Затрагивая такую тонкую тему как быт пограничья кривичского и вятичского племенных союзов на территории Подмосковья, мы попытались свести воедино бесценные археологические и единичные документальные данные и, воздерживаясь от домыслов, не нагружать недомолвки тем содержанием, которого в них нет. Отсюда и большое количество сносок.
На основе объединённых данных раскопок археологических памятников северо-востока Подмосковья, начавшихся лишь полтора века назад (в Богородском уезде в 1865-1866 годах под руководством Анатолия Петровича Богданова) было уставновлено, что северо-восточная граница расселения вятичей в пределах современной Московской области проходила от истоков Клязьмы (около Солнечногорска, на северо-западе Москвы) по ее правому берегу до впадения в Клязьму ее левого притока – реки Учи в районе современного Щёлкова и далее, плавно поворачивая на юго-восток, шла по левому берегу реки Москвы и затем реки Оки...
Археологические памятники вятичей обнаружены на территории Щёлковского района по реке Клязьме в курганном могильнике из около 100 захоронений XI-XIII веков близ деревни Анискино. Раскопками у Анискино, кстати, руководил лично А.П. Богданов [1]. Впрочем, среди находок присутствовали и кривичские украшения, что свидетельствует о тесных контактах этих племенных союзов в этой местности. К северо-востоку, востоку и юго-востоку отсюда лежала территория расселения кривичских племён. Ниже по течению Клязьмы от Анискино, в районе д. Осеево, была обнаружена 41 курганная насыпь с характерными для кривичей браслетообразными височными кольцами. Многочисленные кривичские украшения были найдены в характерных для кривичей шести «длинных курганах» к северо-востоку от этой местности, в районе д. Алексеевка-2 по реке Воре, севернее Щёлкова. В районе д. Каблуково, южнее по течению той же реки, археологом - щёлковцем А.А. Коноваловым был обнаружен и исследован кривичский курганный могильник XI-XII веков, состоящий из 50 курганных захоронений.
Факт заселения этого края в столь древние времена не может не вызывать особенного рода любопытства. Указанные редкие поселения как кривичского, так и вятичского племенных союзов находились на берегу рек, - единственных путей сообщения того времени. Со всех сторон поселения были окружены непроходимым первобытным лесом. Этот лес указывается в здешних местах и более поздний период. Под 1175 годом в Лаврентьевской летописи указан случай, как в этом огромном лесу разминулись два войска. Одно — рать
Ярополка Ростиславовича —
вышла из Москвы, а другая, — дружина Михалко Юрьевича и Всеволода БольшоеГнездо из Владимира: «и Божьимь промъıслом минустасѧ в лѣсѣхъ. Михалко с
Москвъı поѣха [с братом со Всеволодомъ]
Володимерю а Ярополкъ инѣмъ путемъ ѣха на Москву» [2]. Столь же непроходимыми эти леса были и в XIII веке. Воспоминания о непроходимых первобытных лесах к
северо-востоку от Москвы сохранились у персидского историка Джувейни: «Оттуда [из булгар] они (царевичи)
отправились в земли Руси и покорили области ее до города М.к.с., жители
которого, по многочисленности своей были (точно) муравьи и саранча, а
окрестности были покрыты болотами и лесом до того густым, что (в нем) нельзя
было проползти змее» [3].
Путями сообщения между поселениями служили реки. Зимой местные жители передвигались по льду замёрзших рек, а летом - на долблёных суднах, - челнах.
Создание водных средств передвижения ведет историю с каменного века. Древнейшей считается находка, сделанная в 1880 году на побережье Ладожского озера экспедицией А.А. Иностранцева. Был обнаружен фрагмент челна (кормовая часть), долблёного из дуба, длиной 3,5, шириной - 0,8 м.. Фрагмент был отнесён ко временам неолита [5].
Один из древнейших судов-однодеревок был найден в 1954 году в пойменных отложениях р. Дон у села Щучье (Воронежская область) и ныне экспонируется в одном из залов Государственного исторического музея (г. Москва). Датированное III тысячелетием до н.э. судно изготовлено при омощи каменных топоров из целого дуба и имеет длину 7 м. 55 см. С внутренней части бортов имеются парные отверстия, в которых крепились сиденья для гребцов. Горизонтальные парные деревянные петли по бокам носа и кормы предназначались для перемещения лодки по мелководью, волоком, для вытаскивания на берег [4].
Особенно интересно, что лодки, выдолбленные из цельных огромных деревьев в том числе и первобытного подмосковного леса служили не только для локального перемещения в пределах поселений того или иного племенного союза. Так, установление первых торговых контактов обоих племенных союзов кривичей и вятичей с арабским миром датируется историками 70-80 годами VIII века [6], тогда как расцвет торговли с Византией приходится на Х век [13].
Участие племенных союзов в международных отношениях не ограничивалось торговлей. По словам Ипатьевской летописи, около 859 года кривичи вместе с народом мери уже платили дань варягам, тогда как вятичи платили дань хазарам «по серебряной монете и по беле от дыма» [9]. Кстати, долгое время считалось, что слово «бела» обозначало «белку», но исследователь А.Г. Кузьмин расшифровал слово «бела» как «горностай» [10]. Летописное «от дыма» понимается историками как «от одного очага», то есть «дома». Во всех регионах своего распространения кривичи активно взаимодействовали с варягами. В 862 году они вместе с представителями народа весь участвовали в летописном призвании варягов на княжение, а в 882 году наёмные воины из кривичей, мери и веси участвовали в завоевании Олегом того же Смоленска и затем Киева, - походе, сделавшем князя Олега великим киевским князем.
При использовании материала обязательна ссылка на trojza.blogspot.com.
1. Формозов А.А. Следопыты земли московской. М., 1988, с. 55.
2.Полное собрание русских летописей. Т. I Лаврентьеская летопись. Л. 1926-1928, с.376-377.
3.Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. Т. II. М. 1941, с. 22-23. Комментатор этого отрывка, А.С. Ромаскевич, отмечая подтвержденные топонимы, применяемые монголами для обозначения Москвы – «Машкỳ» или «Микéс» считал, что «отождествление этого названия с Москвой представляется весьма сомнительным, так как навряд ли уже в середине XIII в. Москва была таким большим городом», чем оспаривал мнение переводчика этого отрывка, В.Г. Тизенгаузена.
4. Подробнее о находках челнов-однодеревок можно почитать здесь.
5. См.: Иностранцев а.А. Доисторический человек побережья Ладожского озера. СПб., 1882, с. 171-175. Скачать.
6.См.: Янин В.Л. Денежно-весовые системы
русского средневековья. М., 1956, с. 84
7.Никольская Т. Н. Земля вятичей. К истории населения бассейна Верхней и Средней Оки в IX—XIII вв. М., 1981, с. 275
8. Фасмер Р.Р. Список монетных находок, зарегистрированных Секцией нумизматики и глиптики в 1920-1925 гг. / Сообщения Государственной Академии истории материальной культуры. Вып.2. Л., 1929, стр. 229; Кропоткин В.В.. Клады византийских монет на территории СССР. М., 1962. стр. 25.
9.Полное собрание русских летописей, т.II. Ипатьевская летопись. Изд. 2-е. СПб., 1908., стб. 14.
10.Кузьмин А.Г. Средневековая Русь. М. 1976, с. 69
11.Константин Багрянородный. Об управлении империей. — М., 1985, с. 45
12.Воронин Н.Н. Средства и пути сообщения. //История культуры Древней Руси. М.-Л. 1951., с. 282-283.
13. Даркевич В. П. Международные связи // Древняя Русь. Город, замок, село. М., 1985, с. 394.
14. См. напр.: Перхавко В. Торговый мир средневековой Руси. М., 2006. Гл. Зарождение купечества...
15. Перхавко В. Торговый мир средневековой Руси. М., 2006, с.68.
Путями сообщения между поселениями служили реки. Зимой местные жители передвигались по льду замёрзших рек, а летом - на долблёных суднах, - челнах.
Создание водных средств передвижения ведет историю с каменного века. Древнейшей считается находка, сделанная в 1880 году на побережье Ладожского озера экспедицией А.А. Иностранцева. Был обнаружен фрагмент челна (кормовая часть), долблёного из дуба, длиной 3,5, шириной - 0,8 м.. Фрагмент был отнесён ко временам неолита [5].
Один из древнейших судов-однодеревок был найден в 1954 году в пойменных отложениях р. Дон у села Щучье (Воронежская область) и ныне экспонируется в одном из залов Государственного исторического музея (г. Москва). Датированное III тысячелетием до н.э. судно изготовлено при омощи каменных топоров из целого дуба и имеет длину 7 м. 55 см. С внутренней части бортов имеются парные отверстия, в которых крепились сиденья для гребцов. Горизонтальные парные деревянные петли по бокам носа и кормы предназначались для перемещения лодки по мелководью, волоком, для вытаскивания на берег [4].
Государственный исторический музей
(Москва). Челн. (III тыс. до н.э.). Фото отсюда.
Особенно интересно, что лодки, выдолбленные из цельных огромных деревьев в том числе и первобытного подмосковного леса служили не только для локального перемещения в пределах поселений того или иного племенного союза. Так, установление первых торговых контактов обоих племенных союзов кривичей и вятичей с арабским миром датируется историками 70-80 годами VIII века [6], тогда как расцвет торговли с Византией приходится на Х век [13].
Об участии племенных союзов в международной
торговле свидетельствуют находки восточных монет в местах их исторического расселения. Так, в районе
села Глухово, на восточном берегу Клязьмы (ныне в черте г. Ногинска
(быв. Богородска)), на месте вятичских поселений были обнаружены восточные монеты, не поддающиеся точной датировке [7].
В 1896 году при раскопках одного из курганных погребений
недалеко от посёлка Болшево, с 1963 года входящего в черту г. Королёв, были найдены серебряная монета византийского императора Константина VII
Багрянородного (905-959), монета императора Романа II Младшего (938-963) с припаянным
ушком и обломок германского пфеннига плохой сохранности. Клад был зарыт в
подмосковную землю в XI веке [8]. Крупнейшей статьёй экспорта служила
пушнина.
Карта находок восточных, византийских и западноевропейских монет в Земле вятичей. Никольская Т.Н. Земля вятичей… С. 275.
Монета Константина VII Багрянородного, его сына Романа II (959–963) и матери Зои (914–919).
Участие племенных союзов в международных отношениях не ограничивалось торговлей. По словам Ипатьевской летописи, около 859 года кривичи вместе с народом мери уже платили дань варягам, тогда как вятичи платили дань хазарам «по серебряной монете и по беле от дыма» [9]. Кстати, долгое время считалось, что слово «бела» обозначало «белку», но исследователь А.Г. Кузьмин расшифровал слово «бела» как «горностай» [10]. Летописное «от дыма» понимается историками как «от одного очага», то есть «дома». Во всех регионах своего распространения кривичи активно взаимодействовали с варягами. В 862 году они вместе с представителями народа весь участвовали в летописном призвании варягов на княжение, а в 882 году наёмные воины из кривичей, мери и веси участвовали в завоевании Олегом того же Смоленска и затем Киева, - походе, сделавшем князя Олега великим киевским князем.
«По серебряной монете и по беле от дыма».
Радзивиловская летопись. Миниатюра.
Во многих отношениях
вызывает интерес замечание византийского императора, одного из образованнейших
людей своей эпохи, Константина Багрянородного (905-959) о торговых отношениях кривичей с
Киевом. В своем сочинении «Об управлении империей», написанном около 950 года,
он сообщает: «Славяне же, их пактиоты [данники, союзники], а именно: кривитеины
[кривичи], лендзанины [радимичи?] и прочие Славинии - рубят в своих горах
моноксилы [долблёные стволы деревьев, из которых состояли борта древних
славянских судов – trojza] во время зимы и, снарядив их, с наступлением весны,
когда растает лёд, вводят в находящиеся по соседству водоемы. Так как эти
[водоемы] впадают в реку Днепр, то и они из тамошних [мест] входят в эту самую
реку и отправляются в Киову [Киеву]. Их вытаскивают для [оснастки] и продают
росам. Росы же, купив одни эти долбленки и разобрав свои старые моноксилы,
переносят с тех на эти весла, уключины и прочее убранство... снаряжают их»
[11].
Речь в этом отрывке идёт как о сборке новых судов, так и о переоснащении и ремонте старых. Для этого все детали славянских судов времен князя Святослава – сына Игоря и княгини Ольги - должны были иметь определённый типовой размер, что, без сомнения, требовало от их изготовителей - кривичей высочайшей инженерной подготовленности при общей скудости инструментарно - технических средств.
Что касается упоминаемых в тексте "росов", наиболее близким к истине кажется мнение В. Перхавко: "Русами, на мой взгляд, первоначально именовались лишь представители военно-торговой прослойки полиэтничного происхождения, отличавшейся своим богатством. От этой сравнительно небольшой привилегированной группы населения вскоре название "Русь" распространилось и на всё государство, интересы которого они представляли на международной арене" [15].
По мнению Н.Н. Воронина, «масштабы долбленок-однодеревок были очень различны – от маленького челна до огромных ладей. Челны вмещали не более трех человек, но некоторые суда достигали и больших размеров – до 20 метров длины и 3 метров ширины. Это характеризует также и девственность русских лесов, где можно было найти такие деревья» [12].
Детали судов сплавлялись по рекам и волокам к Киеву в марте. По подсчётам авторов комментариев к сообщению Константина Багрянородного, Г.Г. Литаврина и А.П. Новосельцева, суда собирались в Киеве в апреле, а март уходил на их снаряжение и окончательную подготовку к плаванию в Константинополь, продолжавшемуся в одну сторону около 5-6 недель. Действительно, июнь и июль сопровождались наилучшими погодными условиями плавания по Чёрному морю, и, как подметили авторы, именно в июне был совершён первый набег руссов на Царьград в 860 году. Авторы комментариев считают, что «осенью росы должны были покинуть Константинополь, чтобы успеть к ноябрю - времени полюдья - вернуться в Киев». В то же время практика заготовки деталей судов кривичами описывается в тексте как обычная, производящаяся ежегодно. Но далеко не каждый год совершался военный поход в южные страны, хотя активное использование судов в торговых операциях требовало их постоянного ремонта. В приведенном отрывке речь идет, скорее, о подготовке судов для внутренних и внешних торговых операций, совершавшихся «гостями» или русскими торговыми людьми той эпохи на широких горизонтах Волго-Каспийского и Днепровского речных торговых путей.
Речь в этом отрывке идёт как о сборке новых судов, так и о переоснащении и ремонте старых. Для этого все детали славянских судов времен князя Святослава – сына Игоря и княгини Ольги - должны были иметь определённый типовой размер, что, без сомнения, требовало от их изготовителей - кривичей высочайшей инженерной подготовленности при общей скудости инструментарно - технических средств.
Что касается упоминаемых в тексте "росов", наиболее близким к истине кажется мнение В. Перхавко: "Русами, на мой взгляд, первоначально именовались лишь представители военно-торговой прослойки полиэтничного происхождения, отличавшейся своим богатством. От этой сравнительно небольшой привилегированной группы населения вскоре название "Русь" распространилось и на всё государство, интересы которого они представляли на международной арене" [15].
По мнению Н.Н. Воронина, «масштабы долбленок-однодеревок были очень различны – от маленького челна до огромных ладей. Челны вмещали не более трех человек, но некоторые суда достигали и больших размеров – до 20 метров длины и 3 метров ширины. Это характеризует также и девственность русских лесов, где можно было найти такие деревья» [12].
Детали судов сплавлялись по рекам и волокам к Киеву в марте. По подсчётам авторов комментариев к сообщению Константина Багрянородного, Г.Г. Литаврина и А.П. Новосельцева, суда собирались в Киеве в апреле, а март уходил на их снаряжение и окончательную подготовку к плаванию в Константинополь, продолжавшемуся в одну сторону около 5-6 недель. Действительно, июнь и июль сопровождались наилучшими погодными условиями плавания по Чёрному морю, и, как подметили авторы, именно в июне был совершён первый набег руссов на Царьград в 860 году. Авторы комментариев считают, что «осенью росы должны были покинуть Константинополь, чтобы успеть к ноябрю - времени полюдья - вернуться в Киев». В то же время практика заготовки деталей судов кривичами описывается в тексте как обычная, производящаяся ежегодно. Но далеко не каждый год совершался военный поход в южные страны, хотя активное использование судов в торговых операциях требовало их постоянного ремонта. В приведенном отрывке речь идет, скорее, о подготовке судов для внутренних и внешних торговых операций, совершавшихся «гостями» или русскими торговыми людьми той эпохи на широких горизонтах Волго-Каспийского и Днепровского речных торговых путей.
Существуют
предположения, что термин «гостьба», использовавшийся в правовом кодексе
«Русской правды» для обозначения выездной торговли, имел широкое
распространение уже в те далёкие времена. К тому же Понимание военного
человека, «дружинника» и купца не было в те времена резко разграничено [14]. В любом
случае, будь то ежегодная торговая или тщательно спланированная военная
операция, осенью мореплаватели должны были вернуться домой до замерзания рек.
Согласно договорам 911 и 944 годов некоторые из торговцев могли проживать в
пригороде Константинополя до шести месяцев кряду.
При использовании материала обязательна ссылка на trojza.blogspot.com.
1. Формозов А.А. Следопыты земли московской. М., 1988, с. 55.
2.Полное собрание русских летописей. Т. I Лаврентьеская летопись. Л. 1926-1928, с.376-377.
3.Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. Т. II. М. 1941, с. 22-23. Комментатор этого отрывка, А.С. Ромаскевич, отмечая подтвержденные топонимы, применяемые монголами для обозначения Москвы – «Машкỳ» или «Микéс» считал, что «отождествление этого названия с Москвой представляется весьма сомнительным, так как навряд ли уже в середине XIII в. Москва была таким большим городом», чем оспаривал мнение переводчика этого отрывка, В.Г. Тизенгаузена.
4. Подробнее о находках челнов-однодеревок можно почитать здесь.
5. См.: Иностранцев а.А. Доисторический человек побережья Ладожского озера. СПб., 1882, с. 171-175. Скачать.
Изображение из кн. А.А. Иностранцева.
7.Никольская Т. Н. Земля вятичей. К истории населения бассейна Верхней и Средней Оки в IX—XIII вв. М., 1981, с. 275
8. Фасмер Р.Р. Список монетных находок, зарегистрированных Секцией нумизматики и глиптики в 1920-1925 гг. / Сообщения Государственной Академии истории материальной культуры. Вып.2. Л., 1929, стр. 229; Кропоткин В.В.. Клады византийских монет на территории СССР. М., 1962. стр. 25.
9.Полное собрание русских летописей, т.II. Ипатьевская летопись. Изд. 2-е. СПб., 1908., стб. 14.
10.Кузьмин А.Г. Средневековая Русь. М. 1976, с. 69
11.Константин Багрянородный. Об управлении империей. — М., 1985, с. 45
12.Воронин Н.Н. Средства и пути сообщения. //История культуры Древней Руси. М.-Л. 1951., с. 282-283.
13. Даркевич В. П. Международные связи // Древняя Русь. Город, замок, село. М., 1985, с. 394.
14. См. напр.: Перхавко В. Торговый мир средневековой Руси. М., 2006. Гл. Зарождение купечества...
15. Перхавко В. Торговый мир средневековой Руси. М., 2006, с.68.