09.01.2016

Из истории подмосковного Успенского Стромынского монастыря

Основание Успенского Стромынского мужского монастыря поблизости от д. Коровицыно (ныне – с. Стромынь Ногинского р-на) народная молва относит ко временам Дмитрия Донского и Сергия Радонежского. Вопросу древности обители мы посвятили одну из статей нашего журнала (см.). Сегодня же мы обратим более пристальное внимание на документальную историю монастыря и его владений на северо-востоке Подмосковья в кон. XVI – XIX вв.


Краткую историю Успенской обители по документам Троице-Сергиевой Лавры приводит известный ученый Александр Васильевич Горский (1812-1875): «Стромынский монастырь, по выражению межевых книг, был "особняк, Государево Богомолие"; и о нем писали в прошении к Царю [МихаилуФедоровичу Романову, XVII в.] Троицкия власти: "тот монастырь от частых Игуменов разорился, и до конца запустел; только в нем живут два старца"...
Преподобный Дионисий [Дионисий Радонежский, в миру – Давид Федорович Зобниновский (1570-1633), представляя о сём, просил Государя о позволении: "послать в тот монастырь старца добраго, чтоб монастырь сей до основания не разорился, и церковь Божия не была бы без пения". Царь Михаил Феодорович, передав Троицкому Сергиеву монастырю городок Радонеж, запустевший после Литовскаго разорения, в то же время приказал и монастырь сей "ведати и строити по благословению Преподобного Сергия, по прежнему, как в Чудотворцове Сергиеве житии про тот монастырь написано" [Подлинная о сем грамота 1616 г. на пергамене в Лаврском Архиве. В межевых книгах Московского уезда 7183–7187 годов (1675-1679) о сем монастыре, между прочим, написано: исстари тот Стромынский монастырь был особняк Государево Богомолье. А в прошлом во 125 года (1617) генваря 28 дня тот Стромынский монастырь и с вотчиною дан в монастырь Живоначальныя Троицы Сергиев – прим. А.В. Горского]» [1].

Дионисий Радонежский. XVIII в.

Причиной передачи монастыря в ведение администрации Троице-Сергиевого монастыря мог послужить пожар,  который, как считает С. Смирнов, произошел в Успенском монастыре в 1603 году при Борисе Годунове. Кроме того, эта передача совпадает по времени с периодом активного роста землевладений Троицкого монастыря. В период 1617-1625 гг. ему были приписаны также Троице-Махрищский монастырь в Переславском уезде, Троице-Авнежский в Вологодском и Николо-Чухченемский монастырь в Холмогорах. Исследователи сходятся во мнении, что какие-то формы зависимости Стромынского монастыря от администрации Троице-Сергиевого монастыря существовали и до 1617 года, поскольку поземельные сделки Стромынского монастыря раннего периода носили во многом докладной характер [2].

Упомянутая А.В. Горским грамота царя Михаила Федоровича Романова от 28 янв. 1617 г. полностью приведена в работе С. Смирнова. Но еще до этого, в октябре 1616 года, по приказанию администрации Троице-Сергиевого монастыря была составлена "опись монастыря Стромынского", которая свидетельствует: «...в Московском уезде монастырь Пречистые Богородицы на Стромыне, на речке на Дубенке; а в нем храм древян во имя Пречистые Богородицы честного и славного ея успения, да к тому ж храму на полатех придел во имя святых мученик Флора и Лавра. А в дву приделах образов и книг и свеч и иного никакого церковного строенья нет, и игумен Герасим да черной священник Аврамей Пречистые Богородицы Стромынского монастыря сказали, что в тех приделах снову (то есть с тех пор, как они вновь построены после пожара 1603 года – прим. С. Смирнов) и по ся места никакова церковного строенья не бывало, стоят не священы/…/ да на монастыре, на правой стороне храму, стоит часовня древяна над гробницею преподобного отца нашего Савы, ученика преподобного Сергия» [3]. Кроме неосвященного деревянного храма Успения и часовни, в документе упоминался и «храм деревян теплой на подклете с трапезою во имя великого чудотворца Сергия» [4]. 

Часовня Саввы Стромынского в с. Стромынь. Построена между 1869 и 1870 гг. Фото 2011. Ю.В. Воронов.

Опись 1616 года сохранила и другое важное свидетельство, касающееся владений монастыря на севере Щёлковского района : «К владениям монастыря принадлежали в московском уезде: село Коровицыно (ныне Стромынь),  деревни: Ботово, Еремино, Щекавцово, приселок Косягино и 33 пустоши; в Переславском уезде на Шерне: деревня Зубцово, Новое, Погост, Осочники и Борокково на речке Дубенке. «Да монастырских рыбных ловель на реке Шерне от устья реки Дубны, да в реке Клязьме на 12 верстах»» [5, 8]. Не лишним будет сравнить эти данные с описью землевладений Успенского Стромынского монастыря, составленной за три десятилетия до того, -  в 1585/86 г., в которой упоминаются: д. Ботово (ныне в составе гор. округа Черноголовка) и "сельцо Косягино на речке на Зверенке" и, в окрестностях Фрянова: пуст. Козина на р. Шеренке (д. Козино), селище Глазуново (д. Глазуны), д. Ескина на речке Мелешке (д. Ескино), пустошь Горбунова (ныне – д. Горбуны) на р. Дубенке и многие др. [6]. К слову, можно предположить, что деревня Еремино из  1616 г. могла упоминаться в описи 1585/86 г. как деревня  Юшино, Юрово тож, "что взял подъячей Михайло Степанов, а купил у монастыря до своего живота, а в ней двор монастырской, живут в нем Михайловы люди, да двор ново ставитца" [7]. На сводной карте Генерального межевания Богородского уезда, 1766-1770 гг, также упоминается ряд бывших владений Стромынского монастыря. Среди них мы встречаем: деревню Еремина, пустоши Демихово, Белянково, Митнево, Климуши и Орехово. Основная часть владений монастыря располагалась к востоку от современных границ Щёлковского района и была образована селом Коровицыно (Стромынь) и деревнями Ботово и Щековцова с небольшим участком у с. Беседы.
 
Быв. владения Успенского Стромынского монастыря (отмечены желтым цветом) по данным времен Генерального межевания.Карта составлена: А. Послыхалин.

Исследователь вотчинных владений Троице-Сергиевого монастыря, М.С. Черкасова на основании анализа многочисленных документов монастырского архива, пришла к выводу, что передача Успенского монастыря  в ведение Троице-Сергиевого  монастыря 1617 года сопровождалась определенными осложнениями: «...в 1616-1625 г. на Стромыни продолжались разные коллизии, связанные с пьянством и непослушанием местных монахов новому начальству. Потребовалось вмешательство патриарха Филарета, в грамоте которого 1625 г. были четко определены мероприятия Троицких властей во вновь приписанном к ним Стромынском монастыре. /…/ Во-первых, заново должны быть освящены церкви (видимо, в разоренных обителях, где богослужение оказалось прерванным). Во-вторых, должно быть отремонтировано всякое церковное строение. В-третьих, огорожен сам монастырь. В- четвертых, поставлены новые кельи. Остальные распоряжения патриарха касались господского хозяйства – отремонтировать мельницы, дать в зависимый филиал семена и хлеб на обиход и, наконец, собрать вотчинных крестьян. Расходы на все эти дела и возлагались - на власти “большой Троицы”» [9].  

Меры, принятые администрацией Троицкого монастыря благоприятно повлияли на состояние обители. Умножилось число братии, пределы храма Успения Богородицы были освящены один в честь Рождества Христова, другой во имя святого Афанасия Великого и Кирилла Александрийского. Опись 1642 года свидетельствует: «Троицкий Сергиев Стромынский монастырь на речке на Дубенке да на Гвозденке, а около монастыря ограда деревянная забором, а у ней двои ворота, одни красные, а другие задние на мельницу, а на красных воротах деисус полной на празелени и на красках. А в монастыре церковь во имя Пречистыя Богородицы честного и славнаго ея Успения с двумя приделы, деревянная, верх шатровый; кресты обиты немецким железом. А в церкви Божия милосердия образ: Деисус стоящей, да дванадесят праздников на одних сках, да одиннадцать пророков, все на празелени. Образ местной Пречистыя Богородицы Успение на золоте, венцы и цаты серебряные, резные, позолочены, приложены в прошлом 7148 (1640) году. Пред местным образом Пречистые подсвечник с яблоком золочен. На престоле сорочка крашенинная. Сосуды церковные: потир оловян, два блюдца оловянныя, звезда медная, покровцы крашенинные. При строителе старце Тихоне Пестрикове, в прибыли ризы вкладные, дороги кашанские, белые, оплечье отлас  кызылбашской золотной. Ко храму же Пречистыя Богородицы честнаго и славнаго ея Успения придел Рождество Христово. В приделе сосуды церковные древяные. Другой придел Афонасия Великаго и Кирилла Александрийских. Вверху над трапезою престол святых мученик  Флора и Лавра. На престоле сосуды деревянные, звезда  железная. В монастыре же тёплый храм во имя великаго чудотворца Сергия с трапезою, древян, верх шатровой, глава и шея обиты чешуею, крест обит немецким железом. В Стромынском монастыре братьи: священники Феодорит новгородец, Аврамей стромынец. Рядовой братьи десять человек. В Стромынском монастыре, в церкви Успения Пречистыя Богородицы, благословенная грамоте Филарета Никитича патриарха московскаго и всея Руси на храм великого чудотворца Сергия. Денег на лицо 10 алтын 3 деньги. В казенных чуланах у старца Никодима три пищали монастырского дела. А на ком, что взять (долги, взятые хлебом – прим. С. Смирнова) и тому строитель старец Тихон Пестриков отдал новому строителю старцу Филарету Киржацкому книги за поповыми руками» [10]. 
Кроме того, по описи 1642 года монастырю принадлежал и храм в селе Коровицыно: «храм во имя великого чудотворца Николы древян, клецки, ветх. На колокольне два колокола, клепало железное» [11], который упоминался и в описи владений Успенского монастыря 1585/86 г.

Описанное в документе благополучие обители продолжалось недолго. Через 12 лет, около 1654/55 г. монастырь был истреблен пожаром, после которого была возобновлена лишь тёплая церковь Св. Сергия. В документе 1678 г., опубликованном С. Смирновым, говорится о распоряжении церковных властей заново отстроить храм Успения на том же месте: «а верх бы на той церкви был не шатровой», что, судя по всему, и было исполнено.

В шестом томе «Древней Российской вивлиофики» Н.Новикова среди документов периода 1682-1685 гг. мы можем встретить указание на дальнейшую судьбу обители. В 1687 году на основе типографской школы в московском Заиконоспасском монастыре было учреждено первое в России высшее учебное заведение под названием «Эллино-греческие схолы», будущая Славяно-греко-латинская академия

Обучение в Славяно-Греко-Латинской Академии.
 
В Привилегии, данной на устройство академии, значится: «К тому же училищу да будет монастырь Даниловский, иже на Москве реке, ради новоприходящим ученым людям пребывания; да в Московском уезде Страмынской Троицкой приписной монастырь, да в Дмитровском уезде Николаевский Песножский, да Борисоглебский монастыри, да Медведева пустыня со всеми крестьянскими и бобыльскими дворы и со всеми угодьи» [12]. До конца не выяснены причины передачи монастыря в ведение академии. Можно предположить, что угодья монастыря использовались для обеспечения учеников продовольствием.  

По свидетельству Н.А. Скворцова В 1755 году «Синодальная Контора благословила в приписном к Сергиевой Лавре Стромынском монастыре вместо ветхой и огнившей деревянной церкви Успения Богородицы построить вновь в то же наименование. 1756 г. 2 августа строитель Стромынского монастыря донес, что церковь Успения Пресвятой Богородицы не разобрана, а только покрыта вновь крышею, разобрана же в том монастыре за ветхостью церковь во имя преподобного Сергия и вновь построена» (№298) [13]. 14 августа 1756 года было разрешено ее освятить. Однако, всего через 8 лет, в 1764 году, по мнению С.Смирнова, монастырь был упразднен. В своем труде, опубликованном в год отмены крепостного права, автор говорил, что «Местное предание доныне чтит память Саввы Стромынского и указывает место его погребения в бывшем монастыре Стромынском [14]. В 1861 году место монастыря было, по словам автора, «обозначено часовнею и несколькими уцелевшими до сих пор надгробными камнями. Древние иконы Стромынского монастыря перенесены в храм села Коровицына, искони бывшего во владении монастыря» [15].

1. См. Горский А.В. Гл. X
2. АСЭИ.Т.1. № 75,173,174,463,464.
3. Цит. по: Смирнов С. С. 3-10.
4. Там же. 
5. Цит. по: Смирнов С.Там же; Черкасова М.С.
6.  Писцовые книги Московского государства. Отд. I. -СПб., 1872, с. 264-265 и 275-276..
7.  Писцовые книги Московского государства. Отд. I. -СПб., 1872, с. 265. 
8.  «По описанию 1620-х гг. старинная вотчина Стромынского монастыря - село Коровицыно на р. Дубенке (левый приток Клязьмы) с 3 деревнями - имела 2422 четв. земли в 1 поле, из которых пашня была только в домене (238 четв.), вся же остальная земля лежала в перелоге и поросла лесом. В Переславском уезде Стромынскому монастырю принадлежала небольшая группа деревень, пожалованная еще в 1441/42 г. вел кнгофьей Витовтовной, а затем закрепленная в грамотах вел.кнг.Марии Ярославны. В бурные годы смуты этими деревнями завладели “выезжий литвин” А. Просовецкий и “иноземец турченин” И.Салтанов. Потребовалась специальная грамота царя Михаила Федоровича в январе 1614 г. с подтверждением прав стромынских властей на его старинные Переславские деревни (всего в них насчитывалось, по описанию конца 1620-х гг., 193 четв. земли). Общий же объем земле и дворовладения Стромынского Успенского монастыря в двух уездах. Московском и Переславском, составлял в конце 1620-х гг. 2615 четв. в 1 поле и 61 двор, к 1641 г. отмечено уже не менее 117 дворов». (См. М.С. Черкасова).
9.  См. Черкасова М.С.
10.  Смирнов С. Там же.
11.  Смирнов С. С. 14.
12.  Древ. Рос. Вивлиоф. ч. VI, стр. 404.
13. Скворцов Н.А. С. 195.
14. Соколов С., с. 4.
15.  Соколов С., с. 13.

В оформлении заставки использована фотография Ю.В. Воронова. Отсюда.
А.Ю. Послыхалин. При использовании материала обязательна ссылка на trojza.blogspot.com