В конце 1816 года для работ в усадьбе Гребнево был приглашён архитектор Игнатий Иванович Ольделли (ок. 1795-после 1840). По контракту, заключённому с ним 26 ноября 1816 года, молодой архитектор принимал на себя обязательства по постройке новой церкви с колокольней, перестройке прежней и «переделке дому с флигелями как снаружи, так и внутри».
Масштабные строительные работы в усадьбе началась в 1817 году с возведения нового, тёплого храма («зимней церкви») Николая Чудотворца, которому суждено было стать основной вертикальной осью всего усадебного ансамбля.
По словам М.А. Ильина, архитектура храма «представляет редкий тип, повторяющий древнюю форму храма «иже под колоколы», то есть когда собственно церковь увенчивалась колокольней. Зимняя церковь Гребнева подчёркнуто торжественна...
Скажем спасибо смелому строителю красного дома-будки...
На восьмигранном строгом по архитектуре объёме, украшенном с четырёх сторон портиками с парными дорическими колоннами, поставлен мощный барабан, прорезанный высокими арками звона.
Вид главки в 1953 г. Отсюда.
Над ним несколько неожиданно располагается ещё ярус с обычными окнами, увенчанный куполом с люкарнами. В последних помещены часы» [1].
Храм был построен необычайно быстро. Сразу после получения разрешения Консистории на строительство, 3-го июня с каменщиками был заключён контракт о строении церкви. Уже через три месяца, кладка громадного здания уже была завершена.
Величественный и необычный для своего времени храм «под звоном» в стиле
ампир относится к храмам центрического типа.
Над восьмигранным основанием, украшенным с четырёх сторон четырёхколонными портиками с парными дорическими колоннами, возвышается цилиндрический объём яруса звона, прорезанный высокими арками. Над ним располагается ярус с обычными окнами, увенчанный куполом с фронтонами и люкарнами.
Купол завершён высоким барабаном с луковичной главкой и железным позолоченным крестом. В отделке фасадов широко использовалась лепнина.
Оригинальна и планировка храма.
Его центральная часть восьмигранной формы широкими проходами соединена с алтарём, притвором и боковыми компартиментами, а узкими – с промежуточными помещениями.
Центральное пространство храма перекрыто купольным сводом, большие отсеки – цилиндрическими, а малые – плоскими потолками.
Вокруг центральной части с западной стороны образована обходная галерея. В широких проёмах стоят отделанные искусственным мрамором коринфские колонны с золочёными гипсовыми капителями.
В 1818 году каменные работы были завершены. В 1819-1821 годах были оштукатурены фасады и велась внутренняя отделка храма, в которой принимали участие известный скульптор Гавриил Тихонович Замараев (1758-1823) барельефы которого на темы Ветхого и Нового Заветов украшали храмовый фасад до 1841 года, «цеховой живописных дел мастер» Всеволод Афанасьевич Лебедев, создававший росписи интерьера, художник Бенедикт Прокофьевич Баринов, писавший в 1821 году иконы для иконостаса, цеховой мастер-лепщик Тимофей Тимофеевич Рыбаков, одновременно работавший у Д. Жилярди в связи с восстановлением старого здания Московского университета на Моховой.
Для консультации и советов во время строительства церкви в 1818 году в Гребнево выезжал известный московский архитектор Фёдор Кириллович Соколов (1753-1824) и мастер каменных дел Комиссии строений Москвы Леонтий Петрович Карлони (1776-?). В 1822 году была разобрана ветхая деревянная Никольская церковь, а новая была освящена 23 декабря 1823 года. Позднее, в 1830-е годы на церковной земле был разбит регулярный парк.
Прямых указаний на то, что храм строился именно по проекту И.И. Ольделли найдено не было. По предположению М.В. Дьяконова, автором проекта мог быть архитектор Андрей Никифорович Воронихин (1759-1814). Историк московского зодчества В.Л. Снегирёв считал, что автором проекта мог быть ученик Д. Жилярди – Александр Сергеевич Кутепов (1781-1855).
По распространённому мнению, храм возводился по проекту архитектора Андрея Никифоровича Воронихина (1759-1814) [5].
Историк московского зодчества Владимир Леонтьевич Снегирёв (1882-1961) предполагал, что архитектором мог быть ученик Доменико Жилярди - Александр Сергеевич Кутепов (1781-1855)[6].
В 1818 году для консультаций по строительству храма усадьбу посетил сам Доменико (Дементий Иванович) Жилярди (Domenico Gilardi, 1785-1845), который вместе со своим юным учеником, знаменитым впоследствии архитектором Михаилом Доримедонтовичем Быковским (1801-1885) после 1821 года участвовал в отделке интерьеров зимнего храма [2].
Лепные работы были выполнены скульптором Гавриилом Тихоновичем Замараевым (1758-1823). Интерьер храма был расписан «цеховым живописных дел мастером» Всеволодом Афанасьевичем Лебедевым.
12 декабря
1922 года архиепископ Филарет разрешил разобрать деревянную церковь
Николая Чудотворца 1773 года постройки, что вскоре и было исполнено [3].
19 декабря 1822 года С.М. Голицын обратился в Консисторию с
прошением освятить церковь. По резолюции Митрополита Филарета (Дроздова;
1782-1867) зимняя церковь была освящена в конце 1823 года во имя св.
Николая Чудотворца.
В 1829 году усадьбу посетил немецкий путешественник и физик Георг Адольф Эрман (Erman Adolf; 1806-1877), совершавший путешествие по России[4].
Фотографии интерьера отсюда.
А.Ю. Послыхалин, 2013. При использовании материала обязательна ссылка на trojza.blogspot.com.
1. Ильин М.А. Подмосковье. Книга-спутник по древним подмосковным городам, сёлам и старым усадьбам (XIV-XIX вв.). – М., 1973, с. 51-52.
2. См.: Кириченко Е.И. Михаил Быковский. – М., 1988, с. 11.
3. См.: Полное собрание резолюций Филарета, митрополита Московского. Т. 1. – М., 1903, № 548, с. 281.
4. См.: Erman Adolf. Travels in Siberia. – Philadelfia, 1850. P. 84-85.
5. См., напр.: Иванов В.И. Подмосковные места. – М., 1967, с. 150.
6. См.: Подмосковье. Памятные места в истории русской культуры XIV-XIX веков. – М., 1955, с. 299.