Продолжим тему истории индустриализации Богородского уезда...
Начало, под названием "Первые паровые двигатели и локомобили-рутьеры Богородского уезда" здесь (тыц).
В мае 1860 года началось строительство железной дороги от Сергиева Посада до Москвы. Первоначально на линии существовало 7 станций: две конечные, две III класса (Пушкино и Хотьково) и три IV класса (Мытищи, Талицы, Софрино). 17 августа 1862 года в московских газетах появилось сообщение: «Управление Московско-Ярославской железной дороги извещает, что с 18 числа августа открывается ежедневное движение от Москвы до Сергиева Посада, на первое время по два раза в день».
Станция III класса Пушкино. С открытки 1890 г. Отсюда.
Станция III класса Хотьково. Фотография кон. XIX в.
Станция IV класса Софрино. Здание 1910 года постройки. Спасибо:pushkino_2009 .
Станция Сергиево в Сергиевском Посаде. Открытие железнодорожной ветки (?). Фотография 1862 г (?).
Здание вокзала в Мытищах нач. ХХ века постройки. Предположительно фотография 1920-1930 гг.
Московско-Ярославское направление развивалось медленно, но неуклонно. Крупный промышленный район вокруг Щелково нуждался в железнодорожном сообщении с Москвой. Ветка Щёлково-Мытищи длиной в 14 верст была проложена в 1894 году благодаря стараниям местных фабрикантов. Тогда же на ней открылось временное, а с 1895 года – регулярное движение.
Станция Щёлково. Открытка нач. XX в.
Станция Щёлково. ок. 1890 г.
Станция Щёлково. ок. 1890 г.
В 1894 году была открыта в те времена – конечная станция Щелково, связанная узкоколейной железной дорогой с фабриками Товарищества Л. Рабенек в Соболеве (Щёлково).
Пост Болшево. Фотография нач. XX в.
Станция Болшево. Фотография 1920-1930-х гг?.
В 1895-1896 году на ветке Щёлково-Мытищи была открыта станция «Пост Болшево» связанная узкоколейкой с бумагокрасильной фабрикой Товарищества Бумаго-красильной фабрики Франца Рабенека [10].
Станция Соколовская. Фотография: 1970 г.
Во второй половине 1897 года на отрезке пути от Щёлково до Болшево была открыта станция «Образцово-Соколовская» с узкоколейной железной дорогой до крупной суконной фабрики Николая Алексеевича Соколова (бывшая В.И. Смолина, осн. 1830-1840 гг.) [11].
Производственный корпус фабрики «Товарищества Франца Рабенека». Кон. XIX в. Фотография: korolew.
Конечно, пассажирские перевозки не были приоритетным направлением развития железнодорожной сети края. Прежде всего, фабриканты, связав свои предприятия со станциями, были заинтересованы в устройстве бесперебойного снабжения фабрик дешевым топливом – торфом. Товарищество Бумаго-красильной фабрики Ф.Рабенек (Болшево, Старые Горки) совместно с Товариществом мануфактур Л. Рабенека в Соболеве (Щёлково) занимались торфоразработкой как минимум 1876 года.
Узкоколейка Болшево-Костино-торфопредприятие.
Торфяной завод Товарищества Ф. Рабенек был устроен на участке Яузского (Лосино-Островского) болота у села Костино на специально приобретенном в 1870-1876 годах участке земли. В период с 1895 по 1897 год через Костино к торфяному заводу была проложена узкоколейка, связавшая его с Болшевской фабрикой Ф. Рабенек.
Путешествовавший в 1897 году в этих местах П.П. Канчаловский писал: «От этой фабрики [Ф. Рабенека] идет упомянутая узкоколейная железная дорога к торфяным болотам, принадлежащим фабрике; на них летом вырабатывается торф, который, кроме потребления фабрикой, отправляется в количестве 40,000 пудов на станции Талицы и Хотьково для кирпичных заводов Худякова» [12].
Кстати, примерно в то же время при торфоразработках Рабенек на лосиноостровских болотах заведующим торфоразработками Н. В. Грузковым была построена часовня, приписанная к Никольской церкви села Оболдино (сейчас входит в городское поселение Загорянский). Не сохранившаяся до наших дней часовня находилась на территории поселка Торфопредприятие (входит в черту г. Королев).
Танк-паровоз фирмы Krauss&Co 1894 года выпуска.
Krauss tank locomotive N0 106.
Krauss tank locomotive.
Krauss tank locomotive.
Марка фирмы Krauss&Co.
В 1896 году на средства Людвига (Льва) Артуровича Рабенек (1856-1928) в Германии на фирме «Краусс и Ко» (Krauss&Co, Мюнхен) был приобретен двухосный танк-паровоз колеи 1524 мм, NN3374/96. такие локомотивы, кстати, в большом количестве были закуплены в далекую африканскую страну Намибию для работы на железных дорогах, обеспечивающих алмазные копи.
Железнодорожная станция Александров Владимирской губернии. Открытка нач. ХХ в.
Троице-Александровская фабрика Барановых. Открытка нач ХХ в.
В 1871 году Московско-Ярославская железная дорога приросла еще одной веткой. От станции Александров (открытой в 1870 году) железнодорожная колея протянулась до Карабаново. Большую роль в строительстве этого пути играли владельцы карабановской Троице-Александровской прядильно-ткацкой фабрики, купцы Барановы. В 1873 году линия была продлена до г. Киржач.
Примерное прохождение планируемой ж-д. ветки Бельково-Щёлково. Взято у: al_kamensky
В 1898 году владельцы Фряновской и Вознесенской мануфактур обратилось в Министерство путей сообщения с проектом строительства ветки Бельково – Щелково Московско-Ярославско-Архангельской железной дороги.
Фабрика Товарищества Фряновской Шерстопрядильной Мануфактуры в селе Фряново Богородского уезда. Открытка кон. XIX в.
Линия Бельково – Щелково могла стать недостающей частью прямого пути из Москвы в Иваново, но начавшиеся строительные работы остановились и были возобновлены только в 1930-х годах.
Железнодорожная станция Орехово-Зуево. Открытка нач. ХХ в.
В 1897-1899 году была построена линия от Егорьевска до Орехово-Зуево через Куровское и Дулёво, получившая название Ореховский подъездной путь .
Реутовская хлопчато-бумажная мануфактура. С гравюры XIX в.
В 1905 году Товаришество мануфактур Людвиг Рабенек приобрело одну из старейших бумаго-прядилен края – Реутовскую хлопчато-бумажную мануфактуру. Фабрика была переоборудована «по последнему слову техники». На ней была установлена паровая турбина на 1500 кВт. После тревожных дней 1905 года усугубивших тяжелую экономическую ситуацию в стране цены на очищенную нефть, которая была основным топливом предприятия, существенно выросли. Решено было перевести предприятие на более дешевый торф.
Танк-паровоз фирмы Krauss&Co 1812года выпуска..
Для Реутова было приобретено торфяное болото площадью 800 десятин в 16 верстах от фабрики. Вскоре от фабрики до торфоразработок протянулась железнодорожная ветка. Для нее в 1913 году Л.А. Рабенек приобрел у той же фирмы Krauss&Co еще один двухосный танк-паровоз колеи 1524 мм за номером 6822/13.
План поселков Болшево и Старые Горки 1930 г.. Из кн.: "Дачи и окрестности Москвы. Путеводитель", 2-е издание, М.:1930
Около 1910 года узкоколейная железная дорога связала пост Болшево и Болшевскую фабрику Товарищества Франц Рабенек с бумагопрядильной фабрикой того же товарищества в поселке Старые Горки (ныне – Первомайский).
В 1914 Богородско-Глуховская мануфактура построила узкоколейную 15-верстную железную дорогу до торфоразработок на болоте Рюминская дача. Узкоколейка была оснащена двумя паровозами по 50 л. с. каждый, 31 вагоном для перевозки торфа и 1 вагоном для проезда служащих или частных лиц, последние должны были платить 30 коп. за все расстояние. К основной дороге по мере надобности пристраивались переносные пути колеей 600 мм, по которым вагонетки доставлялись т. н. «кукушкой» – маленьким паровозом.
Следующий этап развития железнодорожного сообщения в крае относится уже к послереволюционному периоду. В 1921 году национализированная в 1919 году бумагопрядильная и ткацкая фабрика Ф. Рабенек в Старых Горках была переоборудована в электростанцию мощностью в 2350 кВт. Электростанция работала на торфе. Она проработала до конца 1924 года, а 1 мая 1925 года фабрика вновь была переоборудована на бумагопрядение. В честь знаменательного дня пуска фабрика стала называться «им. 1 Мая». Платформа перестраивалась в 1951 году.
Паровоз ВП-4 Воткинского паровозостроительного завода у котельной поселка Торфопредприятие (Центральный) - ?. Современная фотография.
В 1929 году на широкую колею была перестроена ветка от торфопредприятия на Лосиноостровском болоте до Болшево через Костино. Сначала центром добычи торфа был поселок Погонный на южной стороне Яузских болот. В 1932 году был основан поселок Центральный (ныне – пос. Торфопредприятие). Здесь с узкоколеек, ведущих к торфяным разработкам торф перегружался на широкую колею. На этом участке в те годы работали два двухосных и один трехосный танк-паровозы NN 2, 14, 45 немецкого производства, а также паровоз ВП4-1520 (котел этого паровоза был позже установлен в котельной поселка Центральный) и четырехосный мотовоз с цепной передачей и двигателем Д-54.
Товарный паровоз серии Ов.
Здесь же на широкой колее действовал паровоз Ов-1478. Его фотография находится в городском краеведческом музее г. Королева.
Железнодорожная станция Монино. Фотография 1950-1960 гг.?
В том же 1929 году железнодорожная линия Мытищи — Щёлково была продлена от Щёлкова до Монино в район Монинской текстильной фабрики.
Станция Ивантеевка. Отсюда. Фотография 60-е годы.
Станция Ивантеевка отсюда.
До 1932 года ветка от Болшево до станции «Фабрика им. 1 мая» была продлена до Ивантеевки.
Продолжение следует...
_________
[11] Описывая в 1899 году железнодорожный путь из Москвы до Щёлково, П.П. Семёнов Тян-Шанский писал: «От Мытищинской станции ведут три подъездные железнодорожные пути: два на близкие к ней кирпичные заводы и один, в 14 вёрст длины, в село Щёлково на Клязьме. На 7-й версте этого последнего пути находится пост Большево и в 1 версте от него село Большево на р. Клязьме /…/. На 12-й версте устроена Соколовская платформа близ строящейся обширной мануфактуры. Наконец, на 14-й версте подъездной путь достигает самого Щёлкова». См.: Семенов Тян-Шанский. Россия. Полное географическое описание нашего отечества. Т.1.2 СПб., 1899. С. 255.
[12] Канчаловский П.П. От Москвы до Архангельска по Московско-ярославско-архангельской железной дороге. М., 1897. С. 54.
[13] Дорожков С. Мытищинское торфопредприятие.
Начало, под названием "Первые паровые двигатели и локомобили-рутьеры Богородского уезда" здесь (тыц).
В мае 1860 года началось строительство железной дороги от Сергиева Посада до Москвы. Первоначально на линии существовало 7 станций: две конечные, две III класса (Пушкино и Хотьково) и три IV класса (Мытищи, Талицы, Софрино). 17 августа 1862 года в московских газетах появилось сообщение: «Управление Московско-Ярославской железной дороги извещает, что с 18 числа августа открывается ежедневное движение от Москвы до Сергиева Посада, на первое время по два раза в день».
Станция III класса Пушкино. С открытки 1890 г. Отсюда.
Станция III класса Хотьково. Фотография кон. XIX в.
Станция IV класса Софрино. Здание 1910 года постройки. Спасибо:pushkino_2009 .
Станция Сергиево в Сергиевском Посаде. Открытие железнодорожной ветки (?). Фотография 1862 г (?).
Здание вокзала в Мытищах нач. ХХ века постройки. Предположительно фотография 1920-1930 гг.
Московско-Ярославское направление развивалось медленно, но неуклонно. Крупный промышленный район вокруг Щелково нуждался в железнодорожном сообщении с Москвой. Ветка Щёлково-Мытищи длиной в 14 верст была проложена в 1894 году благодаря стараниям местных фабрикантов. Тогда же на ней открылось временное, а с 1895 года – регулярное движение.
Станция Щёлково. Открытка нач. XX в.
Станция Щёлково. ок. 1890 г.
Станция Щёлково. ок. 1890 г.
В 1894 году была открыта в те времена – конечная станция Щелково, связанная узкоколейной железной дорогой с фабриками Товарищества Л. Рабенек в Соболеве (Щёлково).
Пост Болшево. Фотография нач. XX в.
Станция Болшево. Фотография 1920-1930-х гг?.
В 1895-1896 году на ветке Щёлково-Мытищи была открыта станция «Пост Болшево» связанная узкоколейкой с бумагокрасильной фабрикой Товарищества Бумаго-красильной фабрики Франца Рабенека [10].
Станция Соколовская. Фотография: 1970 г.
Во второй половине 1897 года на отрезке пути от Щёлково до Болшево была открыта станция «Образцово-Соколовская» с узкоколейной железной дорогой до крупной суконной фабрики Николая Алексеевича Соколова (бывшая В.И. Смолина, осн. 1830-1840 гг.) [11].
Производственный корпус фабрики «Товарищества Франца Рабенека». Кон. XIX в. Фотография: korolew.
Конечно, пассажирские перевозки не были приоритетным направлением развития железнодорожной сети края. Прежде всего, фабриканты, связав свои предприятия со станциями, были заинтересованы в устройстве бесперебойного снабжения фабрик дешевым топливом – торфом. Товарищество Бумаго-красильной фабрики Ф.Рабенек (Болшево, Старые Горки) совместно с Товариществом мануфактур Л. Рабенека в Соболеве (Щёлково) занимались торфоразработкой как минимум 1876 года.
Узкоколейка Болшево-Костино-торфопредприятие.
Торфяной завод Товарищества Ф. Рабенек был устроен на участке Яузского (Лосино-Островского) болота у села Костино на специально приобретенном в 1870-1876 годах участке земли. В период с 1895 по 1897 год через Костино к торфяному заводу была проложена узкоколейка, связавшая его с Болшевской фабрикой Ф. Рабенек.
Путешествовавший в 1897 году в этих местах П.П. Канчаловский писал: «От этой фабрики [Ф. Рабенека] идет упомянутая узкоколейная железная дорога к торфяным болотам, принадлежащим фабрике; на них летом вырабатывается торф, который, кроме потребления фабрикой, отправляется в количестве 40,000 пудов на станции Талицы и Хотьково для кирпичных заводов Худякова» [12].
Кстати, примерно в то же время при торфоразработках Рабенек на лосиноостровских болотах заведующим торфоразработками Н. В. Грузковым была построена часовня, приписанная к Никольской церкви села Оболдино (сейчас входит в городское поселение Загорянский). Не сохранившаяся до наших дней часовня находилась на территории поселка Торфопредприятие (входит в черту г. Королев).
Танк-паровоз фирмы Krauss&Co 1894 года выпуска.
Krauss tank locomotive N0 106.
Krauss tank locomotive.
Krauss tank locomotive.
Марка фирмы Krauss&Co.
В 1896 году на средства Людвига (Льва) Артуровича Рабенек (1856-1928) в Германии на фирме «Краусс и Ко» (Krauss&Co, Мюнхен) был приобретен двухосный танк-паровоз колеи 1524 мм, NN3374/96. такие локомотивы, кстати, в большом количестве были закуплены в далекую африканскую страну Намибию для работы на железных дорогах, обеспечивающих алмазные копи.
Железнодорожная станция Александров Владимирской губернии. Открытка нач. ХХ в.
Троице-Александровская фабрика Барановых. Открытка нач ХХ в.
В 1871 году Московско-Ярославская железная дорога приросла еще одной веткой. От станции Александров (открытой в 1870 году) железнодорожная колея протянулась до Карабаново. Большую роль в строительстве этого пути играли владельцы карабановской Троице-Александровской прядильно-ткацкой фабрики, купцы Барановы. В 1873 году линия была продлена до г. Киржач.
Примерное прохождение планируемой ж-д. ветки Бельково-Щёлково. Взято у: al_kamensky
В 1898 году владельцы Фряновской и Вознесенской мануфактур обратилось в Министерство путей сообщения с проектом строительства ветки Бельково – Щелково Московско-Ярославско-Архангельской железной дороги.
Фабрика Товарищества Фряновской Шерстопрядильной Мануфактуры в селе Фряново Богородского уезда. Открытка кон. XIX в.
Линия Бельково – Щелково могла стать недостающей частью прямого пути из Москвы в Иваново, но начавшиеся строительные работы остановились и были возобновлены только в 1930-х годах.
Железнодорожная станция Орехово-Зуево. Открытка нач. ХХ в.
В 1897-1899 году была построена линия от Егорьевска до Орехово-Зуево через Куровское и Дулёво, получившая название Ореховский подъездной путь .
Реутовская хлопчато-бумажная мануфактура. С гравюры XIX в.
В 1905 году Товаришество мануфактур Людвиг Рабенек приобрело одну из старейших бумаго-прядилен края – Реутовскую хлопчато-бумажную мануфактуру. Фабрика была переоборудована «по последнему слову техники». На ней была установлена паровая турбина на 1500 кВт. После тревожных дней 1905 года усугубивших тяжелую экономическую ситуацию в стране цены на очищенную нефть, которая была основным топливом предприятия, существенно выросли. Решено было перевести предприятие на более дешевый торф.
Танк-паровоз фирмы Krauss&Co 1812года выпуска..
Для Реутова было приобретено торфяное болото площадью 800 десятин в 16 верстах от фабрики. Вскоре от фабрики до торфоразработок протянулась железнодорожная ветка. Для нее в 1913 году Л.А. Рабенек приобрел у той же фирмы Krauss&Co еще один двухосный танк-паровоз колеи 1524 мм за номером 6822/13.
План поселков Болшево и Старые Горки 1930 г.. Из кн.: "Дачи и окрестности Москвы. Путеводитель", 2-е издание, М.:1930
Около 1910 года узкоколейная железная дорога связала пост Болшево и Болшевскую фабрику Товарищества Франц Рабенек с бумагопрядильной фабрикой того же товарищества в поселке Старые Горки (ныне – Первомайский).
В 1914 Богородско-Глуховская мануфактура построила узкоколейную 15-верстную железную дорогу до торфоразработок на болоте Рюминская дача. Узкоколейка была оснащена двумя паровозами по 50 л. с. каждый, 31 вагоном для перевозки торфа и 1 вагоном для проезда служащих или частных лиц, последние должны были платить 30 коп. за все расстояние. К основной дороге по мере надобности пристраивались переносные пути колеей 600 мм, по которым вагонетки доставлялись т. н. «кукушкой» – маленьким паровозом.
Следующий этап развития железнодорожного сообщения в крае относится уже к послереволюционному периоду. В 1921 году национализированная в 1919 году бумагопрядильная и ткацкая фабрика Ф. Рабенек в Старых Горках была переоборудована в электростанцию мощностью в 2350 кВт. Электростанция работала на торфе. Она проработала до конца 1924 года, а 1 мая 1925 года фабрика вновь была переоборудована на бумагопрядение. В честь знаменательного дня пуска фабрика стала называться «им. 1 Мая». Платформа перестраивалась в 1951 году.
Паровоз ВП-4 Воткинского паровозостроительного завода у котельной поселка Торфопредприятие (Центральный) - ?. Современная фотография.
В 1929 году на широкую колею была перестроена ветка от торфопредприятия на Лосиноостровском болоте до Болшево через Костино. Сначала центром добычи торфа был поселок Погонный на южной стороне Яузских болот. В 1932 году был основан поселок Центральный (ныне – пос. Торфопредприятие). Здесь с узкоколеек, ведущих к торфяным разработкам торф перегружался на широкую колею. На этом участке в те годы работали два двухосных и один трехосный танк-паровозы NN 2, 14, 45 немецкого производства, а также паровоз ВП4-1520 (котел этого паровоза был позже установлен в котельной поселка Центральный) и четырехосный мотовоз с цепной передачей и двигателем Д-54.
Товарный паровоз серии Ов.
Здесь же на широкой колее действовал паровоз Ов-1478. Его фотография находится в городском краеведческом музее г. Королева.
Железнодорожная станция Монино. Фотография 1950-1960 гг.?
В том же 1929 году железнодорожная линия Мытищи — Щёлково была продлена от Щёлкова до Монино в район Монинской текстильной фабрики.
Станция Ивантеевка. Отсюда. Фотография 60-е годы.
Станция Ивантеевка отсюда.
До 1932 года ветка от Болшево до станции «Фабрика им. 1 мая» была продлена до Ивантеевки.
Продолжение следует...
_________
[11] Описывая в 1899 году железнодорожный путь из Москвы до Щёлково, П.П. Семёнов Тян-Шанский писал: «От Мытищинской станции ведут три подъездные железнодорожные пути: два на близкие к ней кирпичные заводы и один, в 14 вёрст длины, в село Щёлково на Клязьме. На 7-й версте этого последнего пути находится пост Большево и в 1 версте от него село Большево на р. Клязьме /…/. На 12-й версте устроена Соколовская платформа близ строящейся обширной мануфактуры. Наконец, на 14-й версте подъездной путь достигает самого Щёлкова». См.: Семенов Тян-Шанский. Россия. Полное географическое описание нашего отечества. Т.1.2 СПб., 1899. С. 255.
[12] Канчаловский П.П. От Москвы до Архангельска по Московско-ярославско-архангельской железной дороге. М., 1897. С. 54.
[13] Дорожков С. Мытищинское торфопредприятие.