Известный историк Василий Осипович Ключевский более ста лет назад опубликовал статью «Значение преподобного Сергия Радонежского для русского народа и государства». Он писал: «Когда вместе с разнообразной, набожно крестящейся народной волной вступаешь в ворота Сергиевой Лавры, иногда думаешь: почему в этой обители нет и не было особого наблюдателя, подобного древнерусскому летописцу, который спокойным неизменным взглядом наблюдал и ровной бесстрастной рукой записывал, «еже содеяся в Русской земле», и делал это одинаково из года в год, из века в век, как будто это был один и тот же человек, не умиравший целые столетия? Такой бессменный и не умирающий наблюдатель рассказал бы, какие люди приходили в течение 500 лет поклониться гробу преподобного Сергия и с какими помыслами и чувствами возвращались отсюда во все концы Русской земли». Восприятие Ключевским личности Сергия Радонежского и его участие в жизни каждого православного верующего актуально и по сей день. Этой статьей открывается юбилейный номер журнала.
В этом выпуске читайте также:
Андрей Топычканов, Сергей Шокарев «Старец пречюдный и предобрый». Преподобному Сергию выпала роль собирателя духовной мощи Руси, именно им создан немеркнущий облик святорусского государства конца XIV – середины XVII века. Духовное делание, проповедниками которого были Сергий и его ученики, имело не меньшее значение для возрождения страны, чем активная военная и политическая деятельность московских князей. Вместе с преподобным Сергием духовным деланием занимались и члены его семьи – родной брат, преподобный Стефан, и Феодор, племянник и ученик святого, основатель Симонова монастыря; он был духовником великого князя Дмитрия Донского. К лику святых причислены родители преподобного Сергия – Кирилл и Мария. Их мощи покоятся в Хотьковском Покровском монастыре близ Сергиева Посада.
Ольга Черкашина «Древнейший покров на гробницу преподобного Сергия Радонежского».
Традицию канонизации (узаконенного церковного чествования) умершего подвижника христианской веры и почитание его мощей Русь восприняла из Византии. Эта практика, обогащённая и украшенная русским благочестием, приобрела на отечественной почве свои особенности, проявившиеся и в оформлении гробниц святых. В наиболее полном варианте оно включает драгоценную раку, сень, нагробные покровы и икону, поставные и подвесные лампады, настенные образы. Неординарным явлением русской церковной культуры стали драгоценные нагробные покровы, возлагаемые на мощи святых. Существует два вида таких тканей: большие (как правило, в размер раки) и малые, закрывающие голову святого. Уподобление их погребальным пеленам Иисуса Христа очевидно. Известно небольшое число покровов на раку с мощами преподобного Сергия Радонежского, ставшие жемчужинами коллекции Сергиево-Посадского государственного историко-художественного музея-заповедника. Древнейшую из них датируют ХV веком.
Маргарита Гаганова «Власть и святыня: вскрытие мощей пре6подобного Сергия Радонежского 11 апреля 19019 года».
Акции по вскрытию мощей православных святых, осуществлённые в первые послереволюционные годы, стали одной из наиболее крупных антирелигиозных кампаний за всю историю государственно-церковных отношений советского периода. Основной её разгар пришёлся на 1918–1920 гг. Наибольшей известностью и общественным резонансом сопровождалось вскрытие мощей преподобного Сергия Радонежского, состоявшееся 11 апреля 1919 г. Несмотря на то что в последние годы обнародованы факты, проливающие свет и на другие эпизоды т.н. «мощейной эпопеи», внимание и интерес именно к судьбе главной святыни Троицы не ослабевают и по сей день. Драматические события апреля 1919 г., с особой силой выявившие глубину духовного кризиса, охватившего общество в эпоху тяжелейших социальных потрясений, стали, в определённом смысле, одним из символов самой эпохи.
Светлана Архипова «Отец Иоанн Кронштадский на Клинской земле»
Когда-то автору этой статьи попала в руки книга «Святой праведный отец Иоанн Кронштадский. Воспоминания самовидцев». Там шла речь о визите о. Иоанна в Клинский уезд, в имение Д.А. Ч-ва, и о посещении им приходского храма в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы, находившегося в восьми верстах от Клина и в 2–3 минутах езды от имения. Несмотря на то, что название села, близ которого находилось имение, не было указано, стало понятно: речь идет о родных местах.
Александр Ермаков «о побиении москвич от рязанцев…»
Многие события русской истории зачастую оказываются незаслуженно лишенными внимания, несмотря на их важнейшее значение. К подобным событиям можно отнести и малоизвестное сражение под Перевитском (Перевицком) (ныне — деревня Перевицкий Торжок в Луховицком районе), состоявшееся весной 1385 г. В нём войско москвичей под командованием удельного князя Владимира Андреевича Хороброго было наголову разбито рязанскими ратниками.
Москва оказалась в очень трудном положении. Великий князь Дмитрий Иванович был вынужден прибегнуть к посредничеству преподобного Сергия Радонежского, обладавшего непререкаемым авторитетом на Руси. Лишь великому старцу удалось склонить рязанского князя Олега к миру — он, как и его современники, высоко чтил святого. Существуют сведения, что князь Олег в последние годы жизни носил под монашеской одеждой тяжёлую кольчугу, одетую на голое тело, а незадолго до кончины принял иночество и схиму под именем Иоаким в основанном им в 18 верстах от Рязани Солотчинском монастыре. Инокинею окончила свою жизнь и его супруга — княгиня Евфросинья.
Виктор Шилов «По благословению игумена всея Руси: к 640-летию серпуховского Высоцкого монастыря».
Создание в 1360 г. первой на Серпуховской земле монашеской обители, Владычного монастыря, осталось незамеченным летописцами, а вот история основания под Серпуховом второго монастыря, названного Высоцким, засвидетельствована в летописях и в житии одного из прославленных русских святых, преподобного Сергия Радонежского.
В союзе с митрополитом Алексием он осуществил реформу монашеской жизни во вновь основанных обителях, которые становились проводниками влияния тенденций объединения русского монашества, превращения его в действенную силу, способную влиять не только на духовные процессы в тогдашнем обществе, но и активно участвовать в политической жизни русских княжеств. Создание Высоцкого монастыря стало претворением идей религиозных реформаторов на серпуховской земле.
Сергей Трубачев, Мария Трубачева «Под крылом преподобного Сергия»
Для большинства приезжающих в Троице-Сергиеву лавру ее посещение связано со стремлением прикоснуться к святыне — мощам преподобного Сергия Радонежского, а также совершить молитву за богослужением в лаврских храмах. Многих она привлекает и как уникальный памятник русской культуры. Экскурсии по Лавре знакомят с её историей и с выдающимися произведениями архитектуры, иконописи, прикладного искусства, сосредоточенными в пределах лаврских стен. Однако не менее значительными могут оказаться экскурсии и за её пределами, с посещением как дальних скитов, так и достопримечательностей города. С Троице-Сергиевой лаврой и Сергиевым Посадом, возникшим возле неё, связана жизнь многих выдающихся личностей, чьи имена вошли не только в историю России, но и стали достоянием мировой культуры. В их числе имя священника Павла Флоренского (1882–1937), которого нередко называют русским Леонардо да Винчи.
О фонде науки и православной культуры священника Павла Флоренского.
В 2011 г. в Сергиевом Посаде был создан Фонд науки и православной культуры священника Павла Флоренского, в деятельности которого главное место занимает программа по созданию в Сергиевом Посаде музея Флоренского. Её реализация позволит создать православно-просветительский и образовательный центр.
В настоящее время Фонду переданы в пользование руины здания (памятник федерального значения), в котором после восстановления должен разместиться Музей. Фонд подготовил эскизный проект восстановления здания, приспособленного под Музей. Он уже прошёл государственную экспертизу и утверждён Министерством культуры Московской области.
Татьяна Смирнова «Портрет графа Ю.А. Олсуфьева».
Граф Юрий Александрович Олсуфьев (1878–1938) был одним из создателей музея на основе ценностей Троице-Сергиевой лавры. Об этом можно прочитать в статье Т.В. Смирновой «Создание музея в Троице-Сергиевой лавре» в выпуске «Подмосковного летописца» за 2010 г., № 4. Эта тема продолжается в свежем номере: вы узнаете, как сложилась судьба графа после того, как в мае 1928 г., спасаясь от ареста, ему пришлось спешно покинуть Сергиев Посад, каким человеком был этот выдающийся деятель культуры:
Он работал в Центральных государственных реставрационных мастерских вместе и Игорем Грабарём, был заведующим отделом церковных древностей Государственного исторического музея, руководил секцией реставрации Государственной Третьяковской галереи. Его жизнь оборвалась на Бутовском полигоне 14 марта 1938 года.
В рубрике «Книжные новинки» представлен ряд изданий, вышедших к 700-лктнему юбилею Сергия Радонежского.
Где купить журнал?