20.09.2014

Богослов Николай Евграфович Пестов в Гребневе

Немногие знают, что старое, давно закрытое кладбище в подмосковном Гребневе, недалеко от известной усадьбы,  является последним пристанищем для талантливого профессора, доктора химических наук, известного историка православной церкви и выдающегося богослова Николая Евграфовича Пестова (1892 - 14 января 1982).


Не всякий знает и то, как добраться до его надгробия, увенчанного замечательной ажурной сенью с куполами: соседние оградки расположены впритык друг к дружке. Недавно посетившим наш край уважаемым коллегам-краеведам, кажется, это так и не удалось (см.). Утром 16 сентября 2014 г., воспользовавшись прекрасной солнечной погодой, мы посетили кладбище и, не без препятствий на пути, добрались до могилки, добром помянув этого достойного человека, необычной судьбе которого и посвящён наш сегодняшний рассказ...

Провидение одарило Николая Евграфовича долгой жизнью, продолжавшейся девять десятилетий. Непосредственно с Гребневым связаны последние четыре десятилетия его долгой жизни.

Николай Пестов родился 4 (17) августа 1892 года в Нижнем Новгороде и был последним, десятым, ребенком в семье. В 1910 г., окончив полный курс реального училища, он поступил поступил на химический факультет Императорского Московского Высшего Технического училища (ныне МВТУ им. Баумана), но, не окончив курса, в начале Первой мировой войны (в 1914 г.) на правах вольноопределяющегося поступил в  Алексеевское военное училище. В феврале 1916 года  Николай Пестов женился на дочери присяжного поверенного Руфине Дьячковой.


В октябре 1917 года, поручик Пестов находился в Луге в штабе полка, но в декабре уже был в Нижнем Новгороде, где незадолго до того установилась советская власть. С февраля по август 1918 года Н.Е. Пестов работал делопроизводителем в Нижегородском Чрезвычайном Комитете, потом в Горпродкоме.13 августа 1918 г. Н. Пестов был арестован, провёл в тюрьме полтора месяца, но был оправдан и выпущен на свободу 2 ноября. Уже 26 ноября 1918 года Николай Пестов был направлен на работу в органы Нижегородского Всевобуча (всеобщего военного обучения), где проработал до конца января 1919 г., вступив в Коммунистическую партию в декабре 1918-го.

Н.Е. Пестов в годы Гражданской войны.

Весной 1919 г. Н. Пестов был отправлен в Северную группу Восточного фронта, в августе вызван в Москву для окончания Центральных Высших курсов Всевобуча, одновременно работая в Управлении Всевобуча при Всеросглавштабе, и, после присвоения звания окружного военного комиссара был назначен на должность начальника Управления Всевобуча Приуральского военного округа. Занимая эту высокую должность, в Свердловске (Екатеринбурге) Н.Е. Пестов неоднократно встречался с такими людьми, как М.В. Фрунзе, И.И. Вацетис, М.Н. Тухачевский, В.И. Шорин, Г.Д. Гай, С.С. Каменев и другими крупными военными и государственными деятелями. Работа Н.Е. Пестова заслужила одобрение председателя Реввоенсовета Советской республики, Льва Давидовича Троцкого. На одной из подаренных Пестову книг Троцкий написал: «Моему другу и соратнику Н. Пестову на память. Лев Троцкий» [2]. По словам самого Н.Е. Пестова, "Спустя много лет, вспоминая те годы, я прихожу к выводу, что это была поистине демоническая личность. И тем более горько сознавать, что в тот период я своими действиями и поступками заслужил его одобрение" [3].


Сень над надгробиями Пестовых на старом Гребневском кладбище.

Ночью на 1 марта 1921 года Николая Евграфовича посетил сон, круто изменивший всю его жизнь. Впоследствии Н.Е. Пестов так описывал увиденное: "Какое-то полутемное обширное подземелье с земляными стенами и сводами. С левой стороны вижу в стене вход в коридор, ведущий куда-то вниз. Кругом полутьма... И вот у входа появляется светящаяся фигура Христа. Он не идет, а, скорее, как бы плывет по воздуху... Проходя мимо меня, Он обернулся и посмотрел на меня. Во взоре была необычайная серьезность, глубина, проникновенность и строгость: не только всепрощающая Сила и Величие, но Огонь могущества, святости и бесконечно-снисходящая любовь... Я падаю на колени и кланяюсь Ему до земли... Я проснулся мгновенно... что же произошло? Я — комиссар, и вдруг — Христос? Почему? Зачем? Полное смятение всех чувств... И сжигающая сознание огненная мысль: «Ведь я грешник, нераскаянный грешник, и кругом меня — грязь, порок и кровь... И взгляд Христа...»" И, в другом месте: "В ту ночь Господь вошел в мое сердце, и с тех пор, что бы ни делал, ни чувствовал, я знаю, что Христос всегда был рядом со мной, всегда пребывает рядом со мной и никогда не покидал меня"...В июле 1921 года Николай Евграфович уволился из рядов РККА, демобилизовался и уехал в Москву для окончания своего образования. В том же году его жена, Руфина, ушла от него. Больше они не встречались.


Старая табличка на деревянном кресте.

Осенью 1921 года Н.Е. Пестов попал на лекцию выдающегося деятеля Российского студенческого христианского движения (РСХД) Владимира Филимоновича Марцинковского (1884 - 1971).


В.Ф. Марцинковский. Фотография отсюда.


Спустя некоторое время Николай Евграфович познакомился со студенткой МВТУ им. Баумана, и душой Христианского студенческого кружка Зоей Вениаминовной Бездетновой (1899 - 1974) и стал её помощником в организации лекций Марцинковского на духовные темы в МВТУ. 20 мая 1923 года в храме Вознесения на Гороховом поле состоялось венчание Николая Евграфовича и Зои Вениаминовны. 


З.В. Пестова (ур. Бездетнова). Фотография отсюда

В том же 1923-м после очередного ареста В.Ф. Марцинковский был выслан в Германию. В следующем, 1924 году вся деятельность кружков, посвященная проповеди Евангелия среди учащейся молодежи, была запрещена, но часть кружковцев продолжала работу нелегально, проводила на частных квартирах занятия и даже съезды членов движения, в частности, это происходило и на квартире Николая Евграфовича и Зои Вениаминовны Пестовых.
В ноябре 1924 года члены Христианского Студенческого кружка были арестованы.
Николай Пестов пробыл в Бутырской тюрьме 40 суток, получив уведомление об освобождении в день своего ангела — Святителя Николая. Во время арестов членов кружка Зою Вениаминовну, как кормящую мать, освободили от ареста (18 февраля 1924 г. на свет появился первенец, названный Николаем) [cм.].


Семья Пестовых. Довоенная фотография. Отсюда.


Вернувшись из тюрьмы, Н.Е. Пестов перестал посещать обновленческие храмы, стал постоянным прихожанином Никольской церкви в Кленниках на Маросейке и духовным сыном о. Сергея (Мечёва) (1892 - 1942), причисленного в 2000 г. к лику священномучеников. 8 сентября 1925 в семье Пестовых родилась дочь Наталия, а 8 октября 1927 года в ней родился третий ребенок - сын Сергей.


Надгробие Н.Е. Пестова.

Николай Евграфович работал  сотрудником Научного Института по Удобрениям. Впоследствии, окончив курс МВТУ, работал ассистентом академика Э. В. Брицке, а позднее читал доцентский курс по технологии удобрений, он перешел во 2-ой МХТИ, а затем в Военную Академию Химической Защиты Красной Армии им. К. Е. Ворошилова, где в должности зав. кафедрой калийных солей проработал до октября 1933 года. С осени 1933 года Николай Пестов оставил Военно-химическую академию и до осени 1937 года преподавал в МХТИ им. Менделеева, где читал курс, руководил дипломным проектированием и дипломными работами по специальности "Технология минеральных удобрений". В 1937 году Н. Пестов отказался выступить на собрании с осуждением арестованного заведующего кафедрой профессора Юшкевича, под непосредственным руководством которого он работал. За это был освобожден с работы в МХТИ им. Менделеева. Осталась работа в научно-исследовательском институте по удобрениям (НИУИФ).


Надгробие З.В. Пестовой.

Летом 1939 г. Н. Пестов был избран  заведующим кафедрой Хим. технологии МИЭИ. Помимо этого с декабря 1942 г. по октябрь 1943 г. он был деканом химического факультета. С октября 1943 г. состоял заместителем директора по научной и учебной работе. После защиты В январе 1941 года в Академии наук СССР состоялась защита докторской диссертации Н.Е. Пестова на тему "Физико-химические свойства порошкообразных и зернистых продуктов химической промышленности". Н.Е. Пестов был утвержден в степени доктора химических наук.

Началась Великая Отечественная война. Из-за бронхиальной астмы Н.Е. Пестов был освобожден от призыва в армию. Сыну Коле было 17 лет. В сентябре 1942 г. его призвали в армию, а в октябре 1943 года он погиб в бою.


Сын Н.Е. Пестова, Н.Н. Пестов.

В годы войны Н.Е. Пестов вел интенсивную научную и педагогическую деятельность. 4 ноября 1944 г. он был награжден орденом "Трудового Красного Знамени", а в 1946 году — медалью "За доблестный труд в Великой Отечественной войне". Во время войны семья Пестовых из Москвы в эвакуацию не уезжала.

Летом 1943 года Николай Евграфович  по просьбе друзей написал несколько статей о молитве, духовном чтении и Таинствах Церкви, что положило начало его работе - "богословской диссертации", опубликованной поле смерти писателя. В конце 50-х годов Н. Е. Пестовым были написаны и другие труды по богословию. В своей основе они представляли собой выдержки из святых отцов и учителей Церкви по различным вопросам христианской жизни, позднее объединенные в два тома под названием "Пути к совершенной радости". Тогда же автор приступил к нписанию книги "Над Апокалипсисом". По словам самого Николая Евграфовича, «Основным побуждением для написания богословских работ явились следующие причины: 1) Прекращение продажи и распространения в новых социальных условиях жизни России духовной литературы. 2) Необходимость осветить ряд основополагающих моментов в жизни каждого христианина простым, доступным, современным языком, исходя из новых условий жизни в СССР. 3) Завет одного духовного лица, сказавшего мне «писать, не говоря ничего нового, но все говорить как бы по-новому» (т.е. избегая сухого стиля и ориентируясь на современного человека). 4) Личное желание поделиться сокровищами христианских истин и духовного опыта из трудов учителей и отцов Церкви, использовав при этом свой духовный опыт...» [см., 3].


8 февраля 1948 года дочь Николая Евграфовича, студентка Строгановского института, Наталия Николаевна (8 сентября 1925 - 23 января 2014) вышла замуж за псаломщика подмосковных храмов в с. Гребнево, Владимира Петровича Соколова (1920-1995), сына служившего в этой церкви и умершего в тюрьме диакона Петра Васильевича (1886--1941) и Елизаветы Семёновны Никологорской (1883-1959), - дочери священника храмов села Гребнево Семёна Никологорского. 14 февраля того же года Владимир Соколов был рукоположен во диакона в свой родной приход [4].
С этого времени, продолжавший работать в МИЭИ и по совместительству в НИУИФ,Николай Евграфович стал бывать в Гребневе, навещая семью своей дочери и своих внуков. Начиная с ок. 1960 г. вместе с Зоей Вениаминовной писатель проводил здесь время летних отпусков, снимая дачу. По воспоминаниям внука Н.Е. Пестова: "Мое детство проходило в с. Гребневе Московской области. Это пятидесятые годы.В памяти запечатлелись летние картины, когда дедушка и бабушка жили недалеко от нас на даче. Дедушка регулярно ездил в Москву (возможно, он еще тогда работал), а мы с мамой ходили его встречать в березовую рощу. От рощи далеко за полем хорошо виднелась московская дорога с идущими по ней автомашинами. Мама с нами устраивалась на холмике возле «святого колодца», и мы начинали наблюдать, не забывая при этом вдоволь напрыгаться и набегаться на березовой опушке. Но вот на горизонте останавливался автобус, и мы до рези в глазах всматривались вдаль: приехал ли дедушка. Наконец кто-то, сначала один, а потом и все видят на горизонте маленькую белую фигурку, скорее точку. Это дедушка, летом он всегда носил белую панамку и белый китель, в руках у него тяжелые сумки с продуктами и гостинцами для внуков. Мы наперегонки мчимся ему навстречу по узкой тропинке. До сих пор помню эти радостные моменты встречи. Дедушка вынужден остановиться, поставить сумки на землю, иначе нельзя: поочередно на его шее висит то один, то другой шалун. Далее следует раздача сладостей. В боковом кармане «толстовки» у дедушки всегда хранилась жестяная коробочка с леденцами или другими конфетами. Дедушка достает ее, постукивает по ней пальцами и торжественно открывает. Угостив всех нас, он продолжает свой путь в плотном окружении встречающих. Мы идем с дедушкой к маме, которая все еще ждет нас у «святого колодца». Как от мамы, так и от бабушки дедушка часто выслушивал упреки за то, что конфетами перебивал детям аппетит и пр., но, как помню, коробочка с конфетами в его кармане неизменно была и всегда регулярно пополнялась. Конфетами угощались буквально все дети, которых дедушка встречал на даче ли, в лесу на прогулке или еще где." [см. 3]...



Николай Евграфович и Зоя Вениаминовна Пестовы. Фотография отсюда.

После ухода на пенсию всю свою энергию Николай Евграфович сосредоточил на работе над основным своим богословским произведением - многотомной диссертацией "Пути к совершенной радости", или, как он еще ее назвал: "Опыт построения христианского миросозерцания". Все труды Пестова-богослова изданы посмертно. Наибольшую известность из них получил двухтомник «Современная практика христианского благочестия». Труды его вскоре стали пользоваться большим успехом и перепечатки их расходились по многим городам и селам России.

Н.Е. Пестов у Гребневских храмов. Фотография 1975 г. из кн Н.Н. Соколовой "Церковь села Гребнево в годы гонений".


В Гребнево потянулись из Москвы старые друзья, молодежь, бывшие члены христианского студенческого кружка. По воспоминаниям дочери М.Е. Пестова, Натальи Николаевны Соколовой : "Вокруг Николая Евграфовича, отдыхавшего на лавочке [у гребневских храмов], часто собиралась толпа ребят, которым старик рассказывал без устали и о Первой мировой войне, и о революции, и о святых... Он обсуждал со слушателями характеры и поведение героев всем известной со школьной скамьи классической и художественной литературы. Николай Евграфович критически относился, например, к Лермонтову, возмущался поведением Печорина, называя его подлецом. Лермонтов находил что-то прекрасное в образе демона, а Николай Евграфович доказывал, что в сатане нет ничего привлекательного, а только ложь, гнусность и греховная скверна... Эти беседы длились около двух часов и оставляли у всех глубокое впечатление" "[7, с. 93].


Православная молодёжь в Гребневе. Фотография 1977 г. Отсюда.


В те времена, когда духовная литература была недоступна верующим, многие из них  просили почитать книги из его домашней духовной библиотеки.Многие книги из библиотеки Н.Е. Пестова часто передавались из рук в руки и возвращались  лишь через многие годы, а то и вообще не возвращались.Вскоре последнее обстоятельство побудило Николая Евграфовича заняться копированием духовной литературы, и самостоятельным изданием своих трудов.За многие годы из огромного объема книг выделились отдельные, наиболее популярные издания. авторы, которых всегда у дедушки спрашивали и даже заказывали. Машинистки помогали в копировании текста. Готовые блоки Н.Е. Пестов переплетал собственноручно. По воспоминаниям родных, в год Н.Е. Пестов выпускал до 100 экземпляров книг духовного содержания, и это в те годы, когда подобная деятельность строго каралась властями [см. 3; 5].

 
Николай Евграфович Пестов (сидит в первом ряду), Юрий Кочетков (стоит за ним). Верхний ряд справа налево: внуки Н.Е. Пестова Серафим и Федор Соколовы, далее - Александр Копировский. Перед Федором Соколовым чуть правее стоит Евгения Кузьминична Кочеткова.1970-е гг. Фотография отсюда.

В 1973 году, вскоре после празднования "золотой" свадьбы, умерла супруга Зоя Вениаминовна. Проведя лето1981 г. в Гребневе, осенью Н.Е. Пестов вернулся в Москву, где скончался в ночь на 14 января 1982 г. 16 января в храме святых мучеников Адриана и Наталии состоялось отпевание, после чего его прах был перевезён в Гребнево и погребён поблизости от могилы Зои Вениаминовны. Впоследствии на средства почитателей  Николая Евграфовича над захоронениями была возведена нынешняя кованая сень, украшенная гроздьями винограда, - глубокого христианского символа - эмблемы спасения и возрождения к вечной жизни [8].


На надгробии Николая Евграфовича можно прочесть евангельские слова: "Да радость Моя в вас пребудет и радость ваша будет совершенна" (Ин. 15, 11), - слова, с которых начиналась широко известная статья автора "Совершенная радость" [см.; 9], и пути к которой он посвятил свой труд "Путь к совершенной радости" [см.]. 32 года прошло со смерти Николая Евграфовича, но и поныне его богословские труды находят благодатную почву в душах широких кругов православных читателей, а повзрослевшие дети, которых седовласый старик-профессор когда-то угощал конфетами, приносят их на его могилку среди старого кладбищенского парка...


А. Послыхалин, 2014. При использовании материала желательна ссылка на trojza.blogspot.com.

Использовано:
1. Главы из кн.  "Современная практика православного благочестия". См.
2. Ильюнина Л. Николай Евграфович Пестов. См.
3.От внешнего к внутреннему. Жизнеописание Н.Е. Пестова./ Сост. Преосвященнейший Сергий (Соколов), епископ Новосибирский и Бердский.— Новосибирск: Православная Гимназия во имя Преподобного Сергия Радонежского, 1997. См.
4. Миллер Т. Матушка наталия. См.
5.Вечер памяти Николая Евграфовича Пестова. См.
6. Бирюкова М. Благословенное потомство / Журнал "Православие и современность" №20 (36), 2011 г. См.
7.  Соколова Н.Н. Церковь села Гребнево в годы гонений. М., 2006.
8. «Я есмь истинная виноградная лоза, и Отец Мой — виноградарь» (Ин. 15:1).
9. См.: Пестов Н.Е. Современная практика православного благочестия. Книга IV. СПб, 1996.