании Андрея Фрязина Печорою. Се аз Князь Великий Дмитрей Иванович пожаловал есмь Ондрея Фрязина Печорою, как было за его дядею за Матфеем за Фрязином; а в Перми емлет подводы, так было и доселе, а вы, Печеряне, слушайте его и чтите, а он вас блюдет, а ходит по пошлине, как было при Иване, и при моем дяде при Князи при Великом при Семене, и при моем отци при Князи при Великом при Иване, так и при мне» [Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской империи Археографической экспедицией Академии наук. №6. T.1. (1294-1598). СПб. 1836. С. 3].
26.См.: Смирнова Э.С. Рецензия на В.Н. Лазарев. Фрески старой Ладоги // Византийский временник. Т. XXIV. –М., 1964, с. 223, прим. 21.
27.См.: Перхавко В.Б. Торговый мир средневековой Руси. М., 2006, с. 456-463.
29. Костомаров Н.С. Очерк торговли Московского государства в XVI и XVII столетиях. СПб. 1862, с. 140.
30. Срезневский И.И. Словарь древнерусского языка. Т.3. СПб., 1912,  стб. 1357.