Довольно широко известен портрет князя Фёдора Александровича Голицына (1805-1848), принадлежащий кисти Ореста Адамовича Кипренского (1782-1836) и хранящийся в Саратовском художественном музее. Он был написан художником в Риме в 1833 году. Не всем известно, что тому же художнику принадлежит и портрет его родного брата, - Михаила Александровича Голицына (1804-1860), известного владельца майората - усадьбы "Влахернское" (Кузьминки)...
Orest Kiprensky. Portrait of Prince Mikhail Alexandrovich Galitzine (1804-1860) signed and dated 'ORESTE K/1833' (lower right) oil on canvas, with painted feigned dome 37 x 53½ in. (94 x 136 cm.).
Как указано в издании ЖЗЛ, посвящённом творчеству О. Кипренского: "Портрет Михаила Александровича кисти Кипренского не сохранился, и мы не знаем, как художник сумел раскрыть характер брата..." [Бочаров И.Н., Глушакова Ю.П. Кипренский. М., 1990, с.313].
Довольно неожиданно, разыскивая изображение надгробий братьев в итальянской Болонье в сети, мне попался этот портрет, выставленный на аукционе Christie's за $1,119,803. Так что не могу не поделиться...
Михаил Александрович Голицын (1804-1860) - действительный
статский советник (с 1.08.1857), камергер (с 16.08.1857) был сыномгофмейстера князя Александра Михайловича Голицына
(1772-1821) от брака с фрейлиной императрицы Елизаветы Алексеевны княжной
Натальей Федоровной Шаховской (? - 1807). Портрет Александра Михайловича (на средства которого с 1816 по 1821 год проводилась масштабная реконструкция подмосковной усадьбы Гребнево) О. Кипренский написал также в Риме во время своего первого визита в Италию, ок. 1819 года.
От брака (с 23.08.1842) с княжной Марией Ильиничной Долгоруковой имел единственного сына Сергея Михайловича (1843—1915).
Orest Kiprensky. Portrait of Prince Mikhail Alexandrovich Galitzine (1804-1860) signed and dated 'ORESTE K/1833' (lower right) oil on canvas, with painted feigned dome 37 x 53½ in. (94 x 136 cm.).
Как указано в издании ЖЗЛ, посвящённом творчеству О. Кипренского: "Портрет Михаила Александровича кисти Кипренского не сохранился, и мы не знаем, как художник сумел раскрыть характер брата..." [Бочаров И.Н., Глушакова Ю.П. Кипренский. М., 1990, с.313].
Довольно неожиданно, разыскивая изображение надгробий братьев в итальянской Болонье в сети, мне попался этот портрет, выставленный на аукционе Christie's за $1,119,803. Так что не могу не поделиться...
Александр Михайлович Голицын.
Худ.: О. Кипренский, ок. 1819 г. Государственная Третьяковская галерея.
Родился князь Михаил в Санкт-Петербурге. Детство и
юность провел в Париже, где в доме своей тетки Е.И. Голицыной познакомился со
многими известными художниками и литераторами. После смерти отца он вместе с братом Фёдором избрал дипломатическое поприще и поступил на службу (17.01.1822) в
Коллегию иностранных дел актуариусом. Был сначала причислен (22.05.1823) к
Московскому архиву коллегии, а затем состоял при дипломатической миссии во Флоренции (с
19.01.1824). В декабре1831 года М.А. Голицын был пожалован в камер-юнкеры. После упразднения русской миссии во Флоренции Михаил Александрович был переведён в Рим (с 26.02.1836), где с 1833 года "сверх штата" в чине коллежского асессора служил его брат Фёдор, но через несколько месяцев (8.10.1836) уволен от службы по слабости здоровья и уехал в Россию. В Риме братья тайно перешли из православия в
католичество, что являлось отражением модной тенденции, распространённой в
русских аристократических кругах.
Фёдор Александрович Голицын.
Худ.: О. Кипренский, 1833 г. Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева.
Интересно, что в собственном доме братьев Голицыных в Риме ("дом Монтенаро") на виа Умильта. в 1830 году нашёл пристанище русский художник и пейзажист Сильвестр Феодосиевич Щедрин (1791-1830) тогда же написавший картину "Столовая в доме Монтенаро на Виа Умильта", изображающую интерьер дома Голицыных.
Столовая в доме Монтенаро на Виа Умильта.
Худ.: С. Щедрин, 1830 г. Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева.
Решением Государственного
Совета от 14 сентября 1845 года брат Михаила - Фёдор Александрович был лишён русского
подданства, чинов, званий, всех прав состояния, с заочной ссылкой на каторгу, впоследствии участвовал в национально-освободительном движении за освобожение Италии от австрийской оккупации и, участвуя в сражениях,
скончался 28 июня 1848 года через 14 дней после боя под г. Тревизо (14 июня 1848), проигранного повстанцами.
скончался 28 июня 1848 года через 14 дней после боя под г. Тревизо (14 июня 1848), проигранного повстанцами.
Надгробие Михаила Александровича Голицына.
1.06.1854 Михаил Александрович Голицын был избран дворянством
почетным попечителем С.-Петербургской гимназии. Состоя с 26.10.1855 в должности
церемониймейстера, он был назначен
сначала состоять при Министерстве иностранных дел (30.04), а с 8.12.1856 - был назначен русским посланником в Мадрид. В 1859 г. после смерти его дяди С.М.Голицына, похороненного в церкви в
Кузьминках, с 30.08.1859 М.А.Голицын стал почетным главным директором Московской Голицынской больницы и единственным владельцем имения Влахернское-Кузьминки.
Фасад главного корпуса Голицынской больницы.
Книжная гравюра, 1865.
Умер Михаил Александрович в Монпелье, где лечился, и погребен на кладбище монастыря Кампо-Санто в Болонье рядом с могилой брата Фёдора.
От брака (с 23.08.1842) с княжной Марией Ильиничной Долгоруковой имел единственного сына Сергея Михайловича (1843—1915).
B.A. Муханов дал в своем дневнике такую характеристику Голицыну: «Неправильное
воспитание сообщило ему направление, не вполне соответствующее его положению;
преувеличенная склонность к чужеземному и по несчастию отчуждение от своей
собственной страны... воспрепятствовали ему принести своему отечеству ту
пользу, которую он бы мог... Просвещенный ум, доброе сердце, большая обходительность,
старинная любезность сообщали большую прелесть сношениям с кн. Голицыным... У
князя были благородные вкусы; он любил картины, статуи, старинную мебель, но
особенною страстью была у него любовь к старым книгам».
Библиотека Голицына
находилась в Москве при его музее и представляла собой обширное собрание ценных
книг разнообразного содержания, преимущественно исторического, на латинском,
греческом, французском, немецком и итальянском языках, в том числе редчайшие
инкунабулы и первопечатные издания, почти полное собрание альдов и эльзевиров,
роскошные старинные книги, напечатанные на пергаменте, книги замечательные по
изяществу переплетов (среди них экземпляры из библиотек герцога Филиппа
Орлеанского и маркизы Помпадур), редкие рукописи с миниатюрами. К Голицыну
перешла и библиотека, оставшаяся после графа А.М. Дмитриева-Мамонова.
После
смерти Голицына музей и библиотека перешли к его сыну, у которого в 1886 были
приобретены в казну за 800 тысяч рублей. При приеме библиотеки в ней оказалось 3276
названий (более 10 тысяч томов), из них часть (926 названий, 2959 томов) была
передана в Публичную библиотеку, остальное - в Эрмитаж.
... по-моему, портрет "надо брать" =)