12.04.2014

Из истории происхождения названий сёл и деревень в окрестностях усадьбы Гребнево

Наиболее древние из топонимов этого края связаны с историей «сводов», массовых переселений псковских, новгородских и московских «великих бояр» (в 1476, 1478, 1480 и 1484 годах) и средних и мелких землевладельцев (в 1487-1489 гг.). Другие сохраняют память о временах Ивана IV Грозного: наделении землёй «избранной тысячи» боярских детей, не имевших ранее поместий под Москвой (1550 г.), периоде активной мены и перепродажи земель времён опричнины (1565-1572 гг.) и наделении поместьями по «Десятне» 1578 года. Третьи напоминают о временах Фёдора I Иоанновича: Десятне 1586 года и «Десятне новиков» 1596 года. 


Возникшие в те времена названия пустошей, деревень и сёл были документально закреплены в дошедших до наших дней писцовых книгах 1573-1594 годов составления, которые обычно считаются «отправной точкой» для определения давности возникновения того или иного подмосковного поселения. Во всех указанных случаях топонимы Подмосковья хранят в себе память о временах феодального землевладения и восходят к фамилиям-прозвищам их былых поместных и вотчинных владельцев. 

По-разному оценивая процентное соотношение сохранившихся исторических топонимов Подмосковья (от 80 до 90 %), восходящих именно к личным именам помещиков и вотчинников XV-XVI вв., и топонимов «иного происхождения», учёные советского времени увеличивали последний сегмент за счёт учёта переименований старых населённых пунктов в довоенные годы и появления новых поселений, нередко искусственно образованных в качестве альтернативы старым зажиточным центрам (в Щёлковском районе – Новая Слобода, Новопареево и др.). В наши дни указанный авторитетными историками и знатоками топонимии Подмосковья «остаточный процент» в 20-10%, увы, заполняется «легендами» и «преданиями старины», чаще всего основанными не на глубоком исследовании темы и действительных опросах старожилов, а на пустых фантазиях. 

Топонимы разделены на четыре группы. В первой группе объединены названия поселений, земли которых уже в 1584-1586 годах относились к обширной Гребневской вотчине., а именно: Фрязино, Чижево, Ново, Старая Слобода, Назимиха, Трубино и Щёлково.



Фрязино (1584-1586 гг. – «деревня Фрязинова, а Самсоново тоже на речке на Любосевке»; 1767 г. – д. Фрязина; 1852 г. – д. Фрязино; 1862 г. – (ошиб.) д. «Фрячина» [1]; 1926 – д. Фрязино; с 21 октября 1951 г. – город Фрязино). Старинное название поселения восходит к фамилии-прозвищу рода Фрязинов, упоминавшихся в грамотах Дмитрия Донского 1363-1389 гг. [2]. Обрусевшие потомки первого представителя рода, выехавшего из итальянских («фряжских») колоний в Крыму и поступившего на русскую службу ещё при Иване Калите, наряду с Ховриными, Саларевыми, Тропаревыми, Ларевыми и Сафариными относились к высшему слою русского купечества и дипломатии XIV-XV вв. («именитых гостей», «гостей-сурожан»). В 1480-1484 гг. Фрязины вместе с другими русскими гостями были переселены Иваном III в окрестности Вологды. И поныне несколько кварталов этого города носят название Фрязиново, а под Москвой память о роде сохранилась в названиях населенных пунктов Фрязино, Фрязево и Фряново. После вывода Фрязинов в 1478-1484 годах их деревеньки отошли на имя великого князя, запустели и к 1543 году поступили в поместную раздачу. 


Чижево (1584-1586 гг. – деревня Чюмжова на речке на Любосевке [3]; 1623 г. и 1767 г. – д. Чижева; 1926 г. – д. «Чижово»). Деревня, возникшая в середине XVI века обязана своим именем «тысячнику», «дворовому сыну боярскому» из города Ярославля Ондрюше Чижову сыну Прокофьева [4]. Проживая в ближних к Москве деревнях и сёлах, «тысячники» были обязаны в любое время «быть готовыми в посылки» и могли в короткий срок явиться в столицу в случае срочной мобилизации – «для государева ратного дела поспешенья». 


В Ново.
Ново (1584-1586 гг. – «село Новое на речке на Любосевке»; 1680, 1767, 1852, 1862 гг. – д. Новая; 1926 – д. Новое). Можно предположить, что, сохранившаяся часть названия старой деревни, «Новое»/«Ново», было частью фамилии вотчинника, которым мог быть окольничий князя Владимира Храброго, Яков Юрьевич Новосилец (Новосильцев), строивший г. Серпухов в 1372 году и ставший его первым наместником. Его сын Иван был боярином Василия II Тёмного, внук Василий Иванович, прозванный Китаем, в 1477-1478 гг. был наместником в Торжке и в Новгороде, а правнук, Дмитрий Васильевич (ум. 1520-е), – окольничим при Василии III Ивановиче. Со временем старое название поселения по фамилии вотчинника «Новосильцево» трансформировалось в «Ново-сельцо». Впоследствии «сельцо» отпало от «Ново» как лишнее, разумеющееся уточнение, а спустя многие годы, «обновясь» и растеряв все намёки на своё давнее, подтверждённое полуистлевшими документами прошлое, сельцо стало называться как «Новое». 


 Часовенный столб в Старой Слободе.

Старая Слобода (1646 г. – «[безымянное] село в слободке, за прудом»; 1767 г., 1852 г., 1862 г. – д. Слобода; 1926 г. – д. Старая Слобода). Поселение возникло между 1620 и 1630 годами на месте пустоши, отведённой для проживания работников мукомольной водяной мельницы, действовавшей на устроенной в то время запруде на р. Любосеевке. Вторая мельница владельцев Гребнева действовала на Клязьме у д. Щелково. К обеим мельницам была специально отведена так называемая «мельничная земля», предназначавшаяся для поселения мельников и их работников. Нередко водяные мельницы сдавались их владельцами «на оброк» (в аренду), а мельничная земля заселялась на время свободными, наёмными людьми. В отличие от соседних деревень, жители которых зависели от вотчинника – владельца земли, работники мельницы зависели от арендатора. По обычаю такие поселения назывались слободами. Арендаторы, и их работники могли меняться, а дома деревеньки Слобода оставались на прежнем месте. 


В Назимихе. Фотография отсюда.
Назимиха (1584-1586 гг. – пустошь Назимово; 1623 г. – «деревня, что была пустошь Назимова»; 1767 г., 1852 г., 1862 г. – д. Назимиха). Происхождение названия земли относится ко II пол. XV в. и восходит к новгородским переселенцам 1475-1476 годов, «послужильцам» (слугам) и родственникам одного из шести крупнейших новгородских бояр, Богдана Есипова – братьям Якову и Демеху Нестеровым Назимовым с тремя сыновьями последнего [5]. Другой земельный надел братья получили в первой половине 1500 г. ближе к месту своей действительной службы, крепости Ивангород, в Вотской пятине под великокняжеским селом Ратчино (ныне в Кингисеппском р-не Ленинградской обл.) [6]. 


Вид на Трубино.

Трубино (1584-1586 гг. – деревня Трубино; 1767 г., 1852 г., 1862 г. – д. Трубина; 1926 г. – д. Трубино). В далёком прошлом топоним имел широкое распространение в землях Великого Новгорода и Пскова, в Бежецкой пятине и под Костромой [7]. Возможно, его появление в Подмосковье связано с переселениями времён Ивана III, тем более что в Тысячной книге, Дворцовой тетради и Десятнях II пол. XVI века служилые люди с подобной фамилией не упоминаются. В то время, когда Трубино уже принадлежало Богдану Бельскому, в псарских великокняжеских деревнях волости Суземье Тверского уезда, в число которых входила и тамошняя деревня Гребнево, упоминается лишь «слуга царя и великого князя» Иван Трубин, владевший третью деревни Выползово [8] и в 1616 году числившийся «тверским рассыльщиком» (государственный посыльный отвечающий за переводы денежных сумм). Возможно, подмосковная деревня принадлежала предкам Ивана. 


На въезде в г. Щёлково. Фотография отсюда.
Щёлково (в 1521/22 г. д. Щелково; 1584-1586 гг. – деревня Шелкова на реке на Клязме; 1843 г. и позднее – д. Нащелково; 1852 г. – Щелково; 1862 г. – (ошиб.) «Щелоково» [9]; 1925 г. – деревня Щелково; в 1954 г. включена в состав города Щёлково). Название поселения восходит к роду «митрополичьих детей боярских» Шолоховых (Шелоховых) Чертовых, потомков дьяка великого князя Василия I – Алексея Стромилы и его сына Михаила Алексеева Черта Стромилова. Известный с XV века род был весьма состоятелен для своего времени, владел вотчинным родовым монастырём Воскресения Христова на р. Черной под Дмитровом и многочисленными сёлами и деревнями в Подмосковье. В конце XV – первых годах XVI века упоминался митрополичий сын боярский Иван Шолох Михайлов сын Чертова, немногим позднее Феодор Иванов сын Шелохова Чертов. В конце XV в., а также между 1511 и 1526 годами род активно распродаёт свои подмосковные владения, которые записываются под новыми владельцами как «Шолковское село», «вражек Шелковской», «Шелковское поле». Кроме названия деревни Щёлково Шолоховы Чертовы оставили о себе память в названиях р. Шолоховка (приток р. Воронок), сельца Шолохово (ныне ул. Шолохова г. Щёлково) и ряда несохранившихся деревень края (Шолохово на р. Вздеришке, Шелково, на р. Киленке и др.). На рубеже XV-XVI веков Шолоховы Чертовы продали деревню Щелково сотскому Пехорской бортной волости (в 1501 г.) Ивану Фёдорову сыну Хомутову, владевшему соседним селом Хомутово (ныне ул. Хомутовская г. Щёлково) и завещавшему деревню Троице-Сергиеву монастырю. Завещание вступило в силу в 1521/22 году [10]. 

Ко второй группе поселений мы отнесли поселения, вошедшие в состав имения Гребнево в XVIII – XIX вв.: Топорково, присоединённое к Гребневскому имению в 1736 г., и Камшиловка, купленное к Гребневу в 1853 году. 


В Топоркове. Фотография отсюда.

Топорково (1623-1624 гг. – пустошь, что было сельцо Топорково; в 1687 г. – сельцо Топоркова; 1705 г., 1767 г. – село Богородское, Топорково тож; 1852 г., 1862 г., 1926 г. – д. Топорково). Поселение получило своё название по фамилии родовитых вотчинников Топорковых, с XV века владевших соседним сельцом Клементьево (Клобуково-Спасское, ныне Каблуково) и Сукманихой. В середине XV века (до 1463 г.) Фёдор Клобук Топорков дал митрополичьему дому свой вотчинный монастырь св. Ильи на реке Воря с шестью деревнями, среди которых упоминается д. Муромцево (ныне вх. в г. Красноармейск) [11]. Потомство Клобука приняло фамилию Клобуковых, из рода которых выделилось несколько высокопоставленных дьяков XVI-XVII веков [12]. В 1586 г. сельцо Клементьево (Каблуково) упоминалось как старая вотчина дьяка Григория Иванова Клобукова [13]. Брат Фёдора Клобука, Сукман Тимофей Топорков, упоминавшийся в 1460, 1490 и 1500 гг., оставил о себе память в названии д. Сукманиха [14]. Продолжал существовать и род Топорковых, к которому принадлежал влиятельный епископ Вассиан Топорков (ум. ок. 1560). В XVI веке сельцом Топорково владели братья Микита, Иван и Степан Офонасьевы дети Топоркова [15], от которых по купчей последней четверти XVI в. Топорково перешло в руки новых хозяев – братьев Андрея и Михаила Бахтеяровых-Клешниных. Самостоятельно владевший вотчинным сельцом с 1632 г. стольник Михаил в 1688 г. передал её своим сыновьям Дмитрию и стольнику Фёдору (ок. 1667 – после 1727). В 1646 году в сельце насчитывалось семь крестьянских дворов с 18 жителями. В 1678 году кроме того же количества дворов с 21 человеком крестьян и бобылей при сельце имелся вотчинников двор (2 человека) и двор задворный людской (3 человека). В 1705 г. из села Воскресенского Черноголовской волости Московского уезда (ныне с. Воскресенское Ногинского р-на Моск. обл.) в Топорково был перевезён разобранный сруб старого деревянного Покровского храма, собран на новом месте и освящен во имя Казанской иконы Пресв. Богородицы. Топорково стало селом. 


В Камшиловке. Фотография отсюда.

Камшиловка (1687 г. – пустошь Комшилиха; 1767 г. – сельцо Комшилиха; 1812 г. – сельцо Комшилкино; 1852 г. – д. Камшиловка; 1862 – д. Комшиловка; 1926 г. – д. Камшиловка). Редкий для Подмосковья топоним, возникновение которого относится к последней четверти XVII века, встречается лишь в Александровском р-не Владимирской обл. (д. Комшилово). Топоним восходит к фамилии посадских людей Комшило / Комшилиных (напр. Комшило Семенов сын Дехтярев), в 1617 г. упоминавшихся в г. Лух (ныне пос. Лух Ивановской обл.) [16]. Посадские люди, такие как упоминавшийся в 1624 г. Ивашко Семёнов сын Комшило или , в 1649-м – горожанин Григорий Комшилов обладали личной свободой, занимались ремеслом, выплачивая с него тягло и подати. В середине XVII в.фамилия была распространена в г. Вязьме, где в 1646 г. встречаются посадские люди: извозчик Ромашко Агафонов сын Комшила с сыном Никулкой, рыбник Федька Романов сын Комшилин с сыном Микиткой [17]. В XVIII веке был известен художник Фёдор Камшилов (1765-после 1785). В 1767 г. в сельце находилась дворянская усадьбы Анны Кузьминичны Борисовой (Берсовой) супруга коллежского асессора Дмитрия Алексеевича Борисова (Берса).В 1770-1780 гг. сельцо было куплено владельцем с. Спасское (Каблуково) Афанасием Абрамовичем Гончаровым (1693-1784), по завещанию которого Камшиловка досталась его старшей дочери от второго брака Александре Афанасьевне Нестеровой, мужу которой, Александру Матвеевичу нестерову принадлежало крупное село Спас-Торбеево с тремя деревнями (ныне в Сергиево-Посадском р-не). А.А. Нестерова владела Камшиловкой и в 1812 году

К третьей группе относятся поселения, кроме вышеуказанных, входящие в наши дни в состав сельского поселения Гребневское, а именно: Богослово, Сабурово, Костюнино и Корякино.


Вид на Богослово.

Богослово (1585-1586 гг. – «село Фомино на речке на Лашюдке» [Калачов Н.В. Писцовые книги Московского государства XVI века. Отд. I. –СПб., 1872, c. 241.]; 1623-1624 гг. и 1683 г. – село Фоминское, Богословское тож на речке Лашутке; 1710 г. – село Богословское, Фоминское тож; 1726 г. – село Богословское; 1767 г. – село Богослово; 1812 г., 1852 г., 1862 г., 1926 г. – село Богослово). По мнению С.Б. Веселовского, древние подмосковные селения с названием Фомино обязаны своим названием Фоме Лареву, женатому на княжне Ромадановской [19]. Фома происходил из рода грека Ивана Раля, причислявшего себя к родственникам второй жены Ивана III Софии Палеолог (ок. 1455-1503), приехавшего с семьёй на Русь из Стамбула в 1485 году и поступившего на службу Великому князю. В России представители этой фамилии стали зваться Ларевыми. Исполняя дипломатические задачи, дети Ивана, «сыны боярские» Дмитрий и Мануил (Эммануил) Ларевы в 1487 году ездили в Венецию, откуда вернулись с братом Софьи, Андреем Палеологом и большой группой мастеров [20]. В 1493 году Дмитрий с посольскими делами побывал в Дании. В 1495 году братья сопровождали Великого князя в его поездке в Новгород Великий. Наиболее длительным и трудным было путешествие Дмитрия в Италию в 1499—1504 гг. В 1506 г. Дмитрий участвовал в походе судовой рати к Казани против хана Мухаммед-Эмина в качестве 3-его воеводы Большого полка. У Дмитрия детей не было. Предполагается, что Фома Ларев был сыном Мануила в 1491 году возглавлявшего изыскательскую партию на Печору. У Фомы был сын Иван, женатый на дочери Меньшого Путятина, служивший в Туле, упоминавшийся в 1545 году, и скончавшийся бездетным [21]. До 1584 года село, получившее своё дополнительное название по местному деревянному храму Иоанна Богослова, принадлежало митрополичьим сыновьям боярским Царевским [22]. 


Сабуровские домики со стороны пруда.

Сабурово (1585-1586 гг. – пустошь Подъягодное, Желудево тож [18]; 1625 г. – пустошь Подъягодное; 1767 г. – село Подъягодное, Сабурово тож; 1812 г. – село Подъягодное, Желудево тож; 1852 г., 1862 г. – сельцо Сабурово; 1926 г. – деревня Сабурово). Старинное название пустоши не поддаётся истолкованию. Известно, что в 1561 году пустошь находилась во владении Василья Царевского из рода владельцев соседнего Богослова, а к 1585-1586 гг. перешла в руки его вдовы старицы Евгиньи, которая в 1589 году продала её Тимофею Сабурову, по имени которого будущая деревня получила своё название [23]. Какой именно представитель рода Сабуровых, ещё в XV в. занимавших первые места в боярской среде, купил пустошь не совсем ясно. Установлено, что им не могли быть ни известные в своё время Тимофей Константинович Замятня Сверчков Сабуров, бывший родственником Соломонии (Соломониды) Сабуровой, первой жены Василия III, погибший под Оршей в 1514 г. [24] быть Тимофей Замятня Иванович Сабуров, казнённый Иваном Грозным в Новгороде летом 1571 года [25]. Вряд ли этим человеком мог быть и Тимофей Семёнович Сабуров, упоминавшийся в походе 1523 года [26]. Ближайшим по датировке является упоминавшийся в 1589 году московский дворянин Тимофей Иванович Сабуров, который, согласно родословию Сабуровых, «в 7106 (1598) г. был в Москве в осаде» [27]. В 1625 г. вдова Тимофея, Капитолина (в монашестве Клеопатра) Сабурова дала пустошь в приданое за своей дочерью Мариной. 


Вид от Богослово на Костюнино.

Костюнино (1498-1499 гг. – деревня «Косты» или д. «Костромино» [28]; 1585-1586 гг. – пустошь Костромино; в 1767 г. – д. Костюнина; 1852 г. – д. Костюнино; 1862 г. – д. Костюнина; 1926 г. – д. Костюнино). Древнее название деревни, «Костромино», возможно, восходит к имени дьяка Великого князя Ивана Калиты, звавшегося Кострома и писавшего духовную грамоту князя 1328 года. В 1401 г. деревня вместе с рядом местных пустошей и селом Пушкино на р. Уче были завещаны князем серпуховским и боровским Владимиром Храбрым Андрею Владимировичу Радонежскому. До 1498 г. земля перешла во владение Митрополичьего дома. В 1571 году местность была разорена во время набега хана Девлет-Гирея на Москву [29] и деревня запустела на долгие годы. 


Вид на Корякино. Фотография отсюда.

Корякино (1585-1586 гг. – пустошь Корякино; 1767 г. – деревня Красная, Корякино тож; 1812 – д. Корянино; 1852 г. – д. Карякино; 1862 г. – д. Корякина; 1926 г. – д. Корякино). Предположительно пустошь обязана имени-прозвищу митрополичьего крестьянина Коряки, упоминавшегося в качестве жильца соседнего «починка на Маренке» в документе 1498-1499 г., и, возможно, ставшего родоначальником известных впоследствии патриарших сынов боярских и вотчинников Корякиных. В XV - XVI вв. вместе с д. Костюнино безымянная в те времена пустошь «тянула» к селу Пушкино на р. Уче и вместе с селом принадлежала вотчинам митрополита [30]. Дополнительное название деревни происходит от очень распространённой фамилии-прозвища Красный. 

Отдельно стоит упомянуть любопытную историю происхождения названия соседнего села, ныне носящего название Улиткино. 


Вид на Улиткино, 2011 г.

Улиткино (1623 г. – пустошь «Улиткина, Улитино тож на Любосивке»; 1646 г. – сельцо Улитино [31]; в 1687 г. сельцо Улиткино; в 1767 г. – село Марьино, Улиткино тож; 1812 г. Улиткино; 1852 г. – село Марьино, Улитино тож; 1862 г. – село «Улиткино (Марьино)»; 1926 г. - Улиткино). Происхождение старинного названия поселения, возможно, связано с далёкими предками А.С. Пушкина, роду Улитиных Пушкиных, родоначальником которых считается Василий Григорьевич Пушкин Улита, живший в первой половине XV века [32]. В 1623 г. пустошь находилась в поместье за московским дворянином (в 1639 г.) Гаврилой Анеевым сыном Вельяминвым, после которого, в 1644 г. пустошь перешла в руки его двоюродного брата Андрея Степанова сына Вельяминова, при котором к 1646 г. здесь были отстроены первые три крестьянских и бобыльских двора. С 1678 г. сельцом владели дети помещика, Матвей и стольник Иван, от которых сельцо перешло их сыновьям - стольникам, капитану Александру Матвеевичу и обер-комиссару Ивану Ивановичу Вельяминовым-Зерновым. В 1704 г. в четырёх крестьянских дворах в сельце Улиткине проживало 16 человек обоего пола. Кроме того в сельце имелось два двора вотчинниковых и один скотный с 15 людьми прислуги. В 1745 году Иван Иванович Вельяминов-Зернов продал сельцо Улиткино печально известной возлюбленной Петра I, княжне Марье Дмитриевне Кантемир (1700-1757), на средства которой в 1748 году в сельце была возведена каменная церковь освященная во имя св. Марии Магдалины. По названию храма село получило дополнительное название «Марьино». 

А.Ю. Послыхалин, 2014. При использовании материала обязательна ссылка на trojza.blogspot.com

1.Списки населенных мест Российско империи. Московская губерния. –СПб., 1862, с. 41.
2.Акты социально-экономической истории Северо-Восточной Руси. Т. III. –М., 1964, с. 14, № 4.
3.Правильность прочтения и первой публикации документа оспорена. См.: Батьков А.С. Деревня Чижово Щёлковского района Московской области. –Фрязино, 2005, с. 5.
4.Тысячная книга 1550 г. и Дворовая тетрадь 50-х годов XVI в. Подгот. к печати А.А.Зимин. –М.-Л., 1950, с. 208.
5.Бернадский В.Н. Новгород и новгородская земля в XV веке. –М-Л. 1961, с. 329,330
6.Переписная оброчная книга Вотской пятины 1500 г. –СПб., 1868, стб. 935.
7.См.: Власова З.И. Скоморохи в памятниках письменности. –СПб., 2007, с. 653.
8.Писцовые книги XVI века. Ч. II. –СПб., 1877, с. 177.
9.Списки населенных мест Российско империи. Московская губерния. –СПб., 1862, с. 41.
10.Акты русского государства 1505-1526 гг. М. 1975, с. 204, 328, № 201.
11.Веселовский С. Б. Топонимика на службе у истории // Исторические записки. Т. 17. –М., 1945, с. 40-41.
12.Веселовский С.Б. Дьяки и подьячие XV-XVII вв. –М. 1975, с. 239-240.
13.Холмогоровы В. и Г. Исторические материалы о церквях и сёлах XVI-XVIII столетий. Вып. 5. Радонежская десятина. –М., 1887, с. 159-160; Веселовский С.Б. Дьяки и подьячие XV-XVII вв. –М. 1975, с. 238.
14.Веселовский С.Б. Феодальное землевладение в Северо-Восточной Руси. Т. I. –М.-Л., 1947, с. 356-357.
15.Холмогоровы В. и Г. Исторические материалы о церквях и сёлах XVI-XVIII столетий. Вып. 5. Радонежская десятина. –М., 1887, с. 169.
16.Русское средневековье. Т. 2. –М., 1999, с. 86.
17.Веселовский С.Б. Акты писцового дела (1644-1661 гг.). –М., 1977, с. 179-180.
18.Писцовые книги Московского государства XVI века. Отд. I. –СПб. 1872, c. 241.
19.Веселовский С.Б. О происхождении названий некоторых древнейших селений Подмосковья // Подмосковье. Памятные места в истории русской культуры XIV-XIX веков. –М., 1955, с. 387-388; Веселовский С.Б. Московское государство XV-XVII вв. –М., 2008, с. 66.
20.Хорошкевич А.Л. Русское государство в системе международных отношений конца XV – начала XVI вв. –М., 1980, с. 231.
21.Зимин А.А. Формирование боярской аристократии в России XV-XVI. –М., 1988, с. 275.
22.Холмогоровы В. и Г. Исторические материалы о церквях и сёлах XVI-XVIII столетий. Вып.5. Радонежская десятина. –М., 1887, с. 135-137.
23.Холмогоровы В. и Г. Исторические материалы о церквях и сёлах XVI-XVIII столетий. Вып.5. Радонежская десятина. –М., 1887, с. 135-137.
24.Веселовский С.Б. Исследования по истории класса служилых землевладельцев. –М., 1969, с. 191.
25.Веселовский С.Б. Исследования по истории опричнины. –М., 1963, с. 231-232.
26.Разрядная книга 1475-1605 гг. Т. I. Вып. I. –М., 1977, с. 188.
27.Краткое историческое родословие благородных и знаменитых дворян Сабуровых во удовольствие оной знаменитой фамилии. –М., 1797, c. 8, № 31.
28.Акты феодального землевладения и хозяйства XIV-XVI веков. Ч. I. – М., 1951, с. 54-55, № 39.
29.Города Подмосковья. Кн. I. –М., 1979, с. 322.
30.Писцовые книги Московского государства XVI века. Отд. I. –СПб. 1872, с. 217.
31. Холмогоровы В. и Г. Исторические материалы для составления церковных летописей Московской епархии. Вып. 8 Пехрянская десятина. –М., 1892, с. 213.
32.Веселовский С.Б. Ономастикон. Древнерусские имена, прозвища и фамилии. –М., 1974, с. 331.