Сегодняшняя (30 марта 2014 г.) наша небольшая краеведческая экспедиция по местам северной части Щёлковского района Подмосковья (60-70 км. от столицы) выдалась удачной. Началась она от деревянной усадьбы Фряново рубежа XVIIII-XIX веков постройки, продолжилась в селе Рязанцы с кирпичным храмом Троицы Живоначальной 1784 года и остатками усадебного парка XVIII века, и закончилась в деревне Ерёмино с уникальным для здешних мест памятником деревянного зодчества - старой часовней...
Прекрасная, солнечная погода, ранняя весна и отсутствие листвы, которая могла бы закрывать кругозор, обеспечили появление ряда неплохих фотографий, которыми просто не терпится поделиться с нашими дорогими читателями. С другой стороны, нам нежданно удалось обнаружить и затерянный памятник времён модерна и чудом сохранившиеся старинные надгробия с надписями с уничтоженного кладбища и остатки старого ткацкого стана с клеймом производителя. Богата эта земля стариной. Только модернизацией не богата она, нанотехнологиями тоже...
Усадьба Фряново является отправной точкой на пути в Рязанцы.
Ещё совсем недавно на её крышах лежал снег.
О истории усадьбы Фряново мы много писали на страницах журнала [краткая история усадьбы]. Сейчас в усадьбе идёт ремонт.
Открытый дореволюционный дубовый паркет придаёт парадной анфиладе особую торжественность.
Отсутствие листвы позволяет оценить виды, которых нет летом.
Основной целью экспедиции было посещение села Рязанцы [см. на карте] с целью проверки сведений, полученных от местных жителей, об имеющемся там ручном ткацком стане...
Село Рязанцы. Улица Центральная.
До революции в одном из частных домов по центральной улице села находилась небольшая кустарная текстильная "фабричка" в 3-4 ткацких стана. По крайней мере один работавший стан уцелел до 1950-х годов. По воспоминаниям Николая Сергеевича, его мама производила на нём хлопчатобумажную ткань. Работа производилась в зимнее время. Пряжу для ткани она брала в артели соседней деревни Пареево (Старопареево).
Подмосковный краевед за работой.
На месте нас ждала удача.
Батан от станка-самолёта из Рязанцев.
От стана до наших дней уцелел "батан" (одна из основных частей ткацкого станка, используется для направления
движения челнока с утком и прибоя введённой челноком нити к опушке ткани) от "станка-самолёта". На этой деревянной детали было обнаружено пока не расшифрованное, но нередко встречающееся на ткацких станах из собрания Музея, клеймо "И.А." с "коруной".
Сохранилось и особое приспособление для изготовления цветных узорных тканей, которую Николай Сергеевич назвал как "жигарка". Пришлось "поломать голову", но, скорее всего, именно так в здешних лесных краях называли одну из модификаций изобретения Жозефа-Мари Жаккара (1752-1834) под общераспространённым названием "жаккардова машина"...
Оба предмета вскоре украсят обновлённую экспозицию МБУ Историко-краеведческий музей г.п. Фряново.
Село Рязанцы.
Бывшее "Троицкое-Резанцы", а ныне село "Рязанцы" [краткий рассказ о 400-летней истории села] - место, каких мало, если ищешь спокойствия и уединения. Храм Троицы Живоначальной, усадебный пруд, заметный уже на картах XVIII века, усадебный парк...
План усадьбы и села на карте II пол. XVIII в. Красненьким отмечен ныне существующий храм.
Храм Троицы Живоначальной в Рязанцах [краткие сведения]. Фото 30 марта 2014 г.
В последний раз, когда мы здесь были, храм ремонтировался.
Фотография 2009 г.
Учусь фотографировать людей.
Наверно, надо отправить в temples.ru
Позади храма, у алтаря, нас ожидал ещё один редкий подарок судьбы, а именно, видимо, пока не расставленные как подобает, надгробия со старого кладбища, срытого, вероятно, после закрытия храма в 1940-х гг.
Обнаружить подобные надгробия - редкая удача для краеведа.Чего стоит эта прекрасная весточка из давнего прошлого, до сих пор не вписанная в историю родного края: "Села Троицкаго меснаго Священника / Леонтия Феодоровича Беляева / дочь девица / Пелагея Леонтьева Беляева / скончалась 1843 года 12 июня / в 2 часа 30 минут пополудни /жития ея было 39 года 4 месяца".
Или эта: "Господи, / прими дух их / с миром. / Казенной крестьянин / деревни Еремина / Николай Семенович / Семин / скончался 1855 года июня 2 дня / жития его было 80 лет / Сын его / Василий Николаевич / скончался 1855 г. декабря 24 дня / жития его было 49 лет".
Памятник погибшим в Великой Отечественной войне в Рязанцах, открыт 9 мая 1975 года. См.
Есть и свой святой источник, чудесным образом бьющий ниже уровня кладбища, прямо под ним.
Рядом оборудована купель.
Всё очень строго. Некрозные яды в этом суровом краю, видимо, смущают
меньше, чем стерильная детская бутылочка, принесённая с собой непутевой мамой.
Весенний, с палевыми, тонкими цветовыми оттенками, лес - прекрасен. Хочется вспоминать выученные в школе стихи про весеннюю природу и звучно их деламировать.
Но цивилизация и здесь неумолимо наступает на природу.
Кое-как держится лишь усадебный парк, заметно поредевший с прошлого нашего приезда, но не утратившего своей особенной атмосферы, не похожей ни на Глинковский, ни на Гребневские, ни на Образцовский, тем более, на Сабуровский парки.
По документам здесь находится усадьба "Троицкое-Рязанцы" , памятник истории и культуры. На деле, - всё более лысеющие остатки территории, окаймлённой по периметру старыми, кустовым способом посаженными липами.
На детской площадке в парке суровые тёти и дяди распивают крепкий алкоголь. Ребёнок с каменным лицом, которому разрешили посидеть на квадроцикле, не шевельнувшись просидевший так все те полчаса, что мы фотографировали парк. Урны на остановках, забитые опорожненными бутылками из-под водки.
Вид из усадебного парка на храм...и бюст автора "Соловья", известного композитора и дебошира Алябьева
на фоне покрышек, с неповторимым выражением "где я? почему я тут?!" -
дополняет общую картину.
На первом плане фотографии мы видим остатки костра. Но иронизировать о том, что на этом месте поклонники Алябьева приносят ему жертвы не хочется. Здесь подсажены молодые липки и сосны. Сомневаюсь, что эти подсадки соответствуют планам первоначального парка и его экосистемы. В 1974-76 гг. парк был научно обследован. По исторической справке того времени: "В 1835-1840 гг. в усадьбе жил и работал композитор А.А. Алябьев. На
берегу пруда сохранилась заброшенная Троицкая церковь (XVIII в.), а
также небольшой липовый пейзажный парк. Посредине находится скромное
деревянное строение сельского дома культуры. Парк несколько разрежен и
затоптан, практически не используется. Кроме липы в парке растут
небольшие кустики бузины. У пруда разрослись ветлы. Состояние парка
неудовлетворительное [фотографии 2009 года].
А бедный Алябьев, с приклеенным носом и набухшей кровью от внутреннего, давно сдерживаемого гнева рукой, вынужден безмолвно наблюдать за всем происходящим.
Перед нами действительно редкий по своей сохранности пример особого, и уже забытого искусства безымянного садовника, скончавшегося где-то в начале XIX века, т.е. 200 лет назад.
Если посмотреть по карте XVIII века, можно заметить направление южной (вниз) подъездной аллеи. Её остатки в виде кустовых лип сохранились вплоть до колхозного поля.
Ну и напоследок, совершенно загадочный памятник деревянного зодчества конца XIX века. Последнее обновление (видимо, с повторным освящением) состоялось в 1895 году. Насколько я знаю, эта часовня посвящена Девятой Пятнице Святой Параскевы [история здесь].
Ну просто чудесный памятник, а сравните форму главки...
Адам Олеарий. Монастырь. // Donnert E. Altrussisches kulturlexikon. - Leipzig, 1988. - С. 9. См.
Других примеров подобных луковиц-глав в Щёлковском районе нет.
Может, где-то, в районе Егорьевска есть, но у нас уже нет точно.
Вот такое получилось путешествие. Стоит добавить, что видя наше усердие, даже шофёр "местных авиалиний" притормаживал, давая возможность сфотографировать объекты с открытой дверью...
Ну и жирный постскриптум.
Бывшее здание сельсовета, ныне - библиотека в Еремине.
Говорить о том, что памятник явно относится к предреволюционному периоду, наверно, даже не нужно.
Что это? Откуда такая красота в полях и лесах?
А.Ю. Послыхалин, 2014. При использовании материала обязательна ссылка на trojza.blogspot.com.