В сентябре 1948 года вблизи местечка Родинки при вспашке трактором участка земли для посадки деревьев на поверхность извлекли две известковые плиты [1]. На место находки вызвали историка и краеведа из поселка Старая Купавна М.И. Эдемского. Михаил Иванович, изучив извлеченные из земли артефакты, пришел к заключению, что это намогильные плиты из белого известняка размером 1,2х0,6х0,1 (м).
Для Ногинского краеведческого музея Эдемским была снята орнаментовка намогильных плит и составлена схематическая карта места их обнаружения. Кроме найденных намогильных плит вблизи места погребения (по берегу реки Купавинки) Эдемский нашел и множество осколков древней керамики. Эти археологические артефакты позволили М.И. Эдемскому сделать вывод, что он нашел древнее поселение на реке Купавне-город «Камень». Легенда о существовании древнего городища была рассказана ему сыном священника купавинского Свято-Троицкого Храма Львом Богоявленским [2]: «Близ деревни Новая Купавна был лес, принадлежавший Купавинской фабрике. Там стояла сторожка под названием «Небытовская», названная так по фамилии сторожа. Согласно давнему преданию в очень древние времена на месте этого леса был город Камень…».
Археологических раскопок на месте найденных намогильных плит в 1948 году местные власти производить не стали, поскольку на этом месте шло строительство пионерлагеря «Тимуровец». Тогда, для страны, пережившей Великую Отечественную войну, главным было здоровье и благополучие детей. Сейчас на месте этого пионерлагеря располагается элитный коттеджный поселок.
Карта-схема обнаружения плит. Сост.: М. Эдемский, 1948 г.
И все же, какое древнее поселение было найдено в 1948 году вблизи Родинок? Может быть действительно было найдено древнее городище «Камень» из местного предания? И может град «Камень» собрат древнему граду Китежу»?
Для того, чтобы разобраться во всем этом, нужно понять, что за символика высечена на найденных в 1948 году надгробиях. Какого века они? Почему плиты из известняка? И кому могли бы принадлежать эти захоронения?
Орнаментовка намогильных плит, найденных на месте бывшего поселения на р. Купавинка. Рис. М.И. Эдемский, 1948 г.
Автор статьи «Древнерусские надгробия» Александр Авдеев в [3] пишет, что первые белокаменные надгробия появились в Московской Руси в 13 веке. Как показали археологические раскопки, в московском крае в это время исчез распространенный у славян обычай захоронений в курганах. В [4] есть упоминание о Михалевских курганах Старой Купавны. Расположены Михайлевские курганы между бывшей деревней Михалево и поселком Старая Купавна по речке Купавинке. Сейчас деревня Михалева входит в черту города Старая Купавна.
В те далекие времена, поселения древних славянских племён размещались вдоль рек, и были двух видов: селища и городища. Городища располагались, как правило, на высоких местах. В зависимости от рельефа городища имели разнообразную конфигурацию, и площадь от 1 до 3 га. Кроме естественных преград городища обязательно укреплялись искусственными –валами, рвами и деревянными стенами. В отличие от городищ селища –это сельскохозяйственными поселениями размером свыше 5 га с большим количеством построек. В 0,5-1,5 км от поселения располагались курганы, группами от 1 до 200. В письменных источниках тех лет селища обозначались терминами «село», «займище», «слобода» [5]. После того, как прекратился обычай хоронить в курганах, в городах и селах, умерших стали хоронить у церквей. Александр Авдеев отмечает, что место захоронения наши предки отмечали валуном или гладким белокаменным надгробием. Иногда на надгробии высекали узоры, подобные узорам на дорогих тканях. Но надписей, какие сейчас присутствуют в наше время на намогильных плитах, на древнейших надгробиях не было. Они появились позднее. Самое древнее подписное надгробие было найденное в Троице-Сергиевой лавре. Датировано оно 1480 годом. Только с 1492 года на надгробиях начали высекать имена умерших. Почему же наши предки до этого времени никак не писали на могилах имена близких им людей? А все дело в конце света. В 1492 году истекала седьмая тысяча лет от Сотворения мира, и наши предки суеверно ожидали, что в это время и произойдет светопреставление. Но именно в это время и произошли "тектонические" сдвиги в поминальной культуре.
А почему надгробные плиты были из известняка? Александр Авдеев отвечает и на этот вопрос. Северо-Восточная Русь была богата известняком, и он идеальный материал для резьбы. Кроме этого, церковь учила, что могиле православного христианина приличествует скромный надгробный памятник. Тем не менее, как замечает Александр Авдеев, белокаменное надгробие в Московской Руси не было уж очень дешевым и делалось на заказ мастерами-камнерезами. Плата за них в богатом известняком московском крае в XVI веке составляла два с половиной рубля. Для сравнения. В те времена за рубль можно было купить четверть пуда ржи, за ту же цену отдавали полпуда воска или пуд меда. За корову платили от полутора до двух рублей. На надгробиях можно видеть имена всех слоев тогдашней Руси: бояр, служилых людей, купцов, горожан, крестьян. Александр Авдеев справедливо замечает, что белокаменное надгробие не являлось ни признаком богатства, ни показателем социального престижа, но знаком личного благочестия.
Ну, а теперь по-новому взглянем на найденные надгробные плиты в районе Родинок.
Надгробия из известняка, значит время захоронения, согласно статье А. Авдеева «Древнерусские надгробия» –не раньше 13 века и рядом с захоронениями должен быть православный храм и похоронены были люди среднего достатка, семьи которых были в состоянии оплатить материал известняк и работу камнереза.
На плитах не высечены надписи, значит плиты до 1492 года. А, что за знак на них высечен? Просматривая исторические форумы, я нашла на общеисторическом форуме «Новый Геродот» (http://www.gerodot.ru/viewtopic.php?f=23&t=15393 ) намогильные плиты с такой же символикой. Этой затейливой символикой оказался трехконечный вилообразный крест. Плиты, с подобной символикой, были найдены в 1999 году при раскопках в Лужецком монастыре Московской области. Вилообразный крест в своем сакральном значении означает древо жизни. Относят его к ране-христианскому кресту, который использовали на Руси в 13-14 веках. Он часто встречается на старинных русско-ордынских надгробиях. По– видимому, надгробные плиты, найденные в 1948 году недалеко от Родинок, относятся к 13-14 веку.
Плиты намогильные с виллообразным крестом найденные в Лужецком монастыре.
Как я уже писала, вилообразный крест был на русско-ордынских надгробиях. А кого звали тогда ордынцами? Ордынцы– русские пленники, выкупленные в Орде и поселенные на великокняжеских землях в ранее обжитых местах[6]. В те времена рост Московского княжества обеспечивался покупкой городов и сел, а также выкупами полоненных. При великом князе Данииле Московском Московское княжество имело следующую протяженность границ: с востока на запад-50 верст, с юга на север –150 верст (до границ с Переславлем-Залесским). Из завещания Дмитрия Донского известно, что его дедом (Иваном Калитой) были куплены города: Углич, Белозерск, Галич, Сурожик, Мушкина гора, Радонежское, Бели, Воря, Черноголовь, Раменье, Вохла, Селка, Гуслицы, а села: Михайловское, село Луцинское, село Уозера, село Радонежское, село Аристовьское, Протасьевское, Тыловское, Потожь.
В завещание великого князя Семена Ивановича (1353 год, 24-25 апреля). упоминается Новое село на Купавне. Кроме того, что это поселение на реке Купавна, других географических привязок к местности нет. В настоящий момент два населенных пунктов Московской области считают, что они и есть село Новое на Купавне. Это город Старая Купавна и Новский квартал г. о. Балашиха. Но подтвердить это можно только археологическими раскопками. Таких раскопок не на территории города Старая Купавна, не на территории Новского квартала не проводилось. Может есть современные исследования, косвенно подтверждающие, что Старая Купавна или Новский квартал есть село Новое на Купавне?
В 2012 году в газете [7] выходит статья кандидата исторических наук Николая Никитина «Былое… Село Новое на Купавне.
В ней автор в качестве косвенного доказательства, что Старая Купавна есть село Новое на Купавне ссылается на то, что «в XIV-XV веках в центральных районах России село, как и в более поздние времена, тоже являлось своеобразным центром, но не церковным, а прежде всего административным, и наличие церкви при нем было совсем не обязательно». Но в нашем случае храм был и этому есть подтверждение в работе [8]. Холмогоровы пишут о существовании исстари Георгиевского Храма на реке Купавинка. Причем местонахождение храма не совпадает с местонахождением современного города Старая Купавна. Вот как описывают Холмогоровы [8] местонахождение храма:
«...Близ описанной земли была земля церкви великомученика Георгия, в пустоши Георгиевской, Кресты тож, Московского уезда, в Кошелевом стане, на которой исстари существовала церковь. Земля церковная в 1628 году отдавалась уже на оброк князю Димитрию Михайлову Пожарскому, следовательно, церкви не существовало. В 1664 году, как упомянуто выше, земля эта взята к Потешному дворцу. По дозорным книгам 1680 года, «около кладбища пашни паханыя худыя земли на одну четь, лежит впусте, сенных покосов на речке Хупавне на 20 копен волоковых, на оброке ныне та земля Патр. Казенного Приказа за подъячим Васильем Тимофеевым, и той де земли сенных покосов стараго владенья той же Георгиевской пустоши с одного краю пригородил Матвей Голенищев себе к полю копен на 20 волоковых же и называет де он Матвей своим покосом». По досмотру 1685 года, эта земля была смежна с деревнею Родионовою, а по другую сторону с пустошами: Слободками, Паниною, Созыниною и Высоковскою, с деревнею Михалевою и с селом Хупаною, т. е. почти с теми же землями, как и Воскресенская. От Москвы Георгиевская земля считалась в 25 верстах, едучи от Москвы большою Владимирскою дорогою, от села Купавны по правой стороне, вверх по речке Купавне в 2 верстах. В 1668 году церковною землею Георгиевскою владел вышеупомянутый князь Иван Бор. Репнин с платою в год 1р. 16 к.»
В описании границ земель храма великомученика Георгия Холмогоровы упоминают смежные с ними и земли церкви Воскресения Христова. Я писала об этой церкви ранее в свой работе «Путешествие вглубь веков», опубликованной на интернет-сайте «Подмосковный краевед».
Вот описание Холмогоровых [8] земель утраченных земель церкви Воскресения Христова:
«Близ Купавны, на речке Купавне, стояла в старину церковь Воскресения Христова. В 1638 году церкви уже не было, а земля церковная сдавалась на оброк разным крестьянам до 1664 года, когда, по указу великого государя, взята церковная Воскресенская земля его великого государя к Потешному дворцу с церковною Дмитриевскою землею Селунского да с Георгиевскою землею, что в Кошелеве стану, а оброк ведено платить погодно». В дозорных книгах Патр[иаршего] Каз[енного] Приказа 1680 года значится «в Вошинском стану, на речке Хупавне, от Москвы в 25 верстах, едучи по володимирской дороге, с Москвы на левой стороне, от той дороги с версту церковная Воскресенская земля, а по осмотру около кладбища пашни паханыя чети на 2, сенных покосов по речке Хупавне копен на 40 волоковых, да на отхожих лугах по речке Клязьме под дворцовыми деревнями Назаровою и Осеевою (теперь Аристовского прихода) сенных покосов на 50 копен волоковых; а в межах та земля с деревнею Родионовою, что прежде была за боярином Семеном Лукьяновичем Стрешневым…».
В качестве второго косвенного доказательства, что село Новое на Купавне это нынешний город Старая Купавна Никитин используют нашу знаменитую дорогу Владимирку. «….Владимирка, … до второй четверти XIX века проходила у по следующим ориентирам: деревня Щемилово, деревня Кутузово, купавинская улица Большая Московская, Жилка, то есть как раз по центру Старой Купавны». Это не совсем верное утверждение.
Развитие Московского княжества шло с развитием дорог. Троицкая и Стромынская дорога в XIV веке уже были. Вторая Владимирская или Большая Владимирская дорога, которая сейчас идет через деревню Щемилово, далее за пятым домом поселка Зеленый, оформилась к концу ХVI века. На межевом плане села Воскресенское Родинки тож за 1768 год Большая Владимирская дорога проходит через деревню Новая, являющуюся часть села Воскресенское Родинки тож [9]. Деревня Щемилово же впервые упоминается на межевом плане села Воскресенское Родинки тож в 1861[9].
Старая Купавна находится на Владимирском тракте, как, впрочем, и квартал Новский городского округа Балашиха.
А теперь остановимся на реке Купавинке. Посмотрим, откуда ее истоки. Река Ржавка и река Чюдница образуют речку Купавинку. Река Ржавка вытекает из Кишкиного болота, что соседствует с Медвежьими озерами, охотничьими владениями великих князей. Медвежьи озера, в свою очередь, граничат с Пехорским станом, вотчиной Симеона Гордого.
Если взять все вышенаписанное во внимание, то можно предположить, что М.И. Эдемский нашел свои археологические находки на месте села Новое на Купавне. Границы этого села-это совокупность границ земель Георгиевского и Воскресенского храмов.
Вероятно, на этих землях поселил Симеон Гордый выкупленных из полона русских ордынцев. Вероятно, эти земли и были упомянуты как село Новое на Купавне в договоре великого князя Семена Ивановича с князьями Иваном Ивановичем и Андреем Ивановичем, датируемом около 1350-1351 г.г. и в его завещание в 1353 году.
[1]. Статья Людмилы Матвеевой «Наша земля-место жизни древних людей», опубликованная в газете «Старая Купавна».
[2]. «Век седьмой», Альманах, Старая Купавна, 2003 год, Лев Богоявленский «Окрестности Старой Купавны. 1. Запад».
[3]. Журнал Московской Патриархии и Церковный вестник, № 8 август 2012 / 15 августа 2012 г.
[4]. Научно-справочное издание «Археологическая карта России. Московская область, часть 3», Институт археологии РАН.-1996, стр. 22. [2]. «Век седьмой», Альманах, Старая Купавна, 2003 год, Лев Богоявленский «Окрестности Старой Купавны. 1. Запад».
[3]. Журнал Московской Патриархии и Церковный вестник, № 8 август 2012 / 15 августа 2012 г.
[5]. Научно-справочное издание «Археологическая карта России. Московская область, часть 1», Институт археологии РАН.-1994, стр. 39.
[6]. П.В. Полежаева. «Московское княжество в первой половине 14 века». Исторический этюд. 1878 год, СП-б.
[7]. Газета "Деловая округа", № 12 (300) от 5 апреля 2012 года, статья Н.Н. Никитина «Былое… Новое село на Купавне».
[8]. В. и Г. Холмогоровы "Исторические материалы о церквах и селах XVI - XVIII вв.", вып. 6 «Вохонская десятина», 110. стр. 133-134, 135-136.
[9]. И. Селезнева: Историко-краеведческий очерк «Путешествие вглубь веков», опубликованный в журнале «Подмосковный краевед» (htpp://trojza.blogspot.com).
Ирина Селезнева, краевед.
P/S. Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.