06.02.2021

Метрическая книга 1790 г. села Коровицыно (Стромынь) с деревнями Еремино, Дуброво, Ботово, Щекавцево, Беседы, Старки и Стояново

Никольский храм в селе Коровицыно вместе с селом «искони» находились во владении местного Успенского Стромынского монастыря. «Храм во имя великого чудотворца Николы древян, клецки, ветх» с колокольней упоминался в 1616 и 1642 годах [Описание славянских рукописей библиотеки Свято-Троицкой Сергиевой лавры. Часть II. Отд. VI. –М., 1878, с. 16 (прим.); Смирнов С. К. Нечто о древнем Стромынском монастыре / Архив исторических и практических сведений, относящихся до России 1860–1861. Кн. III. –СПб., 1862, с. 14 (см.)]. С перестройками, сведений о которых, кажется, не обнаружено, деревянный храм «дожил» до 1790 г. – года составления исследуемой метрической книги, и был разобран в 1823–1827 годы при строительстве ныне существующего каменного (кирпичного) храма Успения Пресвятой Богородицы в селе Стромынь (temples, sobory, wikimapia).


Село Коровицыно и деревни Ботово, Еремино, Щекавцово, с приселком Косягино (?) и 33 пустошами, упоминавшиеся в описи монастыря октября 1616 года, находились во владении Стромынского монастыря, располагавшегося у р. Дубенки в 700 – 800 м к Ю-З от нынешнего Успенского храма в селе Стромынь [Смирнов С. К. Нечто о древнем Стромынском монастыре / Архив исторических и практических сведений, относящихся до России 1860–1861. Кн. III. –СПб., 1862, с. 10]. По переписям 1678, 1684, 1732 и 1752 годов в числе монастырских владений значилось «село Коровницы, а по прежней ревизии Коровицыно» и деревни Ботово, Еремино и Щекавцово [Жалованная грамота имп. Елизаветы Петровны Троице-Сергиевой лавре на все приписные монастыри и отчины, 1752, июня 11-го дня / ЧОИДР. 1865. Кн. IV.  V. Смесь. С. 126.].
К слову, в виде исторического анекдота, во второй четверти давнего XVIII столетия при местных храмах дьячком служил очень смелый человек, будто бы обладавший выдающимся даром. Весной 1744 года «вотчины Троицкого приписного Стромынского монастыря села Коровицына» дьячек Иван Герасимов написал на имя императрицы Елизаветы Петровны некое прошение с изложением о «якобы видении и слышании от уст Нерукотворного образа Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа страшного осуждения о наображении правоверным на лицах своих честного креста». За его дерзновение утруждать императрицу «сонными и мечтательными привидениями» на дьячка была наложена двухмесячная епитимья, заключавшаяся в мукосейной работе в Троице-Сергиевой Лавре [Полное собрание постановлений и распоряжений по ведомству православного исповедания Российской империи. Т. II. –СПб., 1907, с. 141 (№ 669)].

В 1790 году в довольно крупный для северо-востока Подмосковья приход Никольского храма в селе Коровицыно (ныне – с. Стромынь г.о. Богородский) Экономического ведомства (до 1786 г. – Коллегии экономии) входили того же ведомства деревни Ботово (ныне – д. Ботово г.о. Черноголовка) Еремино (д. Еремино г.о. Щелково) и д. Щекавцово (ныне – д. Щекавцево г.о. Богородский), а также вотчинные (частновладельческие) поселения – сельцо Беседы (д. Беседы г.о. Черноголовка), д. Дубровы (ныне – д. Дуброво г.о. Щелково), сельцо Старково (ныне – д. Старки г.о. Черноголовка), сельцо Стояново (д. Стояново г.о. Черноголовка)


* * *
История формирования прихода Никольского храма в селе Коровицыно, отражая историю становления местных приходов в период 1771–1790 гг., заслуживает особого внимания. Стоит отметить, что, по данным Н. А. Скворцова, в 1771 г. карта церковных приходов в окрестностях Фрянова из-за существования храма (храмов) в с. Беседы, существенно отличалась от той, которую мы представляем по метрическим книгам 1790 года. Так, в приход храма Воскресения Христова в Беседах по свидетельству священника Прокопия Никифорова, в 1771 г. входило до 70 дворов как в с. Беседы, так и в Старкове, Горбунове (Горбунах), Аксенове, Дубровке (Дуброво) и Станово (Стояново) [Скворцов Н. А. Уничтоженные в Богородском уезде церкви. –М., 1901, с. 29]. 
 
Преп. Сергий Радонежский основывает монастырь «на реке на Дубенке на Стромыне. И постави в нем церковь Успения Пресвятой Богородицы». Остермановский первый том (БАН, 31.7.30-1). Изложение отечественной истории за 1254—1378 гг. Миниатюра № 14. По замечанию Д. С. Лихачева, церковь Стромынского монастыря показана шатровой с одной главой, в сходных формах ее изображение повторено на миниатюре № 19» (Поэтика древнерусской литературы). Отсюда. 
Фрагмент межевого плана неустановленного года из арх. краеведа Г. В. Ровенского.
 
По архивным материалам, представленным церковным историком Николаем Алексеевичем Скворцовым (1861–1917), в Беседах имелась деревянная церковь Воскресения Христова с двумя приделами и шатровой колокольней, построенная и освященная в 1690 г. и упоминавшаяся в 1700 году. В августе 1771 г. священник этого храма Прокопий Никифоров был изгнан из села и прихода по приказанию М. П. Шереметевой, а требы в Беседах стал исправлять священник села Фряново. 17 января 1772 г. М. П. Шереметева обратилась в Московскую духовную консисторию с прошением об упразднении пришедшего в «совершеную ветхость» храма, передаче утвари и икон в Успенскую церковь упраздненного Стромынского монастыря, «которая только в трех верстах от села Бесед», и приписке своего села к этому храму. Указом Синодальной конторы от 21 августа 1772 г. церковь в Беседах была упразднена «за крайнею ветхостию», а бывшее село Беседы вместе с деревнями Старково, Дубровы и Стояново было приписано к Успенской церкви «на Стромынке», тогда как Горбуново (д. Горбуны) перешла в приход Никольской церкви в Желтухине (с. Никольское, Костыши тож, ныне – д. Костыши), а деревня Оксеново (д. Аксеново) – в приход Воскресенской церкви в с. Фряново [Скворцов Н. А. Уничтоженные в Богородском уезде церкви. –М., 1901, с. 29-31; Скворцов Н. А. Материалы по Москве и Московской епархии за XVIII век. Вып. II. –М., 1914, с. 687-688]. Бытует местное предание о том, что разобранное здание упразднённой Воскресенской церкви было перевезено из Бесед во Фряново. К сожалению, это предание, ещё и в искаженном виде, нашло отражение и на страницах такого авторитетного издания, как «Памятники архитектурны Московской области»: «церковь Обновления храма Воскресения на кладбище Фрянова перенесена из соседнего села Беседы в середине XIX в.» [ПАМО II, с. 328 (№ 415)]. Стромынский монастырь был упразднен в 1764 году, за восемь лет до описанных событий, а его храмы, холодный Успенский и тёплый Сергиевский, были обращены в приходские. Еще в 1755 году (построенный ок. 1679 г.) деревянный монастырский Успенский храм как «ветхий и огнивший» планировалось построить заново, но монастырская администрация ограничилась лишь тем, что в 1756 г. покрыла его новой крышей, заново (вместо старого, построенного после 1655 и до 1679 г.) выстроив и освятив соседний деревянный Сергиевский храм [Скворцов Н. А. Материалы по Москве и Московской епархии за XVIII век. Вып. I. –М., 1911, с. 194; о датах постройки старых храмов см.: Смирнов С. К. Нечто о древнем Стромынском монастыре / Архив исторических и практических сведений, относящихся до России 1860–1861. Кн. III. –СПб., 1862, с. 12-13]. Анонимный автор статьи по истории монастыря, опубликованной в 1870 г. в Московских епархиальных ведомостях, указывал, что приходской храм «как ветхий» был разобран в 1783 году [Р-в С. В. Успенский Стромынский монастырь (ныне село Стромынь, Московской губернии Богородского уезда / Московские епархиальные ведомости. 1870. № 40]. Поскольку Сергиевский храм, построенный 27 лет назад, было бы сложно назвать ветхим, надо полагать, разобран был деревянный холодный Успенский храм, и, как безапелляционно добавляет краевед А. П. Мельников, именно Успенский храм был «перевезен в село Капотню» [Мельников А. П. Черноголовка-Щелково-Ногинск. Записки краеведа. –М., 2016, с. 123]. По свидетельству С. К. Смирнова, «древние иконы Стромынского монастыря были перенесены в храм села Коровицына [т.е. в Никольский храм], искони бывшего во владении монастыря» [Смирнов С. К. Нечто о древнем Стромынском монастыре / Архив исторических и практических сведений, относящихся до России 1860–1861. Кн. III. –СПб., 1862, с. 13]. О дальнейшей судьбе быв. монастырского Сергиевского храма сведений, кажется не сохранилось…
 

 


Слева направо: Успенская церковь в Стромыни Ногинского района Московской области. Вид с юго-востока до возобновления храма. Фото: А. В. Шатохин, сентябрь 1980 г. temples.ru Стромынь. Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Фотография А. Агафонова, ноябрь 1988 г. sobory.ru Успенская церковь в Стромыни. Фотография 1995–1999 гг. рastvu.com
 
Материалы по истории строительства существующего Успенского храма в селе Стромынь, довольно отрывочны, не полны и представлены в основном в краеведческой литературе*. Известно, что каменный храм был построен в 1827 году [[Благовещенский И. А.] Краткие сведения о всех церквах Московской епархии. –М., 1874, с. 110-111 (№ 771); ПАМО II, с 350 (№ 119)]. Наиболее подробно, хотя и без ссылок на источники, история появления каменного храма описана в статьях местного краеведа А. П. Мельникова, по данным которого 17 мая 1821 г. священник Никольского храма Порфирий Васильев подал прошение архимандриту Троице-Сергиевой Лавры Серафиму, в которой указывал: «Наша Николаевская деревянная церковь приходит в ветхость, почему и желательно нам вместо оной соорудить каменное здание, постоянную церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы с двумя приделами: Святителя Николая и преп. Сергия Чудотворца» [цит. по: Мельников А. П. Черноголовка-Щелково-Ногинск. Записки краеведа. –М., 2016, с. 112, 115]. По освидетельствованию места, назначенного для постройки храма, оно находилось на церковной земле в 30 аршинах (? ок. 21 м) к востоку от старой Никольской церкви [Мельников А. П., там же, с. 115]. Разрешение на строительство было получено 24 августа 1823 г. Отметим, что в церковной ограде в ок. 100 м к северо-западу от Успенского храма, освященного в 1827 г., имеется кубическая однокупольная часовня, современная времени постройки храма, видимо, отмечавшая именно местоположение алтаря старого Никольского храма села Коровицыно, но не ясно с какого времени освященная в честь Георгия Победоносца [см. temples] Приделы строившегося в 1823–1827 гг. храма, главный придел которого было решено освятить в память главной церкви быв. Стромынского монастыря, в честь Успения Пр. Богородицы, освящались по прежде существовавшим главным приделам местных храмов: Никольский – в память приходского Никольского храма в селе Коровицыно, а Сергиевский – в память быв. теплого монастырского храма Сергия Радонежского, который к 1821 году уже, видимо, прекратил свое существование.  [*Материалы по теме: Церковь Успения Пресвятой Богородицы, 1821–1827 гг. Из паспорта памятника истории и культуры (1986 г.)[См.]; Видов К. А. Стромынь / История сел и деревень Подмосковья XIV–XX вв. Вып. 1. –М.: Энциклопедия российских деревень, 1992, с. 147-149; Дроздов М. С., Куликова С. В. История села Стромынь Богородского уезда Московской губернии и стромынского Успенского храма (по материалам метрических книг). [См.]; Пархоменко О. Успенский храм села Стромынь и его святыни. [См.]].
 

Успенская церковь в Стромыни. Фотография Д. В. Иванова, сентябрь 2016. temples.ru
Часовня Георгия Победоносца в ограде храма. Фотография  Etienne, май 2006. sobory.ru
 
Авторское отступление: Недостаточная степень внимания исследователей к Успенскому храму в Стромыни парадоксальна, а любительские исследования приводят к странным и малообъяснимым последствиям. К примеру, в статье А. П. Мельникова, упоминаются данные издания «Волости и важнейшие селения европейской России», изд. в 1862 г., согласно которым в Стромыни и ее «подмонастырской слободке» упоминалось две православных церкви [Мельников А. П. Там же, с. 111; Волости и важнейшие селения европейской России. Вып.2. Губернии Московской промышленной области. СПб., 1886, с. 19 (№ 195)]. Возможно, краевед не обратил внимания на это упоминание, считая его малосущественным. Однако, отметим, что в иных статистических изданиях 1852 и 1862 гг. «подмонастырская слободка» не упоминалась вовсе. В книге К. М. Нистрема, отражающей ситуацию середины XIX в., в с. «Коровицыно, Стромы [так]», и по данным 1859 г. (изд. 1862) в селе, уп. как «Коровищино (Остромынь, Стромыни, Коровщино)» упоминалась лишь одна церковь [Нистрем К. М. Указатель селений и жителей уездов Московской губернии. –М., 1852, с. 139; Списки населенных мест Российской империи. Вып. XXIV. Московская губ. –СПб., 1862, с. 38 (№834)]. Странно выглядит утверждение автора статьи «Стромынская дорога» К. Видова, также опубликовавшего статью под названием «Стромынь» в первом выпуске известного сборника «История сел и деревень Подмосковья XIV–XX вв.»: «Стромынский храм Успения пресвятой Богородицы построен в 1827 году взамен двух деревянных. Один из них, деревянный Успенский, простоял в селе примерно 60 лет. Именно он был Успенским собором Стромынского монастыря на речке Дубенке. С упразднением обители он был разобран и перевезен в село Коровьицыно (Стромынь)» [«Наука и жизнь». – 1992, № 11. – С. 134.]… Немалую путаницу вносит и сравнительно недавняя публикация фотографии будто бы «церкви Успения Богородицы и местного кладбище в селе Стромынь Богородского уезда», датированной 1897 годом [Шелаева Е. П. Православный мир России: в фотографиях конца XIX – начала XX века. -М., 2001, с. 218]. Понятно, что фотография в последней публикации не имеет ничего общего с существующим храмом в Стромыни, кроме того, что он расположен на кладбище, которых в селе два (быв. приходское и быв. монастырское). …Вызывает удивление и отсутствие исторических фотоматериалов дореволюционного периода по самому Успенскому храму. Вопросов по истории Успенского храма в селе Стромынь в XIX веке пока больше, чем ответов…
 

«Церковь Успения Богородицы и местного кладбище в селе Стромынь Богородского уезда». Фотография из кн.: Шелаева Е. П. Православный мир России: в фотографиях конца XIX – начала XX века. -М., 2001, с. 218. Любезно предоставлена А. Чекмаревым.
Фотографии Успенского храма в с. Стромынь из статьи краеведа К. Видова (ж. «Наука и жизнь». – 1992, № 11. – С. 134). 
 
* * *
Всего в метрической книге храма в Коровицыне 1790 г. кроме детей до 5 лет упоминается около 232 человек (167 м.п. и 65 ж.п.), а именно: Коровицыно (68 чел. (48 м.п., 20 ж.п.); 4 священнослужителя и 1 член семьи (3 м.п., 1 ж.п.), 63 кр. (44 м.п. и 19 ж.п.), Беседы (35 кр. (25 м.п. и 10 ж.п.)), Ботово (39 кр. (30 м.п. и 9 ж.п.)), Дубровы (10 кр. (7 м.п., 3 ж.п.)), Еремино (14 кр. (7 м.п. и 7 ж.п.)), Старково (18 душ (15 м.п., 3 ж.п.); 6 дв. (5 м.п., 1 ж.п.), 12 кр. (10 м.п., 2 ж.п.)), Стояново (21 чел. (15 м.п., 6 ж.п.); 4 дв. (3 м.п., 1 ж.п.), 17 кр. (12 м.п., 5 ж.п.)), Щекавцово (20 кр. (16 м.п., 4 ж.п.)), а также 7 «случайных» лиц (4 м.п., 3 ж.п.). Естественным образом в метрической книге 1790 г. упоминались далеко не все жители упомянутых поселений. По сравнению с количеством жителей, указанных в переписях 1773 г., в переписной книге 1790 г. указывалось ок. 15% от общего числа жителей.
Обратим внимание на численность крестьян в поселениях Экономического ведомства, входивших в приход с. Коровицыно. По данным 1773 г.: Коровицыно 105 дворов (656 кр. (326 м. п, 330 ж.п.)) [МИКП II, с. 349 (№ 1315)]; Еремино 28 дв. (128 кр. (63 м.п, 65 ж.п.)) [МИКП II, с. 375 (№1716))]. По Ботову и Щекавцову данных за 1773 г. нет.
В метрической книге 1790 г. упомянуты имена местных крестьянских фабрикантов из экономической деревни Щекавцово: Афанасия Яковлева (л. 62 об.), в 1792 г. основавшего платочную фабрику, производившую в 1796 г. 600 шт. платков среднего сорта на 480 руб. в год и Василия Яковлева (л. 62), основавшего такую же фабричку в 1793 г. и в 1796 г. производившую 800 платков на 640 руб. в год [МИКП II, с. 272-273 (№ 109, 110)].
На страницах метрической книги мы находим отголоски крупной семейной драмы, разыгравшейся в крестьянской среде. Любопытно редкое для метрических книг края упоминание беглых крепостных крестьян с-ца Стояново, братьев Семена и Никифора Егоровых. Семен, бежав, бросил жену Анну Григорьеву. Никифор – жену Марью Спиридонову. 30 сентября 1790 г., уже после побега отца, умер трёхлетний сын Никифора, Логин (л. 62 об.), а  7 ноября жена Никифора родила незаконнорожденную дочь, нареченную Матроной (л. 64). Упомянутая Анна Григорьева стала крёстной Матроны.
Среди владельцев поселений в метрической книге села Коровицыно упоминаются: владельцы местных усадеб генерал-поручик (III кл.) И. Л. Чернышев (Стояново) и майорша (VI кл.?) Е. Г. Мусина-Пушкина (Старково), а также землевладельцы: вдова гвардии капитана (VII кл.) М. П. Шереметева (Беседы), флота лейтенант (Х кл.) А. П. Лодыгин (Дуброво) и прапорщик гвардии (XII кл.) Н. И. Строев (Дуброво).
Местные землевладельцы и священники с. Коровицыно в 1790 году становились крестными своих дворовых, крестьян и прихожан. Владелица Старков майорша Е. Г. Мусина-Пушкина вместе с владельцем соседнего сельца Шастово, титулярным советником И. В. Хмыловым стали восприемниками новорожденной Елены, дочери дворового сельца Старково Петра Иванова (л. 59 об.). Вместе с отставным подпоручиком [так; поручиком в отставке] Сергеем Васильевичем Вяземским (1744 – после 1799) – владельцем сельца Могутово с усадьбой в 1790 г. (см.), Е. Г. Мусина-Пушкина стала восприемницей крестьянина с-ца Старково Павла – сына Василия Егорова (л. 61 об.). Восприемниками младенца Петра, – сына дворового с-ца Старково Никиты Лукьянова были армии капитан Николай Иванов сын Павчинов (Павчиков?) и Прасковья Иванова – жена священника фряновской церкви Воскресения Христова Ивана Федорова (л. 61 об.).
На былое существование дворянских усадеб намекает упоминание дворовых в селениях Старково (6 дв.) и Стояново (4 дв.).
 
* * *
Присмотримся к имущественной истории вотчинных землевладений
БЕСЕДЫ, сельцо, изредка уп. в метрической книге 1790 г. как «село». В 1768 и 1773 гг. Беседы упоминалось как село той же владелицы, что и в 1790 г. [Кусов. В. С., с. 35 (№ 34)]. В 1772 г. в селе упоминалось 15 дворов и 100 душ [Скворцов Н. А. Материалы по Москве и Московской епархии за XVIII век. Вып. II. –М., 1914, с. 687]. В 1773 г. – 16 дворов и 107 душ (52 м.п., 55 ж.п.) [МИКП II, с. 374 (№ 1512)]. В метрической книге 1790 г. сельцо указано вотчиной вдовы гвардии капитана Марьи Петровны Шереметевой (урожд. д’ Акоста, де Лакост, Лакостова, Локостова в I браке Тютчева; 22 июня 1735 – 13 марта 1807) (л. 56(2)). М. П. Шереметева была дочерью международного авантюриста, «любимого шута» Петра I, Анны Иоанновны и Бирона, «самоедского короля» Яна (в крещении Петра Артемьевича (Дорофеевича)) де Лакоста (Лакостов; 1665–1740), находившегося в звании капитана-поручика лейб-гвардии Семеновского полка [Слуцкая Т. К. Бригадир Михаил Тютчев: правда и вымысел о его смерти / Деснинские древности. Вып. IX. –Брянск, 2018, с. 90-91, 97]. По данным В. и Г. Холмогоровых село Беседы было куплено в 1744 году вдовой П. А. Локостова, Прасковьей Ивановной у купившего село в 1734 г. генерал-майора (1741), генерал-поручика (1760) Ивана Васильевича Левашова (1715 – до 1785), женатого на Екатерине Алексеевне Зыбиной (род. 1723) (см.: А. С. Зыбин; Булаково) [Руммель В. В., Голубцов В. В. Родословный сборник Русских дворянских фамилий. Т. I. –СПб., 1886, с. 531 (№ 312)], а в 1755 г. село в виде приданого было передано во владение её 20-летней дочери Марьи Петровны Локостовой [Холмогоровы В. и Г. VI, с. 76; Скворцов Н. А. Уничтоженные в Богородском уезде церкви. –М., 1901, с. 28 (№ 30)]. Старшей (сводной, от I брака?) сестрой Марьи Петровны была Сара де Лакоста, бывшая замужем на московским почт-директором (1725–1763)  Вольфгангом Пестелем (1696–1763)  – прадедом декабриста Павла Ивановича Пестеля (1793–1826), старшим братом – капрал полевой артиллерии (1739), подпоручик (1740), затем майор Яков Христиан Лакоста, бывший бумажным фабрикантом.

Портрет Яна Лакоста. Отсюда.

Среди «анекдотов д’ Акоста» есть один, видимо, касающийся супружества В. Пестеля и Сары, поскольку Марье было всего 5 лет, когда умер её отец: «Один молодец, женясь на дочери Д'Акосты, нашел ее весьма непостоянною и, узнав то, всячески старался ее исправить. Но, усмотрев в том худой успех, жаловался ее отцу, намекая, что хочет развестись с женой. Д'Акоста, в утешение зятю, сказал: «Должно тебе, друг, терпеть. Ибо мать ее была такова же; и я также не мог найти никакого средства; да после, на 60-м году, сама исправилась. И так думаю, что и дочь ее, в таких летах, будет честною, и рекомендую тебе в том быть благонадежну» [Полное и обстоятельное собрание подлинных исторических, любопытных, забавных и нравоучительных анекдотов четырех увеселительных шутов Балакирева, Д'Акосты, Педрилло и Кульковского. –СПб., 1869, с. 99; Русский литературный анекдот конца XVIII – начала XIX века. –М., 1990 (см.)].

Впрочем, сколько было дочерей у П. А. Лакоста до Марии, и скольких из них он успел при жизни выдать замуж, история, кажется не знает… В «анекдотах» упоминается и третья дочь, «выданная за переводчика с Вшивой биржи в Чекуши» [Полное и обстоятельное собрание… С. 115], и четвертая: «Муж четвертой дочери д'Акосты, недовольный своей женой, не долюбливал и ее отца, которому сказал однажды в присутствии большой компании: Хотя тебя, тестюшка, считают за ученого, но не думаю, чтоб ты мог что-либо совершенно знать. “Обманываешься, зятюшка, ибо я совершенно знаю, что ты с рогами”, отвечал д'Акоста» [Полное… С. 115]. Возможно, была и пятая дочь: «Д'Акоста, находясь однажды в комнатах императрицы Екатерины Первой, был спрошен государыней: здорова ли жена его? “Она тяжела, Ваше Величество”. А когда родит? – любопытствовала государыня. “Когда угодно будет Вашему Величеству”, отвечал шут. Все рассмеялись, и государыня, вынув из кармана две конфекты, милостиво пожаловала их д'Акосте» [Полное… С. 119]. Если верить этому анекдоту, одна из дочерей П. А. Лакоста родилась между 1725 и 1727 годом.

В исторических анекдотах без имени упоминается и «остроумная по-своему» Прасковья Ивановна – жена де Лакоста: «жена Д'Акосты была очень малого роста, и когда шута спрашивали, зачем он, будучи человек разумный, взял за себя почти карлицу, то он отвечал: —Признав нужным жениться, я заблагорассудил выбрать из зол, по крайней мере, меньшее» [Полное… С. 121].  «Несмотря на свой малый рост, женщина эта была сварливого характера и весьма зла. Однако д'Акоста прожил с нею более двадцати пяти лет. Приятели его, когда исполнился этот срок, просили его праздновать серебряную свадьбу. —Подождите, братцы, еще пять лет, – отвечал д'Акоста, – тогда будем праздновать тридцатилетнюю войну» [Полное… С. 121]. «Жена д'Акосты, остроумная по-своему и жившая с мужем дурно, однажды, в сердцах на что-то пеняла д'Акосте: для чего не сходит он в лотерею и не попытает счастия? “там только рогоносцы бывают счастливы!” – отвечал шут, чтобы сказать что-нибудь. – А коли так, - подхватила жена, - иди скорей: ручаюсь, что нам хороший лот выйдет! Рассерженный д'Акоста в ту же минуту схватил злую бабу за косы, и оттаскал ее за непрошенное остроумие. Однако же билет д'Акоста взял, но ничего не выиграл. Когда он сказал об этом жене, то она, осердившись, стала его бранить, приговаривая: “Уж и видно, что прямой дурак! даже в лотерею-то не сумел выиграть! ”» [Полное… С. 123]. «Д'Акоста часто говаривал: “Когда я собирался жениться, то так был влюблен в теперешнюю свою жену, что из крайней к ней любви хотел ее съесть, и теперь сожалею, что этого не сделал!”» [Полное… С. 121].  

Если верить анекдотам, муж владелицы Бесед жил с женой «не совсем ладно» (с. 114) и даже «весьма дурно» (с. 105, 123), ненавидел лейб-медика графа И. И. Лестока (1692–1767), будучи «его врагом» (с. 120-121) «за его шашни с женой и дочерьми его» (с. 117, 119), был «толст» (с. 106), «великий охотник до романеи [виноградного вина высокого качества(с. 106), но «по своей скупости пивший весьма умеренно» (с. 113), был «известен своей скупостью» и потому «никогда не играл в карты» (с. 113), но остался «много должным» при смерти (с. 124-125), был «весьма начитанным человеком, очень любившим книги» (с. 114) и почитался не только как «шут», но и как «ученый» (с. 115)  и «философ» (с. 102) [См.: Полное и обстоятельное собрание…].

Если посмотреть на «анекдоты» в целом, бывший на родине адвокатом, Петр де Лакоста, при Петре I славившийся своим остроумием и начитанностью, именно во времена Бирона перешел к «низменным жанрам»: постановочным сценкам с участием жены, которая  умело подыгрывала ему и при его жизни, и, видимо желая сохранить за собой неофициальный статус мужа, и после его смерти: «Жена д'Акосты часто слыхала от мужа, что кофей служит ему главным утешением в печали. Поэтому, как только умер муж, закричала: “дайте поскорей кофею! ах я несчастная, несчастная!”. Ей подали чашку этого напитка, она выпила его и тотчас же стала по-прежнему весела» [Полное… С. 125].

Может показаться любопытным, что соседней, располагавшейся в ок. 11 км к С-В от Бесед деревней Иконниково в середине XVIII в. владел кн. А. Н. Волконский, сын Никиты Федоровича Волконского, назначенного шутом при дворе Анны Иоанновны.

В первом браке дочь «шута», получившая с. Беседы (его часть) от матери в качестве приданого, в возрасте 20 лет, Мария Петровна состояла за прапорщиком (1737), участником посольства к турецкому двору (1740–1741), поручиком (1741), капитаном (1744), капитан-поручиком (1753), армии бригадиром (1755) Михаилом Петровичем Тютчевым (1717–1757). Согласно неподтвержденным, и ныне опровергнутым Т. К. Слуцкой преданиям, вошедшим в родословцы, М. П. Тютчев был расстрелян по личному приказу фельдмаршала Миниха в 1741 году [Руммель В. В., Голубцов В. В. Родословный сборник Русских дворянских фамилий. Т. II. –СПб., 1887, с. 570 (№ 10)].  Будучи младше супруга на 18 лет, выйдя замуж за отставного 38-летнего бригадира в 1755 году, и овдовев 22-х лет от роду, Мария Петровна проживала в своих Беседах, и вышла замуж за родственника местных землевладельцев, прапорщика Семеновского полка, капитана Федора Владимировича Шереметева (1730–1767) [Скворцов Н. А. Уничтоженные в Богородском уезде церкви. –М., 1901, с. 30], – сына коллежского советника Владимира Федоровича Шереметева (ум. 1780) и родного брата владелицы соседнего села Рязанцы Марии Владимировны Исленевой (ур. Шереметевой; род. 1731 – ?), в 1784 году построившей в своем селе Троицкий храм (см.). От брака Федора Владимировича и Марии Петровны был рожден сын Владимир [Долгоруков П. В. Российская родословная книга. Ч. III. –СПб., 1854, с. 502-503 (№ 49, 66)], данных о службе которого не обнаружено. Вторично Мария Петровна овдовела всего через 10 лет брака, в 32-летнем возрасте…
В каком-то смысле продолжая «анекдоты», приведем описание ссоры священника села Беседы с дочерью П. А. де Лакоста, 36-летней Марьей Петровной, случившейся во второй половине 1771 года по поводу упразднения Воскресенской церкви в Беседах. Донесение священника упомянутой церкви Прокопия Никифорова в изложении Н. А. Скворцова: «Прошедшего августа 24-го, будучи прихожанкою сельца Станова, помещицею Мариею Дмитриевою Вешняковою позван к ней в дом в помянутое сельцо Станово вместе с пономарем Михаилом Егоровым, отправил у нее в доме всенощное бдение, после которого, когда возврашался в дом свой, и с тем же пономарем приехал к показанному селу [Беседы], тогда люди Шереметевой, не допустя их в то село, объявили, что помянутая помещица [М. П. Шереметева] приказала его не только в дом его, но и в село не пускать. Священник возвратился в сельцо Станово и ночевал в нем в доме помещицы Вешняковой. На другой день приехал в село, и хотел было войти в дом свой, но показанные люди не только в оный его не допустили, но неизвестно для чего ударили в набат. Сбежались из того села люди Шереметевой и между ними живущий у нее француз Ландр с ружьем; приступив к священнику с ружьем, он бранил его и угрожал застрелить, если он будет стараться войти в свой дом. Убоясь этого, священник возвратился опять в дом помещицы Вешняковой, а на другой день, собрав прикащиков всех деревень своего прихода, пошел с ними к Шереметевой. Она при всех сказала, что он ей быть в том селе не надобен. С этого времени ему пришлось потом странствовать, а жена его с домашними жила в его доме. Требы в Беседах почему-то стал исправлять священник села Фрянова, а в остальном приходе исправлял по-прежнему священник Прокопий Никифоров. В виду прозошедшей ссоры с помещицей, он не находил для себя более возможным оставаться в том приходе, при том же считал это для себя опасным, и просил дозволения приискивать другое место» [Скворцов Н. А. Уничтоженные в Богородском уезде церкви. –М., 1901, с. 29-30].
Мария Петровна Шереметева скончалась в 1807 г. Пока точно не выяснено, передала ли она Беседы своему сыну Владимиру. Так или иначе, в 1812 г. сельцом Беседы владела невестка М. П. Шереметевой, Елена Васильевна Шереметева (ур. княжна Голицына; 10 мая 1770 – 3 янв. 1852) [Савелов Л. М. Московское дворянство в 1812 году. –М., 1912, с. 199] – вторая супруга Александра Владимировича Шереметева (10 марта 1742 – 28 июня 1803) – младшего брата Ф. В. Шереметева, мужа Марии Петровны. 
 
ДУБРОВЫ, деревня. В 1768 и 1773 гг. деревня находилась в общем владении коллежского асессора (VIII кл.) Ивана Алексеевича Строева (ум. до 1796) – мужа Евдокии Алексеевны Строевой (урожд. Норовой) и Марфы Андреевны Лодыгиной, – жены мичмана (1751), унтер-лейтенанта (1754), корабельного секретаря (1757), лейтенанта флота (Х кл.) (1758), уволенного в отставку в 1760 г., Афанасия Петровича Лодыгина [Кусов. В. С., с. 43 (№ 123); об А. П. Лодыгине см.: Феофанов А. М. Морские офицеры Российской империи XVIII века: биографический словарь. –М., 2016. с. 102]. В 1773 г. в селе уп. 13 дворов и 82 души (40 м.п., 42 ж.п.) [МИКП II, с. 374 (№ 1512)]. По иным данным 1772 г., кроме упомянутого И. А. Строева деревней, уп. как «Дубравы», с 10 дворами и 62 душами крепостных, по сообщению Н. А. Скворцова, в качестве владельца деревни, возможно ошибочно, упомянут  морского флота поручик (IX кл.) Афанасий Петрович Колюбакин [Скворцов Н. А. Материалы по Москве и Московской епархии за XVIII век. Вып. II. –М., 1914, с. 688]. По данным метрической книги 1790 г. деревней владел сын И. А. Строева, гвардии прапорщик (XII кл.) Николай Иванович Строев (ум. после 1806) (л. 56 об.), женатый на Елизавете Федоровне Ладыженской (Лодыженской),  сестре буд. генерал-лейтенанта Николая Федоровича Ладыженского [Руммель В. В., Голубцов В. В. Родословный сборник Русских дворянских фамилий. Т. I. –СПб., 1886, с. 492 (№ 214)], а также морского флота лейтенант (Х кл.)  Афанасий Петрович Лодыгин (Ладыгин) (л. 61) – муж упоминавшейся выше М. А. Лодыгиной. В 1812 г. деревня, ук. как «Дубровино» и «Дуброво» вместе с крепостными крестьянами принадлежала капитану Федору Афанасьевичу (?) и дворянину Петру Ладыгиным, а также девице Марье Федоровне Ладыженской – младшей сестре вышеупомянутой Е. Ф. Строеной (Ладыженской) [Савелов Л. М. Московское дворянство в 1812 году. –М., 1912, с. 196; о М. Ф. Ладыженской см.: Руммель В. В. Ibid.]. 
 
СТАРКОВО, сельцо. В 1768 г. сельцо упоминалось как «Фряново, Старково тож» и принадлежало бригадиру Василию Петровичу Лачинову (1722 – дек. 1776), женатому на Марии Ивановне Дашковой [Кусов. В. С., с. 67 (№ 425)]. По данным, приведенным в кн. Н. А. Скворцова, относящимся к 1772 году и упразднению храма в Беседах, в сельце В. П. Лачинова, возм., ошибочно ук. как «Станово»*, упоминалось 8 дворов и 76 душ крестьян [Скворцов Н. А. Материалы по Москве и Московской епархии за XVIII век. Вып. II. –М., 1914, с. 687]. По данным, вызывающим большее доверие, в 1773 г. в упомянутом как «Фряново, Стариково тож» сельце того же владельца, числилось 11 дв. и 62 души крепостных (32 м.п., 30 ж.п.) [МИКП II, с. 352 (№ 1515)]. От брака В. П. Лачинова и М. И. Дашковой родились дочери: Анастасия Васильевна (ум. 15 авг. 1848), в замуж. за генерал-майором (1796) Яковом Даниловичем Мерлиным (1753–1819) и Елизавета Васильевна, ставшая женой графа Александра Францевича Санти (1751–1806). По данным метрической книги 1790 года сельцо Старково принадлежало госпоже майорше Елисавете Гавриловне Мусиной-Пушкиной (урожд. Клюевой) (л. 56) – по данным краеведа Е. Н. Маслова, супруге секунд-майора Михаила Ивановича Мусина-Пушкина и владелице с ок. 1779 – до 1788 г. Успенского порохового завода [Маслов Е. Н. «Пушкин – наше всё». Богородский край в судьбе поэта. –М., 1999, с. 50], по данным краеведа Г. В. Ровенского, Елизавета Гавриловна была замужем за Аполосом Аполосовичем Мусиным-Пушкиным (см.: Родословная Мусиных-Пушкиных; bogorodsk-noginsk.ru). Обе версии не подтверждаются родословием Мусиных-Пушкиных, составленным П. В. Долгоруковым: М. И. Мусин-Пушкин (ум. 4 нояб. 1779) был женат на Анне Ивановне Салтыковой, а А. А. Мусин Пушкин (1760–1805) на княжне Анне Николаевне ур. Голицыной [Долгоруков П. В. Российская родословная книга. Ч. II. –СПб., 1855, с. 197 (№ 113) и 198 (№ 142)].  Остаётся открытым вопрос чьей же супругой была упоминавшаяся и в 1812 году среди землевладельцев Дмитровского уезда жена майора Е. Г. Мусина-Пушкина [Савелов Л. М. Московское дворянство в 1812 году. –М., 1912, с. 228]. Большее доверие вызывает мнение Е. Н. Маслова, подтверждаемое и сторонними источниками (см. ссылки к нашей статье 2014 г. «Мануфактуры XVIII в.»).
 
В. П. Лачинов. Худ. Ф. С. Рокотов, 1760-е гг. ГХМ (Самара). А. В. Мерлина (ур. Лачинова). Отсюда.

*Всуе отметим, что, конечно, никакого сельца под названием «Станово» не существовало в наших краях. Это название, видимо, как результат неверного прочтения текста манускриптов, упоминается лишь в работах Н. А. Скворцова. Странность заключается в том, что в издании «Уничтоженные в Богородском уезде церкви» на с. 29 оно упоминается в ряду «Старково, Горбуново, Аксеново, Дубровки, Станово [М. Д. Вешняковой]», обозначая, конечно, Стояново, а не Старково, а в издании «Материалов по Москве и Московской епархии», на с. 688, отчего-то, в ряду: «Беседы, д. Станово [бриг. Лачинова], Дубравы, Стояново, Горбуново, Аксеново», обозначая отсутствующее в перечислении Старково.

СТОЯНОВО, сельцо. В 1768 г. сельцо являлось владением коллежского советника (VI кл.) Ивана Дмитриевича Макарова [Кусов. В. С., с. 65 (№ 393)]. Помимо сельца на плане Генерального межевания в составе имения с административным центром в Стоянове была указана деревня под названием Мартыниха. В 1773 г. в сельце Стояново и деревне, ук. как «Мартыни», того же владельца, числилось 13 дворов и 87 крестьян (43 м.п., 44 ж.п.) [МИКП II, с. 352 (№ 1520)].   По данным 1772 г, связанным с упразднением Беседовского храма, в Стоянове – владении полковника И. Д. «Макарьева» упоминалось 9 дворов и 83 души [Скворцов Н. А. Материалы по Москве и Московской епархии за XVIII век. Вып. II. –М., 1914, с. 688]. В метрической книге 1790 г. деревня Мартыниха, относившаяся к землевладению сельца в прошлые времена, уже не упоминалась. В истории об упразднении храма села Беседы, исследователь Н. А. Скворцов, на основании исторических документов II пол. 1771 года в качестве помещицы (?) сельца «Станово» (Стояново) упоминал некую Марью Дмитриевну Вешнякову, – неизвестную представительницу рода местных землевладельцев Вешняковых (Вишняковых) (Маврино, Никольское, Костыши) имевшую в сельце собственный (?) дом [Скворцов Н. А. Уничтоженные в Богородском уезде церкви. –М., 1901, с. 29-30]. По данным метрической книги 1790 года сельцо состояло в  вотчине генерала сенатора и кавалера Ивана Львовича Чернышева (22 окт. 1736–1791 или 3 февраля 1793) (л. 56 об.) – сержанта (1750), флигель-адьютанта (1754), полкового адъютанта (1755), поручиком (1757) участвовавшего в Семилетней войне (1756–1783) и раненого в ногу, бок и шею, капитана (1760), секунд-майора (1761), премьер-майора (1762), в звании подполковника (1764) и полковника (1770)  участвовавшего в Русско-Турецкой войне (1768–1774) и военных действиях в Польше, бригадира (1774) Нотебургского пехотного полка, генерал-майора (1777), командира Польского корпуса (1778 – 1779), правителя Костромского наместничества (1781–1784), генерал-поручика (1783), сенатора (1784), поселившегося в первопрестольной (Москве) с ноября 1786 г. [Долгоруков П. В. Российская родословная книга. Ч. II. –СПб., 1855, с. 103.] После смерти Ивана Львовича Стояново перешло во владение его вдовы. В 1812 году сельцом владела жена (с 1781 г.), вдова генерал-поручика (III кл.) Евдокия Дмитриевна Чернышева (урожд. Ланская; 1757 – 8 июня 1815) [Савелов Л. М. Московское дворянство в 1812 году. –М., 1912, с. 199] с детьми: Екатериной Ивановной (1782–1851) (в замужестве за П. С. Мещерским (1778–1851)), Маврой Ивановной (1784–1806) и сыном – Александром (1786–1857), впоследствии военным министром.
 
И. Л. Чернышев с женой и детьми. Неизв. худ., 1787 г.
 
Обращает на себя внимание отсутствие среди перечисленных владельцев сельца Стояново имени известного зодчего Василия Ивановича Баженова (ум. 1799). Встречается мнение, что архитектор получил Стояново в качестве приданого за Аграфеной Лукиничной Долговой (1745–1817). Свадьба состоялась 13 июня 1768 г. Между тем, сельцо Стояново при его межевании 16 сентября того же 1768 г. указывалось как принадлежащее И. Д. Макарову [Кусов. В. С., с. 65 (№ 393)]. Учитывая это обстоятельство, известный исследователь края С. Б. Веселовский считал, что «Стояново, расположенное в лесистой местности к северу от Ногинска, перешло после 1772 г. к зодчему В. И. Баженову как имение жены» [Подмосковье. Памятные места в истории русской культуры XIVXIX веков. –М., 1962, с. 325]. Уточнение тем более ценное, если учитывать, что и в 1772 и в 1773 году Стояново продолжало принадлежать прежнему владельцу И. Д. Макарову [Скворцов Н. А. Материалы… II, с. 688; МИКП II, с. 352 (№ 1520)]… По утверждению местного краеведа А. П. Мельникова, ошибочно считавшего, что свадьба состоялась в 1771 г., Аграфена Лукинична Долгова была племянницей владельца Стоянова [Мельников А. П. Черноголовка-Щелково-Ногинск. Записки краеведа. –М., 2016, с. 85]. Получается, что сестра И. Д. Макарова была первой женой отца Аграфены, купца I гильдии (1744), именитого гражданина (1783) Луки Ивановича Долгова (1722 – 19 апр. 1783). Между тем, имя и фамилия первой супруги купца, родившей в 1745 г. Аграфену, также, как и родственные связи И. Д. Макарова, до сих пор документально не установлены… В «Московских ведомостях» (№ 9, 1776) и «Санкт-Петербургских ведомостях» за 1776 год зодчий разместил объявления о продаже Стоянова, вторично опубликовав их в 1781 г. [Снегирев В. Л. Архитектор В. И. Баженов: очерк жизни и творчества. –М., 1937, с. 112]. С. Б. Веселовский считал, что Стояново было продано в 1781 году. Краевед А. П. Мельников, пользуясь неизвестными источниками, утверждал, что оно было продано некому П. И. Кириллову [Мельников А. П. там же, с. 86]… С определенностью можно сказать лишь то, что имущественная история Стоянова с 1773 по 1790 г. исследована недостаточно. 
Отождествление владения зодчего с подмосковным Стояновым, было предпринято в первой публикации 16-летнего автора, будущего доктора физико-математических наук и выдающегося геохимика Виктора Викторовича Чердынцева (1912--1971) [Чердынцев В. В. Усадьба сельца Стоянова и ее принадлежность В. И. Баженову. // Сборник Общества изучения русской усадьбы. М., 1928, N5--6, с. 52—55].

ИСТОЧНИК: «Тетрадь в двенадцати листах, данная по силе указа из Радонежского духовного правления за подписанием оного присутствующего и благочинного Воздвиженского священника Андрея Иванова,  церкви Николая Чудотворца, что в селе Коровицыне,  священнику Симеону Тимофееву с причтом на 1790 год, в которой записывать ему прихода своего родившихся, браками венчавшихся и умерших по форме с показанием года, месяца и числа и других обстоятельств без всякого упущения и утайки под опасением жесточайшего штрафа» (л. 55); «Ведомость именная, учиненная Богородской округи Радонежской десятины села Коровицына церкви Николая Чудотворца священником Симеоном Тимофеевым с причтом, сколько в приходе их в прошлом 1790-м году января с 1-го числа обоего пола родилось, когда крещены и кто были восприемники, также браком сочеталось, которого месяца и числа, и скольких лет кто умер и где погребен» (л. 447). (ЦГА г. Москвы. Ф. 203. Оп. 745. Ед. хр. 795. Л-л. 56-65). [СКАЧАТЬ]

Центральный государственный архив города Москвы. Фонд № 203, Московская духовная консистория, г. Москва с 1744 по 1920 г. Опись № 745, Метрические книги церквей г. Москвы и уездов Московской губернии с 1744 по 1920 г. Посмотреть документ целиком.
Послыхалин А. Ю. © 2020. При использовании материала обязательна ссылка: интернет-журнал "Подмосковный краевед" (trojza.blogspot.com)
 
КОРОВИЦЫНО, Экономическое село (л. 56). 
священнослужители: 
Тимофеев Симеон, священник Николаевской церкви с. Коровицыно, отец Марьи (род. 1790). Л. 59, 60 об.
[Нрзб.] Тимофей, священник с. Коровицыно, ум. до 1790 г., муж Марфы Ивановой. Л. 59.
Афонасьев Василий, дьячек с. Коровицыно. Л. 57, 59 об.
Иванов Степан, пономарь с. Коровьицыно. Л. 56 об., 62. 
крестьяне: 
Алексеев Степан, кр. с. Коровицыно, муж Федосьи Ивановой. Л. 63.
Алексеев Федот, кр. с. Коровицыно, отец Ивана (род. 1790). Л. 63.
Алексеев Филипп, кр. с. Коровицыно, отец Ирины (род. 1790). Л. 59 об.
Андреев Максим, кр. с. Коровицыно, отец Михаила (род. 1790). Л. 62.
Андреев Моней [так], кр. с. Коровицыно, муж Дарьи Матвеевой. Л. 59 об.
Андреев Трофим, кр. с-ца Коровицыно, муж Акулины Федоровой. Л. 59 об.
Васильев Евдоким, кр. с. Коровицыно. Л. 57 об.
Васильев Козма, кр. с. Коровицыно. Л. 60, 61.
Григорьев Дмитрий, кр. с. Коровицыно. Л. 57 об.
Григорьев Матвей, кр. с. Коровицыно. Л. 61.
Григорьев Николай, кр. с. Коровицыно, отец Офимьи [так] (род. 1790). Л. 57 об., 61 об.
Григорьев Федор, кр. с. Коровицыно, отец Анны (род. 1790), отец ум. Прасковьи Федоровой. Л. 57 об., 61.
Дмитриев Иван, кр. с. Коровицыно, отец Федора Иванова. Л. 63 об.
Дмитриев Мирон, кр. с. Коровицыно, отец ум. Марьи Мироновой, отец Анны (род. 1790). Л. 60, 62 (2).
Един [так] Прокофий, кр. с. Коровицыно, отец Игнатия (род. 1790). Л. 57, 58 об., 62.
Емельянов Афонасий, кр. с. Коровицыно. Л. 57.
Иванов Василий, кр. с. Коровицыно, отец Ивана (род. 1790). Л. 60 об.
Иванов Герасим, кр. с. Коровицыно. Л. 56 об.
Иванов Ермила, кр. с. Коровицыно, ум. до 1790 г., муж ум. Овдотьи Ивановой. Л. 56 об.
Иванов Козма, кр. с. Коровицыно, отец Ивана (род. 1790). Л. 58 об.
Иванов Ларион, кр. с. Коровицыно. Л. 61 об.
Иванов Михаил, кр. с. Коровицыно, ум. до 1790 г., муж ум. Праскевы Федоровой. Л. 56.
Иванов Никифор, кр. с. Коровицыно, отец девки Марфы Никифоровой. Л. 62.
Иванов Спиридон, кр. с. Коровицыно, муж Евдокии Кириловой. Л. 60.
Иванов Федор, кр. с. Коровицыно, муж Ирины Андреевой. Л. 57 об.
Иванов Федор, кр. с. Коровицыно, сын Ивана Дмитриева, муж Татьяны Матвеевой из д. Ботово. Л. 63 об. 
Иванова Анна (1728–1790; 62 г.), кр. с. Коровицыно, жена Григория Семенова, мать д. Натальи Григорьевой. Л. 61 об. 
Иванова Овдотья (1718–1790; 72 г.), кр. с. Коровицыно, вдова Ермилы Иванова. Л. 56 об. 
Игнатьев Иван, кр. с. Коровицыно, муж Дарьи Антипиной. Л. 57, 62.
Ильин Григорий, кр. с. Коровицыно, муж Федосьи Егоровой. Л. 60 об.
Кирилов Максим, кр. с. Коровицыно, отец Тимофея (род. 1790). Л. 60.
Леонтьев Савва, кр. с. Коровицыно. Л. 60.
Максимов Никита, кр. с. Коровицыно. Л. 60. 
Миронова Марья (1785–1790; 5 л.), кр. с. Коровицыно, дочь Мирона Дмитриева. Л. 60. 
Михайлов Ерофей, кр. с. Коровицыно, умерший до 1790 г., муж Мавры Петровой. Л. 57 об., 62.
Михайлов Иван, кр. с. Коровицыно. Л. 58 об.
Никифоров Ларион, кр. с. Коровицыно. Л. 60.
Никифоров Никита, кр. с. Коровицыно, отец Анны (род. 1790). Л. 52.
Петров Афонасий, кр. с. Коровицыно, муж Пелагеи Федоровой. Л. 64 об.
Петров Иван, кр. с. Коровицыно, отец девки Прасковьи Ивановой и Марьи (род. 1790). Л. 58 об., 59 об.
Петров Матвей, кр. с. Коровицыно, муж Овдотьи Ивановой. Л. 57 об.
Петров Пантелей, кр. с. Коровицыно, муж Настасьи Семеновой. Л. 62, 63.
Петров Петр, кр. с. Коровицыно, отец Алексея (род. 1790). Л. 57 об., 59 об., 60 об.
Савельев Емельян, кр. с. Коровицыно. Л. 64 об.
Семенов Григорий, кр. с. Коровицыно, муж ум. Анны Ивановой, отец девки Натальи Григорьевой. Л. 57 об., 60 об., 61 об.
Семенов Яков, кр. с. Коровицыно. Л. 63 об.
Тимофеев Герасим, кр. с. Коровицыно, муж Марфы Савиновой, отец Игнатия (род. 1790). Л. 57, 64 об. 
Федорова Праскева (1697–1790; 93 г.), кр. с. Коровицыно, вдова Михаила Иванова. Л. 56. 
Федорова Прасковья (1785–1790; 5 л.), кр. с. Коровицыно, дочь Федора Григорьева. Л. 61. 
 
БЕСЕДЫ, сельцо, иногда уп. как село. Вотчина вдовы гвардии капитана Марьи Петровны Шереметевой (л. 56(2)). 
Андреев Семен, кр. с-ца Беседы, сын ум. Андрея Леонтьева, муж Катерины Петровой. Л. 57.
Антонов Ларион, кр. с-ца Беседы, отец Константина (род. 1790). Л. 60 об.
Афонасьев Яков, кр. с-ца Беседы, умерший до 1790 г., отец Петра Яковлева и Ирины Яковлевой. Л. 56, 57.
Васильев Козма, кр. с-ца Беседы, муж Овдотьи [так] Ивановой. Л. 61 об.
Васильев Петр, кр. с-ца Беседы, отец Герасима Петрова и Катерины Петровой. Л. 56, 57.
Гаврилов Корнил, кр. с-ца Беседы, отец Сергея Корнилова. Л. 57.
Герасим Петров, кр. с-ца Беседы, сын Петра Васильева, муж Овдотьи Федоровой. Л. 56.
Дементьев Иван, кр. с-ца Беседы, отец Оксиньи Ивановой. Л. 56.
Евсеев Варфоломей, кр. с-ца Беседы, отец Акулины [так]. Л. 60 об. 
Емельянова Меланья, кр. с-ца Беседы, вдова Федора Савельева, мать незаконнорожденной Марфы (род. 1790). Л. 61 об. 
Иванов Яфим [так], кр. с-ца Беседы. Л. 60 об.
Корнилов Сергей, кр. с. Беседы, сын Корнила Гаврилова, муж Ирины Яковлевой. Л. 57, 63 об.
Корнилов Яфим [так], кр. с-ца Беседы, муж Катерины Антоновой. Л. 60 об.
Кузмин Федор, кр. с-ца Беседы, умерший до 1790 г., отец Овдотьи Федоровой. Л. 56.
Ларионов Емельян, кр. с-ца Беседы. Л. 56.
Леонтьев Андрей, кр. с-ца Беседы, умерший до 1790 г., отец Семена Андреева. Л. 57.
Матвеев Степан, кр. с-ца Беседы. Л. 60 об. 
Оксинья Иванова, кр. с-ца Беседы, дочь Ивана Дементьева, жена Петра Яковлева. Л. 56. 
Петров Павел, кр. с-ца Беседы, отец Петра (род. 1790). Л. 56.
Петров Прохор, кр. с-ца Беседы, отец Михаила (род. 1790). Л. 63 об.
Петров Степан, кр. с-ца Беседы. Л. 61 об. 
Петрова Катерина, кр. с-ца Беседы, дочь Петра Васильева, жена Семена Андреева. Л. 57. 
Савельев Федор, кр. с-ца Беседы, умерший до 1790 г., муж Меланьи Емельяновой. Л. 61 об.
Семенов Афонасий, кр. с-ца Беседы, умерший до 1790 г., муж ум. Анны Якимовой. Л. 59 об. 
Федорова Овдотья, кр. с-ца Беседы, дочь ум. Федора Кузмина, жена Герасима Петрова. Л. 56. 
Якимова Анна (1694–1790; 96 л.), кр. с-ца Беседы, вдова Афонасия Семенова. Л. 59 об. 
Яковлев Ермолай, кр. с-ца Беседы, муж Авдотьи Петровой. Л. 56.
Яковлев Петр, кр. с-ца Беседы, сын ум. Якова Афонасьева, муж. Оксиньи Ивановой. Л. 56. 
Яковлева Ирины, кр. с-ца Беседы, дочь ум. Якова Афонасьева, жена Сергея Корнилова. Л. 57. 
Яфимов [так] Иван, кр. с-ца Беседы, муж Марьи Евсеевой. Л. 61, 63 об. 
 
БОТОВО, деревня. Экономической волости (л. 56). 
Алексеев Михайла, кр. д. Ботово, муж ум. Ирины Ивановой. Л. 59.
Алексеев Сергей, кр. д. Ботово. Л. 63.
Андреев Федор, кр. д. Ботово, муж Овдотьи [так] Захаровой. Л. 56.
Васильев Антип, кр. д. Ботово, отец Симеона (род. 1790). Л. 63.
Власов Василий, кр. д. Ботово, муж Марфы Епифановой. Л. 64.
Григорьев Иван, кр. д. Ботово, отец Настасьи (род. 1790). Л. 63 об.
Данилов Епифан, кр. д. Ботово, ум. до 1790 г., отец Анисьи Епифановой. Л. 63 об.
Епифанов Евдоким, кр. д. Ботово, отец Михаила (род. 1790). Л. 57, 64. 
Епифанова Анисья, кр. д. Ботово, дочь ум. Епифана Данилова, жена Афима Ильина. Л. 63 об. 
Иванов Гаврила, кр. д. Ботово. Л. 59. 
Иванова Ирина (1741–1790; 49 л.), кр. д. Ботово, жена Михайлы Алексеева. Л. 59. 
Ильин Афим [так], кр. д. Ботово, сын ум. Ильи Петрова, муж Анисьи Епифановой. Л. 63 об.
Ильин Петр., кр. д. Ботово. Л. 63 об.
Ильин Семен, кр. д. Ботово, муж Овдотьи [так] Семеновой. Л. 63 об. 
Матвеева Татьяна, дочь Матвея Тихонова, жена Федора Иванова из с. Коровицыно. Л. 61, 63 об.
Митрев Тарас, кр. д. Ботово, отец ум. Ильи Тарасова. Л. 59.
Михайлов Егор, кр. д. Ботово, отец Ивана (род. 1790). Л. 61.
Михайлов Петр (1785–1790; 5 л.), кр. д. Ботово, сын Михайлы Терентьева. Л. 59.
Петров Илья, кр. д. Ботово, умерший до 1790 г., отец Афима [так] Ильина. Л. 63 об.
Прокофьев Ларион, кр. д. Ботово, отец Федосьи (род. 1790). Л. 60 об., 64.
Прохоров Василий, кр. д. Ботово, муж Матроны Васильевой. Л. 64.
Савинов Степан, кр. д. Ботово, отец Ксении (род. 1790). Л. 57.
Савинов Тимофей, кр. д. Ботово. Л. 58.
Семенов Прохор, кр. д. Ботово, отец Анны (род. 1790). Л. 63 об.
Сергеев Сергей, кр. д. Ботово. Л. 56.
Тарасов Илья (1785–1790; 5 л.), кр. д. Ботово, сын Тараса Митрева. Л. 59.
Терентьев Михайла, кр. д. Ботово, отец ум. Петра Михайлова. Л. 59.
Тихонов Матвей, кр. д. Ботово, отец девки Татьяны Матвеевой. Л. 61, 63 об.
Федоров Антон, кр. д. Ботово, отец Филиппа (род. 1790). Л. 64.
Федоров Иван, кр. д. Ботово, муж Настасьи Герасимовой. Л. 63.
Федоров Тихон, кр. д. Ботово, отец Анны (род. 1790). Л. 56.
Федоров Федор, кр. д. Ботово. Л. 61.
Яфимов [так] Григорий, кр. д. Ботово, муж Лукерьи Матвеевой. Л. 63 об. 
 
ДУБРОВЫ, деревня. Вотчина гвардии прапорщика Николая Ивановича Строева. (л. 56 об.). 
Андреев Илья, кр. д. Дубровы (Н. И. Стр.), отец Ульяны (род. 1790). Л. 56 об.
Григорьев Иван, кр. д. Дубровы (Н. И. Стр.), муж Вассы Ивановой. Л. 56 об., 58.
Иванов Петр, кр. д. Дубровы (Н. И. Стр.), муж Марфы Ивановой. Л. 56 об.
Яковлев Ефим, кр. д. Дубровы (Н. И. Стр.), отец Тимофея (род. 1790). Л. 58. 
 
ДУБРОВЫ, деревня. Вотчина морского флота лейтенанта Афанасия Петрова сына Ладыгина (л. 61). 
Иванов Гаврила, кр. д. Дубровы (А. П. Лод.), муж Офимьи [так] Макаровой. Л. 61.
Иванов Трофим, кр. д. Дубровы (А. П. Лод.), отец Ивана (род. 1790). Л. 61.
Савельев Иван, кр. д. Дубровы (А. П. Лод.). Л. 61. 
 
ЕРЕМИНО, Экономическая деревня (л. 57). 
Алексеев Дмитрий, кр. д. Еремино, отец Андрея (род. 1790). Л. 62 об.
Антипов Иван, кр. д. Еремино, отец Настасьи (род. 1790). Л. 64 об.
Борисов Иван, кр. д. Еремино, муж Прасковьи Васильевой. Л. 59. 
Васильева Аниска [так] (1734–1790; 56 л.), кр. д. Еремино, вдова Тимофея Кандратьева. Л. 64 об. 
Григорьев Никита, кр. д. Еремино. Л. 59.
Иванов Алексей, кр. д. Еремино, муж Настасьи Тимофеевой. Л. 57.
Иванов Егор, кр. д. Еремино, муж Овдотьи Ивановой. Л. 64 об.
Иванов Тимофей, кр. д. Еремино, отец Дарьи (род. 1790). Л. 59.
Кандратьев Тимофей, кр. д. Еремино, умерший до 1790 г., муж ум. Аниски [так] Васильевой. Л. 64 об. 
Лукьянова Мелания (1726–1790; 64 г.), кр. д. Еремино, вдова ум. Матвея Михайлова. Л. 58. 
Матвеев Савва, кр. д. Еремино, отданный в рекруты, муж Анны Николаевой. Л. 62 об.
Михайлов Василий, кр. д. Еремино. Л. 64 об.
Михайлов Матвей, кр. д. Еремино, умерший до 1790 г., муж Мелании Лукъяновой. Л. 58.
Никитин Владимир, кр. д. Еремино. Л. 62 об.
Никитин Карп, кр. д. Еремино, отец Овдотьи [так] (род. 1790). Л. 62.
Петров Яфим [так], кр. д. Еремино. Л. 57, 62 об.
Тимофеев Федор, кр. д. Еремино, муж Прасковьи Алексеевой, отец Оксиньи (род. 1790). Л. 57, 62 об. 
 
СТАРКОВО, сельцо. Вотчина госпожи майорши Елисаветы Гавриловны Мусиной-Пушкиной (л. 56). 
дворовые: 
Григорьева Анна, дворовая девка с-ца Старки. Л. 60. 
Денисов Никита, дворовой человек с-ца Старково. Л. 57.
Иванов Петр, дворовой человек с-ца Старково, отец Елены (род. 1790). Л. 59 об.
Лукьянов Никита, дворовой человек с-ца Старково, отец Петра (род. 1790). Л. 61.
Петров Иван, дворовой человек с-ца Старково. Л. 64 об.
Самойлов Егор, дворовой человек с-ца Старково. Л. 60. 
крестьяне: 
Агапов Архип, кр. с-ца Старково, отец Василия (род. 1790). Л. 57.
Андреев Михайла, кр. с-ца Старково, отец ум. Ненилы Михайловой. Л. 58 об.
Васильев Максим, отданный в рекруты ур. с-ца Старково, муж Татьяны Андреевой. Л. 64 об.
Егоров Василий, кр. с-ца Старково, отец Павла (род. 1790). Л. 61 об.
Ларионов Федор, кр. с-ца Старково. Л. 57 об.
Максимов Митрий [так], кр. с-ца Старково, отец Гликерии (род. 1790). Л. 60.
Марков Никита, кр. с-ца Старково, отец Екатерины (род. 1790). Л. 64 об. 
Михайлова Ненила (1777–1790; 13 л.), кр. с-ца Старково, дочь Михайлы Андреева. Л. 58 об. 
Сергеев Михайла (1730 –1790; 60 л.), кр. с-ца Старково. Л. 56.
Степанов Константин (1728–1790; 62 г.), кр. с-ца Старково. Л. 57 об.
Степанов Ларион (1723–1790; 67 л.), кр. с-ца Старково. Л. 63 об. 
 
СТОЯНОВО, сельцо. Вотчина генерала сенатора и кавалера Ивана Львовича Чернышева (л. 56 об.). 
дворовые: 
Алексеев Григорий, дворовой человек с-ца Стояново, муж Анны Васильевой. Л. 56 об., 58, 59.
Егоров Федор, дворовой человек с-ца Стояново. Л. 56 об., 58, 63.
Егоров Фома, дворовой человек с-ца Стояново, отец Льва (род. 1790). Л. 58. 
крестьяне: 
Абрамов Вул [так], кр. с-ца Стояново, отец Вассы (род. 1790). Л. 63.
Васильев Иван, кр. с-ца Стояново. Л. 63.
Васильев Роман, кр. с-ца Стояново, отец Овдотьи (род. 1790). Л. 57 об.
Григорьев Фома, кр. с-ца Стояново. Л. 64.
Егоров Никифор, бежавший кр. с-ца Стояново, муж Марьи Спиридоновой. Л. 62 об., 64.
Егоров Семен, бежавший кр. с-ца Стояново, муж. Анны Григорьевой. Л. 64.
Иванов Иван (1732–1790; 58 л.), кр. с-ца Стояново. Л. 62 об.
Иванов Терентий, кр. с-ца Стояново, муж Марфы Матвеевой. Л. 63.
Матвеев Ермолай, кр. с-ца Стояново, отец Натальи (род. 1790). Л. 63.
Петров Федор, кр. с-ца Стояново, отец Якова (род. 1790). Л. 59.
Спиридонов Прокопий, кр. с-ца Стояново. Л. 57 об. 
Спиридонова Марья, кр. с-ца Стояново, жена бежавшего Никифора Егорова, мать незаконнорожденной дочери Матроны (род. 1790). Л. 64. 
Степанов Данила, кр. с-ца Стояново, муж Мелании Ивановой. Л. 59.
Тимофеев Козма, кр. с-ца Стояново, отданный в рекруты, муж Матроны Яфимовой. Л. 56 об., 63. 
Яфимова Матрона, кр. с-ца Стояново, жена отд. в рекруты Козмы Тимофеева, мать незаконнорожденного Василия (род. 1790). Л. 56 об., 63. 
 
ЩЕКАВЦОВО, Экономическая деревня (л. 58). 
Васильев Андреян, кр. д. Щекавцово, муж Домны Дмитриевой. Л. 58 об., 62 об.
Гаврилов Петр, кр. д. Щекавцово, муж Вассы Алексеевой. Л. 58 об.
Герасимов Иван, кр. д. Щекавцово, отец Овдотьи (род. 1790), брат девки Вассы Герасимовой. Л. 58.
Евдокимов Василий, кр. д. Щекавцово, отец Овдотьи (род. 1790). Л. 58 об.
Иванов Иван, кр. д. Щекавцово. Л. 62.
Иванов Федор, кр. д. Щекавцово, отец Тимофея (род. 1790). Л. 60.
Иванов Яков, кр. д. Щекавцово. Л. 58 об., 61 об., 62 об.
Ларионов Устин, кр. д. Щекавцово, отец Ефима Устинова, муж Анны Павловой. Л. 58 об., 60.
Никитин Михайла, кр. д. Щекавцово, сын Никиты Никитина, муж Марфы Прокофьевой из д. Новой. Л. 60, 61 об., 62.
Никитин Никита, кр. д. Щекавцово, отданный в рекруты, отец Михаила Никитина. Л. 62.
Прокофьев Алексей, кр. д. Щекавцово. Л. 58.
Тарасов Егор, кр. д. Щекавцово, отец Алексея (род. 1790). Л. 58 об.
Устинов Ефим, кр. д. Щекавцово, сын Устина Ларионова. Л. 58 об.
Федоров Михайла, кр. д. Щекавцово. Л. 61 об.
Яковлев Афанасий, кр. д. Щекавцово, отец Овдотьи [так] (род. 1790). Л. 62 об.
Яковлев Василий, кр. д. Щекавцово. Л. 62. 
 
Прушки [так; Пружки], погост (л. 48). 
Леонтьев Егор, священник церкви Николая Чудотворца погоста Пружки. Л. 59. 
 
Новая, экономическая деревня Владимирского наместничества Киржацкой округи (л. 62).
Иванов Прокофий, кр. д. Новой, отец  Марфы Прокофьевой. Л. 62.
Прокофьева Марфа, кр. д. Новой, дочь Прокофия Иванова, жена Михаила Никитина из д. Щекавцово. Л. 62.