01.09.2014

Село Жегалово и Никольский храм в XVIII – I пол. XX в.

Никольский храм подмосковного села Жегалово  известен всем, кто бывал в Щёлкове, однако история его строительства до сих пор была исследована недостаточно так же, как и история самого села. 


В 1704 году в селе Жегалово с деревянным храмом Николая Чудотворца числилось 23 двора с 94 крестьянами. Село принадлежало Троице-Сергиевому монастырю. С 1726 по 1728 год церковь в селе сгорела. 5 февраля 1729 года крестьяне «приселка Жегалова» обратились с челобитной на имя архимандрита Троице-Сергиевского монастыря Варлаама: «Крестьяне Иван Тиханов, Иван Андреев, Артамон Понкратов и все приходские того приселка люди в прошении объявили, что в оном де приселке Жегалове у них, просителей, была церковь Николая Чудотворца и в прошлых годах в пожаре волею Божией оная церковь сгорела и ныне церкви Божией во оном приселке не имеется, а имеется в селе Звягине церковь Божия излишняя и чтоб оную церковь перевесть во оный приселок и о перевозе оной церкви из села Звягина послали бить челом попа Емельяна Егорова в Москву» [1]. Вскоре разрешение было получено, и церковь из села Звягино (ныне микрорайон г. Пушкино) была перевезена в Жегалово и освящена в 1730 г.

Пожар.Художник: Н.С. Матвеев, 1891.
 
В 1764 году Жегалово было передано в ведение Коллегии экономии и по документам генерального межевания 1767 года насчитывало 42 души крестьян [3]. В 1766 году в селе Жегалово силами приходских людей была построена деревянная церковь по прежнему с единственным престолом Святителя Николая Чудотворца. Утварь и внутреннее убранство в храме было небогато, да и причта при нем содержалось не много: священник, дьячёк и пономарь. Однако деревянные храмы редко бывали прочными: неясно, что послужило причиной гибели этого здания, но простояла церковь меньше десяти лет.По исповедным ведомостям 1770 года в приходе Никольской церкви села Жегалово числилось 50 дворов.

Земли села Жегалово. Фрагмент карты земель Московской губернии, В.С. Кусов.

15 ноября 1770 года местный священник Трофим Космин при поддержке прихожан обратился в Московскую Духовную Консисторию на имя архиепископа московского Амвросия с просьбой по причине крайней ветхости старой церкви перевезти в село Жегалово деревянную неосвященную церковь из сельца Красниково (близ соседней с Жегаловом деревни Серково), которое принадлежало тогда генерал-поручику и князю Сергею Федоровичу Хованскому. Разрешение вскоре было получено. По словам документа, «13 января 1772 года Радонежское Духовное Правление донесло Консистории, что церковь из села Красниково перевезена в село Жегалово и на погосте близь прежней ветхой церкви поставлена, к освящению состоит в готовности; антиминс, бывший в старой церкви, не ветх. /…/ Консистория просила разрешения освятить новоустроенную церковь во имя Николая Чудотворца на прежнем антиминсе, и Синодальная Контора 17 февраля 1772 года дала на это своё благословение. 20 февраля послан был указ об освящении её» [2]. После упразднения домовой церкви в селе Соболево (Дорки) в 1819 году крестьянские дворы в Соболеве были отнесены к приходу жегаловской церкви.

Церковь Николая Чудотворца в Жегалове. Фотография А. Сидоренко, до 1999 г.
 
К весне 1781 года, несмотря на общую крепость церкви, местами ветшает кровля церкви. Священник жегаловского прихода Трифон Козмин просит архиепископа Московского и Коломенского Платона разрешить «кровлю на церкви перекрыть вновь и всю церковь выкрасить» [8]. Позволение на это было дано ему Московской духовной консисторией 4 марта 1781 года. Этот деревянный храм долгое время был крепок и исправен, службы в нём проходили регулярно, вплоть до постройки в селе новой каменной церкви. 
 
Земли при Никольском храме села Жегалова было менее десятины пашенной и сенокосной, причём большей частью неудобной, в болотах вдалеке от церкви. Поэтому священник с причтом сенокосною землею владели сами, а пахотную по неудобности и отдаленности никто не обрабатывал [9]. При этом священник, владея своей землёй, получал сверх того от прихожан на свою часть ежегодно в пособие полтараста рублей деньгами (по расценкам начала XIX века). Дьячёк же и пономарь, при неудобной к хлебопашеству и отдаленной земле не имея денежного пособия, жаловались церковному начальству на крайнюю нужду и просили об отмежевании им хорошей земли или выделении содержания. Однако по церковным установлениям церквям отводилась та земля, которая им была выделена по более раннему межеванию, поэтому Московская духовная консистория не могла выделить причту жегаловского храма более удобной земли. Помещичьи крестьяне сельца Соболева, деревень Шолохова, Хотова и Пашутина без позволения своего господина никакого пособия дать не могли. Экономические же крестьяне села Жегалова просто отказались давать денежное пособие, а вольные хлебопашцы деревни Серковой смогли лишь выделить причту поблизости от церкви на пустоши немного пахотной земли [10]. Это не сильно улучшило материальное положение священнослужителей Никольского храма, и на протяжении всего XVIII-XIX и начала XX века они периодически жалуются на скудное финансовое обеспечение храма. К приходу села Жегалова помимо собственно самого села относились Соболево, Хотово и Шолохово.

Никольский храм в Жегалове. Фотография: А. Агафонов, 1987 г. Отсюда.
 
21 мая 1827 года местный фабрикант, владелец шелкоткацкой фабрики в Жегалове, Прохор Никитич Мурашев, бывший староста деревянной Никольской церкви, обратился в Консисторию с просьбой о возведении каменного храма в селе. Он писал, что хотя деревянное здание Никольской церкви и находится «в твёрдости», но его усердное и ревностное желание с детьми своими Василием и Алексеем Прохоровыми в этом приходе воздвигнуть «для благолепию» каменный храм на свой собственный капитал и пожертвования от доброхотнодаятелей [11]. Хотя формально деревянный жегаловский храм построенный в 1766 году, считался ещё прочным и службы в нём шли, само здание уже изрядно обветшало: в алтаре за иконостасом по правую сторону престола и около жертвенника имелась течь, а сама церковь всем зданием покачнулась к трапезе. Причта в храме было положено издавна священник, дьячёк и пономарь. Земли под церковью, кладбищем и дворами церковнослужителей было две десятины усадебной, а кроме того пашенной, сенокосной и лесной 33 десятины, которая отстояла от церкви более версты и имела болотистые и неудобные места. Священник с причтом сенокосной землею владели сами, а пахатная из-за своей неудобности не засевалась. Поэтому содержание церковнослужители от земли и прихожан имели скудное. Прихожан Никольского храма в 1832 году насчитывалось более 900 человек: в селе Жегалове экономического ведомства крестьян — 32 двора (113 муж. и 141 жен.); вольнохлебопахатных крестьянам деревни Серкова — 33 двора (117 муж. и 117 жен.); госпожи княгини вдовы Марии Алексеевны Хаванской (ум. 1847) дворовых людей — 1 двор (11 муж. и 11 жен.), крестьян — 4 двора (10 муж. и 8 жен.); господина флот лейтенанта и кавалера Василия Якимовича Дурнова сельца Соболева крестьяне — 16 дворов (61 муж. и 57 жен.); того же господина деревни Шелохова крестьяне — 7 дворов (30 муж. и 25 жен.); того же господина деревни Хотова крестьяне — 14 дворов (44 муж. и 49 жен.); того же господина деревни Пашутина крестьяне — 7 дворов (24 муж. и 23 жен.); купеческих — 2 (11 и 11); мещанских — 2 (11 и 7); военных — 3 муж. и 17 жен.; воспитанников — 6 муж. и 2 жен.; иностранца Московской 2-ой гильдии купца Федора Федоровича Кенемана — 1 двор (неизвестно). П.Н. Мурашев представил архитектурный план храма, с колокольней, составленный партикулярным архитектором Федором Константиновым.
          
Никольский храм в Жегалове. Фотография: А. Агафонов, 1998 г. Отсюда.
 
Но дело в Консистории затянулось на целых два года. И только после прошения, поданного в сентябре 1829 года сыновьями купца Прохора Мурашева, купцами 2-ой гильдии Василием и Алексеем Мурашевыми, которые после смерти отца взяли на себя обязательства построить храм, строительство было разрешено. В своём прошении братья жаловались, что уже более 2-х лет не разрешают постройку храма, в то время, как ими куплено 117 тысяч кирпича и изготовлено для фундамента до сорока кубических сажен белого буту и пятьсот бочек извести, и ещё довольное количество стройматериалов. Они доказывают, что жалобы священника благочинному на малость прихода для пропитания, необоснованны, поскольку приход состоит из 150 дворов в разных сёлах, в одном из которых проживает княгиня Хованская, в другом — господин Дурнов, а в самом селе Жегалове на шелковом заведении братьев находится до 200 работников [12]. В конце сентября 1829 года митрополит Филарет (в миру Василий Михайлович Дроздов; 1782—1867) потребовал немедленно представить ему все материалы дела и 17 ноября того же года постановил: «Как по делу сему с 10 июня 1827 года по 6 октября сего 1829 г. слишком два года занималась консистория одним планом церкви, а потом уже принялась за землю, между тем как двух лет слишком довольно было и на то, чтобы собрать сведения о земле: то консистория обличается в проволочке дела, к затруднению усердствующего создать храм, и к оскорблению церкви таковым нерадением; и как сие обличение преимущественно падает на о. архимандрита Андроньевскаго, так ему же поручается загладить грех прилежным смотрением за правильным и неукоснительным окончанием дела» [4].  

Интерьер Никольского храма в Жегалове. Фотография отсюда
 
Каменная церковь была заложена 21 мая 1830 года, и в том же году само здание церкви вместе с трапезой было закончено и оштукатурено. А в 1832 году была достроена колокольня с папертью и вся церковь покрыта железом. Окончательно строительство и убранство Никольского храма было закончено только в 1835 году, это здание по большей части сохранилось до настоящих времён. Церковь была построена в стиле ампир и изначально содержала только одни престол во имя Святителя Николая Чудотворца. Бесстолпный четверик храма перекрыт полусферическим куполом на массивном световом барабане. После пристройки ещё двух пределов добавились две малые главки над северной и южной апсидами, которые совместно с центральной создают необычное для эпохи классицизма трёхглавие. Храм завершает обширная трапезная и стройная трёхъярусная колокольня.


В жегаловском храме.

В период с 1860 по 1870 год при попечительстве купца Василия Прохоровича Мурашева при церкви Николая Чудотворца на недолгое время открылось церковно-приходское училище. В 1872 году обучение в нём было возобновлено [5]. Классы помещались в доме, специально выстроенном для школы на средства местного платочного фабриканта Ивана Ивановича Краузе. Закон Божий преподавал местный священник по фамилии Березкин. В 1873 году земством сюда был назначен учитель Воскресенский, а в 1874 году на должность помощника учителя поступил некто Чистов. Училище в Жегалове было довольно крупным по своим меркам: в 1873-1874 учебном году здесь учились 57 мальчиков и 11 девочек. В 1890 году попечителем Жегаловского училища был крестьянин Матвей Слатинцев. Законоучителем состоял местный священник Федор Богословский, а светские науки преподавал учитель Геннадий Ширский [6]. С 1899 по 1904 год попечительство над училищем перешло к сыну М.А. Слатинцева, — Николаю Матвеевичу Слатинцеву. В 1899 году Закон Божий преподавал здесь священник Сергей Друганов, а светские науки — учителя Екатерина Сперанская и Александр Белорастов [7]. После 1900-го г.  в училище учительствовала Клавдия Семеновна Фрязинова, дочь священника в той же церкви, Фрязинова Семена Алексеевича. После 1905 года попечителем Жегаловского училища стал Эдуард Артурович Рабенек (1857—1937), который в 1906 году при помощи земства построил неподалеку дом, где проживали учителя.


К.С. Фрязинова в центре фотографии. Фотография отсюда.


Вплоть до середины 1870-х годов сравнительно маленький жегаловский храм обычно разделялся на зиму (с Покрова до Пасхи) на две равные части: в одной из них происходило Богослужение, другая же часть закрывалась за недостатком молящихся и средств для отопления и освящения храма. Естественно, это бедственное положение приводило к медленному, но верному разрушению храма. Но в конце XIX века ситуация меняется в основном из-за развития фабрики товарищества Рабенек и проведения железной дороги, с конечным остановочным пунктом в местечке Щёлково. В приход жегаловской церкви помимо деревень Хотово, Шолохово и Серково входит и стремительно растущая Мещанская слобода и тяготеющая к ней деревня Щёлково, она уже перестает вмещать всех молящихся. В 1891 году администрация фабрики товарищества Рабенек и прихожане из местечка Щелково потребовали от церковного старосты Матвея Андреевича Слотинцева расширить Никольскую церковь, обещая материальную помощь. И только по их настоятельным просьбам храм был расширен почти вдвое, так что вплоть до начала XX века при двух причтах он совершенно удовлетворял приход даже в самые большие праздники [13].

Никольский храм в наши дни. Фотография: А. Послыхалин, 2011 г. 

Были устроены приделы Смоленской Божией Матери и Святого Дмитрия Солунского. Позднее, в 1893-94 годах, был поставлен новый иконостас [14].

Придел Никольского храма в честь Смоленской иконы Божией Матери.. Фотография отсюда
 
В 1919 году была образована религиозная община Никольского храма. 15 января 1819 года граждане села Жегалова заключили соглашение с Осеевским волостным советом в лице его полномочного представителя члена Исполкома Ивана Машинкова, приняв от него в бессрочное и бесплатное пользование храм с богослужебными предметами. Подписали это соглашение более 80 прихожан Никольской церкви: 15 человек из деревени Шолохово, 24 человека — из села Жегалова, в том числе церковный староста Василий Кузьмин, 33 человека из сельца Серково и 16 человек — из деревни Хотово [15]. В состав церковного совета Жегаловского храма в 1918 году вошли, кроме священника Викентия (так в документе, в других источниках - Василия) Ивановича Воздвиженского, Игнатьев А. Н., Белов П. Ф., Грузлов Д. И., Баринов Д. И. [16].

Придел Никольского храма в честь великомученика Димитрия Солунского. Фотография отсюда.

В 1922 году представители власти изъяли из церкви 28 серебряных предметов:6 риз, 4 из которых было с жемчугом и бриллиантами, 6 лампад, 4 оклада с Евангелия, 4 напрестольных креста, 3 дарохранительницы, 3 кадила и ещё ряд священных сосудов. Осенью 1924 года произошла кража. Из храма было украдено было несколько напрестольных крестов, один из которых, чеканный, 1774 года, и несколько дарохранительниц. Однако почти вещи были разысканы и возвращены в храм, хоть и в изломанном виде.

1 июля 1925 года религиозная община Никольского храма подписала договор с помощником начальника милиции Московского уезда товарищем Смирновым и населением о передаче Николаевской церкви села Жегалово. В числе церковной тридцатки подписались жители села Жегалово и деревень Хотово и Серково. В списке членов православного религиозного общества Никольского храма селе Жегалово насчитывалось 53 человека. Причт Никольской церкви состоял из священника - Воздвиженского Василия Ивановича, дьякона – Костина Никиты Евдокимовича и псаломщика — Фролова Николая Фокиевич. В исполнительный совета религиозного общества помимо церковнослужителей этой церкви вошли 6 крестьян: Белов Николай Иванович, Игнатьев Александр Никитыч, Кобозев Пётр Демидович, Хрусталёв Сергей Иванович, Грызлов Павел Фёдорович, Баринов Дмитрий Иванович [17]. По описи имущества на колокольне храма находилось восемь колоколов, самый большой из которых весил 341 пуд.

Никольский храм в наши дни. Фотография А. Послыхалин, 2011 г.

Согласно описи 1925 г., престолы и жертвенники в центральном алтаре святителя и чудотворца Николая, правом алтаре Смоленской Божией Матери и левом алтаре мученика Дмитрия Солунского были дубовыми, а многоярусные иконостасы - резными деревянными вызолоченными. Помимо множества икон, в храме было 5 комплектов хоругвей, 10 Евангелий, 5 напрестольных крестов, 5 дарохранительниц, наборы вызолоченных священных сосудов, паникадил, подсвечников, лампад и облачений. В храме хранилось 14 богослужебных книг, а на колокольне висело 8 медных колоколов, самый большой из которых весил 341 пуд, а средний — в 133 пудов.

Церковная община жегаловского храма была перерегистрирована 19 апреля 1930 года под названием «Никольское села Жегалова православное религиозное общество». В собрании учредителей участвовало 30 человек из села Жегалова, деревень Серково, Хотово, Шолохово и города Щелково района Старой и Новой фабрик (бывшей Рабенек и бывшей Синицына). 28 августа 1933 года состоялись перевыборы церковной дватцатки, на которых председателем по-прежнему был выбран Юзов Н. А., а церковным старостой — Кабанов Я. Ф.
Проверка церковного имущества, проведённая в декабре 1939 года, обнаружила недостачу в 1635 рублей. Недостачу община возместить не смогла и церковь была закрыта в следующем, 1940 году. Но через два года, в 1942 году храм снова был открыт для верующих.

В жегаловском храме.

В 1945-1946 годах обновлялась церковная роспись храма. Руководителем работ был известный художник, выпускник ВХУТЕМАСа Антон Николаевич Чирков (1902-1946). Ими были написаны фигуры четырех евангелистов на парусах храма, в правом приделе - апостолов Петра и Павла, а в куполе - фрески на сюжеты "Преображения" и "Иордани", однако до наших дней дошли только эскизы к отдельным композициям. В 1946 году, в период работы над росписями, художник скоропостижно скончался от сердечного приступа и был похоронен у церковных стен.  

Автопортрет в красноармейском шлеме. Художник: А.Н. Чирков. 1929.
 
В 1946 году, в период работы над росписями, художник скоропостижно скончался от сердечного приступа и был похоронен у церковных стен.  

А. Послыхалин, Е. Карташева 2014. При использовании материала обязательна ссылка на trojza.blogspot.com.

1 Холмогоровы В. и Г. Исторические материалы о церквах и сёлах XVI — XVII ст. Вып. 5. Радонежская десятина. — М., 1887, с.72.
2 Скворцов Н.А. Материалы по Москве и Московской епархии за XVIII век. Вып.2. М., 1914. С. 689.
3. См.: Кусов В.С. Земли Московской губернии в XVIII веке. Т. 1. — М., 2004, Богородский уезд, № 136.
4. Полное собрание резолюций Филарета, митрополита Московского. Т. 2.Ч.2. 1904. С.197-198.
6 См.: Справочная книжка Московской губернии. — М. 1890, с.58.
7 См.: Памятная книжка Московской губернии. — М., 1899, с. 19.
8.  Холмогоровы В. и Г. Исторические материалы о церквях и селах XVI-XVIII столетий. - Вып. 5. - С. 49.
9. ЦИАМ, Ф. 707, Оп. 1, Д. 209 «Клировые ведомости церквей Богородского уезда 1839 г.»
10.  ЦИАМ, Ф. 203, Оп. 759, Д. 268 «О постройке придела в селе Амереве Богородског уезда», Л. 1-1 об.
11. ЦИАМ, Ф. 203, Оп. 212, Д. 68 «Дело о дозволении в селе Жегалове соорудить каменную церковь», Л. 1
12.ЦИАМ, Ф. 203, Оп. 212, Д. 68 «Дело о дозволении в селе Жегалове соорудить каменную церковь», Л. 37-37 об.
13.  ЦИАМ, Ф. 203, Оп. 759, Д. 312 «Дело о постройке храма во имя Св. Троицы в Щёлковской мещанской слободе Богородского уезда», Л. 5-6.
14.  Выбывшие дела ЦИАМ: Ф. 203, Оп. 465а, Д. 524 Об устройстве иконостаса в церкви с. Жегалова (1893 г.); Ф. 203, Оп. 465б, Д. 361 О новом иконостасе в церкви с. Жегалова (1894 г.)
15.  ЦГАМО, Ф. 65, Оп.1, Д. 3, Л. 59-60 об.
16. ЦГАМО, Ф. 65, Оп. 1, Д. 37, Л. 28
17.  ЦГАМО, Ф. 65, Оп. 1, Д. 207, Л. 1-2, 30-32.