18.04.2012

Дороги северо-востока Подмосковья в 1812 году

Большая дорога. Художник Н.Ф. Добровольский, 1877.

Когда мы задаемся вопросом, - затронула ли война 1812 года ту или иную местность, нужно обратить внимание на то, что для продвижения формирований как русских, так и французских войск важную роль играли крупные дороги.
К 1812 году дорожная система к северо-востоку от Москвы  имела сложившийся, так сказать «законченный» вид. Тем не менее, хотя эта дорожная система и стала основой для прокладки в самом конце XIX – начале ХХ века современных шоссейных путей, - не всегда они во всех точках совпадали с исторически-сложившимся направлением  старых дорожных магистралей.

На основе карт генерального межевания 1766-1770 годов, восстановленной В.С. Кусовым, военно-топографической карты Ф.Ф.Шуберта 1837-1840 годов и подробной карты окрестностей Москвы Военно-топографического депо 1852-1856 годов можно вполне точно восстановить «дорожную ситуацию» этой части Подмосковья 1812 года.


Условная схема расположения дорог к северо-востоку от Москвы.

Несмотря на то, что северо-западное направление не входит в рамки нашего дальнейшего исследования, следует уделить толику внимания Петербургской дороге, так как упоминания об изменениях в дислокации русских войск на ней будут встречаться в основном тексте.

Тверская (Петербургская) дорога
На северо-запад от Москвы, начинаясь от Тверской заставы и Тверской ямской слободы, шла Тверская дорога, совпадавшая  на этом отрезке Петербургской дорогой.

Тверская застава. Гравюра рубежа XVIII-XIX вв.

От заставы ее путь проходил мимо Петровского путевого дворца, села Всесятское. После деревни Химки дорога миновала границу Московского и Воскресенского уездов Московской губернии.  В Воскресенском уезде она миновала деревни Филино и Верескино, селение Черную Грязь, сельцо Ржавки, село Чашниково и деревни Дурюкино, Крутая, Поддубная, Есипово и Пешковскую ямскую слободу.

Дмитровская дорога ("Дмитровка")
От той же заставы на север начиналась  Дмитровская дорога, проходившая через Бутырскую слободу, село Петровское (Разумовское) и Бескудниково. Миновав здесь границу Московского и Воскресенского уездов, Андреевское, Виноградово, Хлебниково, Капустино, Еремино, Шолохово, Троице-Сельцы,  деревни Сухарево и Ларево. Пересекая здесь границу Воскресенского уезда дорога попадала в Дмитровский уезд Московской губернии и далее шла через Игнатово, Полуподосинки, Никульское, Свистуха и Копорки с юга дорога подходила к городу Дмитрову.

Троицкая (Старая Переяславская) дорога
Восточнее, от Троицкой (Крестовской) заставы и Переяславской Ямское слободы начиналась трасса Троицкой (Старой Переяславской) дороги, шедшей к Троице-Сергиевской лавре и далее. В пределах Москвы, она шла от Никольских ворот по Никольской улице Китай-города, далее через Никольские (Владимирские) ворота Белого города, по Сретенке поднималась до площади, на которой стояла знаменитая Сухарева башня и по Первой Мещанской улице ( Пр. Мира) шла до Троицкой (Крестовской) заставы.

 Троицкая (Крестовская застава). Литография М. Щуров, 1839

От заставы дорога шла на село Алексеевское, д. Ростокино, д. Малые Мытищи, затем д. Большие Мытищи. После этого, покинув Московский уезд она попадала в Богородский уезд Московской губернии и проходила деревню Тарасовку, после которой имела переправу через реку Клязьму и далее шла к переправе через Учу у села Пушкино.  Далее дорога проходила деревню Новую, село Братовщина, Талицы, Рахманово, имея переправу через Ворю у д. Голыгино, Дятлово тож. Через село Воздвиженское, сельцо Степанково, д. Резанцы,  и подгородное сельцо Клементьево дорога приводила путника к Сергиевскому Посаду и лавре.
[Ольшанская дорога - ответвление Троицкой дороги]. У д. Ростокино Троицкий тракт имел ответвление влево, ближе к Дмитровке, который носил, по крайней мере в 1830 году название Ольшанской дороги". Этот путь проходил через д. Ватутино, село Тайнинское, деревни Волково и Зимино на сельцо Пирогово и далее.

Стромынская дорога ("Стромынка", "Киржачская", "Юрьев-Польская"). 
Стромынский тракт. Художник: Назаров И.В., 2006.

От Преображенской заставы (ныне Преображенская площадь), через села Преображенское и далее Черкизово на р. Сосенке, мимо села Измайлово д. Колошино (Максино, Хорошево в XVIII в) и приселка Гольяново на село Щитниково, д.Лукино и Пехру (Покровское) шла Стромынская дорога. 
 
Московская застава.  Ф. Дюрфельдт,1782.

Далее, миновав границу Московского и Богородского уездов Московской губернии, она проходила через д. Долгое Ледово, Медвежьи озера и село Анискино, после которого по правому берегу Клязьмы шла до моста у сельца Райки [возможно, дорога в 1812 году имела мост через Клязьму у соседней д. Городищи].  Не заходя в село Улиткино, дорога миновала его восточнее, и приводила в Мизиново, после которого, миновав мост через Ворю, попадала в д. Громниково (Громково) и  далее через Дядькино и  Черноголовку, приводило в село Коровицыно (Стромынь), после чего уходила во Владимирскую губернию. 
[Хомутовская дорога, "Хомутовка" - ответвление Стромынской дороги]. В районе села Измайлово Стромынка имела левое (северное) ответвление, проходившее через село Гольяново, д. Абрамцево, село Никольское, Оболдино тож и далее пересекала границу Московского и Богородского уезда [Хавский, 1830, с.9]. Далее дорога следовала через Супонево, Красниково до переправы через Клязьму у села Хомутово (ныне в границах г.п. Щёлково). Далее дорога следовала через д. Набережную, Новоселки (Егорьевское), деревню Сабурово, Протасьево, Петрищи и д. Пареево [Нистрем, 1852].

Владимирская дорога ("Владимирка", "Рогожская", "Богородская дорога")
Вид въезда в Москву со стороны Владимирской заставы. Неизвестный автор по гравюре Ф.Кампорези Цветная акватинта. Лондон. 1813.

На востоке Москвы, от Владимирской (Рогожской) заставы и Рогожской ямской слободы через деревню Новая (Андроньевка) на село Ивановское шла Владимирская дорога. 

 Сценка на Рогожской заставе. Рисунок Х.В. Фабера дю Фора, 1812 г.

После Ивановского она приводила путника в сельцо Горенки, деревню Леоново, село Яковлевское, Пехра тож (у южного берега Пехорского пруда) и после – миновала границу Московского и Богородского уездов у деревни Новой. Далее через село Воскресенское, Родино дорога миновала мост через р. Купавну, и попадала в село Демидово, Купавна. Минуя деревни Шахово, Новоселки, Псарки, сельцо Дранишниково, Подвязное (Федосеево), Подвязное (Доможирово), Истомкино и Думновское дорога приходила в город Богородск (нынешний Ногинск) и далее, сворачивая у села Успенского и порохового завода при нем, миновала мост через реку Клязьма у д. Большое Буньково. Проходя далее через деревню Кузнецы, Полуожерельево и Никулино дорога пересекала границу Богородского уезда Московской губернии и через д. Плотава (Платова) и деревню Усад Киржач попадала в г. Покров Владимирской губернии.
[Троицкая дорога от Богородска до Сергиевого Посада]. Город Богородск и Сергиев Посад соединяла еще одна дорога, называвшаяся Троицкой. До Богородска она шла из Бронниц. От Богородска она шла на д. Малое Буньково, проходила через Ямкино, и, минуя с правой стороны Черноголовку, пересекалась со Стромынской дорогой, и приводила путника в д. Макарово. Далее, пересекая мост через. р. Пруженку у села Ивановское, дорога (попадая в пределы современного Щёлковского района Московской области) дорога разветвлялась на сеть проселков, как это видно на карте Ф.Ф. Шуберта. К середине XIX века дорога приобрела на этом участке более точные очертания и проходила от Ивановского через Огуднево и с. Петровское. 
К середине XIX века "оформился" и т.наз. "Черноголовский тракт", который, минуя село Сергиевское, Алмазово, Аристов погост (с. Пречистое), пересекал Клязьму между Тимонино и д. Корпуса, проходил через село Воскресенское и деревню Новую, заканчиваясь в Ямкино.

Бронницкая (Коломенская, Касимовская) дорога
Южнее, от Покровской заставы на юго-восток от Москвы шла Бронницкая дорога, которая проходила от заставы через деревню Хохловку, село Карачарово, деревни Вязовка, Выхино, Жулебино, Подосинки, село Люберцы, деревню Панки и Лукъяновку, далее уходя в Бронницкий уезд.
[Егорьевская (Гжельская) дорога - ответвление Броницкой дороги]. От деревни Панки брала начало Егорьевская дорога, проходившая далее через д. Хлыстову, село Коростово (Красково, Богородское) и далее также уходившая в Бронницкий уезд.