Продолжаем публикацию иллюстраций из книги «Москва. 1917 год. Рисунки
детей-очевидцев событий» (М., 1987). Детские рисунки, собранные В.С. Вороновым с 1919 года хранятся в Государственном историческом музее.
Ознакомив читателей с серией "революционных типов", автор публикации, кандидат искусствоведения Н.
Н. Гончарова, публикует рисунки детей-москвичей, отразившие сюжетные сцены периода между февральской и октябрьской революциями 1917 года.
Между двух революций
Неизвестный автор. Бумага, акварель, карандаш. 26,4X16,9 см. Надписи на
плакатах: Да здравствуетъ демократическая) респуб(лика);
Да здравствует республика! Да здравствует демократическая республика ст.
Сортировочная. [На Театральной площади собрались тысячи
москвичей, чтобы выразить протест Московскому государственному совещанию.
Оно было созвано Временным правительством и проходило 12—15 августа 1917
года под председательством Керенского в помещении Большого театра. Черный
флаг — анархистов. Красный флаг (первый от зрителя) —
железнодорожников станции Сортировочная Казанской железной дороги].
«К дням работы Московского государственного совещания (12—14 августа
1917 года) относится лист “Демонстрация возле Большого театра”. Изображен
небольшой фрагмент площади, примыкающей к театру, и движение демонстрации
направлено сначала в глубину (при этом мы видим лишь спины и шапки), а затем
она поворачивает влево, почти до отказа заполняя площадь. Создается
впечатление бесконечности движущихся людских масс, требующих установления в
стране республики. Среди красных полотнищ резким диссонансом смотрится черное
знамя анархистов. На первом плане — красный плакат со словами “Да здравствует
демократическая республика”, а ниже приписка: “ст. Сортировочная”. Это проходит колонна железнодорожников со
станции Москва-Сортировочная, может быть, той самой станции на
Московско-Казанской железной дороге, где 12 апреля 1919 года был проведен
первый коммунистический субботник» [с. 60].
26. ДЕМОНСТРАЦИЯ С ЛОЗУНГАМИ «ДОЛОЙ СТАРОЕ
ПРАВИТЕЛЬСТВО. ДА ЗДРАВСТВУЕТ НОВОЕ». 1917
Неизвестный автор. Бумага, акварель, карандаш. 22,5X25,6 см. Надпись на
транспаранте: Долой стар(ое)
правительство) доздравствует новое.
«Тему «демонстрации» можно открыть рисунком очень маленького ребенка, несомненно дошкольника. Малыш не может, разумеется, осознанно выявить смысл происходящего. Но факт этот стал столь обыкновенным, привычным, что демонстрацию рисует даже он. Лозунг на флаге передает самые абстрактные требования любой протестующей группы — «далой старое, да здравствует новое». Столь же лаконичен, но, как формула, всеобъемлющ и сам рисунок» [с. 56-57].
«Тему «демонстрации» можно открыть рисунком очень маленького ребенка, несомненно дошкольника. Малыш не может, разумеется, осознанно выявить смысл происходящего. Но факт этот стал столь обыкновенным, привычным, что демонстрацию рисует даже он. Лозунг на флаге передает самые абстрактные требования любой протестующей группы — «далой старое, да здравствует новое». Столь же лаконичен, но, как формула, всеобъемлющ и сам рисунок» [с. 56-57].
27. ДЕМОНСТРАЦИЯ НА ФОНЕ ДОМА ПОД ЗЕЛЕНОЙ КРЫШЕЙ.
1917
Неизвестный автор. Бумага, акварель, карандаш. 26,ЗХ 35,7 см. Надписи на
плакатах (слева направо): Да здравствует революция; долой царя, ура; Земля и
Воля [«Земля и воля» — лозунг левых
эсеров и название их газеты, издававшейся в Москве с марта 1917 по май 1918
года.]; Да здравствует учред(ительное) собрание) [Учредительное собрание — представительное
учреждение, образованное для выработки формы правления после свержения
монархии]; Да здравствует свободная Россия; Долой манархизом.
28. ДЕМОНСТРАЦИЯ С ЛОЗУНГОМ «ДА ЗДРАВСТВУЕТ СВОБОДНАЯ РОССИЯ».
Февраль 1917.
Февраль 1917.
Автор Яцкевич. Бумага,
акварель, карандаш. 25,9X34,4
см. Надписи: на стене — Книжный магазинъ; на знамени — Да здравствуетъ
свободная Pocciя.
«…мальчик постарше (по фамилии Яцкевич) уже в состоянии передать
своеобразие представшей перед ним картины. Его демонстрация типична для первых
дней буржуазно-демократической революции. Идет и едет чистая публика (офицеры,
дамы) с красными бантиками на груди, с лозунгами “Да здравствует свободная
Россия!”. Простонародья среди демонстрантов нет. Типажи охарактеризованы на
редкость подробно, убедительно. Крупный план позволяет рассмотреть барские,
уверенные в своей правоте решать судьбу России лица. Солдат с боевыми наградами
(справа) словно случайно пристал к демонстрации, фигура его выражает
неуверенность и недоумение: по пути ли ему с этими господами?» [с. 57].
29. ДЕМОНСТРАЦИЯ С ВОЕННЫМ ОРКЕСТРОМ. 1917
Неизвестный автор. Бумага, цветной и графитный карандаши. 35, ЗХ 26,4 см.
Надпись на транспаранте: Долой буржуазiю, да здравствует миръ всего
мира.
«…в листе “Демонстрация с военным оркестром” юмористические нотки
введены сознательно. Упал пьяница, разбил бутылку, расквасил в кровь нос, одни
над ним смеются, другие поучают. Эпизод этот, вынесенный на аванплан, для
ребенка, может быть, составлял главное содержание рисунка. / Февраль семнадцатого
года не был бескровным. Началась революция всеобщей забастовкой, вооруженными
столкновениями рабочих и солдат, открытым проявлением противоречий между
солдатскими массами и офицерством. С одним из таких драматических происшествий
в казармах знакомит нас детский рисунок. Подробно, в нескольких эпизодах, на
горизонтально вытянутом листе разворачивается действие. Только что пришедшие
рабочие (справа) зовут солдат присоединиться к ним, рядом — солдаты с красными
повязками, сочувствующие революции, посредине — солдат с царским флагом, а в
левой части рисунка — монархически настроенные офицеры охраняют запертые на
большой замок склады оружия. Чем конкретно кончилась эта история — неизвестно,
но Февральская революция победила. Будем думать, что и здесь офицеры были
разоружены, склады захвачены, а солдаты перешли на сторону революции» [с. 64].
30. ДЕМОНСТРАЦИЯ С
ЛОЗУНГОМ «ВОЙНА ДО ПОБЕДЫ». Весна 1917
Автор Косарев.
Бумага, графитный и цветной карандаши, чернила, перо. 34,5X26,8 см. Надпись на плакате: Да
здравствует свободная Pocciя! Война до победы.
Ура! Авторство установлено по аналогии с рисунками 42 и 66.
«Рисунок Косарева чрезвычайно
экспрессивен, очевиден сильный творческий темперамент юного художника. Нет
второстепенных деталей, нет обозначения места действия, есть лишь люди,
объединенные общей идеей. Движутся они прямо на зрителя. Одно это уже необычно
для детского рисунка, так как сужает возможности изобразительного рассказа,
стремление к чему столь характерно для детского мышления. Контурный штрих
пером, которым художник заканчивает работу, выполненную цветным карандашом,
сообщает рисунку энергию движения, делает его созвучным графике революционной
эпохи» [с. 58-59].
31. ДЕМОНСТРАЦИЯ НА ШИРОКОЙ УЛИЦЕ. 1917
Неизвестный автор. Бумага, графитный и цветной карандаши. 26,5X34,9 см. Надписи: над входом в магазин — продажа хлъба городских общест(венных) пекар(ен); лозунги (слева направо)
— ПВСС [Пролетарии всех стран, соединяйтесь]; ДЗДР [Да здравствует]; ДЗСДРП [да
здравствует социал-демократическая рабочая партия]; ДЗДР; ДРДЗР [Да здравствует
да здравствует (?)]; 3 и В [Земля и воля (лозунг
эсеров)]; Да Здр. Соц. Дем.
Раб. Пар.; на автомобиле — МГУ [Московская городская
управа].
«Иногда рисунок, почти ничего нового не добавляющий к фактическому ходу
событий по рассмотренным уже работам, удивляет своеобразным преломлением
психологии эпохи в детском сознании. Вот одна из демонстраций лета 1917 года.
Привлекают внимание многочисленные лозунги на плакатах: все они даны лишь
начальными буквами. Чтобы расшифровать их, требуется определенное напряжение
ума. Например: ДЗСДРП — Да здравствует социал-демократическая рабочая партия;
ПВСС — Пролетарии всех стран, соединяйтесь. Конечно, никто с сокращенными
лозунгами не ходил, а если бы даже и ходили — ребенок как раз и не смог бы
воспроизвести их точно. И конечно же, не стремление зашифровать текст
руководило им. Он делал это просто для скорости и чтобы как можно больше
уместить на рисунке. А сокращения длинных названий были в те годы обыкновением.
Сокращенно обозначались партии, организации. Аналогично поступает и ребенок в
своем творчестве. Здесь нет юмора. Напротив, мальчик поступает как взрослые» [с. 63].
32. ДЕМОНСТРАЦИЯ НА ПЕРЕКРЕСТКЕ. Февраль 1917
Автор Александр Пономарев. Бумага, акварель, карандаш, чернила, перо. 26,3X34,9 см. Подпись художника справа внизу: Работа
Александра Пономарева. Надписи: на плакате — Да здравствует свободная Россия;
рядом с бегущим человеком (полустерто) — те же
слова.
«Мальчик очень точно воспроизводит обстановку: народная колонна, колонна
военных, седоки в автомобиле — все с флагами, все ликуют. Бежит и одинокий,
выкрикивая лозунг (текст был написан около фигуры, потом стерт, но все же прочитывается),
спешит присоединиться к организованной публике. Некто от любопытства почти
вываливается из окна третьего этажа — не сам ли автор? Атмосферу всеобщего радостного
оживления художник передает не только иллюстративно-описательно. Динамична
сама композиция. Основные линии ее, соответствуя направлению улиц и двух
перекрещивающихся людских потоков, образуют угол. Подвижность этой системы
подчеркнута яркой окраской домов, ритмическим повтором цветных занавесок» [с.
58].
33. ТРИ КОЛОННЫ. 1917
Неизвестный автор. Бумага, акварель, карандаш. 26,0X34,7 см. Надписи на плакатах (слева направо): нехай жiе Украiана; Да здраст(вует);
Да здравствует Временное правительство и Керенскiй; Да здравствует интернацiонал;
Да здравствует свободная Росiя; 8 час; Nex Polcka;
Nex Polcko. [Слева — колонна украинцев,
несущих портрет Винниченко, главы Украинской Центральной Рады, и лозунг «Да
здравствует Украина» (на украинском языке). Посредине — колонна русских с призывом
поддержки Временному правительству. Справа — поляки с лозунгом «Да здравствует
Польша» (по-польски). Лозунг в глубине — «8 час» — требование восьмичасового
рабочего дня. Правее — угол портика Большого театра.
«Очень интересен по содержанию, хоть и неумел по исполнению, рисунок
«Три колонны». Событие, показанное здесь, не описано, как нам кажется, ни в
истории революции, ни в мемуарах, но мальчик не мог его выдумать. Если бы рисунок
был исполнен взрослым, можно было бы сказать, что тема его — национальная
политика Временного правительства. Рядом с колонной, прославляющей в своих
лозунгах Временное правительство Керенского, свободную Россию и интернационал,
справа идет колонна поляков с лозунгом “Да здравствует Польша!”, а слева —
украинские офицеры с висячими, «запорожскими» усами и с красными бантами на груди.
Они несут портрет главы самостоятельной Украины и сепаратный лозунг “Нехай жiе Украiна” <...> По рисунку можно точно определить место, а следовательно, и время действия. Справа видны ступени и одна из колонн Большого театра. Следовательно, дело происходит на Театральной площади перед Большим театром в день открытия Московского совещания» [с. 61].
34. ДЕЛЕГАЦИЯ РАБОЧИХ ПЕРЕД КАЗАРМАМИ. 1917
Неизвестный автор. Бумага, акварель, карандаш. 18,2X34,2 см. Надписи на знаменах (слева направо): доло(й)..;
Да здравствует демократическая республика.
Неизвестный автор.
Бумага, цветной и графитный карандаши. 26,5Х 35,5 см.
«Характерной приметой времени
с самых февральских дней были автомобили, несущие охранную службу на улицах,
с красногвардейцами, революционными солдатами. Естественно, их во множестве
рисовали дети. В этих картинках романтика революции проявлялась наиболее ярко.
Рисунки разные. Один ребенок мыслит пространственно и разворачивает
изображение в перспективе, направляя машину на зрителя, другой — двухмерно,
но, несмотря на это, столь же динамично. Устремлены вперед и автомобиль и седоки—
красногвардейцы. Ощущение движения усиливается
по контрасту с симметрично от машины
стоящими и от того особенно
устойчивыми одинаковыми домиками, обведенными густым контуром. Существует много
фотографий 1917 года, среди которых встречаются автомобили, очень похожие на
те, что в наших рисунках, но, думается, из этого совпадения не следует делать
вывод о копировании их детьми. Они лишь подтверждают историческую достоверность
рисунков» [с. 65-66].
Неизвестный автор. Бумага, акварель, карандаш. 24,2X36,6 см. Надписи: вывеска над дверью — хлебн(ая лавка); на плакате — свобода слова.
«Среди листов, относящихся к февральским дням, один из самых
впечатляющих — демонстрация возле фабрики. Художественную форму определяет
лаконизм, графичность, ритмический повтор. Незавершенность композиции как бы
предполагает продолжение ее в стороны, помогая понять, что ликованием охвачен
весь город, и подобную картину можно видеть на всех улицах. В то же время
рисунок привлекает своей уникальной конкретностью. Это единственный лист, где
представлено движение рабочей колонны на фоне фабричной архитектуры, показанной
во всем ее убедительном своеобразии. Корпуса тянутся вдоль улицы. Рабочие идут
не так, как буржуазная публика (рис. 30 и 37), а организованно, плечом к плечу,
готовые к борьбе за свои права. По обеим сторонам улицы, на тротуаре, стоят
наблюдатели, чья застылость и однообразие подчеркивают движение мощного
людского потока, а также и необыкновенность происходящего, поражающую обывателя»
[с. 59-60].
Неизвестный автор. Бумага, акварель, карандаш. 26,3X34,7 см. Надписи на знаменах: ВЗС [ВЗС —
Всероссийский земский союз помощи больным и раненым воинам]. Да здравс(твует) учредительное) собранiя; ВЗС.
38. КРАСНОГВАРДЕЙЦЫ в АВТОМОБИЛЕ. 1917
Автор П. Григорьев. Бумага, цветной и графитный карандаши. 25,7X35,0 см. Вверху подпись: I четверть П. Григорьев. Надписи:
на доме справа — избирательная дума; на знаменах — земля и воля; обновленная
Россiя; долой войну; не автомобиле и разбрасываемых
с него листках —№ 1; на стенах домов — листки с № 1, 3, 4. [На
рисунках 39 и 40 изображены выборы в московские думы — городскую (24
июня) и районные (24 сентября). Цифры на листках — номера списков
кандидатов от разных партий. Список №
1—кадетов, N9 2 — народных социалистов, № 3 — эсеров, N 4 — объединенцев (организация
объединенных социал-демократов — интернационалистов), N 5—большевиков.
Неизвестный автор. Бумага, цветной и графитный карандаши. 25,6/34,0 см.
Надписи: вверху — Лубянскiй пассажъ; на знаменах
(слева направо): Да здравств(ует) революцiон(н)ая Россiя; Даздравствует земля и воля; Долой войну; Даздравствуетъ равенство братс(тво) и миръ; список № 5; Граждане!
Голосуй(те) за партiю социалисто(в) революционерамъ
(№ 3).
Неизвестный автор. Бумага, акварель, карандаш, тушь, перо 22,2/33,7 см.
Надписи на лозунгах: слева —(Свобо)дная Россiя; посредине — Да здравствуетъ свободная
Россiя;
на воротах по сторонам от проема монограмма Е. Р. [Красные ворота — название площади и триумфальной
арки, построенной архитектором Д. В. Ухтомским в 1753 — 1756 годах (разобрана
в 1928 году). Монограмма Е. Р.— Елизавета Prima — Елизавета Первая, императрица Елизавета Петровна,
в царствование которой была сооружена арка. Слева — церковь
Трех святителей, построена а 1674 году. Не
сохранилась].
42. МИТИНГИ. Март 1917
Автор Косарев. Бумага, графитный и цветной карандаши, чернила, перо.
26,7X 34,6 см. Подпись автора внизу справа: Косарев III. Надписи: слева внизу — Митинги; на тумбе — цырк саламонск(ого); Никитин; Бал маскарад гастроли. [Цирк
Саламонского — частный цирк, находившийся ив Цветном
бульваре в собственном доме Саламонского.
После революции здесь помещался Московский государственный цирк. Цирк Никитина
— второй московский цирк, располагавшийся на Большой Седовой у Старо- Триумфальных ворот (ныне — пл. Маяковского).
43. ТРИ ОЧЕРЕДИ. 1917
Неизвестный автор. Бумага, акварель, карандаш. 26,7/ 35,7 см. Надписи
над дверями в магазины: Молотков; Рогачев; Мясо-торговля; Булочная.
«Тяжелым и беспросветным был военный 1916 год, полным борьбы и
надежд—1917-й, озаренным трудом и верой в светлое будущее— 1918-й... Всем им
сопутствовали разруха, продовольственный кризис. Самый заметный для городских
детей признак неблагополучия — голод, зримое его выражение — очереди. Рисунков,
изображающих очереди в магазины, очень много. / Эта группа рисунков с трудом
поддается датировке, но, вероятно, исполнены они до Октябрьского переворота.
Во-первых, к Октябрю очереди уже так примелькались, что стали частью
привычного быта. Во-вторых, почти всюду надписи исполнены в старой орфографии
и типажи тоже дореволюционные — гимназисты, городовые и проч. Наконец,
тональность и сюжеты послеоктябрьских рисунков совсем иные, бытовые мелочи
меньше занимали детей, происходили слишком серьезные преобразования, выдвигающие
новые темы, рождающие новые образы. / Дети изображают очереди по-разному, каждый
в соответствии со своим видением мира, темпераментом, отпущенной ему мерой
жизнерадостности: то («Три очереди» или «Очередь в булочную Богомолова»)
спокойно принимая мир со всеми его сложностями, то воспринимая окружающее с
тревогой и осуждением» [с. 68].
Неизвестный автор.
Бумага, акварель, карандаш. 20,7X31,5 см. Надписи: над дверью в магазин — мясоторговля Е. М. Перловой; на двери табличка: заперто. [Ошибка автора:
Перловы
мясной торговлей не занимались, они были крупнейшими чаеторговцами].
45. ОЧЕРЕДЬ В БУЛОЧНУЮ БОГОМОЛОВА. 1917
Неизвестный автор. Бумага, акварель, карандаш. 28,0Х35,7 см. Надписи
не булочной: вверху — (Бу)лочная Богомолова; витрины — хлебъ
пирожные конфеты своей кондитер(ской); Богомолов;
названия улиц — 3 Знамен(ский); 1 Знаменский пер.;
слева вверху; № 2 В. Ч. [Булочная Н. И. Богомолова находилась в первом
Знаменском переулке, 6. Купол в глубине – церковь Знамения в Переяславской
слободе, она же – Иоанна предтечи у Креста, что на Песках в Сретенской части. Сохранилась].
«”Очередь в булочную Богомолова” — рисунок, интересный своей почти
протокольной документальностью. Можно утверждать, что вид срисован точно —
вероятно, из окна. Автор укаэывает и место действия — угол 1-го и 3-го Знаменских
переулков. По этому адресу действительно находилась булочная Н. И. Богомолова.
Каждый дом индивидуален, непохож на другой. В глубине — синий с золотыми
звездами купол Знаменской церкви, что на Песках в Сретенской части. Внимание к
мелочам поразительное: таблички с названиями улиц, номера домов и проч. Народ
в очереди охарактеризован обстоятельно, неторопливо, со вкусом: офицеры,
медсестра в крахмальной косынке, гимназист (не автопортрет ли?)... / Автор
рисует композиционно и сюжетно сложную сцену, хотя с законами перспективы явно
незнаком — тротуар по мере удаления не сужается, камни булыжной мостовой вдали
становятся не мельче, а, напротив, крупнее: юному художнику, видимо, надоело
выводить одинаковые кружки. Общественное и бытовое неблагополучие — война,
голод — не тревожит душевного состояния мальчика, а лишь привлекает и занимает
его внимание. Вокруг него раскрывается многоцветный, яркий, полный надежд и
ожиданий мир, светлый и радостный» [с. 68-69].
46. ОЧЕРЕДЬ В МАГАЗИН С. ТИТОВА. 1917
Неизвестный автор. Бумага, акварель, карандаш. 24,7Х 33,2 см. Надписи
над дверями магазина — С. Титовъ. [С. Титов и сыновья —
один из крупнейших торговых
домов, в Москве объединял 67
хлебных магазинов].
«В “Очереди в булочную Титова” интересно цветовое решение — резкое,
беспокойное сопоставление черного и малинового. Каждая фигура отмечена чертами
индивидуальности, многие очень забавны, особенно гимназист, дама с пучком,
стоящий за ней дворник-татарин, но более всех первая пара: женщина в синем и
надзирающий за очередью околоточный, умильно друг на друга глядящие. Однако,
несмотря на обособленность персонажей, очередь, благодаря общему противопоставлению
светлому фону стены, воспринимается целостно, в единстве» [с. 69-70].
47. ОЧЕРЕДЬ В
БУЛОЧНУЮ ЧУЕВА НА СОЛЯНКЕ. 1917
Неизвестный автор. Бумага,
акварель, гуашь, карандаш. 24,8X35,6 см. Надписи над витринами: писчебумажный
магазин А. П. Николаева; Булочная Чуева. I арте(ль); в
левом верхнем углу — Салянка. [Чуевы — владелmцы хлебных магазинов. Четыре представителя этой фамилии
имели в Москве в 1917 году 16 булочных. На Солянке была булочная И. А. Чуева.
Неизвестный автор. Бумага, акварель, карандаш. 25.1 X 39.0 см. На вагоне надписи: Санитарный вагонъ.
«Другой бытовой темой, где
особенно чувствовался напряженный пульс времени, были поезда. Казалось, вся
Россия сдвинулась с места, все оказались на колесах. Одни возвращались домой с
войны, другие ехали за продовольствием, третьи — сражаться за Родину, за
революцию. / Рисунок «Санитарный поезд» исполнен, вероятно, в 1916 году, когда
самую большую боль и главную заботу страны составляла война. И тем не менее как
спокойно выглядит картинка в сравнении с той бурей, что отразится в изображениях
поездов 1917 года! Все размеренно, симметрично, каждый раненый на своем месте»
[с. 70-71].
49. ВАГОН «МОСКВА — НИЖНИЙ НОВГОРОД». 1917
Неизвестный автор. Бумага, акварель, чернильный карандаш. 25.0 X 34.9 см.
Надписи: на вагоне — Зий классъ; Москве — Н. Новгородъ; объявления над дверями в тамбуры — мѣстъ нѣтъ.
«...Через год тема наполнится
острым социальным содержанием, отчетливо передавая боль дня. Основная масса
пассажиров вагона Москва — Нижний Новгород — солдаты, отправляющиеся с фронта
по домам, и “мешочники” (слово, родившееся в годы разрухи) — мелкие спекулянты
или простые люди, мечущиеся по стране в поисках пропитания. Мешанина рук, ног,
голов заполняет тамбуры, несмотря на объявления “мест нет”. Вагон облеплен
людьми, непонятно за что уцепившимися. Отдыхают, положив рядом мешки,
счастливцы, которым удалось забраться на крышу. / Рисунок “Вагон Москва —
Нижний Новгород” подкупает увлеченностью художника, непосредственностью
впечатлений, обилием ситуаций и деталей, которые можно рассматривать без конца»
[с. 71].
50. СТАНЦИЯ РЯЗАНЬ. 1917—1918
Автор Краснопо...(?). Бумага, цветной карандаш, тушь, перо. 22,0X35,5 см. Слева
внизу подписи: Краснопо... Надписи: на станционном здании — Рязань; на
паровозе— 221; на вагоне — II класса 525.
Неизвестный автор. Бумага,
соус, белила. 17.7X26.5 см. Надпись на придорожном
столбе справа: 27 вер(ста).
«В еще более экспрессивной манере исполнен рисунок “Поезд на 27-й
версте”. Он мчится по равнинной местности, исчезая в глубине листа. Видны лишь
последние четыре вагона, все разнотипные. Физически ощущается скорость движения
состава. Тревогу, беспокойство вызывает весь силуэт поезда с как бы
взъерошенными крышами вагонов: на них расположились люди с ружьями, пулеметами.
Это уже похоже на гражданскую войну. / По хронологически выстроенным рисункам
с поездами можно судить, что жизнь в революционной России с каждым днем все
набирала и набирала темп» [с. 72].
Продолжение следует...
При использовании материала обязательна ссылка на издание:
Москва. 1917 год. Рисунки детей-очевидцев событий. Из коллекции Государственного исторического музея. / Сост. и автор текста Н.Н. Гончарова. –М., 1987.
Оцифровка: Интернет-журнал «Подмосковный краевед», 2017 г. При репосте обязательна ссылка на trojza.blogspot.com.
Москва. 1917 год. Рисунки детей-очевидцев событий. Из коллекции Государственного исторического музея. / Сост. и автор текста Н.Н. Гончарова. –М., 1987.
Оцифровка: Интернет-журнал «Подмосковный краевед», 2017 г. При репосте обязательна ссылка на trojza.blogspot.com.