Многие из читателей слышали про подмосковные г. Фрязино, посёлки Фряново и Фрязево. Путешественники путают их постоянно. Немногие "особо любопытные" знают, что эти топонимы "как-то связаны с итальянцами", как ответили и знатоки программы "Что? Где? Когда?" в 1993 году [см.]. "Заинтересованные лица" дадут ссылку на Вики, а "въедливые краеведы" не преминут указать, что эти топонимы восходят к архитекторам-строителям Московского Кремля конца XV – I половины XVI веков. Однако, при более пристальном внимании к проблеме, всё оказывается сначала "не совсем так", а затем почти "совсем не так", как мы привыкли думать.
Названия большинства населённых пунктов
Подмосковья восходят к фамилиям-прозвищам их былых поместных и/или вотчинных владельцев. Не
составляют исключения и город-наукоград Фрязино, упоминавшийся в 1584–1586 годах как деревня «Фрязинова, а
Самсоново тоже на речке Любосевке» Бохова стана Замосковной волости [1], и посёлок Фряново, впервые упоминавшийся как пустошь «Фрязиново» около
1573/74 года [2] ставшая деревней «Фрязиново, а Фрянево тож» Шеренского стана той же волости к 1585/86 году [3]. В былые времена в
Подмосковье упоминалось сельцо
Фрянево стана Радонеж, ближе к Троицкому монастырю и утраченное ныне сельцо Фряново, Старково тож (Старые Старки)
в XVIII веке упоминавшееся у д. Ботово
(Ногинского р-на). И поныне существуют посёлок Фрязево (Ногинского р-на), деревни Фрязино (Раменского р-на) у истока р. Дорка и деревни Фрязино на Клязьме (Судогодского
р-на Владимирской обл.).
Нередко можно встретить мнение, что названия подмосковных Фряново, Фрязино, Фрязево произошли от строителей Московского Кремля «итальянцев-фрязинов», которые «поселяясь в Москве в качестве мастеров или служилых людей, приобретали, как тогда полагалось, небольшие подмосковные владения, чтобы завести хозяйство» [4], или «за службу были жалованы сёлами и поместьями» [5].
Действительно, в произведениях древнерусской литературы, Новгородской первой летописи и Хождении игумена Даниила
«фрязями» назывались выходцы из Южной Европы романского происхождения в отличие
от «немцев» — выходцев из Западной Европы [6]. Однако
отождествлять «фрязей» с «итальянцами» не вполне корректно. На протяжении
своей долгой истории Италия была раздробленной феодальной страной,
объединившейся лишь в конце XIX века. До наших
дней сохраняется деление на исторические провинции, а сами жители Италии на
вопрос о своей национальности, скорее укажут на принадлежность той или иной
этнической группе или на определённую местность, где жили их предки. Если
говорить об упоминаниях «фрязей» в русских источниках XIV–XV веков, то к ним
относились и жители генуэзских колоний в Крыму – Каффе (Феодосии) и Суроже
(Солдайя, Судак) и др.
Оборонительные стены Каффы. Фото автора, 2012 г.
Оборонительные стены Солдайи. Фото автора, 2012 г.
Известно, что давние политические связи
Москвы со странами Южной Европы воплотились в бракосочетании великого князя московского
Ивана III Васильевича
(1440-1505) с Софией Палеолог из династии императоров Византии, которое
состоялось в 1472 году. Этот брак состоялся при посредничестве служившего
московскому государю монетного мастера Ивана Фрязина (Gian-Battista
della Volpe).
Посол Иван Фрязин вручает Ивану III портрет его невесты Софьи Палеолог. Худ.: В.В. Муйжель. До. 1924 г.
В составе свиты невесты в Россию прибыл племянник Ивана Фрязина, архитектор
Антон Фрязин (Antonio Gislardi), в 1485 г.
строивший Тайницкую, а в 1488 г. – Водовзводную (Свиблову) башни Московского
Кремля. В 1485-1495 годах в Москве работал архитектор Марк Фрязин (Marco
Ruffo), который вместе с Петром Фрязином (Pietro Antonio
Solari
),
прибывшим в Москву в 1490 году, возводил в Кремле Грановитую палату. В 1494–1511
годах Нижегородский Кремль строил архитектор Пётр Френчужко Фрязин. В 1494–1519 годах в
Московском Кремле работал Алевиз Фрязин Старый (Aloisio da Milano), в
1505–1516
гг. – Алевиз Фрязин Новый, а в 1508 году Бон Фрязин трудился над возведением
колокольни Ивана Великого. Стоит упомянуть и Петра Малого Фрязина, строившего в
1532-1536 годах. Однако, из истории русского права XV-XVII веков известно,
что иностранные подданные не имели права на владение землёй в Московском
государстве...
Приезд Софьи Палеолог в Москву.
Лицевой летописный свод (Шумиловский том). Миниатюра XVI в.
Как во времена Ивана III так и Алексея
Михайловича иностранные мастера-ремесленники, архитекторы и «люди свободных профессий»
получали право на въезд лишь в том случае, если они приезжали на службу
государю, и также были обязаны вернуться восвояси после окончания контракта.
Вольных мастеров-иностранцев, имевших бы частную практику в России XV-XVI веков, не могло
существовать по действовавшим тогда законам. Состоя на государевой службе,
иностранцы именовались «кормовыми иноземцами», поскольку в отличие от сословия
русских «служилых людей» получали за службу государево денежное жалованье –
«корм», а не земельные наделы с крестьянами («поместья») [7].
В
Москве иностранцы имели право проживать лишь на территории специальных мест – «иноземных
слобод» [8] или «гостиных дворов», находясь под контролем городского начальства. Их
общение с местными жителями было строго ограничено. Естественно не могло идти и
речи и о покупке иностранцем земли как таковой в личную собственность
(«вотчину»), а тем более за пределами Москвы [19]. Впрочем, и сами иностранные
мастера не горели особым желанием обзаводиться здесь собственным хозяйством.
Приехавший в 1475 году архитектор Аристотель Фиораванти в 1483 году пытался
раньше срока покинуть Московию, после чего, по распоряжению великого князя, был
пойман, «ограблен» и посажен под караул [9],
а приглашённый на 3–4
года и прослуживший 11 лет Пётр Фрязин в 1539 году бежал и был пойман [10].
В Судакской крепости. Фото 2012.
Широкое фряжское влияние на
архитектуру, культуру и быт Московского государства II пол. XV – I пол. XVI веков,
отразившееся, в частности, во «фряжском письме» – «натуралистичных» приёмах в
иконописи, «фряжских листах» – гравированных картинах, "фряжском серебре" [30] и распространении «фряжских
вин», хранившихся во «фряжских погребах», нельзя недооценивать. Однако,
происхождение названия деревень Фрязиново, Фряново и пр. к строителям Кремля
отношения, по всей видимости, не имеет.
***
В Судакской крепости. Фото 2012.
Первые торговые контакты Руси с
«фрязями», проживавшими на территориях возникших в XII веке генуэзских и
венецианских колоний Северного Причерноморья относятся ещё к домонгольскому
времени. Путь в Константинополь лежал через крупный фряжский город Солдайя, на
русский лад называвшийся Сурожем (ныне г. Судак). По археологическим данным русский
квартал города сформировался уже в XI веке [11].
В Судакской крепости. Фото 2012.
В Судакской крепости. Фото 2012.
К 1288
году относится первое летописное упоминание купцов – «гостей-сурожан» [12]. Впервые в Москве
сурожане упоминаются под 1356 годом [13]. Известный русский историк Иван Егорович Забелин (1820–1909) (в 1902-1905 гг.) считал,
что сурожане были представителями «итальянских торговцев» [14]. Доктор исторических наук и академик Михаил Николаевич Тихомиров (1893–1965)
предполагал (в 1957 г.), что «гостями-сурожанами» назывались русские купцы, торговавшие с фряжскими
факториями черноморского побережья, добавляя, впрочем: «Связи Москвы с
итальянскими колониями в Крыму были постоянными и само собою разумеющимися.
Поэтому фряги, или фрязины, не являлись в Москве новыми людьми. Историки, впрочем,
до сих пор не отметили ту любопытную черту, что московские торговые круги в
основном были связаны не вообще с итальянскими купцами, а именно с генуэзцами» [15]. Современный исследователь торгового мира средневековой Руси кандидат
исторических наук Валерий Борисович Перхавко, соглашаясь с генуэзским
происхождением гостей-сурожан, связывает переход отдельных представителей
генуэзских купеческих династий на русскую службу в XIV–XV веках (Саларёвых,
Ховриных, Шиховых и др.) с формированием в конце XIV века в Москве
известной торговой корпорации «гостей», ведавшей торгово-политическими связями Руси
с фряжскими поселениями черноморского побережья [16].
Гости.
Иллюстрация к «Сказке о царе Салтане». Худ.: И.Я. Билибин, 1905 г.
Действительно, иностранцы, перешедшие в
русское подданство, принявшие православную веру, поступившие на службу великому
князю [20] и вступившие в привилегированное торговое сословие гостей», получали ряд
льгот, среди которых, как подчёркивал известный русский историк Николай Иванович Костомаров (1817–1885),
выделялось исключительное право покупать вотчины, владеть землёй и людьми,
которым не обладали прочие, немногочисленные торговые сословия (гости имели отличие от "гостиной сотни", от "товарищей из торговых людей гостиной сотни" и, конечно, представителей "суконной сотни") [17].
О богатстве и знатности обрусевших
выходцев из генуэзских колоний напоминает название Сурожского стана Замосковной половины Московского уезда, располагавшегося к северо-западу от Москвы, впервые
упоминавшегося в Духовной грамоте Ивана Калиты и существовавшего вплоть до областной
реформы начала XVIII века [18].
Об именитых родах выходцев из фряжских колоний в Подмосковье напоминают и названия известных с XV века сёл Солослово, Саларьево (Саларёво) и Тропарево, (все к западу и юго-западу от Столицы) принадлежавших гостям-сурожанам Салёревым и Тропарёвым, названия посёлка Софрино (Пушкинский р-н) и сёл Ховрино и Головино (на севере Москвы), которыми владели сурожане Сафарины-Ховрины [21]. Именно к этому списку стоит отнести и название посёлка Фряново [22].
Об именитых родах выходцев из фряжских колоний в Подмосковье напоминают и названия известных с XV века сёл Солослово, Саларьево (Саларёво) и Тропарево, (все к западу и юго-западу от Столицы) принадлежавших гостям-сурожанам Салёревым и Тропарёвым, названия посёлка Софрино (Пушкинский р-н) и сёл Ховрино и Головино (на севере Москвы), которыми владели сурожане Сафарины-Ховрины [21]. Именно к этому списку стоит отнести и название посёлка Фряново [22].
Сурожский стан. Из: Веселовский С.Б., Перцов В.Н. Исторические карты Подмосковья. История сел и деревень Подмосковья XIV-XX в. Вып. 4. М., 1993.
Переход фрязей-сурожан на службу великим
князьям историки относят ко второй половине и концу XIV века. К примеру,
к тому времени относится упоминание о выезде основателя рода Ховриных-Головиных
Стефана Васильевича [23]. Однако древние пергаменты сохранили указание на переход выходцев из фряжских земель на службу Москве ещё во времена Ивана Калиты (1288–1340) в I половине XIV века.
Указание на это содержится в «Грамоте великого князя Дмитрия Ивановича [Донского (1350–1389)] Андрею Фрязину о пожаловании его Печерою в кормление», датированной 1363-1389 годами [24]. В документе буквально указано, что право сбора государственных пошлин и налогов в Печорском крае (ныне - в Республике Коми и Ненецком автономном округе) Калита даровал некому Матфею Фрязину [25]. Это право было утверждено за ним грамотами старшего сына Калиты – Симеона Ивановича Гордого (1317–1353) и третьего сына Калиты - великого князя Ивана II Ивановича Красного (1326–1359). Наконец, сам Дмитрий Донской закреплял это наследуемое право за племянником Матфея – Андреем Фрязином.
Правом сбора государственных пошлин с определённых областей государства могли располагать лишь наиболее высокопоставленные представители «гостей-сурожан», в число которых, по всей видимости, и входили Матфей и Андрей Фрязины, пользовавшиеся этим правом, согласно документу, на протяжении целых трёх десятилетий.
Этнографическое или географическое происхождение, обычно указывавшееся в древнерусских текстах после имени (напр. Феофан Гречин, Пахомий Серб, Лука Смолянин и др.) [26], в данном случае выступало в качестве родового прозвища – фамилии. Возможно, именно это родовое прозвище дошло до нашего времени в названии посёлка Фряново на речке Ширенке, Фрязина на Любосеевке, Фрязина на Клязьме, Фрязева на Вохонке...
Знатные гости-сурожане сохранили своё
высокое положение и после падения Константинополя в 1453 г. и захвата войском
султана Мехмеда II генуэзских колоний в 1475 году. В конце XV века, в ходе
борьбы с оппозицией, Иван III переселил семьи наиболее влиятельных торговых
людей из Подмосковья в окрестности покорённого в 1478 г. Великого Новгорода,
Пскова и Вологды [27], а крупные части освободившегося земельного фонда в пределах Замосковной волости передал сведенцам из Новгорода, среди которых числился и новгородский воевода Василий Васильевич Гребенка Шуйский (ум. ок. 1480), перешедший на московскую службу и давший своё имя славному своими руинами подмосковному селу Гребнево (Бохов стан).
В число вынужденных переселенцев вошли и представители рода Фрязинов. Так под Вологдой
появились деревни с названием Фрязиново-Фрязино [28]. После разгрома Новгорода
Иваном IV Грозным привилегии «гостей» были отменены, а в 1666 году последовал и
запрет на приобретение ими вотчин без особых подписных челобитных [29].
Вологда. Вид район Фрязинова и на ц. Апостола Андрея Первозванного во Фрязинове на берегу реки Вологды. Фото автора, давний 2009 год.
Так закончилась земная слава былых волостителей земного мира, сурожан и фрязей и забытых всеми Фрязинов. Ни мало не скопив, удалились они далёко, туда, откуда и просвету не видать, наравне с простыми душами, которыми владели, и от которых отличались лишь своим удачным происхождением.
А.Ю. Послыхалин, 2013. При использовании материала обязательна ссылка на trojza.blogspot.com.
P/S. Работа над этим постом длилась с 2009 года, то есть, если посчитать, четыре года, и была сопряжена с экспедициями в Вологду, Судак и Феодосию, а также Керчь и Стамбул. Статья написалась за два дня. Собранный материал об экспедициях москвитян на Печору в 1327/28, 1333 и 1337 годов будет выложен, как найду в себе смелость его довести до читаемого варианта.
Первоначальное название статьи "Кем они были, "фрязины" было изменено, поскольку "фрязи", - это, всё-таки, жители генуэзских колоний, а "фрязины", - те обрусевшие выходцы, что дали свои прозвища/фамилии селениям. Как говорится, "Фрязи-фрязинам – рознь" =)
Прим. и лит.
1. См.: Писцовые книги Московского государства XVI века. Отд. I. –СПб. 1872, с. 214-215.
2. См.: Писцовые книги Московского государства XVI века. Отд. I. –СПб. 1872, с. 12.
3. См.: Писцовые
книги Московского государства XVI века. Отд. I. –СПб. 1872, с. 258..
4. Подмосковье. Памятные места в истории
русской культуры XIV-XIX веков. –М., 1955, с.
387; см. также: Веселовский С.Б. Московское государство: XV-XVII вв. Из научного
наследия. –М.,
2008, с. 65.
5. Чехерева Г.А. Наукоград
Фрязино. –Щёлково,
2006, с. 5..
6. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. Т. IV. М., 1987, с 208. См.:
7. Cм.: Мулюкин А.С.
Приезд иностранцев в Московское государство. Из истории русского права XVI и
XVII веков. –СПб.
1909, с. 94.
8. Забелин не знает, где была в Москве "фряжская слобода" или, хотя бя, "фряжский гостиный двор", но уверен, что была. Тихомиров ищет фряжскую слободу, но не знает где она могла бы быть. Костомаров уверенно пишет: "В Москве не существовало никакого особого «фряжского двора», несмотря на то, что здесь в XVI веке находились персидский, шведский (на Неглинной), литовский и армянский (на Сретенке), греческий и английский двор (на Варварке)" [Костомаров Н.С. Очерк торговли Московского государства в XVI и XVII столетиях. СПб. 1862, с. 85-86]. Впрочем, к XVI веку своё влияние в Московском государстве утратили и итальянцы-"фрязи" и русские "фрязины".
9. См.: Софийская вторая летопись //
Полное собрание русских летописей. Т. VI. –СПб., 1853, с.
235.
10. См.: Акты
исторические, собранные и изданные Археографической комиссией. Т.I (1334-1598). –СПб., 1841, с.
2020, № 140.
11. См.: Перхавко В.Б.
Гости-сурожане // Вопросы истории. 1993. № 6. С. 150.
12. См.: Полное собрание русских летописей. Т.2. –М., 1962, стб. 920.
13. См.: ПСРЛ. Тт. 9-10. М., 1965, с. 228;
т. XXV. –М.-Л., 1949, с.
162..
14. См.: Забелин И.
Е. История города Москвы. –М.,
1902, с. 86-87..
15. Тихомиров М.Н. Древняя Москва XII-XV вв. –М., 1992, с. 78,
80..
16. См.: Перхавко В.Б.
Гости-сурожане // Вопросы истории. 1993. № 6. С. 150..
17. "Они образовывали уже как бы несколько отличное от других членов гостиной сотни сословие. В их жалованных грамотах дозволялось им ездить в пограничные государства, находящиеся в мирных отношениях с Россией и торговать разными товарами, исключая заповедных; гость и его дети, братья, племянники, жившие с ним не в разделе, освобождались от суда и расправы воевод и дьяков и судились в определенном приказе, - при Алексее Михайловиче в Приказе Большой Казны, - имели право е целовать креста сами, если это им нужно было по судебному делу, но посылали вместо себя своих людей, могли держать для дома безъявочно и безвыимочно всякое питьё, освобождались от всяких поборов во время пути по рекам и дорогам, от мыт, перевозов, головщины и тому подобного; от лежащих на торговых посадских людях обязанностей мостить мосты, давать суда и запасы, ставить подводы на ямах для казенной надобности, от выбора в службу в гостиной сотне, имели право топить бани и держать во всякое время в доме огонь; могли покупать вотчины; дворы их освобождали от тягла, дачи подмоги на земский двор, от постоев и всяких тяглых повинностей» (Костомаров Н.И. Очерк
торговли Московского государства. –СПб., 1862, с. 139-140).
18. См.: Готье Ю.В. Замосковный
край в XVII веке. Опыт исследования по истории экономического быта Московской
Руси. –М.
1906, с. 578.
19. Впрочем, история знает единственное исключение из этого правила, случившееся в 1492 году и описанное в Симеоновской летописи, когда некий монах-Августинец капеллан Иван Спаситель Фрязин "закона своего отрёкся и чернечество [монашество] оставил, женился, поняв [взяв] за себя Алексеевскую жену серинова "и князь великий пожаловал его селом". Во "Временнике Императорского московского общества истории и древностей Российских". М., 1849 г. Т. III. Смесь с. 10-12 содержится большой разбор этого уникального случая, произошедшего, скорее, по большой любви к красивой русской женщине, а не политическим причинам. Впрочем, комментатор "Временника" Оболенский идёт дальше: "он был иконописец, и мы твёрдо уверены, что он был основатель того способа писания икон, который у нас до сих пор зовётся Фряжским письмом" (с. 11). =)
20. Условия перехода на русскую службу "навечно", а не "на имя государя". Подробно описаны у А.С. Мулюкина.
21. См.: Веселовский С.Б. Московское государство: XV-XVII вв. Из научного
наследия. –М.,
2008, с. 63-65.
22. Серьёзный исследователь Степан Борисович Веселовский (1876-1952) в публикации "Подмосковья" 1955 года [Подмосковье. Памятные места в истории
русской культуры XIV-XIX веков. –М., 1955] не вводил в свою эффектную работу, изданную в 2008 г. [Московское государство: XV-XVII вв. Из научного
наследия.] под названием "Подмосковье в древности" таких рубрик, как "Названия, связанные с выходцами из южных стран", к которым отнесено в издании 2008 г. и статья о Фрязино /Фряново/Фрязиново. "Южной страной" специалист такого уровня Италию не назвал бы. Но особенно интересно другое. В издании 2008 года статья под названием "Фрязино, Фрязиново" (с. 65-67), кстати, весомо отличающаяся от текста 1955 года (хоть в конце статьи и указано, что впервые статья была опубликована в 1955-м), расположена МЕЖДУ группой поселений, имена которых связаны с генуэзскими выходцами и группой поселений, происхождение которых историк соотносил с людьми, приехавшими в составе свиты Софьи Палеолог. Несмотря на все неприятные казусы издания 2008 года, такое "пограничное" положение текста косвенно свидетельствует о некотором колебании автора, к какой же рубрике её отнести.
23. Временник Императорского Московского общества истории и древностей российских. Кн.10. М., 1851, с. 89.
24.См.:
Акты социально-экономической истории. Т. III. –М., 1964, с.
144-145, № 4. Ср.:
Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской империи Археографической
экспедицией Академии наук. №6. T. 1. (1294-1598). –СПб. 1836, с. 3.
25. Первоисточник был обнаружен в Сборнике Новгородских и Двинских грамот, хранившемся в Императорской Публичной библиотеке и впервые опубликован в 1836 году в Актах археографической экспедиции [ААЭ. СПб., 1836. Т. I. № 6. С. 3]. Вторично грамота публиковалась в Актах социально-экономической истории Северо-Восточной Руси конца XIV- начала XVI в в третьем томе 1964 года [АСЭИ. М., 1964. Т. III. № 4]. В дореволюционный период он был исследован такими учеными как председатель археографической комиссии, археографом Павлом Михайловичем Строевым (1796-1876) и историком-археографом Яковом Ивановичем Бередниковым (1793-1854). Грамоту исследовал также известный русский филолог и историк, основоположник исторического изучения русского языка, древнерусского летописания и литературы Алексей Александрович Шахматов (1864-1920) [См.: Шахматов А.А. Двинские грамоты. //Вестник права. -1903. - Книга первая. Январь. - С. 211 – 212.]. Документ был опубликован также в фундаментальном издании «Грамоты Великого Новгорода и Пскова» под редакцией видного историка Сигизмунда Натановича Валка (1887-1975) [Грамоты Великого Новгорода и Пскова. М.-Л. АН СССР. 1949].
Приведем документ полностью: «1363-1389. Грамота Великого Князя Димитрия Иоанновича, о пожаловании Андрея Фрязина Печорою. Се аз Князь Великий Дмитрей Иванович пожаловал есмь Ондрея Фрязина Печорою, как было за его дядею за Матфеем за Фрязином; а в Перми емлет подводы, так было и доселе, а вы, Печеряне, слушайте его и чтите, а он вас блюдет, а ходит по пошлине, как было при Иване, и при моем дяде при Князи при Великом при Семене, и при моем отци при Князи при Великом при Иване, так и при мне» [Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской империи Археографической экспедицией Академии наук. №6. T.1. (1294-1598). СПб. 1836. С. 3].
Приведем документ полностью: «1363-1389. Грамота Великого Князя Димитрия Иоанновича, о пожаловании Андрея Фрязина Печорою. Се аз Князь Великий Дмитрей Иванович пожаловал есмь Ондрея Фрязина Печорою, как было за его дядею за Матфеем за Фрязином; а в Перми емлет подводы, так было и доселе, а вы, Печеряне, слушайте его и чтите, а он вас блюдет, а ходит по пошлине, как было при Иване, и при моем дяде при Князи при Великом при Семене, и при моем отци при Князи при Великом при Иване, так и при мне» [Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской империи Археографической экспедицией Академии наук. №6. T.1. (1294-1598). СПб. 1836. С. 3].
26.См.: Смирнова Э.С. Рецензия на В.Н. Лазарев. Фрески старой
Ладоги // Византийский временник. Т. XXIV. –М., 1964, с. 223, прим. 21.
27.См.: Перхавко В.Б. Торговый мир средневековой Руси. –М., 2006, с.
456-463.
28. См. подробнее: Лукомский Г.К. Вологда в её старине. Вологда, 1914, с. 113.
29. Костомаров Н.С. Очерк торговли Московского государства в XVI и XVII столетиях. СПб. 1862, с. 140.
30. Срезневский И.И. Словарь древнерусского языка. Т.3. СПб., 1912, стб. 1357.