27.05.2014

В поисках львов и сфинксов из усадьбы Гребнево

В период с 1818 по 1819 г. для подмосковной усадьбы Гребнево работала одна из крупнейших московских скульптурных мастерских и лично её владелец, итальянский мраморщик, скульптор Сальватор Карлович Пенн (ум. 1827). Судя по архивным документам, для Гребнева он изготовил шесть лепных статуй для двух фронтонов главного дома, четыре фигуры сфинксов для боковых ворот, восемь фигур львов на ворота в каменных оградах и ряд других мраморных изделий. Расчет со скульптором был совершён в октябре 1819 года [1, 4]. Пенн был одним из ведущих скульпторов – поставщиков мраморных и алебастровых статуй и бюстов в дома московской знати. Будучи русским подданным, С. Пенн находился на русской службе «по скульптурному мастерству» в Экспедиции Кремлёвского строения.




Оставаясь в Москве в период Наполеоновского нашествия, скульптор стал свидетелем разорения своей мастерской, уничтоженной пожаром. Возобновив производство в доме генерала Рахманова на Петровке, в июле 1814 года Пенн изъявил желание приобрести в Останкине «гипсовых фигур формы». По мнению С.М. Царёвой, эта сделка впоследствии могла быть осуществлена [2]. В этом случае, гребневские сфинксы могли быть схожи по формам и размерам с раскрашенными и позолоченными лежащими сфинксами, украшающими навершия печей в Египетском павильоне (1791—1798 гг. постройки) Останкинского дворца, а гребневские львы могли походить на скульптуры, располагающиеся у входа в тот же Египетский павильон. 


Скульптуры сфинксов. Египетский павильон Останкинского дворца. Современные фотографии.


Лев у входа в Египетский павильон Останкинского дворца. Современные фотографии.

Интересно, что в проекте реставрации восточных ворот парадного двора усадьбы Гребнево, выполненной архитектором М.В. Дьяконовым до 1953 г., ворота украшены сфинксами по форме очень близкими сфинксам из Египетского павильона.


Восточные ворота парадного двора. Проектное задание реставрации. М.В. Дьяконов, до 1953 г.  Публикуется впервые.

Ворота на парадный двор усадьбы (двое ворот ближе к главному, господскому дому в южной части оград решетчатых парадного двора и двое ворот в глухой каменной ограде конца XVIII века - в северной части двора) были возведены в 1818 году по проектам архитектора Н.И. Дерюгина [3].


Пилоны ближних к дому ворот, ведущих с парадного двора в регулярный парк. Фотография Г.К. Лукомского, 1917 г.
Пилоны ближних к господскому дому ворот в парк и на хозяйственный двор были украшены ионическими колоннами. Под их карнизы и были установлены в 1819 году сфинксы (о чём косвенно свидетельствует документ расчёта с Пенной [1]. 
По указанию паспорта памятника архитектуры, составленному в 1979 г. архитектором М.Г. Карповой, изящные пилоны восточных и западных ворот ближе к господскому дому и металлические части примыкающих к ним оград парадного двора были утрачены в ХХ веке. Обратившись к архивным фотографиям, можно уточнить дату утраты, после 1954, ок 1955 г..


Пилоны ближних ворот (на хозяйственный двор). Фотография 1950 г.  Публикуется впервые.


Слева - фотография ворот в парк 1951 г. Справа - 1954 г. Публикуются впервые.

Более простые по формам кирпичные пилоны ворот с белокаменными карнизами по центру старых участков западной ограды в северной части парадного двора (между западными и восточными флигелями парадного двора и флигелями у ворот) должны были быть увенчаны фигурами львов "поменьше". По данным 1819 г. фигуры львов установлены не были.


Ворота в северной части парадного двора, также ведущие в парк. Фотография Г.К. Лукомского, 1917 г.

Восточное прясло глухой ограды с воротами на хозяйственный двор усадьбы были утрачены до 1979 года. Сейчас на этом месте еловая аллея. Западное прясло продержалось дольше, но теперь утрачено и оно.


Аналогичные ворота на хозяйственный двор. Фотография 1952 г. Публикуется впервые.

С 1820 года С.М. Голицын, после смерти в Париже старшего брата Александра решает отказаться от дальнейшего строительства в Гребневе и к 1822 году сворачивает работы, уделяя больше внимания другому своему крупному имению - Влахернскму (Кузьминкам), ныне в черте Москвы. По 1825 год работы в Гребневе стоят. В 1829 году князь С.М. Голицын перевёз в своё другое имение, Влахернское (Кузьминки, г. Москва) 320 лип с аллеи парадного двора усадьбы Гребнево [5]. В 1834 году уничтожаются оранжереи.
Видимо, в этот же период во Влахернское из Гребнева перевозятся и статуи львов и сфинксов. Отметим, что это мнение - не подтверждено документально, однако имеет ряд веских оснований. В документах упоминаются львиные маски, заказанные для украшения господского дома усадьбы Гребнево. При реставрации 1951 - 1955 гг. этих львиных масок на стенах обнаружено не было.
Прототипом для их воссоздания М. Дьяконову, очевидно, послужили львиные маски, украшающие фасады Ванного домика Музыкального павильона у Конного двора в Кузьминках.


Ванный домик в Кузьминках (слева); львиная маска над окнами Музыкального павильона (отсюда). Современные фотографии.


Львиные маски из Гребнева. Современные фотографии.

О судьбе пары скульптур "львов больших" и пары "львов поменьше", изготовленных для Гребнева, к сожалению, ничего не известно. Не исключено, что крупные скульптуры пошли в дело в ходе реконструкции Львиной пристани в 1830 году.


Фотография ок. 1904 - 1914 гг. отсюда.

Несмотря на различие поз, нельзя не отметить характерного профиля и форм лепнины в районе ушных раковин "царя зверей", на наш взгляд, чем-то очень напоминающих сложную лепку останкинских львов. Львиная пристань была утрачена к 1940-м гг


Львиная пристань. Фотография отсюда.


Ограда со львами. Вид со стороны сада. Фото из журнала "Архитектура СССР" №1, 1936 г. Отсюда.

Что касается "львов поменьше"... Довольно неожиданно, нам, кажется. удалось обнаружить их, или их копии в богатом лепном декоре Круглого зала Главного дома в Кузьминках.


Круглый зал. Фотография около 1912 г. Отсюда.

Нельзя не отметить характерного профиля, положения лап, обрамления головы и, в особенности, положениях хвоста, - черты сильно сближающие эти меньшие статуи с останкинскими оригиналами.

Весьма любопытное совпадение: в Круглом зале, меньшие по размеру, по сравнению с львами Львиной пристани скульптуры венчают угловые печи, почти так же, как сфинксы венчают печи в Останкине...


Слева - Круглый зал в Кускоре. Справа - Египетский в Останкине.

Может, сфинксы были использованы при оформлении фасадов или входной группы Египетского павильона в Кузьминках?


Египетский павильон усадьбы Кузьминки. Фотография до 1912 г. отсюда.

Цепочка совпадений, кажется, указывает на то, что мы на верном пути. А сфинксы...
- Сфинксы по-прежнему продолжают загадывать свои загадки...

А.Ю. Послыхалин, 2014. При использовании материала обязательна ссылка на trojza.blogspot.com.


1.Балясин мраморных 77 по 12 руб. – 924 руб.; в залу и гостиную комнаты досок подоконных желтого мрамора 25 шт. по 38 руб. 40 коп – 960 руб.; июля 7 на дом фигур 6 по 75 руб – 450 руб.; на боковые ворота на парадном дворе под карнизы сфинксов 4 по 50 руб. – 200 руб.; на другие ворота в каменных оградах доставлено львов больших 4 по 35 руб., поменьше 4 по 30 руб. (оные по местам не поставлены и поэтому в сумме не указаны). ЦГАМО, ф. Голицыных, св. 60, д. 583, л. 3.
2.Царёва С.М. Война 1812 года в эфолюции скульптурного декора московских усадеб. // Русская усадьба: сборник общества изучения русской усадьбы. Вып. 19 935). М.- СПб., 2014, с. 411.
3. РГАДА, ф. Голицыных, ед. хр. 566, л. 122. Обязательство архитектора Дерюгина Н.И., 1818 г.
4. РГАДА, ф. Голицыных, ед. хр. 583, л. 3. Щет на принятие от С. Пенны в с. Гребнево разные фигуры, 1819 г..
5.РГАДА, ф. Голицыных, ед. хр. 648, л. 30. Рапорты из Гребнева в Московскую контору, 1829 г.