26.08.2014

Встречи в усадьбе Фряново

26 августа 2014 г.  усадьба Фряново принимала не только простых гостей, но и потомков известных в дореволюционные времена на весь мир русских текстильных мануфактуристов. Усадьбу впервые посетили потомки фабрикантов Пельтцер (до 1917 г. фабрики в Щёлкове и Каблукове) Экгарт Пантцер; фабрикантов Кёнеман (фабрики в Щёлкове в XIX) о. Сергий (С.Е. Казаков), настоятель церкви Рождества Богородицы в селе Анискине и создатель Православной гимназии "Ковчег" и наш давний самоотверженный соратник Наталья Александровна Добрынина, племянница И.Д. Четверикова (ф-ка в с. Городищи, совр. Свердловка, усадьба Тимофеевка, совр. Биокомбинат).


Экгарт на первых минутах знакомства нашел своих предков на составленной нами несколько лет назад неполной исторической родословной семьи Пельтцер (впервые выставлена тут 5.11.2012) и обещал дополнить её ценнейшими данными по линии нарвских Пельтцеров, - владельцев известной мануфактуры Штиглица.
Усадьба Фряново 1801 г. постройки.

Семейные легенды Пельтцеров, получивших управление над Нарвской суконной мануфактурой и Нарвской льнопрядильной мануфактурой, основанных Александром Штиглицем в 1847 - 1851 гг. говорят о том, что, почти буквально, по словам Экгарда, "отойдя от дел Нарвской мануфактуры и перейдя на государственную службу он (Штиглиц) бросил заниматься предприятием. В то же время он позволил войти в состав собственников (пайщиков? соучр.?) представителям семьи Пельтцер, и позже, через несколько лет, наконец, продал Пельтцерам, собственно, все части мануфактуры".  Это - более-менее верная передача устного сообщения, которое может помочь многим из нас осмыслить эту историю более точно.Устное сообщение, передаваемое из поколения в поколение, наконец, находит своё подтверждение: " В кон 1850-х [А.Л. Штиглиц] отошел от частных банкирских операций и был назначен главным управляющим Государственного банка" [Барышников М.Н. Деловой мир России. - СПб,, 1998, с. 375.]. До этого, Штиглиц  чуть не за свой счёт построил Петергофскую железную дорогу. Переходя на государственную службу он был обязан избавиться он некоторых активов, в числе которых была и Нарва.
До их пор линия нарвских Пельтцеров практически не была известна никому из русских исследователей старых родословий именитого купечества. Соединению времён мы обязаны, конечно, отцу Сергию, по звонку которого, собственно, всё и устроилось.


И вот, "паззл сложился"! Рано или поздно, это должно было произойти... 
 
Большинство присутствующих не трёхметровой распечатанной карте смогли найти своих дедушек и прадедушек



Уловя минутку личного общения, размышляем с Экгардом над сложными моментами родословной фамилий Кенеман, Пельтцер, Рабенек и Ландтблум.
Живое общение не такое лёгкое для "кабинетного ученого", чем кажется, особенно когда собеседник знает больше языков, чем ты и умет оперировать языковыми формами упреждая твой второй язык.




О. Сергий предоставил альбом старинных фотографий семьи Кёнеман для их сканирования и последующего исследования.

Пятичасовая встреча прошла в семейной, очень дружественной обстановке общения дальних родственников. Вместе с нашими гостями, надеемся на продолжение таких  транснациональных встреч.