07.01.2013

По улочкам Коломны

Вчера вернулся из подмосковной Коломны. Посему хотел бы поделиться рядом путевых наблюдений и фотографий. Беглый осмотр всех достопримечательностей города в наши планы не входил, и мы решили сосредоточиться лишь на самых интересных с архитектурной точки зрения.

Желая осмотреть церковь Николы на Посаде, мы продвигались по улице Арбатской...



Название улицы восходит к XVI веку и происходит от арабского слова "рабат", что означает "войсковой пост". Известен московский Арбат, а читателям моего блога известна и Арабатская крепость в Крыму.


На углу с улицей Посадской, говорящей о близости Кремля (Посадом называлась местность за пределами укреплённого центра, в которой находились торговые и ремесленные слободы) находится известный Музей исчезнувшего вкуса.


Церковь Воскресения Христова (Никола-на-Посаде), к сожалению, всё ещё стоит в лесах. В Писцовых книгах 1577/78 года на этом месте упоминался храм, освящённый в честь чудотворного образа "Никола Мокрый". Интересно, что в Москве церковь Николы Мокрого до её сноса находилась в китай-городском Зарядье.


Кирпичная церковь в коломенском посаде была построена на средства прихожан-купцов Ивана Алексеева, Ивана Бичевина и других в первой половине XVIII века (храм освящён в 1716 году) в традициях московского зодчества XVII века. В любезно подаренной мне книге "Храмы и монастыри Коломенской земли" (изд. Коломна, 2012) на с. 113 приводится описание памятника: "Высокий двусветный четверик возвышается на обширном хозяйственном подклете. Порталы и окна летней церкви и приделов убраны богатейшей кирпичной резьбой. Высокий свод снаружи украшен множеством кокошников (всего их 105) и "пучковым" пятиглавием. Центральный барабан - "световой", а остальные четыре - "глухие".

 У Никольского придела главка одна. Вдобавок, и кокошники и наличники были раскрашены в шесть цветов, позолота центральной главы сочеталась со сверкающими поливными изразцами боковых главок. К западной паперти и порталам вели размашистые лестницы на арках, украшенные нарядными шатрами". Рядом с храмом находилась шатровая колокольня с четырьмя рядами "слухов" и вставками из муравленных изразцов. Колокольня имела собственное имя "Сорокозвон".


После пожара 1792 года кокошники были накрыты кровлей "колпаком". В 1930-х сломана шатровая колокольня. Долгая реставрация храма, начавшаяся в 1970 году открыла кокошники.  В начале 1990-х годов администрация города передала храм старообрядческой общине.

Первоначальный облик церкви отражён на картине современного художника М.Г. Абакумова "Никола-на-Посаде".
http://m-abakumov.narod.ru/image/47.jpg
См. галерею художника.
Рядом с храмом  в начале ХХ проживал известный писатель Борис Андреевич Пильняк (Вогау; 1894-1938).

Далее по ул. Пушкина мы двинулись по направлению к Пятницким воротам.
 Здесь тоже есть, на что обратить внимание.
Фотографий самой башни слишком много в сети.

Войдём в неё.
 Табличка, охраняющая башню.

Направо от входа находится чудесный особнячок - дом Луковниковых, построенный в начале XIX века. Проект образцовый, т.е. "типовой", но не теряющий ни своей привлекательности, ни особой атмосферы уюта, характерной для "провинциального ампира".

16 июля 1936 года Коломну посетила Анна Андреевна Ахматова, упомянувшая этот особнячок в одном из своих стихотворений:
"Один лишь день палящего июля: 
тридцать шестой зажатый страхом год.
Но вот - заклятья Вечности коснулись
багряной арки Пятницких ворот;
и особняк с изысканным фронтоном
не памятником стал, а просто фоном".

Рассмотрим особнячок повнимательнее.
 Арочное окошко...

Полубалясинки чудесны.

Далее несколько фотографий из кремля.
Портал Успенского собора.  Феодосий, епископ Коломенский и Каширский.

Соборная шатровая колокольня.
 Успенский кафедральный собор.