06.11.2017

100-летию Октября 1917 года. Короткая судьба Фёдора Булкина

На фоне непростых судеб щёлковцев, переживших революцию 1917 года и времена Гражданской войны, особо выделяется короткий жизненный путь Фёдора Кузьмича Булкина (1900 – 1921). Завершившаяся трагедией жизнь этого молодого человека, в каком-то смысле может служить символом бурной эпохи революционных перемен.



Из малого числа редких документов и отрывочных воспоминаний, хранящихся в Щёлковском историко-краеведческом музее, можно узнать, что Фёдор появился на свет в 1900 году, став "ровесником века"...

Неизвестно, был ли отец Фёдора,  Кузьма Булкин жителем Щёлковской мещанской слободы. Фамилия Булкиных в начале ХХ века была распространена в деревне Гаврилково, до революции относившейся к Аксеновской волости Богородского уезда и располагавшейся между д. Костыши и с. Маврино на территории совр. Щёлковского района. Известно лишь то, что из этой деревни был родом участник Первой мировой войны, рядовой 294-го пехотного Березинского полка, Булкин Козьма Иванович (см.) (был жив в июне 1916 г.).  Матерью Фёдора была М. Л. Булкина (ок. 1868 г.р.). В семье была старшая дочь Мария (1898 г. р.), а в 1906 (или 1907 г.) появился на свет младший брат Владимир.

Ф. К. Булкин, 1918 г.

В возрасте 10 – 12 лет Фёдор окончил два класса, предположительно, пятиклассной фабричной школы при фабрике Тов-ва «Л. Рабенек» в Щёлковской мещанской слободе, и, что точно известно, был взят на службу в конторщики при той же крупной фабрике.
Считается, что уже в сентябре 1917 года юный Фёдор Булкин вступил в ряды партии большевиков. Так, или иначе, Щёлковской районной организацией он был принят в члены РКП(б) 1 сентября 1918 г. Позднее он вступил в ряды профсоюза Болшевского Союза текстильщиков.
Трудности с поставками продовольствия, вызванные системным кризисом железнодорожных перевозок, пришли в промышленное «местечко Щёлково» уже в 1916 – 1917 гг. Зимой 1918 – 1919 гг. в Подмосковье начался голод. По всей видимости, к этому времени относится смерть главы семейства Булкиных. На иждивении юноши оказалась мать и младший брат...

 Подпись: "20 ноября 1919 года. Ф. Булкин. в 19-летн. возр.".

30 марта 1918 года при Совете рабочих и крестьянских депутатов была организована «главная революционная рота» из 66 вооружённых людей. В других документах это объединение именовалось «отрядом особого назначения». Рота базировалась при Соболево-Щёлковской фабрике (быв. «Л. Рабенек»), и, будто бы, была разбита на два отряда: «красногвардейский» и «продовольственный» (восп. С. М. Белова, А. Я. Князева). Весной 1918 года рота занималась борьбой с бандой некого «атамана Смирнова» и экспроприацией пищевых и фуражных запасов у зажиточных крестьян деревень соседних волостей Богородского уезда. Одним из самых юных членов этой вооружённой организации, не имея, по документам, абсолютно никакой военной подготовки, стал и 18-летний Фёдор Булкин. Стоит уточнить, что его имя ни разу не встречается в списках членов «красногвардейского отряда», упоминаясь лишь в «продовольственном». В феврале 1921 года месячный заработок Фёдора, состоявшего «заведующим фактическим контролем» при «Отряде особого назначения» составлял 2100 рублей, на которые было нечего купить... 
Ф. К. Булкин с сестрой Марией Кузьминичной. 
Фотография 10 ноября 1919 г. Щёлково. 
Арх. ЩИКМ.

Июнь и июль 1919 года для подмосковного Щёлкова стали самым голодным временем. По воспоминаниям щёлковцев, в пищу пошли щавель, крапива и лебеда. Местные комитеты бедноты (Комбеды) вместе с «продовольственным отрядом» уже не могли накормить город за исчерпанием местных ресурсов. По одному из прямых свидетельств в 1919 году в Жегалове одна из крестьянок, взяв несколько горстей муки из реквизируемого Комбедом мешка, «насовала муку в карманы жакетки» жены начальника Комбеда, приговаривая: «Всё вам мало, чертям. Нате, обжирайтесь тогда, когда наши дети с голоду мрут»…
Переход щёлковских рабочих к огородничеству, выделение под огороды экспроприированных земельных участков, вместе с отсутствием нужных в этом деле навыков, не могли быстро выправить ситуацию. Наконец, новое правительство разрешило местным жителям самим выезжать на поиски продовольствия в более плодородные земли. На человека позволялось провозить лишь ограниченное количество продовольствия (2 пуда хлеба). Щёлковец Д. Феофанов свидетельствовал, что в начале следующего, 1920 года, положение с продовольствием стало ещё хуже: «…также хлеба не было. Тот, что привезли по два пуда, поели. Топлива для фабрики не было, а сырья – чуть-чуть. На [партийную] ячейку поднялся ропот, поливание грязью и нарекания. Несешь, бывало, паек – 15 фунтов муки, выданной как ответственному работнику, а тебя норовят рабочие съесть вместе с мукой». Осенью 1920 года местным жителям было разрешено в составе продотрядов, имевших вооружённое сопровождение, выезжать за продовольствием в более плодородные губернии и привозить с собой не 2, а 10-20 пудов продовольствия.


Обложка партийного билета Ф. К. Булкина, выданного в 1920 г.

В феврале 1921 года Фёдор Булкин в составе военизированного сопровождения «продовольственного отряда» щёлковцев, был отправлен в «Немповолжье» (область немцев Поволжья), с 1919 г. входившая в Саратовскую губернию. В его, полученном в 1920 году, партийном билете за номером 196201 было указано: «В течение февраля был в командировке». Оригинал документа сохранился в архиве Щёлковского музея. В октябре 1918 г., либо весной 1919 г. в качестве автономного государственного образования была создана «Трудовая коммуна немцев Поволжья». 20-летний Фёдор, в качестве главы семьи, выехал туда вместе с матерью, сестрой и младшим братом. 

Первый разворот партийного билета Ф. К. Булкина, 1920 г.

В марте 1921 года на почве несогласованности «семенной компании» в Трудовой коммуне началось восстание, вскоре переросшее в повстанческое движение, включавшее от 600 до 700 человек кавалерии и пехоты. Повстанцы заняли уездный город Ровное, где было собрано более 100 тысяч пудов хлеба. Уезд был наводнён и самостоятельно действовавшими военизированными отрядами (напр. «банда Еремеева»). Особенностью восстания в немецких поселениях являлось активное участие женщин, вооружённых вилами, заточенными лопатами и кольями, что сказывалось на особой жестокости расправ с вооружёнными солдатами из Продотрядов. Крестьянское восстание в Автономной области немцев Поволжья весной 1921 года в наше время довольно широко изучено.
Приехав на место назначения, щёлковский продотряд и семья Булкиных оказались в эпицентре кровавого конфликта.

20 – 21 летний Фёдор Кузьмич Булкин трагически погиб в апреле 1921 года. По распространённой версии событий, «…его зверски убили, распороли ему живот, насыпали в живот зерно-пшеницу, и положили записку “ПРОДРАЗВЁРСТКА ВЫПОЛНЕНА”» (см.). Первые документы о его кончине датированы 2 мая 1921 года. Мать, сестра и младший брат задержались в Поволжье до 1925 года, не имея возможности вернуться в Щёлково. 
 Первый разворот партийного билета Ф. К. Булкина, 1920 г. 

3 мая 1925 г. из «РКП(б) Областного Комитета трудовой коммуны области Немповолжья» за подписью секретаря Мюллера и управляющего делами А. Эмиха (?) в адрес Щёлковского райкома РКП(б) была отправлена справка, согласно которой «Член марксистской организации Р.К.П. большевиков Булкин Ф. И. геройски погиб при подавлении появившихся бандитов в области немцев Поволжья». Мать, сестра и брат погибшего «всецело находились на его иждивении» и «выразили желание ехать на родину в м-ко (местечко) Щелково». В справке подчёркивалась «беззаветная преданность покойного Булкина Ф. К. делу Коммунизьма [так]».

Ф. И. Булкин

Позднее эта чудовищная история приобрела формы «пропагандистских страшилок». В самих воспоминаниях щёлковцев, записанных в 1960 – 1970-х гг. данные о юноше приводится нестабильно:
«Не вернулся из продовольственного отряда Булкин Владимир [так, зачеркнуто карандашом, подпись над строкой другим почерком: “Федор”] Кузьмич, которому кулаки распороли живот, насыпали пшеницы и бросили, написав записку “Продразверстка выполнена”» (А. Князев, 1966 г.).
«18-летний Фёдор Булкин» (К. Филаретов, ок. 1969 г.)
В другом месте того же сочинения К. Филаретова упомянуто: «…Кулаки зверски убивали бойцов продовольственных отрядов, проявляя при этом жестокость и издевательства. Так, не вернулся из продотряда молодой рабочий, член Союза молодежи Виктор Дикарев. Он был убит кулаками. Бандиты распороли ему живот и набили зерном пшеницы, написав записку “Продразверстка выполнена”. Также зверски поступили бандиты с бойцом продотряда 18-летним Булкиным Федором, молодым коммунистом. Погиб на боевом посту продотряда, убит бандитами член партии с 1919 года Боткин Ф. В.».
В брошюре «Щёлково за 50 лет», изданной к 50-летию Октябрьской Революции, упоминается лишь «зверски убитый бандитами» Виктор Сергеевич Дикарев.  (см.: Щёлково за 50 лет. Очерки истории района. – Щёлково, 1967, с. 14). Эта ошибка (?) «перекочевала» и в Альманах № 2 нашего журнала, изданный в 2015 г. … 
Наконец, в статье, опубликованной в газете ХБК «Текстильщик» в номере 79 (2001) от 14 октября 1977 года, Е. С. Дикарева писала: «В 1920 году наш брат был дома в последний раз – пропал без вести. Мы долго разыскивали его, и лишь в 1967 году получили печальное извещение. "Продразверстка выполнена". Так было написано на помятом и окровавленном листке бумаги, прикрепленном к распростертому на земле телу темноволосого 19-летнего юноши. Так со злобой на советскую власть расправились кулаки с комсомольским командиром продотряда, посланцем Соболевки Виталием Дикаревым»…
Возможно, что мать и сестра Булкины покинули Щёлково сразу после своего возвращения, случившегося в 1925 году. Не исключено, что в 1925 г. младший брат Фёдора - Владимир занимался с пионерами первого щёлковского пионерского отряда «Спартак» физкультурой (см. восп. А. В. Васильевой)...

Ещё раз всмотревшись в приведённые выше фотографии, осмелившись посмотреть в глаза этому юноше – свидетелю и участнику тех позабытых событий, можно узнать многое о том, почему случилась октябрьская революция, отчего её поддержала молодежь и в чём заключается её глубочайшая трагедия…
 
А. Послыхалин © 2017.  
При использовании материала обязательны ссылки на museum-schel.ru и trojza.blogspot.com