27.12.2013

Храм Гребневской (Гребеневской) иконы Божией Матери в подмосковном с. Гребнево

С 1786 по 1791 год в селе Гребневе на средства Г.И. Бибикова по проекту подпоручика архитектуры Ивана Ивановича Ветрова (ум. после 1795; Иоганн Ветер) был возведён сохранившийся до наших дней каменный храм Гребневской иконы Божией Матери.

Кирпичный с белокаменными деталями крестообразный в плане храм центрического типа с вписанным овалом центральной части выполнен в стиле зрелого классицизма. На крестчатом основании покоится овальная в плане купольная ротонда, купол с люкарнами и небольшой главкой, увенчанной бронзовой позолоченной фигурой ангела с крестом. Фасады храма обработаны спаренными пилястрами и четырёхколонными портиками дорического ордера.
План церкви [1].

Внутреннее убранство храма, авторства архитектуры капитана Степана Васильевича Грознова (Грязнова; 1756-1847) [2], отличается исключительным изяществом и красотой форм. Две пары ионических колонн, отделанных под мрамор, поддерживают хоры в западной части здания. Интересны белые с тонкой золочёной резьбой иконостасы. 


Церковь имеет строго симметричный план: алтарная часть адекватна притвору, северная часть – южному. План осложнён дополнительными круглыми помещениями в угловых пилонах, которые в восточной части служат для прохода в алтарь, а в западной – для кладовой и лестницы. 


На кресчатом основании покоится овальная в плане купольная ротонда, купол с люкарнами и небольшой главкой, увенчанной бронзовой позолоченной фигурой ангела с крестом. Центральное пространство храма повторяет овальную форму ротонды. 

Фасады храма обработаны спаренными пилястрами и белокаменными четырёхколонными портиками дорического (тосканского) ордера. Насыщенность плоскости стен пилястрами, полукруглыми нишами, сложные наличники люкарн, круглые окна на фронтонах портиков напоминают об эпохе барокко. 

Хорошо сохранившееся внутреннее убранство храма с отделкой из искусственного мрамора, проработанное в формах раннего классицизма и принадлежащее авторству архитектуры капитана Степана Васильевича Грознова (Грязнова; 1756-1847), отличается изяществом и красотой форм. Две пары отделанных под мрамор ионических колонн поддерживают хоры в западной части храма. 

Особенно интересен центральный иконостас XVIII века, имеющий вогнутую форму и состоящий из трёх убывающих ярусов, завершенных распятием. Изящны формы лёгких резных гирлянд в основании верхнего яруса. 

Золоченые резные рамы, обрамляющие немногочисленные иконы, эффектно выделяются на белом фоне иконостаса.

Антаблемент первого яруса поддерживают четыре колонны коринфского ордера с золочёными каннелюрами и капителями. Колонны иконостаса отвечают двум парам ионических колонн, поддерживающих хоры, на которые ведёт хорошо сохранившаяся первоначальная белокаменная винтовая лестница, расположенная в юго-западном пилоне. 

На металлической храмозданной доске с гербом Бибиковых, установленной при входе с правой стороны, указаны имена архитекторов и местных текстильных фабрикантов, пожертвовавших часть своих средств на строительство храма. 

Надпись на ней гласит: «Лета 1791-го августа 10-го дня, который был воскресный, освящен сей храм во имя Божия Матери Гребневския святейшего правительствующего Синода членом преосвященным митрополитом Московским Платоном с довольным числом монашествующих и священствующих при священнике Николае Иванове. Строением сей храм зачат в 1786 году иждивением и во время владения их превосходительств Гаврилы Ильича и Катерины Александровны Бибиковых при смотрении Степана Зайцова и пособии нижеследующих боголюбивых дателей: Фёдор, Кирилл и Егор Кондратовы; Нестор, Спиридон, Трефил и Трофим Дмитриевы; Александр и Тимофей Каноевы; Терентий, Иван и Алексей Терентьевы; Яким Вахрамеев, Иван Яковлев, Калина Трофимов; Матвей и Максим Никитины, Иван Алексеев, Семен Михайлов, Кузьма Андрианов. Зачата и снаружи отделана при архитекторе Иване Ветрове, а внутри рисунок и отделка капитана Степана Грязнова». 

Среди «боголюбивых дателей» названы имена крепостных фабрикантов из д. Фрязино – Фёдора (1744-1810) и Егора Кондратовых (1757-1797); из д. Щёлково – Кирилла Кондратова (1746-1808), Якима Вахрамеева (Варфоломеева), Ивана Яковлева, Калины Трофимова и Матвея Никитина; из д. Ново – Александра Каноева (Конаева, Кононова), Ивана, Алексея и Терентия Терентьевых.

В 1849 году "тщанием и иждивением помещика Фёдора Фёдоровича Пантелеева", в церкви были устроены два придела - преподобного Сергия Радонежского и великомученика Феодора Стратилата. Боковые иконостасы созданы в 1891 году.

Церковь была освящена митрополитом Платоном (Левшиным; 1737-1812) 10 августа 1791 года. 

Кроме первоначального убранства, в храме сохранились элементы позднейших периодов: резная сень в алтаре относится к эпохе ампира, полихромный метлахский пол – к рубежу XIX - ХХ вв. 

 
Ниши фасадов и киоты заполнены поздней масляной живописью конца XIX века, поновлявшейся в 1952 г. и позднее. 

Уникальный по сохранности первоначального облика и интерьера, Гребневский храм имеет большую художественную и историческую ценность.






 









Фотографии интерьера отсюда.
А.Ю. Послыхалин, 2013. При использовании материала обязательна ссылка на trojza.blogspot.com.
1. Памятники архитектуры Московской области. Т.2.  М., 1975, с. 336.
2. См.: Илизаров С.С. Московская интеллигенция XVIII века. – М., 1999, с. 87.