25.12.2014

Ногинск (Богородск) в его старине: загадка Владимирской дороги

Бесконечные тайны, исторические головоломки и неожиданные трудности подстерегают нас в ходе исследования прошлого подмосковного города Ногинска (бывшего Богородска и села Рогожь). 



Тот факт, что упоминание села Рогожь 1339 года было первым и единственным, а, начиная с 1389 года этот топоним служил для обозначения целого края – волости Рогожь, относившейся к московским волостям (и, с 1433 по ок. 1436 – к дмитровским) – строго говоря, не даёт нам права считать, что само село продолжало существовать на прежнем месте с тех давних пор до конца XVI века [см. I часть нашего повествования]. Кроме того, локализация села Рогожь 1339 года на берегу Клязьмы на месте будущего города Богородска, нынешнего Ногинска, в каком-то смысле, является лишь смелым предположением, а не доказанной гипотезой. Возможно, уточнить время возникновения поселения на берегу Клязьмы поможет история Владимирской дороги, на которой располагался город Богородск? 

Крупнейшими дорогами XIV века к северо-востоку от Москвы (осн. 1147), шедшими на Владимир-на-Клязьме (осн. 990 или 1108), - древнюю столицу Северо-Восточной Руси были Старая Переславская (Троицкая, Ярославская) дорога и, возникшая позднее, дорога Стромынская.
Старая Переславская (Троицкая) дорога, соединявшая Москву, через основанный  между 1337 и 1342 гг. в Радонеже Троицкий монастырь, с Переславлем-Залесским (осн. в 1152 г.) и Владимиром-на-Клязьме, стоявшим на пути в далёкую Орду, впервые упоминалась в «Житии Сергия Радонежского», написанном в 1417 – 1418 годах его учеником Епифанием Премудрым, при описании событий 1353 – 1359 годов времён княжения великого князя Ивана II Ивановича Красного [1].
Вместе с ростом политического значения Москвы и постепенным снижением уровня угрозы с Востока, появилась необходимость в более короткой дороге на Владимир, которая бы миновала крюк через Переславль-Залесский. Спрямленный путь через Киржач и Юрьев-Польской на Владимир получил название «Стромынской дороги» или «Стромынки» от древнерусского прилагательного «стромый» – «прямой». По некоторым данным, под именем «Переяславской лесной» дорога упоминается уже в 1381 – 1383 годы [2], однако основной корпус сохранившихся упоминаний дороги относится к более позднему времени. Впервые под названием «Стромынской» дорога упоминается в 1501 году [3].

Вид въезда в Москву со стороны Рогожской заставы. Неизвестный автор по гравюре Ф.Кампорези Цветная акватинта. Лондон, 1813 г.
О времени появления и первого упоминания Владимирской дороги у исследователей нет единого мнения. Нередко, впрочем, можно встретить утверждение о том, что упоминание этой дороги как «великой дороги Владимирской» относится к 26 августа 1395 года и торжественному переносу в Москву Владимирской иконы Богоматери из Владимира – символическом действии, которое, по мнению летописца, отвратило от Московского княжества вторжение Тимура (Тамерлана). Это утверждение основано на цитате из Троицкой летописи, приведенной в  Примечаниях к пятому тому знаменитой «Истории государства Российского» Н.М. Карамзина: «место то было тогда на Кучковом поле, близ града Москвы на самой на велицей дорозе Володимерьской» [4]. Однако в реконструкции текста Троицкой летописи, осуществленной  М. Д. Приселковым  и опубликованной в 1950 году, отсутствует указание, где именно и на какой дороге была встречена икона, что вызывает вопросы к свидетельству, приведенному Н.М. Карамзиным [5]. Симеоновская летопись, повествующая о том же событии также неопределённа: «Егда принесена бысть икона сия близ града Москвы, тогда весь град изыди противу иконы на сретение ея» [6]. Как видно, «близ града сия», также не является точным указанием ни на место встречи, ни на дорогу по которой несли  реликвию. Ту же расплывчатость мы наблюдаем и во многих других летописях. Так Воскресенская летопись указывает: «все множество бесчисленное народа христианского сретоша ю далече за градом на поле» [7]; Тверская летопись: «Егда же принесена бысть икона си близ града, изыде противу иконы на сретение ея и сретоша и…» [8]; Русская летопись по Никонову списку: «…и егда бысть близ града Москвы, и выде Киприян митрополит за град далече со кресты с епискупы и со архимандриты и игумены…» [9]; Московский летописец: «Егда же приидоша близ града Москвы со пречюдною иконою пречистый Богоматере, тогда изыде весь град в стретения ея…» [10]; Софийский времянник: «Егда же принесена бысть икона сия близ града Москвы, тогда весь град изыде противу иконы на сретение ея, и сретоша ю честно Кипреян Митрополит со Епискупы…» [11]

Владимирская икона Божией Матери.
 
Место встречи москвичами Владимирской иконы Божией Матери устойчиво отождествляется с ул. Сретенка. В районе бывшего Кучкова поля до сих пор существует Сретенскиймонастырь, названный так по легенде в честь встречи иконы Владимирской Богоматери. Получается, что икону вносили в Москву с севера, а не с востока, что свидетельствует о том, что несли её из Владимира через Троице-Сергиев монастырь по Старой Переславской (Троицкой, Ярославской) дороге, которая  лишь Н.М. Карамзиным была названа «великой дорогой Владимирской», что не нашло подтверждения в летописном памятнике, на который будто бы ссылался учёный.

Тем не менее, закрепление названия «великой дороги Владимирской» за  Старой Переславской (Троицкой) дорогой, пустило глубокие корни. Так, академик М.Н. Тихомиров считал, что Владимирка в конце XIV века «…подходила к Москве у Сретенских ворот, в районе Кучкова поля, следовательно, не с востока, как можно было бы ожидать, а с севера. Вероятно, это показывает первоначальное направление Владимирской дороги, которая поворачивала от Клязьмы к Москве по кратчайшему расстоянию» [12]. Известный  историк и археолог М.В. Фехнер считала, что «Владимирская дорога. "Великая Владимирская дорога" (ПСРЛ, XVIII, 280), ведущая в гор. Владимир, проходила там, где находится Сретенская ул.» [13.]. То же мнение высказано в работах учёных-москвоведов В.В. Сорокина [14] и В.Б. Муравьёва [15]. 

Так или иначе, приведённые данные нисколько не уточняют вопроса о возникновении собственно Владимирской дороги, шедшей от Рогожской слободы Москвы через Рогожскую волость (Рогожский стан) на Владимир. С.Б. Веселовский описывал Владимирскую дорогу следующим образом: «Прямо на восток от Рогожской заставы шла дорога на Владимир-на-Клязьме – центр Владимиро-Суздальской Руси. Это – знаменитая Владимирка, оставившая по себе в народе мрачную память, как путь ссылки в Сибирь. Владимирка начиналась приблизительно от устья Яузы, прорезывала Измайловскую рощу и через села Ивановское и Горенки шла на Хупавну [Стара Купавна], от Хупавны правым берегом Клязьмы – на Рогожский ям. Здесь на небольшой речке Рогоже была Ямская слобода, где ямщики меняли лошадей, а путники могли найти отдых. На месте Рогожской слободы при учреждении губерний был образован уездный городок Богородск, впоследствии переименованный в Ногинск. Около Бункова Владимирка переходила на левый берег Клязьмы и, минуя Ожерелки, шла на Покровский погост на реке Вохонке, ныне – Покров» [16].


Владимирка. Худ.: И. Левитан, 1892 г.

Нельзя не отметить, что смелая  версия Веселовского о том, что село и волость получили своё имя от  названия некой реки Рогожи, - весьма распространена в печатных изданиях по истории Ногинска (Богородска). Однако учёный не уточнил, каким образом подмосковная речка Рогожка, текущая к югу от Москвы, могла дать название селу в 50 км на восток от столицы.  Известно, что город Ногинск (Богородск) расположен  на берегу реки Клязьмы. В черте города в Клязьму впадают два притока – речки Черноголовка и Загребка. На территории Ногинского района находятся реки Шерна, Воря, Дубенка, Шаловка, Лавровка и Васса. Таинственной речки Рогожи не найдём мы и на старинных картах этой местности…

Но вернёмся к вопросу о первом упоминании Владимирской дороги, проходившей именно по Рогожской волости. Часть дороги от Рогожской заставы в пределах Москвы примерно совпадает с нынешним шоссе Энтузиастов, до 1919 года носившим название «Владимирского шоссе (тракта). П.В.Сытин, очевидно, опираясь на примечание Карамзина, считал, что «шоссе Энтузиастов, до 1919 г. Владимирское шоссе, являлось древней дорогой из Москвы во Владимир. В конце XIV в. оно постепенно заменило старую дорогу, шедшую по Ярославскому шоссе» [17]. Однако, как мы выяснили выше, связывать историю нашей Владимирки с историей переноса в Москву Владимирской иконы 1395 года нельзя.

Может быть, историю появления дороги следует искать в данных о первом упоминании села Старый Рогожский ям на р. Клязьме – будущего Ногинска (Богородска)? Но и на этом пути нас подстерегают непредвиденные трудности…
Продолжение следует...

А.Ю. Послыхалин, 2014. При использовании материала обязательна ссылка на trojza.blogspot.com.

1. См.: Житие преподобнаго и богоносного отца нашего игумена Сергия чюдотворца // Клосс Б.М. Избранные труды. Житие Сергия Радонежского. Т. I. М., 1998, с. 332.
2. Акты социально экономической истории Северо Восточной Руси. Т. II. М., 1958, с. 338, № 340.
3. Акты социально экономической истории Северо Восточной Руси. Т. II. М., 1958, с. 464, № 424.
4. Карамзин Н.М. Т.V, Прим. к Гл.II, 157. В  изд. М., 1993, с. 283.
5. Троицкая летопись.М.-Л., 1950, с. 446.
6. Полное собрание русских летописей [ПСРЛ] Т.6. СПб. 1853, с. 126.
7. ПСРЛ. Т. VIII. СПб., 1859., с. 67.
8. ПСРЛ, Т.XV. СПб., 1863, стб. 452.
9. Ч.IV. СПб., 1788, с. 261; ПСРЛ. Т. XI, СПб., 1897,с.159-160.
10. ПСРЛ. Т. XXXIV. М., 1978., с. 146.
11. Софийский времянник.М., 1820, с. 409.
12. Тихомиров М.Н. Древняя Москва. XII-XV вв. – М., 1947, с. 87, с.144.
13. Фехнер М. В. Москва и ее ближайшие окрестности в XV и начале XVI века // Mатериалы и исследования по археологии СССР, №12, М.-Л., 1949, стр. 106-124.
16. Подмосковье. Памятные места в истории русской культуры XIV XIX веков. – М., 1955, с. 30-31.
17.  Сытин П.В. Из истории московских улиц.М., 1958, с. 769.

Уточняющие коментарии:
В Вашей статье http://trojza.blogspot.ru/2014/12/blog-post_25.html Видимо неточность. " Около Бункова Владимирка переходила на левый берег Клязьмы и, минуя Ожерелки, шла на Покровский погост на реке Вохонке, ныне – Покров» [16]." Скорее на реке Вольге. А может неточность в источнике на который ссылаетесь.