11.01.2015

Старинная Семиствольная ель на Царёвой поляне

Сегодня (11 января 2015 г.) с утра, запасясь провиантом, мы, наконец, выбрались за ближайшую границу обитаемого пространства, на место давно заброшенной усадьбы Саулино и бывшего усадебного пруда на речке Лашутка. Нашей целью было посещение двух крупных курганов на берегу реки, а также местности под названием "Царёва (Карцева) поляна" с настоящим памятником природы - огромной семиствольной елью, высотой с многоэтажный дом.



Местность эта располагается в глухом лесу на северо-востоке Подмосковья, в километре севернее деревни Корякино и в четырёх километрах (по прямой) от села Богослово, - крайней остановки автобусного маршрута Фрязино - Богослово.
Поездка началась с приключений. На автобусной остановке выяснилось, что отмеченный в расписании автобус на 10 утра, приходит на остановку либо в 9.20, либо в 11.30, а десять часов указано сугубо для дезориентации иностранных агентов и их пособников. Узнав, что до края цивилизации из Фрязина можно доехать за 550 рублей, и поджидая авто, мы стали свидетелем ещё более любопытной, а, скорее, характерной для среды обитания сцены. Молодой человек, с виду также интересовавшийся расписанием, на наших глазах оторвал рукой край таблички, достал оттуда дозу и спешно удалился восвояси в компании столь же молодого собрата по несчастью...


Край ойкумены.
На край света мы ехали в компании сына водителя. Подрастающая смена шофёра-таксиста усиленно рубилась в игрушку, в которой на машинке нужно как можно более кровавей раздавить наибольшее количество пешеходов. Вот мимо пронёсся бетонный забор ФИРЭ РАН, показалась прославленная Сабуровская свалка, но непонятные огоньки и сигналы, очевидно свидетельствующие об аварийной разгерметизации салона, вынудили нас сделать техническую остановку.



И вот мы в начале тропы, на северной оконечности деревни. Впереди - километр по снегу. Тут бы хорошо расчехлить лыжи и айда в неизвестность, но лыж-то у нас не было. Хорошо, что дальнейший путь был укатан снегокатами. Как говорил в таких случаях членам своей группы Игорь Дятлов, "не робей ребята, манси сюда не доберутся"...


Немножко расскажем о местности, где мы проходим. Как видно на карте Ф.Ф. Шуберта 1840-1860 гг., на месте бывшего села Саулино (Серебрено) уже, толком, ничего не было. 


Однако, на географической карте Московской Провинции Горихвостова, вроде бы 1774 года, село обозначено как Серебрено. 


В 1767 году в селе, называвшемся Серебрено, Саулино тож, всё ещё проживало 15 крепостных крестьян [1]. По землевладениям село было исключительно ничтожным по сравнению с соседями. Скорее, жители занимались обслуживанием усадьбы, т.е. были не крестьянами, а дворовыми. На картах межевания конца XVIII века, впрочем, в этих местах отмечалось довольно крупное поселение с церковью, разбитое аж на три участка. 

По клику - крупнее. Скачаете - ещё крупнее можно посмотреть.

Стоит обратить внимание на  то, что на обеих старых картах указано два усадебных пруда и две плотины. Если посмотреть на современную спутниковую карту, можно предположить, что на настоящее время более-менее сохранилась лишь верхняя плотина (у юго-восточной оконечности верхнего пруда). Об этом говорит и заметная поныне довольно широкая пойма ниже по течению речки по направлении к Богослову. Кстати, берега верхнего, сохранившегося пруда были деформированы в 1990-2000 гг. при неудачной попытке устройства на нём рыбного хозяйства.   

Худая плотина нижнего (по течению) и бывшего усадебного пруда была обследована прошлым летом. Нет, рухнувший мост - давно уже не великое препятствие для краеведов...


О состоянии плотины и берегов можно судить по следующей экстремальной фотографии, сделав которую, автору этого текста пришлось спешно ретироваться, скрываясь в зарослях, пока подруга не доест весь сухой паёк и, случайно припасённый для отпугивания кабанов, взрывпакет, оказавшийся вполне съедобным, в сравнении с васаби, намазанным на хлеб вместо масла.
 .

Что стало причиной неудачи заведения рыболовного хозяйства в 90-е и что привело к запустению села в начале XIX столетия, - выяснить пока не удалось. То-ли село сгорело, то-ли всех забрали инопланетяне, то-ли и тут не обошлось без коварных манси с их шаманами...



Говорят, что в конце XIX - начале XX века на поляне, к которой мы стремимся, существовала фабрика некого Карцева, о которой и в наше время напоминают  многочисленные железки, торчащие из земли, места под фундаменты правильных геометрических форм, груды кирпича и трезвон металлоискателей распространённых в этих местах любителей поиска пиратских сокровищ. К сожалению, что это была за фабрика, кто был этот фабрикант Карцев,  отчего заглохло предприятие и существовало ли оно в действительности, - вопросы, также остающиеся без ответа. Шаманы нагулхо глушат этот информационный портал.

В лесу, кстати, множество следов невиданных зверей. Наши корякинские корреспонденты рассказывали о личной встрече в этих местах с рослым кабаном, испугавших их клыками и непредсказуемостью поведения. Кабаны в этих местах уже давно "не свои", пришлые,  завозятся для отстрела, а посему не воспитаны и нахальны. Встречаются в этих местах и охотники. Поблизости от Царёвой (Карцевой) поляны есть их засидки и заимки. Прошлым летом о своём приближении они предупреждали окрестности двумя выстрелами в воздух. До сих пор очень надеюсь, что именно в воздух, и вовсе не мы так быстро бежали прогуливались, что в нас было так трудно попасть...


По сторонам от дороги, ведущей через плотину на Лашутке, на её правом берегу находятся два примечательных, и, видимо, рукотворных памятника прошлого, а именно, две крупных правильных форм насыпи, размеры которых значительно превышают известные нам курганы, скажем, у д. Каблуково. Летом сфотографировать их довольно сложно из-за густой растительности. Но сегодня, нам, кажется, это более-менее удалось.

"Малый курган" слева от дороги на поляну на верху имеет довольно ровную площадку, видимо со следами усиленных поисков несметных сокровищ царя Гороха. По рассказам местных жителей, некогда наверху стояла парковая беседка.


"Большой курган" справа от дороги поистине огромен, и, если считать его объектом археологии, скорее походит на небольшое городище-убежище, немногим меньше Могутовского городища.


Большой курган летом 2014 г.

Интересно, что оба памятника, по всей видимости, не были пока должным образом обследованы и не внесены в Археологическую карту России. Со своей стороны мы обязуемся попытаться привлечь к ним внимание профессиональных археологов. С другой стороны, если не брать в рассчёт того, что они могли быть сооружены древними восьмиметровыми муравьями-мутантами с планеты Центурия для кладки своих каменных радиоактивных яиц, можно предположить, что насыпи могли представлять собой объекты садово-паркового искусства, близким примером чему служит та же "Альпийская горка" на Большом острове Барского пруда усадьбы Гребнево, сооружение которой относится ко второй половине XVIII в.... 

Да, не могу не поделиться ещё одной авгстовской фотографией. Грибы мы не искали в этих местах. Скорее, они искали нас... 

Тот самый (вероятно) верхний, усадебный пруд на Лашутке сегодня, 9 января.

А вот так он выглядел 24 августа 2014 года. 


Переходим плотину, которой, кстати, без должного ухода не долго осталось (ещё летом было заметно обрушение) и направляемся в сторону поляны, и вот перед нами открывается она...


Тут нужно прерваться и заметить, что особое почитание старовозрастных деревьев у славян уходит корнями в глубокую древность. Историк-славист Николай Михайлович Гальковский (1868 - 1933) писал:  "Император Константин Багрянородный упоминает о священном дубе на острове св. Георгия, которому поклонялись Руссы. Руссы – Константина Багрянородного, вероятно, варяги. Следовательно, можно усматривать и варяжское влияние на религиозные верования славян, если только варяги не переняли обычая кланяться деревьям у славян. Известно, что и татары кланялись деревьям: у них был обычай обводить вокруг куста. Вообще поклонение деревьям было весьма распространено и трудно указать, какой народ у кого заимствовал эту религиозную форму. /.../ С течением времени почитание деревьев, конечно, приняло у нас другую форму, подверглось влиянию христианства. Так в XVIII столетии существовал обычай служить молебны под деревьями, что было видоизменением старого обычая кланяться самим деревьям" [2]. 


Вообще, старовозрастная ель является давним архетипом поклонения, участвет в новогодних и рождественских праздниках...

Некоторый род поклонения старому дереву можно углядеть и в любимом нами фильме "Прощание" Ларисы Шепитько и Элема Климова 1981 года, снятом по мотивам повести «Прощание с Матёрой» Валентина Распутина. Эпизод с деревом начинается сразу после заговора старухи Дарьи, который мы недавно анализировали в нашем журнале [Здесь].

Отметим, что в нескольких кадрах заметна прикреплённая к стволу дерева икона.

В самой повести это "царский листвень": "Матёру, и остров и деревню, нельзя было представить без этой лиственницы на поскотине. Она возвышалась и возглавлялась среди всего остального, как пастух возглавляется среди овечьего стада, которое разбрелось по пастбищу. Она и напоминала пастуха, несущего древнюю сторожевую службу. Но говорить «она» об этом дереве никто, пускай пять раз грамотный, не решался; нет, это был он, «царский листвень» – так вечно, могуче и властно стоял он на бугре в полверсте от деревни, заметный почти отовсюду и знаемый всеми. И так, видно, вознесся он, такую набрал силу, что решено было в небесах для общего порядка и размера окоротить его – тогда и грянула та знаменитая гроза, в которую срезало молнией «царскому лиственю» верхушку и кинуло ее на землю. Без верхушки листвепь присел и потратился, но нет, не потерял своего могучего, величавого вида, стал, пожалуй, еще грозней, еще непобедимей. Неизвестно, с каких пор жило поверье, что как раз им, «царским лиственем», и крепится остров к речному дну, одной общей земле, и покуда стоять будет он, будет стоять и Матёра. Не в столь еще давние времена по большим теплым праздникам, в Пасху и Троицу, задабривали его угощением, которое горкой складывали у корня и которое потом собаки же, конечно, и подбирали, но считалось: надо, не то листвень может обидеться. Подати эти при новой жизни постепенно прекратились, но почтение и страх к наглавному, державному дереву у старых людей по-прежнему оставались. На это, верно, имели свои причины. / Толстые огромные ветви отходили у «царского лиственя» от ствола не вверх наискосок, как обычно, а прямо в стороны – будто росли вбок самостоятельные деревья. Самая нижняя такая ветка одиноко висела метрах в четырех от земли и издавна звалась «Пашиным суком»: когда-то на нем повесилась сглупа от несчастной любви молодая материнская девка Паша. Колчаковцы, захватив остров, слыхом не слыхали про Пашу, однако сук ее сумели как-то распознать и именно на нем, не на каком другом, вздернули двух своих же, из собственного воинства, солдат. Чем они провинились, толком в Матёре никто не знал. Весь день, наводя небывалую жуть на старых и малых, торчали висельцы на виду у деревни, пока мужики не пошли и не попросили ради ребятишек вынуть их из петли. Мертвых, их предали тогда еще и другой казни: сбросили с яра в Ангару. И последняя, уже совсем безвинная смерть случилась под «царским лиственем» после войны: все с того же «Пашиного сука» оборвался и захлестнулся мальчишка, Веры Носаревой сын. Только после того, а надо бы куда раньше, догадались мужики отсечь сук, а ребятишки сожгли его. / Вот сколько всяких историй связано было с «царским лиственем» [См. Гл. 19].

Несколько в том же контексте вспоминается и мультфильм "Ёжик в тумане" (Ю. Норштейн, 1975 г.), а особенно, тот момент, в котором ежик натыкается на дерево, "угукает" в расщелину и в ответ слышит удар церковного колокола.


А вот и наша Семиствольная ель на Царёвой поляне.


Фотография 24 августа 2014 года.  

 
Ветви дерева спускаются к земле, образуя довольно просторный шалаш. Даже нет, не шалаш, целое помещение, в котором может поместиться человек 15-20.


Длина окружности ("в обхвате") центрального ствола, по нашему обмеру (на уровне 1 метра над корневищем) составляет 3 метра 24 сантиметра.


То же место и те же люди  24 августа 2014 года.  


Т.е. диаметр ствола, в общем, не так уж велик - ок. 103 см.


До нижней ветви от земли (начала корневища) - ок. 2 м. 50 см, остальные - выше трёх метров .


Любопытно, что в случае, если мы верно определились с ориентиром, и действительно прошли именно верхнюю плотину, мы стоим на месте, где в 1729 году была построена деревянная церковь, освященная в честь Явления Толгской иконы Божией Матери [3], стоявшая до, по крайней мере, начала XIX века. 


Явленная икона Богоматери Толгской. Отсюда


Храм Казанской иконы Божией Матери в Богослове. 
Местный священник церкви Казанской иконы Божией Матери села Богослово, отец Антоний, судя по всему, придерживается того же мнения и устраивает пешие походы к ели вместе с детьми. 


На восточной стороне реликтовой ели располагается икона Николая Чудотворца. И это хорошо.
 
Несмотря на то, что орды вандалов столь удалённые места пока не посещают, разве лыжники, искатели сокровищ и охотники, возможно она сможет уберечь памятник природы от спонтанных пьянок и разведения костров под её ветвистым сводом.



Мы принесли с собой деревянный крестик, привезённый из Топловского женского монастыря в Крыму.


Ель действительно семиствольная (включая центральный ствол), учитывая то, что две толстенные ветви её раздваиваются...




Вид со стороны и летом можно посмотреть здесь.
...а одна их массивных ветвей сейчас лежит у подножья. 

По рассказам местных жителей, она отвалилась зимой прошлого года (с 2013 на 2014), не выдержав тяжести снега. Впрочем, можно заметить, что кто-то, видимо, пилой пытался помочь этой случайности. 


Мы, собственно и пошли проверить главную ель северо-востока Подмосковья с точки зрения её сохранности...

Седьмой спиленный ствол... - Уж не "Пашин" ли сук из повести?



 ...При учёте того, что уровень распределённой нагрузки на центральный и полый внутри (как в мультфильме) ствол резко изменился...


...будем надеяться на лучшее...

Нераздваивающаяся ветвь похожа на хвост динозавра.


Настоящий реликт. Фотография 24 августа 2014 года.  


Кстати, с южной стороны поляны  мы отметили ряд регулярно посаженных старых ветвистых лип.


Пока мы фотографировали это чудо, внезапно повалил снег, ожидавшийся по прогнозу лишь во второй половине дня. 


Лыжники, сфотографированные "из засады".

Впрочем, несмотря на то, что примерно на четыре километра во все стороны от этого места простирается глухой лес, называть его и вовсе диким и необжитым - будет большой натяжкой. Пока мы, около часа фотографировали и обмеряли нашу красавицу,  мимо в одном направлении прошло 6 лыжников мимо Карякина куда-то на север, а на обратном пути мы встретили целую группу хорошо экипированных старичков, находящихся в прекрасной форме, которые, ритмично взмахивая палками, пронеслись мимо нас, растворясь в снежном мареве.


На обратном пути...

В виду усилившегося ветра со снегом, пеший путь до Богослова оказывался весьма смелой затеей. Однако, наши отзывчивые корякинские корреспонденты, участливо добросили нас до пункта назначения. Всё путешествие продлилось всего 3 с половиной часа, а создание поста заняло весь оставшийся день.


А ещё на ёлке куча шишек старых, прошлогодних, и новых, которыми ёлочка начала нас активно бомбить перед началом нашего обратного путешествия.



Конечно же, этот памятник природы должен быть зарегистрирован и поставлен на учёт и государственную охрану, если бы это хоть что-либо значило в наши дни...

Текст и фотографии: А.Ю. Послыхалин, 2015. При использовании материала обязательна ссылка на trojza.blogspot.com

1. Кусов В.С. Земли Московской губернии в XVIII веке. Т. I. – М. 2004, с. 63, № 371.
2. Гальковский Н.М. Борьба христианства с остатками язычества в Древней Руси. -М., 1913. См.
3. Холмогоровы В. и Г. Исторические материалы о церквях и сёлах XVI – XVIII столетий. Вып. V. Радонежская десятина. – М., 1886, с. 177-178.