27.09.2011

Первые автомобили в Богородском уезде. Нач. ХХ в.

Наконец, завершающая часть трилогии или "очерков индустриализации Богородского уезда".
1.Первые паровые двигатели и локомобили-рутьеры Богородского уезда XIX века.
2. Станции, железные дороги и паровозы Богородского уезда XIX - нач. ХХ в.
Конечно, сложно было удержаться, чтобы не продолжить начатое главой "Электрификация Богородского уезда", но, в другой раз.



В наши дни ежесуточно по трассам Р-110 (Фряновское шоссе, быв. Ново-Хомутовский тракт), А-103 (Щёлковское шоссе, - участок бывшего Стромынского тракта) проносятся тысячи и тысячи самых разнообразных машин. Но всего 100 лет назад местные жители толпами сбирались  к обочинам дорог посмотреть на редкий  проехавший здесь автомобиль.




Фотография из семейного архива Залогиных, 1913-1914 г. Публикуется впервые.

Но чаще всего автомобили состояли в общей собственности промышленных предприятий края. Так, одной из первых автомашину приобрело Товарищество  Фряновской шерстопрядильной мануфактуры в 1913 году. В семейных архивах потомков последних владельцев предприятия сохранились фотографии этого автомобиля.


Фотография из семейного архива Залогиных, 1913-1914 г. Публикуется впервые.


МаркаPeugeot Torpedo Doublephaeton Type 143

По ним удалось установить, что это был автомобиль Пежо «Дубль-фаэтон» с кузовом «торпедо», тип 143. Двухдверный кузов «фаэтон» предполагал наличие убирающегося верха из мягкого материала на складывающемся каркасе.


Peugeot Torpedo Doublephaeton Type 143


Peugeot Torpedo Doublephaeton Type 143

Элегантный автомобиль  среднего класса обладал внушительными размерами:  длиной в 4 метра и шириной в 1 м. 65 см. Двигатель был 4 цилиндровый, объемом 2 литра, что позволяло машине достигать максимальной скорости в 65 километров в час. Тип 143 производился фирмой Пежо только в 1913 году. Всего было выпущено 300 экземпляров автомобиля.

Легковой открытый автомобиль неустановленной марки в 1914 году принадлежал акционерному обществу «Электропередача» - первой электростанции в России, работающей на торфе, построенной в 1912-1914 годах выдающимся инженером-новатором Робертом Эдуардовичем Классоном (1868-1926).


Роберт Эдуардович Классон на озере Госьбуж Буньковской волости Богородского уезда. Фотография 1913-1914 гг.

По воспоминаниям современников Р.Э. Классон ездил из дома на станцию на автомобиле, что в те времена еще «было мало принято» [15]. С течением времени, выросший вокруг станции поселок стал нынешним (с 1946 г.) городом Электрогорском  между Павловским Посадом и Орехово-Зуево.


Р.Э. Классон на фоне одного из 5 новых автомобилей. Фотография, 1923 г.

К 1916 году автопарк Электропередачи увеличился до 11 старых, подержанных автомашин. Уже после революции и национализации, в 1922/23 годах предприятие приобрело пять новых автомобилей (2 легковых, 1 грузовой, 2 автомобиля «Хорьх») [16].


Сергей Иванович Четвериков (1855-1929).

Крупной Городищенской суконно-красильной фабрике Сергея Ивановича Четверикова (1855-1929) принадлежало четыре легковых автомобиля. Три открытых автомобиля  имели кузов «Торпедо» и один, закрытый автомобиль типа «ландоле». Автомобиль сигарообразной формы с открытым кузовом типа «торпедо» характеризовался плавным переходом от боковин и ветрового стекла к капоту вместо резкого уступа. Для довольно распространенного в те времена типа кузова «ландо» или «ландоле» была характерна жесткая неподвижная крыша над  передними сиденьями и открывающийся верх над задними.


Руссо-Балт К-12/20 с кузовом ландоле 1911 года выпуска.

Одной из самых распространенных и доступных по цене к 1914 году машин кузова ландоле был «Руссо-Балт К12/20», - автомобиль, впервые выпущенный Русско-Балтийским автомобильным заводом в 1911 году. Среди владельцев Руссо-Балта К12/20 типа ландоле были такие известные люди, как великий князь и поэт Константин Константинович, премьер-министр граф Сергей Витте, промышленник Эдуард Нобель. В общем счете  заводом был выпущен 141 автомобиль этой модели.


Н.Н. Кисель-Загорянский (1871-?). С фотографии 1913 г.

Три автомобиля в 1914 году принадлежали семье предводителя дворянства Богородского уезда (с 1908 г.), Николая Николаевича Кисель-Загорянского (1871-?), в 1914 году назначенного правительством на должность губернатора Рязанской губернии. Один из них имел кузов типа торпедо, другой, типа лимузин, имел кузов ландоле. Третий автомобиль описывался как «Панара», верх снимается, в виде «Торпедо». Конечно, по типу кузова затруднительно определить завод-производитель автомобиля.


Торжественный въезд в Рязань вновь назначенного рязанского губернатора Н.Н. Кисель-Загорянского. Ул. Соборная, 1914 год. Сзади, кажется, плетется Руссо-Балт.

До наших дней дошла фотография торжественного въезда Н.Н. Кисель-Загорянского в Рязань в 1914 году на автомобиле с кузовом дубль-фаэтон торпедо. Но принадлежал ли этот автомобиль рязанскому губернатору лично – не известно.


Руссо-Балт С 24/35, лимузин с кузовом ландоле 1913 г.

Надо отметить, что в 1913 году пользовался спросом автомобиль лимузин с кузовом ландоле "Руссо-Балт С 24/35".


Panhard & Levassor X 19 1914 года выпуска.

Описание третьего автомобиля, названного "Панара" дает нам подробности не только о форме его кузова, обладавшего складывающимся мягким верхом. 


Panhard & Levassor X 19

Panhard & Levassor X 19

Panhard & Levassor X 19

Panhard & Levassor X 19

Автомобильная фирма Панар  (Panhard Levassor) была образована во Франции в 1886 году, с 1965 года она влилась в «Ситроен» и существует до сих пор как  производитель лёгких военных транспортных средств. В 1914 году была популярна модель Panhard & Levassor X 19 как раз с верхом типа торпедо.


Реклама «Автомобили первоклассных заводов Г.Марка и Ко».

В самом Щёлкове в 1914 году находилось два автомобиля, принадлежавшие Товариществу Людвиг Рабенек. Один из них имел тип кузова «дубль-фаэтон», другой был лимузином с кузовом «торпедо». Представители династии фабрикантов Рабенек, предприятия которых входили в известный Торговый дом «Вогау и Ко» были хорошо знакомы с зятем основателя этого торгового дома, Гуго Маврикиевичем Вогау (1869-1918). Г.М. Вогау одним из первых в России открыл торговлю автомобилями зарубежного производства. Вероятно через него Товарищество Л. Рабенек и приобрело эти первые автомобили. К сожалению, установить их производителя пока не удалось.

[14] ЦИАМ, ф. 487, оп. 2, д. 11, лл. 156 – 156об.
[15, 16] Роберт Классон и Мотовиловы Биографические очерки