28.12.2014

О первом упоминании села Рогож (Богородска, Ногинска)

Существовало ли село Рогожь  с момента первого упоминания в 1339 г. до конца XV – нач. XVI века в отличие от московской волости Рогожь в 1389 – 1605 гг. (см. I часть), пока установить не удалось, однако удалось узнать, что известная дорога Владимирка, на которой располагался этот населённый пункт, по крайней мере в XVIIXVIII веках, не имеет отношения к истории переноса в Москву Владимирской иконы 1395 года, и, как путь из Москвы до Владимира-на-Клязьме, возникла, скорее, после Троицкой и Стромынской дорог (см. II часть).


Сегодня мы попытаемся узнать подробности о первом упоминании села Рогожа (будущего Ногинска (Богородска), уточнить датировку появления дороги Владимирки и Московской Рогожской ямской слободы и попытаться узнать, какие населённые пункты относились к Рогожскому стану в XVIXVII вв.

Нередко можно встретить утверждение о том, что возникновение села Рогожь относится к 1506 году.  Об этом указывают: старейший краевед города Богородска Матвей Петрович Смирнов (1870 – 1940) в своей статье 1928 года «Город Богородск Московской губернии» и   В.Н. Горшков в статье «Ногинск», опубликованной в сборнике «Города Подмосковья» [1] и С.Б. Веселовский [2]. Но далеко не всегда приводится источник  этого мнения.

Как ни странно, главным источником служит публикация в известной книге сотрудника Московского архива Министерства юстиции Василия (1835 – 1902) и его брата, московского священника Гавриила (18421924) Ивановичей Холмогоровых «Исторические материалы о церквях и сёлах XVI-XVIII столетий». Так, по указанию братьев В. и Г. Холмогоровых, в одной писцовой книге 1628 года было указано: «В Старом Рогожском оставленном яму  храм во имя Николая Чудотворца древян, клетцки, а в храме образы, и книги, и ризы, и на колокольнице колокола и всякое церковное строение мирское; у церкви на церковной земле во дворе поп Мирон Ларионов, во дворе церковной дьячек Пронка Федоров, в келье просвирница, в келье пономарь Богдашко Кириллов, да бобылей шесть дворов; церковной земли по жалованной грамоте великого князя Василья Ивановича всеа Русии лета 7014 (1506), да на той же грамоте подпись великого князя Ивана Васильевича всеа Русии лета 7048 (1540), пустошь, что была деревня Мишинская Черная, за рекою Клязьмою , пашни поповы паханые /…/. Да в селе Рогоже 28 дворов охотников Московской ямской слободы, а в них старых отставленных ямщиков с их детьми 92 человека, а ямскую гонбу гоняют на Москве же с рогожскими ямщики вместе» [3].


Стоит отметить, что до сих пор подтвердить существование этого документа и уточнить верность приведённых Холмогоровыми дат из него не удалось. В качестве ссылки Холмогоровы указывают книгу 265, л. 34 – 37. Из «Описания документов и бумаг, хранящихся в Московском архиве Министерства юстиции» следует, что братья ссылались на составленный в 7136 (1628) г. Список с писцовой и межевой книги Ямской Рогожской слободы в Москве, письма, меры и межеванья Потапа Дмитриевича Нарбекова и подьячего Наума Петрова (Кн. 265, л. 26-43. Список с книги: кн. 690, л. 27-42) [4].

Речь в приведённом отрывке идёт  об описании церковной земли деревянного Никольского храма в селе Рогожа при «Старом Рогожском оставленном яму». В документе, составленном в 1628 году со слов священника или же, по представленным им документам, указывалось, что в 1506 году Василий III Иванович (1479 – 1533), кстати, получивший волость Рогожь по духовной грамоте своего отца Ивана III в 1504 году [5], придал Никольскому храму церковную землю и соседнюю деревню Мишинская, Чёрная тож (либо до её запустения, либо после). Указывалось и то, что эта дача была подтверждена в 1540 году Иваном IV Васильевичем Грозным. Оригинал этого документа, скорее всего не сохранился. 

Василий III на французской гравюре Андре Тевета, 1584 г.

Кроме того, из дозорных книг 1680 г. [6], выпись из которых также была приведена Холмогоровыми, следует, что церковная земля Никольского храма в селе Рогожа описывалась не только в 1628, но и в 1623 году в книге Семёна Колтовского и подьячего Анисима Ильина [7], т.е. в «Подлинной писцовой книге поместных и вотчинных земель в станах: Копотенском, Островецком, Пехорском, Каменском, Доблинском, Обарниче, Печерневе [Почернев стан], Замосковном-Раменейце, Рогожском, Бибикове и Гуслицком и волости Селинской, письма и меры Семена Васильевича Колтовского и подьячего Анисима Ильина» [8].

Итак, село Рогожа с храмом Николая Чудотворца существовало уже в 1506 году. Возникновение населённого пункта связано с основанием на Владимирской дороге «Рогожского яма» и организацией ямской гоньбы - почты. Не исключено, что упоминавшаяся в  1547 году дорога «от Володимеря до Рогожу» [9], и, по всей видимости, от Рогожи до Москвы, возникла и раньше, в конце XV – начале XVI века.

Ямская гоньба была особой организованной системой сообщения. В заранее известных пунктах на дороге путешествующих  поджидали заранее заготовленные подводы вместе со специальными лицами, распоряжавшимися отпуском подвод и ямщиками. По словам историка Ильи Яковлевича Гурлянда (1868 - 1921): «По некоторым дорогам в известном расстоянии друг от друга были учреждены станции, называвшиеся ямами, имевшие значение пунктов, куда окрестное население должно было выставлять определенное количество подвод» [10]. Как описывает устройство яма И.Я. Гурлянд: «Каждый ям состоял непременно из ямского двора, станции, где содержались выставленные населением подводы и откуда отправлялись гонцы. Внешний вид ямского двора в общем один и тот же на протяжении всей истории ямской гоньбы. Это – совокупность нескольких изб, сенников и конюшен, обнесенных забором или огороженных плетнем» [11].

Карта ямских дорог в Московском государстве конца XV века (по версии М.Н. Виташевской).
 
Первое упоминание ямской гоньбы историки относят к 1270-1276 годам [12] – ко временам самого тяжкого золотоордынского гнёта. Считается, что ямская гоньба в России была устроена по образцу устройства почты в Золотой Орде [13]. По дошедшим до нас документам, регулярная ямская гоньба  известна лишь со времен Ивана III, когда тот, в своей духовной грамоте завещал своему сыну Василию III: «а сын мой Василей в своем великом княженье держит ямы и подводы на дорогах по тем местам, где были ямы и подводы при мне» [14].
Учреждение ямов на восток от Москвы до Казани через Муром относится к 1491 году [15]. Однако, шел ли этот путь именно через Рогожу, - уточнить пока не удаётся. Под 1508 годом читаем о ямах от Москвы до Юрьева-Польского, пожалованного казанскому хану Абдул-Латифу (ок. 1475-1517) [16].
В первое десятилетие XVI века к ямам начали приписываться земельные угодья, а иногда даже деревни. Вероятно, именно такая судьба постигла село Рогожь с Никольским храмом, построенным около 1506 года.  Ямщицкая служба в те времена передавалась от отца к сыну. Известно, что ямщики, не получавшие никакого денежного оклада, жили из доходов с приданных к яму земель, а ямщики Рогожского яма содержались  жителями деревень Рогожского стана.
Описывая ситуацию XVII в., Ю.В. Готье указывал, что Рогожский стан Московского уезда находился «по р. Клязьме в пределах нынешнего Богородского уезда. Название сохранялось до конца XVIII века в названии села Рогожи – ныне [1906 г. – прим. А.П.] г. Богородск» [17]. На известной исторической карте станов и волостей [18], С.Б. Веселовский и В.Н. Перцов к Рогожскому стану кроме села Рогожа относили соседние:
Церковь Иоанна Богослова у устья Шерны [XVIII в. – Богословский пустовой погост Рогожского стана]. Ныне – с. Богослово.
Глуховская – Митинская – Васюково – Мининская на Клязьме [XVIII в. – сцо Глухово]. Ныне – микрорайон г. Ногинск Глухово.
Демидово – Бункова [XVIII в. – сцо Бунково]. В наши дни – микрорайон  Ногинска (с 1929 г.) Малое Буньково;
Драничникова усада [XVIII в. – сцо Дранишниково, Каменной Враг]. В наши дни – деревня Каменки Ногинского р-на;
Ельна-Елино на Клязьме [XVIII в. – сцо. Ели, Елино]. В наши дни - деревня Ельня Ногинского р-на;
Калитино на Шерне [XVIII в. – д. Калитина]. В наши дни – деревня Калитино Ногинского р-на.
Ключниково [XVIII в. – сцо. Клюшниково]. Ныне – деревня Клюшниково;
Лапинская [XVIII в. – сцо. Ланинское, Загорное]. В наши дни – деревня Загорново.
Ляпино [XVIII в. – пуст. Ляпино]. В наши дни не существует.
Мелкушево на Клязьме [XVIII в. – сцо. Петрушкино, Лобовское]. В наши дни не существует.
Село Мининская Благовещенское, Тарасово [не деревня ли Мишинская, Черное тож, существовавшая до 1628 года? В XVIII в. – с. Благовещенское]. Ныне – микрорайон г. Ногинска Благовещение;
Окуловская, Борисово-Борилово [XVIII в. – сцо. Борилово]. Ныне – деревня Борилово Ногинского р-на;
Подвязная [XVIII в. – сцо. Подвязное, Доможирово и сцо Подвязное, Федосово]. В наши дни – деревня Новое Подвязново на юго-восточной границе г. Ногинск;
Стулово на Клязьме [XVIII в. – д. Стулова]. В наши дни – деревня Стулово Ногинского р-на;

Карта Рогожского стана Московского уезда.  С.Б. Веселовский и В.Н. Перцов.


Селения Рогожского стана по ситуации 1773 года. В.С. Кусов.

Разорение времён Смуты, несомненно, коснулось и Рогожского стана, и вот, до 1628 года  (если не до 1623-го) Старый Рогожский ям был «оставлен», несмотря на то, что село Рогожи продолжало существовать. По некоторым догадкам, ям был перенесён в деревню Большое Буньково [См., напр.]. По другому мнению, коль скоро Никольский храм с приданными ему землями писался по городу Москве (Ямской Рогожской слободы г. Москва), - ямщики Рогожского яма в конце XVI – начале XVII века из села Рогожи были переселены в Москву. Рассказывая об истории появления Рогожской ямской слободы в Москве, москвовед С.К. Романюк писал: «Рогожская ямская слобода находилась на востоке Москвы, располагаясь по улицам Николоямской и продолжавшей ее до заставы Камер-коллежского вала Вороньей. Название слобода получила от села Рогожи (потом город Богородск, или Ногинск), расположенного в 64 верстах к востоку от Москвы. В этом селе находилась впервые упоминаемая в 1506 г. ямская слобода, откуда, вероятно, и выселились ямщики в Москву» [19].
Продолжение следует.

А.Ю. Послыхалин, 2014. При использовании материала обязательна ссылка на trojza.blogspot.com.
 
1. Города Подмосковья. Кн. 2. – М.,  1980, с. 263.
2. Подмосковье: памятные места в истории русской культуры XIV-XIX веков.  – М., 1955, с. 300. В издании 1962 года – с. 162.
3. Холмогоровы В. и Г. Исторические материалы о церквях и сёлах XVI-XVIII столетий. Вып.6. Вохонская десятина. – М., 1888, с. 11.
4. Описание документов и бумаг, хранящихся в Московском архиве Министерства юстиции. Кн. 1. –СПб., 1869, с. 129 (№ 1315).
5. Духовные и договорные грамоты великих и удельных князей XIV-XVI вв. – М.-Л. 1950, с. 354 (№ 89).
6. Описание храма (писавшегося по г. Москве) упоминается в «Дозорной и описной церквей и церковных земель» книге, составленной в июле – августе 1680 г.: «Николая чудотворца церковь, на Старом Рогожском яму, в Рогожской слободе, на берегу реки Клязьмы, на Владимирской большой дороге; поп Евдоким, а бывший до него поп Андрей умер тому другой год». См.: Описание документов и бумаг, хранящихся в Московском архиве Министерства юстиции. Кн. 2. –СПб., 1872, с. 51 (№ 110, л. 173-174), 87.
7. Холмогоровы В. и Г. Исторические материалы о церквях и сёлах XVI-XVIII столетий. Вып.6. Вохонская десятина. – М., 1888, с. 12.
8. Описание документов и бумаг, хранящихся в Московском архиве Министерства юстиции. Кн. 1. –СПб., 1869, с. 127 (№ 1302).
9. Акты феодального землевладения и хозяйства XIV-XVI веков. Ч.1. – М., 1951, c. 210 (№ 244).
10. Гурлянд И.Я. Ямская гоньба в Московском государстве до конца XVII века. – Ярославль., 1900, с. 51.
11. Гурлянд И.Я. Ямская гоньба в Московском государстве до конца XVII века. Ярославль., 1900, с.69.
12. Гурлянд И.Я. Ямская гоньба в Московском государстве до конца XVII века. – Ярославль., 1900, с. 20.
13. Гурлянд И.Я. Ямская гоньба в Московском государстве до конца XVII века. – Ярославль., 1900, с. 37.
15. Гурлянд И.Я. Ямская гоньба в Московском государстве до конца XVII века. – Ярославль., 1900, с. 53; Сборник Исторического Общества., т. XLI (41). – СПб., 1884, с. 132 (№ 33).
16. Собрание государственных грамот и договоров, хранящихся в государственной Коллегии иностранных дел. Ч. 2. М., 1819, с. 27.
17. Готье Ю.В. Замосковный край в XVII веке. Опыт исследования по истории экономического быта Московской Руси. М. 1906, с. 578 (№ 28).
18. Веселовский С.Б., Перцов В.Н. Исторические карты Подмосковья. История сел и деревень Подмосковья XIV-XX в. Вып. 4. М., 1993 (№ 45, лл. XI, XII, XVII, XVIII).