25.01.2021

Метрическая книга села Троицкое-Рязанцы и деревень Ескино, Бобры и Гридьково 1790 г.

Первая деревянная церковь Св. Троицы была построена в селе в 1695 г. [Холмогоровы В. и Г. VI, с.92]. Каменная холодная церковь была возведена в 1784 году, за шесть лет до составления исследуемой метрической книги, на средства владелицы села Рязанцы и соседней деревни Ескино, Марии Владимировны Исленьевой (Ислентьева, ур. Шереметева; род. 1731 – ?) (л. 415) – вдовы лейб-гвардии ротмистра Василия Васильевича Исленьева (1713 – 2 дек. 1780), владевшего селом и д. Ескино в 1768 и в 1773 гг. [Кусов В. С., с. 66, № 414; в 1773 г. в селе и д. Ескино, ошиб. уп. как «Екнино» числилось 46 дворов и 281 д. (138 м.п., 143 ж.п.) [МИКП II, с. 331 (№1836)]], и дочери коллежского советника Владимира Федоровича Шереметева (ум. 1780). От этого брака у М. В. Исленьевой родилось два сына – бригадир Александр (1755–1828), гвардии поручик Михаил (1757–1816) и дочь, девица Прасковья Васильевна (ум. до 1819), упоминавшаяся в качестве владелицы имения в 1812 г. [Савелов Л. М. Московское дворянство в 1812 году. –М., 1912, с. 195]. 

 Печать М. В. Исленьевой, урожденной Шереметевой, XVIII в. (слева) и рисунок печати В. Н. Исленьева из «Гербовника» А. Т. Князева (справа).

24.01.2021

Приход утраченного села Иевлево в метрической книге 1790 г.

Изредка встречаются исторические документы, преисполненные тайн и загадок. Не оттого, что они путано или неразборчиво написаны, а оттого, что они повествуют о поистине утраченном прошлом.  Описывая в основном давно исчезнувшие с карт поселения, они позволяют узнать о том, что не сохранилось в народной памяти, узнать подробности былого существования  "подмосковной Атлантиды", глубоко погребённой под спудом ушедших времён.  

Села Иевлево с храмом Рождества Христова давно не существует. Построенный в камне, по предположению краеведа Г. В. Ровенского, в начале XIX в. (cм.), храм был закрыт в 1937 г. и впоследствии уничтожен. Село было расселено в ходе строительства второй трассы испытательного полигона) в 1949 – ок. 1951 гг. (ныне – одноименное урочище). Среди десяти поселений, входивших в приход иевлевского храма в те же годы прекратили своё существование семь деревень: Гаврилково (уп. с. 1521 г., ныне – урочище Гаврилково), Иконниково (уп. с 1503/04 г., ныне – урочище Иконники), Кресты (уп. с 1774? г.; ныне – урочище Кресты), Новленское (уп. с 1545 г.; ныне – урочище Новленское), Харланиха (уп. с 1769?, ныне – урочище Харланиха), Шелково (уп. с. 1769? г., ныне – урочище Шелково), а д. Смердино (уп. с. 1646 г., ныне – урочище Смердино), кажется, была утрачена ещё до ВОВ. В наши дни продолжают существовать лишь три деревни бывшего иевлевского прихода: Бартеньки (быв. Бартенево), Булаково и Коняево.

18.01.2021

Ведомость храма Владимирской иконы Божией Матери в подмосковном селе Маврино 1845 года

Впервые публикуемый исторический документ 1845 года повествует о храме Владимирской иконы Божией Матери в подмосковном с. Маврино, о его причте, селениях, входивших в церковный приход и их владельцах. Оригинал документа хранится в экспозиции историко-краеведческого музея «Усадьба Фряново», копия – в Щёлковском ИКМ. Множество немаловажных подробностей позволяют уточнить историю края в I пол. XIX столетия. Любопытно, что, как следует из описания храма, что в середине XIX столетия во время служб отапливались лишь трапезная 1836 года постройки с двумя приделами, а основной объем храма, выстроенный в 1703 году оставался «холодным» (пп. 2,3). Отметим, что колокольня была пристроена к трапезной через 48 лет после составления публикуемого документа. Большой интерес вызывают упоминания приписанных к храму часовен (п. 9) в д. Никольское, Костыши тож, построенной прежним владельцем Никольского, Костыши тож Г. П. Смольянским в 1831 году (6 июня) и часовни при сельце Петрищеве (ныне – д. Большие Петрищи), о которой уже в 1845 году было неизвестно «когда и кем построена» «от давности». Обе часовни не дошли до нашего времени. О часовне в Больших Петрищах утрачена даже память… Также примечательно упоминание ближайшей к селу Маврино церкви в селе Иевлево (п. 11). В наши дни утрачена и церковь и само село…

В приход мавринского грама в 1845 г. кроме самого села Сергиевское, Маврино тож входило 11 поселений: 6 селец, и 5 деревень (3 из которых утрачены). А именно: сельца –  Головино (ныне – д. Головино), Горбуны (д. Горбуны), Машино (д. Машино), Никольское, Костыши тож (д. Костыши), Петрищево (д. Большие Петрищи), Степанково (д. Степаньково), деревни Богородское, Масальское тож (ныне – д. Масальское), Пареево (д. Старопареево) и утраченные поселения: д. Гаврилково, д. Медведково и д. Шастово.

12.01.2021

Метрическая книга села Маврино и деревень Головино, Горбуны, Бартеньки, Большие Петрищи, Костыши, Машино и Старопареево 1790 года

Если попробовать вообразить основной кирпичный объём храма Владимирской иконы Божией Матери в подмосковном Маврине без трапезной и колокольни, пристроенных в 1836 и 1893 годах, представить бесстолпный двусветный одноглавый четверик, завершенный фризом из кокошников с трёхчастной апсидой, – можно составить представление о том, как выглядел этот построенный в 1703 г. храм в год составления исследуемого документа, в 1790 году [см.: ПАМО II, с. 356 (№ 157); Холмогоровы В. и Г. V, с. 150-153 (№ 55).]. Фотографии мавринского храма 1969 г. (публикуются впервые) и фото автора статьи 7 января 2021 г.

 
Кроме самого села Маврино (Сергиевского, Маврино тож) в приход Владимирского храма в 1790 г. входило 12 поселений, располагавшихся в окрестностях нынешнего рабочего посёлка Фряново. А именно, сохранившиеся до наших дней деревни: Бартеньки, Головино, Горбуны, Большие Петрищи (уп. в книге 1790 г. как «Петрищево»), Костыши, Машино, Старопареево (уп. в кн. как «Пареево») и Степаньково, а также утраченные поселения: Бровино (Бравина), Иконниково (Иконники), Медведково (Медведки) и Сальково (Салково). Также в книге 1790 г. упоминаются утраченные деревни Шастово и Шелково, а также деревня Хлепетово, не входившие в приход мавринского храма.

03.01.2021

Крепостные ткачи, дворовые и крестьяне Гребневской вотчины в метрической книге 1790 года

Составленная в 1790 году метрическая книга («Ведомость именная») Никольского храма подмосковного села Гребнево позволяет «одним глазком» заглянуть в то стародавнее время, когда нынешних, известных туристам каменных храмов в Гребневе ещё не существовало. Вместо них в Гребневе стоял деревянный храм Николая Чудотворца. Впервые в Гребневе Никольский храм упоминался в писцовой книге 1585/86 года. Отметим, что за 4 года до составления ведомости в Гребневе началось строительство кирпичного храма Гребневской иконы Божией Матери, освященного в 1791 году. Этот храм, увенчанный позолоченной фигурой архангела Гавриила с крестом сохранился в Гребневе до наших дней.


…О местоположении деревянного Никольского храма точных сведений не сохранилось. 

01.01.2021

«Фабричные», крестьяне и дворовые села Фряново, деревень Аксеново и Могутово в метрической книге 1790 года

«Ведомость именная…» (метрическая книга) старой, утраченной деревянной церкви Воскресения Христова во Фрянове, составленная 230 лет назад, в 1790 году, при владельце местной шелкоткацкой фабрики и имения Иване Лазаревиче Лазареве (1735–1801) служит важным источником по генеалогии местных фабричных рабочих. Существующий каменный храм Иоанна Предтечи во Фрянове был построен позднее (освящен в 1797 г.). В книге содержатся имена около 250 человек, не считая малолетних детей, как недавно рожденных, так и вскоре умерших.



Метрические книги не имели задачей отразить имена всех местных жителей. На их страницы попадали имена отцов новорожденных детей обоего пола, восприемников и восприемниц (крестного отца и матери), умерших об. п., ближайшего родственника скончавшегося, отцы вступавших в брак и имена брачующихся. Стоит понимать, что, как и в наши дни, далеко не у всех фряновцев была столь «насыщенная событиями жизнь».

Имена «фабричных», многие из которых встречаются в переписных «сказках» фряновских текстильщиков I половины – середины XVIII столетия, мы выделили в отдельный алфавитный список. Заметно, что далеко не все из них к 1790 г. имели фамилии как таковые. Многие по крестьянскому обиходу продолжали вместо них использовать отчества. Из сформировавшихся к 1790 году выделяются фамилии с наибольшим количеством их представителей: Булановы (8 чел.), Косовы (Косые; 6 ч.), Абросимовы и Рещиковы (по 4 ч.), Поляковы, Расихины, Ротановы и Шубниковы (по 3 чел.). Среди упомянутых в ведомости лиц присутствуют и предки многих и ныне существующих во Фрянове фамилий.