30.08.2014

Ткани из прошлого: выставка кроков комбината им. Калинина (Славия) и история погибшего предприятия Рабенеков

Сегодня (30 августа 2014 г.) в Щёлковском районном историко-краеведческом музее состоялось открытие любопытной выставки кроков некогда известного на всю страну текстильного предприятия ОАО «Славия Текстиль» (в 1833 - 1862 гг. - ф-ка. Л.А. Рабенека при сельце Соболеве; 1862 - 1879 гг. - паевое товарищество «Людвига Рабенек и сыновья»; 1879 - 1929 гг.: ф-ка Тов-ва мануфактур Людвиг Рабенек; 1929 - 1992 гг.: хлопчатобумажный комбинат им. М.И. Калинина; 1992 - 2004 гг. - ОАО "Славия Текстиль"). Крок - это рисунок, выполненный на ватмане гуашью. Над созданием каждого крока художник по тканям (по платкам) работает около двух месяцев. Выставка приурочена к 85-летию Щёлковского района, проходит под названием «Ситец яркий – летний день!» и продлится до 12 октября 2014 г.



Нужно подчеркнуть, что открывшаяся выставка - впервые, через двадцать (если не больше) лет глухого молчания,  освещает блистательную историю одного из крупнейших промышленных предприятий страны и заставляет вспомнить о богатейшем "текстильном прошлом" Щёлковского района и всего бывшего Богородского края в целом.


Директор музея,  добрый друг нашего журнала, очаровательная Наталья Владимировна Богданова открывает выставку.

Этапы становления предприятия
1833 - 1862 гг. Бумагокрасильная и ситценабивная фабрики Л.А. Рабенека при сельце Соболеве. История предприятия, окончившего своё существование десять лет назад, в 2004 году, восходит к 1832 году, когда выходец из германского города Энгера (Северный Рейн-Вестфалия) Людвиг Андреевич Рабенек (Ludwig August Rabenek;1791-1862) купил у супруги флота-лейтенанта Сергея Акимовича Дурново (1777-1834), Пелагеи Кирилловны небольшую усадьбу с хозяйством и землей («мызу») в сельце Соболево на правом берегу реки Клязьмы. Незадолго до этого, в 1827 году, Францем Адреевичем Рабенеком (Franz Genrich Ditrich Rabenek; 1787-1856), братом Л. Рабенека, была возведена бумагокрасильная фабрика в расположенном неподалёку Болшеве. 


Людвиг Андреевич Рабенек.

К 1833 году в Соболеве было построено несколько небольших одноэтажных фабричных корпусов фабрики, на которых были установлены 2 машины и 30 красильных котлов. Первоначально предприятие специализировалось на крашении пряжи.
С начала производства на нём работали в основном отпущенные на оброк крестьяне из Орловской и Рязанской губерний. Нежелание местных крестьян, искушённых в более тонком, шелкоткацком деле, добровольно поступать на фабрику Л.А. Рабенека заставило фабриканта искать иные пути получения рабочей силы. И вскоре этот вопрос был решён. Л.А. Рабенек заключил с владельцем соседнего села Гребнево, Сергеем Михайловичем Голицыным особые «кондиции», по которым на фабрику в принудительном порядке был отправлен 71 недоимщик из местных гребневских крестьян. В документе также оговаривалось, что заработанные ими деньги не должны были выдаваться на руки рабочим, но идти на погашение их долга перед помещиком.

Уже через два года после начала производства окрашенная на фабрике пряжа удостоилась награды на выставке произведений отечественной промышленности, открывшейся летом 1835 года в московском Доме Благородного Собрания. Последовавшие эксперименты позволили получить на фабрике яркую и устойчивую «адрианопольскую красную» краску, которая заслужила внимание на выставке изделий отечественных мануфактур 1839 года.


Центральная ветвь генеалогического древа Рабенеков. Сост.: А.Ю. Послыхалин.

В 1846 году Л.А. Рабенек переходит в российское подданство и из третьей купеческой гильдии переходит во вторую гильдию по городу Богородску (ныне - Ногинску), а также расширяет фабричное дело за счёт внедрения ткачества. В 1849 году на Санкт-Петербургской выставке его фабрика кроме «пряжи, окрашенной в красный и розовый цвет» представляет публике широкий выбор готовой продукции: «миткаль, платки, плис и ситцы пунцовые; платки пунцовые и розовые». На той же выставке за образцовые пунцовые ситцы и платки купцу Л.А. Рабенеку была присуждена золотая медаль для ношения на Аннинской ленте. 
7 ноября 1849 года чиновник особых поручений докладывал московскому губернатору о крупных волнениях, возникших на фабрике. Московский генерал-губернатор Арсений Андреевич Закревский (1783-1865) приказал участников движения наказать розгами, а зачинщиков выслать из Московской губернии.

В 1851 году продукция фабрики Л.А. Рабенека была с успехом представлена на «Великой выставке промышленных работ всех народов, проходившей в лондонском гайд-парке с 1 мая по 15 октября. Русский обозреватель выставки писал: «Хотя отзывы знатоков об изделиях крашеных и набивных еще не известны, однакож смело можно сказать, что пряжа, кумачи и платки красного адрианопольского цвета Лудвига Рабенека вполне выдерживают соперничество фабрикантов из Австрии, Швейцарии и Бельгии». В том же 1851 году в Московское отделение мануфактурного совета было подано прошение о расширении и переоснащении предприятий Рабенек в Щелкове. В 1855 году на бумаготкацкой фабрике Рабенек была установлена 30-сильная паровая машина новейшей конструкции. Дальнейшие успехи предприятия способствовали скорой застройке левобережья Клязьмы. Вместе с фабрикой росла и Мещанская слобода Щёлково, называвшаяся тогда «Ново-Щёлково» в отличие от деревни "На-Щелково" на противоположном, правом берегу. Уже в 1859 году в Ново-Щёлкове насчитывалось 40 домовладений и 317 жителей.



В 1859 году Бумаго-красильная и Ситце-набивная фабрики Л.А. Рабенека входят в учрежденный в том же году «Торговый дом Вогау и Ко». Торговый дом был учрежден удачливым предпринимателем Филиппом Максимилианом фон Вогау (1807-1880), который в 1839 году женился на дочери брата Людвига Андреевича Рабенека, - Франца Рабенека – Эмилии. Торговый дом занимался крупным импортом и экспортом английской пряжи и красителей, торговал американским и египетским хлопком и китайским чаем. В год отмены крепостного права, в 1861 году, в Санкт-Петербурге проходила выставка русской мануфактурной промышленности, на которой была представлена и продукция Соболевской фабрики Л.А. Рабенека.
1862 - 1879 гг. Фабрики паевого товарищества «Людвиг Рабенек и сыновья». После смерти Л.А. Рабенека в 1862 году соболевские производства перешли его сыновьям Людвигу и Артуру, которые преобразовали предприятие в паевое товарищество «Людвига Рабенек и сыновья». В 1864 году умер Артур Людвигович Рабенек, и в дело вошли его сыновья, внуки Людвига Андреевича Рабенека — почётные граждане и купцы первой гильдии по г. Москве — Людвиг (Лев) и Эдуард Артуровичи. В 1865 году рабочих на фабрике числилось 400 человек. Сбыт изделий в обеих столицах и на крупных ярмарках по всей России приносил фабрикантам ежегодно огромную выручку в 600 тысяч рублей серебром. 


Служащие Товарищества мануфактур Л. Рабенек. Фотография 1905 г.

Изделия фабрики с успехом были представлены на выставке 1865 г. В 1867 году продукция фабрики «Л. Рабенек сыновья» была успешно представлена в отделении произведений из хлопчатобумажных тканей русских производителей на Всемирной выставке, проходившей на Марсовом поле в Париже с апреля по ноябрь 1867 года. Французский обозреватель выставки писал: "Протравки зелёного красителя Рабенека и эффекты двойного оттенка красного и розового цветов очень удачны. Эти изделия с использованием производных цветов краппа заслуживают весьма высокой оценки и, не теряя ничего при сравнении, могут быть сопоставимы с такими же, произведёнными в Швейцарии". Соболевская фабрика братьев Рабенек продолжала неуклонно развиваться. Вскоре взамен устаревшей паровой машины здесь была установлена 30-сильная паровая машина новейшей конструкции. На выставке 1870 года в Санкт-Петербурге паевое товарищество «Людвига Рабенек сыновья» «за выделку хлопчатых пряжи и тканей, окрашенных в адрианопольский красный цвет», получило золотую медаль «За полезное» для ношения на шее на Владимирской ленте.

В 1870 году в число совладельцев Торгового дома Вогау вступил энергичный финансист Конрад Карлович Банза (1842-1901), вошедший в руководство пяти крупных предприятий торгового дома и с 1879 года ставший директором Товарищества мануфактур «Л. Рабенек». 


Конрад Карлович Банза.

В 1874 году товарищество пустило в эксплуатацию первый и единственный в России ализариновый завод. В 1878 году на ализариновой фабрике Рабенеков было получено ализариновое масло из олеиновой кислоты, что вновь значительно удешевило выработку товара. По качеству и темпам производства кумача щёлковские фабрики Рабенек вышли на первое место в России.
1879 - 1929 гг.: ф-ка Тов-ва мануфактур Людвиг Рабенек. 31 августа 1879 года паевое товарищество «Людвига Рабенек сыновья» было преобразовано в акционерное общество «Товарищество мануфактур Людвиг Рабенек в Москве». Основной капитал Товарищества, составлявший 1 миллион 200 тысяч рублей, был разделен на 1200 паев по 1000 рублей каждый. Директорами правления Товарищества стали К.К. Банза, Л.Л. Рабенек и Карл Иванович Риш. 


Товарный знак (бумажный ярлык) «Товарищества мануфактур Людвиг Рабенек в Москве».

Московское представительство Товарищества помещалось в Москве на Чижевском подворье. Людвиг Артурович ведал коммерческой частью предприятия, а Эдуард Артурович руководил технологией производства, числясь при этом в должности простого красильного мастера. Ализариновым и «морданным» (мастер по выработке ализаринового масла) мастерами на фабрике были швейцарские подданные В. Биндер и К. Беме, главным механиком — прусский подданный Василий Адольфович Келлер, главные мастера по другим отделениям фабрики — русские.

Товарный знак (ярлык) «Товарищества мануфактур Людвиг Рабенек в Москве». Частное собрание.
Фабрика Людвига Людвиговича Рабенек в Соболеве (Щёлкове) состояла из трёх основных производств: крашения пряжи и миткаля, отделения набойки узоров на ткань и ализариновой фабрики. Все три производства располагались на компактном огороженном забором участке, насчитывавшем более ста крытых железом построек. 81 строение из этого числа было приспособлено для производства, а 14 предоставлялись для проживания мастерам и рабочим. В пяти зданиях располагалась контора и управление


План строений фабрик Товарищества мануфактур Л. Рабенека в Соболеве.

Набойка узоров производилась как в ручную, так и с помощью ситценабивных машин. На Всероссийской художественно-промышленной выставке 1882 года в Москве набивные ткацкие изделия набивной фабрики Рабенек удостоились наивысшей оценки по чистоте и яркости красок, отчетливости и чистоте печати, изяществу и разнообразию рисунков, числа и прочности красок.


Образцы тканей Соболевской ф-ки тов-ва м-р Л. Рабенек в экспозиции Щёлковского историко-краеведческого музея.


Шикарный модерновый рапорт покрупнее.
Число рабочих на фабрике Рабенеков в 1884 году колебалось от 800 до 1500. По свидетельству А. Погожева, «рабочий день считается с 6 часов утра до 8 часов вечера для мастеровых, а для фабричных, работающих только днём, работа начинается с 4 часов утра; на завтрак полагается 1 час, на обед 2 часа /…/ с воскресенья в 8 часов до 5 часов утра в понедельник работает ночная смена, от 3,5 часов до завтрака в 7 часов утра денная, в завтрак и обед снова ночная и затем с 2 часов до 8 вечера дневная. Заработная плата взрослых рабочих колеблется от 13,5 до 19 рублей (среднее 12 р.) в месяц — женщин от 8,5 до 10,5 р. (среднее 9 р.), подростков — от 8,5 до 11, 5 р.". 


Людвиг Людвигович Рабенек.

Продукция фабрик Рабенек имела широчайший сбыт на всей территории России. Около 1880-1885 годов при посредничестве Торгового дома Вогау, к тому времени уже построившего на свои средства крупный хлопкоочистительный завод в Туркестане, Торговый дом Л.Рабенек проникает на Средне-Азиатский и Персидский (Иранский) рынки. Высокое качество тканей, поставлявшихся в Персию, вызвало одобрение шаха Ирана, наградившего Людвига Людвиговича Рабенека орденом Льва и Солнца и предоставившего фабрике звание поставщика шахского двора. К 1885 году Товарищество открыло свои представительства и склады в Коканде, Самарканде и Ширазе. В столице, Тегеране, было действовало постоянное представительство фирмы. 


Счёт Тов-ва м-р. Л. Рабенек. "Шапка".
Один из позднейших владельцев предприятия, Лев Людвигович Рабенек по-праву писал в своих воспоминаниях: «Наша Рабенековская Мануфактура была самой крупной по экспорту продукции в Персию и числилась Поставщиком Двора Его Величества Шаха Персидского. Благодаря этой подсобной торговой деятельности русских мануфактур, нашему посольству в Тегеране легче было добиваться расширения русского политического и экономического влияния в Персии. /…/. В этих областях Персии мы могли легко конкурировать на базаре с иностранной привозной мануфактурой». Продукция щёлковской фабрики была настолько конкурентоспособна, что по свидетельству русского генерального консула в Тегеране от 10 января 1887 года, большая часть английских производителей ситцев, поставлявшихся в Иран из Англии, пыталась выдать свой товар за продукцию Товарищества Л. Рабенек.


Лев Людвигович Рабенек

Неуклонно росли темпы производства. В 1890 году фабрика окрасила 42 000 пудов пряжи и 30 000 кусков миткаля, а годичный оборот предприятия составил 8,9 миллиона рублей. В том же году здесь был внедрён новый способ щелочного вытравливания пунцового ситца. За это нововведение на Среднеазиатской выставке 1891 года, проходившей в Москве, фабрике была присуждена большая золотая медаль. Всего с 1835 по 1896 год, по подсчётам краеведа Е.Н. Маслова, Рабенеки получили 20 наград «за прекрасное крашение, трудолюбие и искусство».


Руководство Товарищества Л.А. Рабенек в экспозиции Щёлковского историко-краеведческого музея. Фотография не датирована.

Рост предприятия требовал развития фабричной инфраструктуры. При фабрике был открыт благотворительный фонд, средства из которого шли на помощь престарелым рабочим и на общеобразовательные цели. В октябре-ноябре 1892 года на средства и при попечительстве Товарищества мануфактур Людвига Рабенека было открыто начальное народное училище министерства народного просвещения. Здание училища находилось при селе Хомутово, выше по течению от Соболево. Ежегодно в нем проходило обучение 88 лиц обоего пола. При фабричной больнице в 1885-1890 годах был открыт собственный родильный приют.


Училище в с. Хомутово.
Для проживания рабочих поблизости от предприятия были выстроен квартал из казарм для рабочих.
 
Казармы быв. ф-ки Рабенек. ок. 1904 г.

В 1895 году на предприятии произошло две крупных стачки рабочих, требовавших повышения оплаты труда и оплаты вынужденных простоев по вине руководства.


Казармы быв. ф-ки Рабенек. Жилые по сей день.
В 1896 году в семейное дело вошли сыновья Артура Людвиговича Рабенека – Людвиг (Лев) и Эдуард. Выборный Московского биржевого общества, член совета Московских купеческого и торгового банков, совета Российского Взаимного Страхового союза, Московского отделения Совета торговли и мануфактур, совета московской Евангелической школы для бедных и сирот, потомственный почётный гражданин, мануфактур-советник Людвиг Артурович Рабенек (1856 – не ранее 1914) был директором-распорядителем Товарищества мануфактур «Людвиг Рабенек» и ведал коммерческой частью предприятия. 

 Людвиг Артурович Рабенек.

Член правления товарищества Эдуард Артурович руководил технологией производства, числясь при этом в должности простого красильного мастера. 


Эдуард Артурович Рабенек. Щёлковский историко-краеведческий музей.
Поблизости от фабрики стояли двухэтажные деревянные особняки  Льва и Эдуарда Рабенеков. 


Особняк Эдуарда Рабенека.Щёлковский историко-краеведческий музей.
Рядом был разбит парк с тенистыми аллеями...

Щелково. Аллея к фабрике Рабенек. Открытка 1912 г. 
...и спортплощадкой.


"Народное гулянье".Открытка 1912 г.

В том же 1896 году от фабрики Рабенеков к железнодорожной станции Щёлково было устроено шоссе и проложена узкоколейная дорога. Купленный в том же году двухсосный танк-паровоз, произведённый на заводе фирмы Krauss&Co колеи 1524 мм, NN3374/96 доставлял грузы со станции прямо во двор фабрики и обратно.


Танк-паровоз фирмы Krauss&Co 1894 г. выпуска.

В 1900 году был принят Устав Товарищества мануфактур Л. Рабенек, по которому основной фонд предприятия составлял 3 миллиона 600 тысяч рублей. Товариществом были выпущены акции на сумму 1200 тысяч рублей (1 акция — 1000 рублей). К 1900 г. на бумагокрасильной и ситценабивной фабриках Рабенек действовали 23 паровых котла, большая (1200 л. с.) и малая (390 л. с.) паровые машины, 16 паровых насосов, 5 динамо-машин для освещения фабрики. Работали на них в это время около 2500 рабочих и 75 служащих. В 1900 г. в Соболеве была построена бумагопрядильная и ткацкая фабрика на 28 тыс. веретен и 800 механических станков.


Вид на один из корпусов фабрики в 1904 год.

Ежегодно Товарищество Рабенек покупало у Реутовской мануфактуры крупные партии ее пряжи для окраски в пунцовый цвет на бумаго-красильной фабрике. Владелец Реутовской Мануфактуры Константин Митрофанович Мазурин (1866-1927) был широко известен как русский музыковед, литературовед, врач, историк и поэт и лично не занимался ведением дела, передав его в ведение управляющего, директора правления «Товарищества Реутовская мануфактура», мануфактур-советника Григория Сергеевича Герасимова. После смерти Г.С. Герасимова дело перестало приносить доход. В 1905 году Товарищество Л. Рабенек приобрело у Мазуриных Реутовскую Мануфактуру, - одну из самых старых русских прядилен.


Реклама Товарищества мануфактур «Людвиг Рабенек», 1909 г.
В 1914 году директором-распорядителем фабрик был Л.А. Рабенек. На бумагопрядильном предприятии числилось 3600 рабочих, но к 1916 году их количество сократилось до 2096 человек. «Бумаго-красильная и ситценабивная фабрика Товарищества мануфактур Людвиг Рабенек» в 1916 году насчитывала 1411 рабочих. Завод по производству серной «дымящейся» и сернистой «жидкой» кислот насчитывал в том же году 77 рабочих.


Вид на фабрику тов-ва Л. Рабенек. Открытка, 1911 г.

В 1915 году на фабриках Товарищества Л. Рабенек имелось 35.034 веретён (их количество не увеличивалось с 1908 года), 2.080 крутильных веретён, 832 механических ткацких станка и 8 печатных машин. Ежегодный доход от реализации производимой пунцовой пряжи, ситца, серной кислоты и ализаринового масла составлял огромную по тем временам сумму в 18 миллионов рублей. 


Торговая пломба Красильно-аппретурной ф-ки Л. Рабенек в Щёлкове. Частное собрание.

Основной капитал товарищества в 1915 году составлял 4.500.000 рублей при запасном в 1¼ миллиона. Имущество фабрик оценивалось в 3 миллиона рублей. Средняя прибыль по акциям за период с 1910 по 1915 год составляла 18%, а дивиденд 8%.


Трудовая книжка предприятия Л.Рабенек. Частное собрание.
В 1919 году фабрики Товарищества Л. Рабенек были национализированы. В годы гражданской фойны производство простаивало из-за отсутствия сырья и возобновилось лишь в 1921 г. В 1925 г. на предприятии работало уже 4.925 человек, а к 1927 г. объём производства достиг довоенных показателей.



1929 - 1992 гг.: хлопчатобумажный комбинат им. М.И. Калинина. В 1929 г. фабрика, реорганизованная в комбинат имени М.И. Калинина,  производила 4,3 тысяч тонн пряжи, более 24 миллионов метров товарного суровья и более 84 миллионов метров готовых тканей.
В период Великой Отечественной войны комбинат выпускал ткани для гимнастерок, плащ-палаток, марлю и бинты. В механических мастерских  производились противотанковые ежи, было налажено производство ручных гранат и мин. Более двухсот работников комбината не вернулись с полей войны. 

В послевоенное время комбинат был реконструирован. Была произведена замена устаревшего оборудования, введена автоматизация производства. Уже в 1945 году на комбинате была открыта художественная мастерская. 

Первой заведующей мастерской стала Евдокия Михайловна Ануфриева. Затем её возглавляли Клара Дмитриевна Новикова и Александра Матвеевна михайльцова, члены Союза художников СССР.  


Ведущий художник "старого состава" художественной мастерской комбината, Генриетта Викторовна Климова на открытии  выставки в Щёлковском районном музее.

Процесс разработки рисунка по ткани был долог и кропотлив. Создание художников крока. - выверенного по количеству цветов рисунка, был лишь первым шагом на пути ко внедрению его в производство. 


Успешно пройдя утверждение в различного уровня художественных советах, отдельные цвета переносились гравировщиками на печатные валы - медные цилиндры. Количество валов зависело от количества заложенных художником цветов. Кроки, созданные художниками предприятия, удостаивались многочисленных наград на всевозможных ярмарках и выставках не только в нашей стране, но и за рубежом.



В 1971 - 1975 гг. прядильное и ткацкое производства были механизированы - оснащены пневморапирными станками и прядильными машинами. Вошла в строй новая прядильная фабрика. В 1976 - 1980 гг. на комбинате было установлено 700 единиц нового оборудования, модернизировано 1838 единиц, механизировано 18 производственных линий. 


В 1980 г. продолжалась автоматизация ткацких на базе организации механизированных участков бесчелночного ткачества.


1992 - 2004 гг. - ОАО "Славия Текстиль". Начало 90-х принесло снижение спроса на отечественную текстильную продукцию и значительное сокращение поставок хлопка. На предприятии был разработан проект по переходу на выпуск крашеных и набивных широких тканей, но монтаж нового оборудования был законсервирован.


В 1992 г. Хлопчатобумажный комбинат им. М.И. Калинина был трансформирован в ОАО "Славия". 


Последний директор  ОАО «Славия Текстиль» на открытии выставки.

Ещё в 2004 г. известный щёлковский краевед, Г. А. Чехерева писала в своей книге "Щёлковский край: исторические очерки о предприятиях": "В настоящее время разработан проект дальнейшего технического перевооружения предприятия, реализация которого позволит выпускать отбеленные, крашеные и набивные ткани шириной до 320 сантиметров". Год выпуска этой книги совпал с окончательным прекращением производства и увольнением квалифицированных кадров.  Sic Transit Gloria Mundi.


С 1987 года до закрытия фабрики в 2004 году мастерскую возглавляла Волочаева Ирина Петровна. В разные времена численный состав мастерской менялся, но неизменным оставался профессионализм и высокий класс художников, работавших на предприятии.


Галина Николаевна Иванова, Генриетта Викторовна Климова, Светлана Николаевна Минеева, Ирина Петровна Волочаева, Татьяна Николаевна Кононова, Наталья Ивановна Моторина и многие другие создавали прекрасные кроки, которые можно увидеть на этой замечательной выставке.


Полюбуемся на некоторые из кроков. Это - не перепечатки. Это - кроки, выполненные после множества правок художником вручную гуашью на ватмане.

1.


2.


3.



4.


5.


6. Детские ткани.



7.



8.


9.


10. 


11.

Единственное сожаление заключается в том, что на выставке была попытка представить всю полноту ассортимента в разное время. Хотелось бы увидеть кроки Комбината/Славии в его историческом развитии, от наиболее старых из сохранившихся, послевоенных годов, до самых последних, создававшихся накануне закрытия предприятия. Кроме того, представленные на выставке подлинные фотографии, иллюстрирующие довольно тяжёлый труд художников, создающих такую красоту, оказались, как бы, "задвинутыми на второй план" (в застеклённых витринах), несмотря на то, что должны бы были открывать экспозицию после более развёрнутой экспозиции по фабрике Рабенеков. Но, как говорится, советовать хорошо, - делать трудно. От всей души желаем успеха выставке, музею и его сотрудникам.

А.Ю. Послыхалин, 2014. При использовании материала обязательна ссылка на trojza.blogspot.com.