19.03.2014

"Там не звонят колокола": из истории утраченного села Иевлево

Продолжая серию постов об утраченных до 1950-х годов деревнях, сёлах и храмах "Подмосковной Матёры", - современного Софринского полигона, - целого мини-района северо-востока Подмосковья, сегодня мы поделимся редчайшим материалом, собиравшимся со слов местных жителей, в большей части, отцом Михаилом (Герасимовым), настоятелем храма Иоанна Предтечи в "подмосковной тайге" (как назывался этот край в 1972 году [1]) - посёлке Фряново. Интересный материал о. Михаила по древним дорогам мы уже публиковали здесь. Последний пост по деревням этой terra incognita был посвящён деревне Коськово и т. наз. "Коськовскому монастырю" (см.).



Статья без указания авторства, посвящённая истории крупного села Иевлево (Иовлево, Иевеле) в первой половине ХХ века, была опубликована лишь единожды в газете "Посёлок" (Вестник городского поселения Фряново) № 10 (49), от 7 июня 2008 года. Изложенный материал настолько редок и уникален, что мы взяли на себя труд набрать его "от руки". Хотя "народная память - это святое", но, на наш взгляд, не стоит полностью доверять изложенному с научно-исторической точки зрения. Предстоит большая краеведная работа...


Там не звонят колокола
Наш край-глубинка Московской области, на границе с Владимирской. Здесь много церквей, большая часть из которых уже восстанавливается. Но есть место недалеко от посёлка Фряново, где когда-то была церковь, но её уже не отреставрировать. Даже само место не сразу найдут старожилы, если туда придут. Это церковь Рождества Христова в селе Иовлеве. Да и села сейчас нет.

Иовлево было расположено примерно в 20 верстах от Сергиева Посада. В селе находилось 60 домов, а в центре - каменная церковь. В нескольких метрах - ещё одна старинная церковь, староверческая. Она была деревянная, как говорят старожилы, довольно старая. Всё в ней - иконы, утварь - было тоже деревянное. Так и жило село: две церкви, два прихода, два кладбища. Сохранились воспоминания, что кладбище православных было рядом с церковью, а староверцев - в лесу, недалеко от села. Жители жили дружно, не враждовали.


Перед нами, вероятно, - единственная  сохранившаяся фотография (возможно) Рождественского храма в селе Иевелево, отметим, с шатровой колокольней (Sic!) и стоящем вблизи деревянным храмом-часовней (в левой части снимка) Фотография не датирована, опубликована в газете, в приводимой статье.

Закрыли православную церковь в1937 году. Люди были напуганы, когда приехали машины с представителями власти из Фрянова и Щёлкова. Снимали колокола, которые разбивали на части двухпудовыми гирями и сбрасывали с колокольни, не обращая внимания на плач и крики жителей. Все иконы, книги и утварь собрали в церкви и сожгли. Жители пытались хоть что-нибудь спасти, но их били плёткой по рукам. После закрытия в церкви располагался склад зерна и сельхозпродукции. Деревянную же церковь разобрали и увезли во Фряново.
Священником храма Рождества Христова был игумен Вассарион. Ему помогал монах (иеромонах) Иустиниан (Иван Васильевич). Дьякон был, как говорят, из семьи Королевых, которых так и звали Дьяконовыми. Знаменская Александра Ивановна пекла просфоры. На клиросе пели и взрослые дети. Дружно тогда текла жизнь в селе. Справляли ещё один православный праздник: 18 июля - Обретение мощей пр. Сергия Радонежского. Батюшка ходил из дома в дом, везде служили водосвятные молебны - праздновали великий день с пирогами, солянкой, картошкой, вином. Приезжали в село гости.

Старожилы рассказывают, что частым гостем в Иовлеве был известный писатель М.М. Пришвин (1873-1954). Он приезжал с женой и двумя детьми. После того как отстоят Божественную Литургию, шли пить чай. На стол ставили двухведерный самовар, пили чай непременно с пирогами. После еды шли на охоту, ружья готовили заранее. Михаил Михайлович любил охоту и свои воспоминания об окрестностях села Иовлева отразил в рассказах.

Мошаров Степан Григорьевич был объездчиком в этих лесах и всегда сопровождал Пришвина на охоте. Сам же Степан Григорьевич пропадал порой в лесу целый месяц... Сохранились воспоминания, что в семье Мошаровых стоял сундук с книгами Пришвина. В 40-е годы прошлого века было принято решение о сносе села Иовлева и пяти других. Это Щелково [Шелково], Харданиха, Кресты, Новленское [см.], Охотино. Жителей вместе с домами перевезли в ближайшие населённые пункты. Это было в 1948 году. Церковь решили взорвать. Она долго сопротивлялась: её никак не могли разбомбить с самолёта, тогда подложили взрывчатку в фундамент - и церковь рухнула. Было впечатление, как будто она ушла под землю. Но у каждого храма есть ангел-хранитель, и если храм разрушен, то ангел всё равно не отступает от него, плачет и молится.

Прошли годы, мы уже в новом веке. Болью отзываются в сердцах события тех лет, и исправить уже ничего нелья. Молодым предстоит найти места, где когда-то располагались старые деревянные церкви. Как говорят, и в лесу вблизи Костышей, и в центре посёлка Фряново... Нельзя забывать прошлое, так как без него не будет будущего.
Приход храма Иоанна Предтечи.

P.S. Прихожане обратились в научно-исследовательский институт "Геодезия" с просьбой о совершении панихиды и об установке православных крестов на кладбище снесённого села Иовлева. Директор института А. И. Белов прислал письмо настоятелю храма Иоанна Предтечи отцу Михаилу, в котором отказал прихожанам в их просьбе, объяснив отказ особыми условиями на территории. Он пишет: "Здесь проводятся стрельбовые испытания боеприпасов. В силу многих причин некоторые боеприпасы не взрываются при испытаниях и в неразорвавшемся виде падают на землю, иногда оставаясь на поверхности, а чаще всего заглубляясь в землю на несколько метров... Трасса испытаний в её сегодняшнем виде подобна заминированному полю, и передвигаться по ней... неспециалисту крайне опасно. Ввиду того, что совершение панихиды и установка крестов предполагает прохождение к месту захоронения значительного количества неподготовленных людей, мы просто не имеем морального права рисковать их жизнями и здоровьем...". 

Источник: Посёлок. Вестник городского поселения Фряново. № 10 (49), 7 июня 2008 г.,с. 4.
А.Ю. Послыхалин, 2014. При использовании материала обязательна ссылка на trojza.blogspot.com.
1. Мясоедов Б.А., Пахомова Т.В. Туристское Подмосковье. –М., 1972. - есть в сети.