01.09.2014

Судьбы церковно-монастырских вотчин на территории городского поселения Щелково в XVIII – I пол. XIX в.: Турабьево и Амерево

К началу XVI в. церковь владела третьей частью всех обрабатываемых земель в стране. На протяжении столетий монастыри обогащались за счет земельных пожалований, которые делались князьями, боярами и богатыми купцами. Другими источниками пополнения земельных фондов служили «вклады по душе», взносы при пострижении, купля и выменивание лугов, пустошей и угодий у соседних владельцев. В отношении податей, повинностей и подсудности монастырским имениям предоставлялись значительные льготы и права, и это привлекало крестьян на монастырские земли.

Монастырская земля была неотчуждаема и должна была постоянно напоминать о вкладчике. Монастырь не мог продать такую землю, но мог отдать её во временный «оброк» желающим с ежегодной уплатой части дохода, получаемого с её использования. Поэтому Пётр I называл монастырские земли «тунегиблемыми» (зря пропадающими), то есть не приносящими никакой пользы развивающемуся и крепнущему государству. При Петре I в России начинает формироваться крупная дворянская собственность на землю, и вопрос о монастырском землевладении обретает особо острый характер.

Окончательный переход церковных владений в государственную собственность был объявлен Манифестом 26 февраля 1764 года. Деревни, земли и прикреплённые к ним почти два миллиона крестьян передавались в ведение Коллегии экономии. С 1764 по 1861 год монастырям было строго запрещено владеть землями с людьми или отдельно людьми. В 1786 году Коллегия экономии была закрыта, и бывшие церковные вотчины окончательно слились с государственной землей. Бывшие монастырские крестьяне теперь назывались «экономическими». Часть изъятых земель передавалась в их собственность. Однако нехитрые средства обработки земли, лошади и скот были монастырские, и крестьяне обязаны были вернуть их владельцам или выкупать их по цене, назначенной монастырской администрацией. 


Церковно-монастырские владения на территории будущего Щёлковского р-на московской области в I пол. XVIII в. Сост.: А. Послыхалин, 2010 г. 

Вскоре после секуляризации церковных владений в Щёлковском крае бывшим монастырским крестьянам пришлось оставить сельское хозяйство и избрать неземледельческий способ заработков. Экономические крестьяне сёл Хомутово, Жегалово и деревни Медвежьи Озёра вскоре создают множество платочных производств, а менее предприимчивые поступают на подобные «фабрички» в качестве наемных рабочих.

Ряд земель, поступивших в ведение Коллегии экономии, перешло в разряд «казённых», то есть государственных, земель и поступило в ведение учреждённой в 1762 году Московской губернской межевой канцелярии, которая, в свою очередь, по Указу от 20 января 1766 года получило право продавать такие земли в частные руки лицам дворянского звания.Уже во времена генерального межевания, проходившего в Щёлковской округе в 1767—1768 годах, то есть спустя 3-4 года после секуляризации, мы обнаруживаем бывшие монастырские земли в частных владениях. Такой интерес к заведению собственного имения объясняется Указом Петра III от 18 февраля 1762 года «О даровании вольности и свободы всему российскому дворянству», по которому дворяне, освобождаясь от обязательной 25-летней гражданской и военной службы, теперь могли свободно выходить в отставку.

Через 11 лет после секуляризации, в 1775 году появился указ о реформе местного управления в России: «Учреждение для управления губерний Всероссийския империи». Основная единица административного деления государства – губерния стала более мелкой. Число губерний было увеличено с 20 до 50. Каждая губерния должна была включать в себя от 300 до 400 тысяч жителей и делилась на уезды с тем расчетом, чтобы каждый из них включал от 30 до 40 тысяч проживавших. Уезды делились на волости.

Основной целью реформы было приспособление нового административного аппарата к фискальным и полицейским делам. Во главе губернии стоял губернатор, назначаемый и смещаемый монархом. В своей деятельности он опирался на губернское правление, в которое входили губернский прокурор и два сотника. Финансовые и налоговые вопросы губернии решала Казённая палата. Вопросами здравоохранения и образования ведал приказ общественного призрения. Надзор за законностью в губернии осуществлял губернский прокурор и два губернских стряпчих. В уезде те же задачи решал уездный стряпчий. Во главе уезда стоял земский исправник, избираемый уездным дворянством, и коллегиальный орган управления — нижний земский суд. Земский суд руководил земской полицией, наблюдал за проведением в жизнь законов и решений губернских правлений. В городах была учреждена должность городничего. Руководство несколькими губерниями поручалось генерал-губернатору.


Герб г. Богородска и уезда. 

На основании этого закона в 1781 году Московская губерния была разделена на 15 уездов. В именном указе Екатерины II «Об учреждении Московской губернии» от 5 октября 1781 года повелевалось в связи с созданием Богородского уезда «переименовать городом ямское село Рогожу под названием Богородск». Город Богородск (нынешний г. Ногинск) стал административным центром края. Утверждённые вскоре гербы Богородска и Богородского уезда отражали широкое распространение в нём шелкоткачества. Вся территория будущего Щёлковского района вошла в новообразованный уезд.


Карта Богородского уезда с обозначением фабрик. 1845 г.

С восшествием на престол Павла I было произведено укрупнение ранее созданных наместничеств, губерний и уездов. 31 декабря 1796 года Богородский уезд был упразднён, но со вступлением на престол Александра I в 1801 году, губернии и уезды были восстановлены в прежних границах. Указом от 12 февраля 1802 года восстановлен был и Богородский уезд. Деревни Щёлково, Турабьево, Образцово, Набережная, Васильевская, Мальцево были отнесены к Гребневской волости Богородского уезда с волостным центром в селе Гребневе. Деревни Жирково (Жарково), Красниково, Семендяево, Соболево, Хотово, Шолохово и Серково отошли Осеевской волости.


Волости северной части Богородского уезда Московской губернии. Карта 1871 г. 
Бывшие монастырские земли в Богородском уезде были отнесены к четырём крупным экономическим волостям: Амеревской, Барковской, Вохонской и Запонорской. В состав первой – Амеревской — вошли: Жегалово, Серково, Кожино, Потапово 1-е и многие другие деревни современного Щёлковского района. Село Хомутово и деревня Потапово-2 вошли в Барковскую экономическую волость, основные поселения которой располагались в районе Балашихи. Амеревская волость насчитывала 4460 душ экономических крестьян с пашней более четырёх десятин на душу. Новоорганизованные экономические волости и экономические крестьяне находились теперь в ведении Палаты государственных имуществ.


Амеревская экономическая волость.

Сельцо Турабьево  
Бывшая митрополичья вотчина сельцо Турабьево (ударение на а) с 23 душами крестьян в период 1764—1767 годов была приобретена князем Фёдором Ивановичем Несвицким [1]. Фёдор Иванович происходил из княжеского рода, упоминавшегося в литовских летописях 1387—1404 годов. У его отца, князя Ивана Фёдоровича был брат – вице-адмирал Василий Фёдорович Несвицкий (1704-1771), в 1761-1764 годах бывший губернатором Санкт-Петербурга. В 1716 году братья Несвицкие упоминаются в числе первых русских гардемаринов, отправленных Петром Великим во Францию [2]. Несвицкие жили в Санкт-Петербурге и Москве, владели имениями в Подмосковье. В 1773 году в Маврине Фёдор Иванович заново отстроил на свои средства сгоревшую там церковь Владимирской иконы Божьей Матери. Двоюродным братом Фёдора Ивановича был участник дворцового переворота 1762 года, камергер и тайный советник, видный деятель масонства Иван Васильевич Несвицкий (1740-1806). 


Земля сельца Турабьево. II пол. XVIII в.
Получив чин титулярного советника в 1773 году, Федор Иванович Несвицкий женился на дочери надворного советника и крупного дипломата Алексея Андреевича Вешнякова (1700-1745) — Елизавете Алексеевне. В северной части нынешнего Щёлковского района Федор Иванович унаследовал от супруги сёла Сергиевское Маврино тож и Никольское с деревнями Машино, Гаврилово и Костыши. Фёдор Иванович и Елизавета Алексеевна хотели передать вотчины своему единственному сыну Ивану Федоровичу Несвицкому (11.09.1763 - 25.07.1787), служившему поручиком лейб-гвардии Преображенского полка. 


Надгробный камень И.Ф. Несвицкого. Некрополь свято-Троицкой александро-Невской лавры. Фото отсюда.

После его гибели в 1787 году семья начала распродавать свои имения, и Турабьево перешло во владение Дарьи Ивановны Дроздовой, с 1772 года владевшей двумя крупнейшими в Москве кирпичными заводами у Донского и Андреевского монастырей. Кирпичи её заводов выпускались с клеймом "ГД" (Григорий Дроздов)

Тычковое клеймо "ГД".По каталогу И.Киселёва 1782-1802 гг.
К середине XIX века Турабьево с 22 дворами и 142 крепостными перешло во владение супруги статского советника, штаб-лекаря Василия Андреевича Карадулева (1773—1847) — Акулине Ивановне Карадулевой
Село Амерево с деревнями Кожино, Потапово-1 и Трапезниково
Село Амерево (ударение на первое е) с деревнями Кожино, Потапово (1) и Трапезниково с 1668 года принадлежали Крутицким митрополитам. До середины XVIII века Крутицкая епархия была одной из обширнейших епархий Русской Православной Церкви, в которую входило до 907 храмов и огромное количество земельных владений по всей России. Однако уже в 1711 году крутицкие митрополиты были понижены в ранге до епископов.


Земли села Амерево с деревнями. Фрагмент карты земель Московской губернии, В.С. Кусов.
В 1635 году в Амереве значилась церковь Космы и Дамиана, с 1646 года церковь была переосвящена во имя Воскресения Христова, а в 1680 году в Амереве отмечена церковь Знамения Пресвятыя Богородицы [3]. В 1704 году в селе Амереве числилось 15 крестьянских дворов. В связи с секуляризацией церковно-монастырских владений в 1764 году Крутицкая епархия была упразднена, а земли села Амерево с деревнями перешли в ведение Коллегии экономии.
После секуляризации свои притязания на владение селом Амеревом с деревнями предъявила владелица сельца Камшиловки (севернее Гребнева) — Анна Кузьминична Борисова (Берс), супруга коллежского асессора Дмитрия Алексеевича Борисова. Но спор с Коллегией экономии к концу XVIII века был ею проигран.


В русской деревне. Художник: Дж.А. Аткинсон.
В 1767 году межевщик Кондырев отмечал, что в экономическом селе Амерево проживало 82 души крестьян обоего пола, в деревне Потапова (1) — 39, деревне Кожина — 46. С Крутицким архиерейским домом и Коллегией экономии оставалась спорной пустошь Седельнинская, находившаяся сразу за деревней Слобода и Барскими прудами у села Гребнево. Она была продана 5 июля 1782 года поручику Ингерманландского полка Александру Матвеевичу Нестерову (1733—1803) и утверждена за ним по решению Государственной вотчинной коллегии в 1784 году.
Александр Матвеевич Нестеров. Художник: Михаил Шибанов, до 1789.
В «Описании местоположения, границ, дорог и населения Амеревской, Вохонской и Запонорской волостей в Богородском уезде» за 1823 год указано, что «поселяне села Амерева с ближайшими деревнями выкапывают в своих дачах бутовый камень и продают в ближние места, некоторые также работают на фабриках из найма и извозничают... В волости есть много крестьян, которые на домашних своих фабриках из получаемых от Московских фабрикантов материалов ткут канитель, делают шёлковые и бумажные материи, женщины ... имеют занятие в разматывании шелков и некоторой частью в прядении бумаги».

У плотины. Художник: Л.Л. Каменев, 1864.

В непосредственной близости от Знаменского храма продолжала действовать мукомольная мельница с плотиной, устроенная здесь еще в 1698-1699 годах. После секуляризации церковных владений она перешла во владение московского Чудова монастыря и около 1800 года была взята в долгосрочную аренду представителями купеческой фамилии Окороковых, с 1793 по 1814 год владевших несколькими парусно-полотняными фабриками в Серпухове. Ежегодная плата в 1840 году составляла 4500 рублей ассигнациями. Недалеко от мельницы находились и деревянные корпуса их амеревской полотняной фабрички. Предприятие братьев Ивана, Егора и Александра Васильевичей Окороковых действовало по крайней мере до 1852 года, пока не было переведено на «мыловарение» (производство мыла).


Амеревская плотина в наши дни. Фотография отсюда.

С 1842 по 1849 год на средства богородского первогильдейного купца Василия Максимовича Фомичева (1796 - после 1858), владельца шелкоткацкой фабрики в соседнем сельце Турабьево в Амереве был возведён каменный храм иконы Божией Матери Знамение.


Церковь Иконы Божией Матери Знамение в Амереве. Фотография А. Агафонова, 1989 г. Отсюда.

Вместительная церковь с главным престолом, освященным во имя иконы Божией Матери Знамение, имела первоначально два боковых придела. Первый был освящен во имя Николая Чудотворца, второй - в память древнейшего храма, свв. Космы и Дамиана.


Церковь Иконы Божией Матери Знамение в Амереве. Фотография А. Агафонова, 1989 г. Отсюда.

В 1872 году на средства церковного старосты, младшего брата В.М. Фомичева, богородского купца II-й гильдии Григория Максимовича Фомичева была построена трапезная с приделом Казанской иконы Божией матери, а в 1887 году на средства сына В.М. Фомичева, потомственного почетного гражданина Алексея Васильевича Фомичева (1833 - после 1890) была возведена величественная колокольня храма.


Церковь Иконы Божией Матери Знамение в Амереве. Фотография А. Агафонова, 1989 г. Отсюда.
 
Вероятно в то же время на противоположном, правом берегу Клязьмы, у д. Потапово (1) была возведена часовня, приписанная к храму в Амереве.

Церковь Иконы Божией Матери Знамение в Амереве. Фотография А. Агафонова, 1989 г. Отсюда.

В 1852 году в Амереве насчитывалось 22 крестьянских двора с 250 экономическими крестьянами, а в 1899 году — 49 домов с 216 жителями.


Церковь Иконы Божией Матери Знамение в Амереве в наши дни.  Отсюда.

В 1863 году при содействии Губернской палаты государственных имуществ в Амереве в доме священника при храме Иконы Божией Матери Знамение было открыто церковно-приходское училище. В 1873-1874 учебном году под руководством священника здесь получали начальное образование 13 мальчиков и 2 девочки, но в следующем 1875 году священник скончался, и учебный процесс был приостановлен. Желая возобновить работу училища, в том же 1875 году крестьянская община села Амерево отдала под училище один из частных домов, куда кроме амеревских также переводилась часть учеников из села Хомутова. Вновь в Амеревское училище поступили 17 мальчиков и 2 девочки. Для преподавания Земство наняло учителя Маркела Маркелова (к 1890 году переведенного в школу при Никитском погосте в д. Бывалино под Павловским Посадом) и учительницу Варвару Надеждину, переведённую сюда из села Игнатьева на Глинках Богородского уезда. Варвара Надеждина преподавала здесь до 1898 года, когда она была переведена земством в трехгодичное начальное Зуевское земское училище (г. Орехово-Зуево).


В руинах Знаменского храма. Фотография 1995 г.

В период с 1885 по 1899 год попечителем Амеревского училища стал один из владельцев щёлковских фабрик «Товарищества мануфактур Людвиг Рабенек» — Лев (Людвиг) Артурович Рабенек (1856—1928), но участия в содержании школы попечитель не принимал. В 1890 году законоучителем Амеревской школы состоял священник Сергей Константинович Хавский (ум. 1922), позднее переведённый в Троицкий храм поселка Удельная (Раменский район), светские науки преподавали учителя Федор Комиссаров и учительница Анна Смирнова [4]. 

Эдуард Артурович Рабенек (1857—1937).  
Около 1899 года попечителем амеревского училища стал гласный Богородского уездного земства, брат предыдущего попечителя, — Эдуард Артурович Рабенек (1857—1937), пожертвовавший на развитие училища немалую по тем временам сумму в 628 рублей. С 1905 года Э.А. Рабенек был попечителем еще и жегаловского церковно-приходского училища. В 1899 году законоучителем Амеревского училища был местный священник Николай Любимов, светские науки продолжал преподавать Ф. Комиссаров [5]. В 1900 году на место Комиссарова была назначена учительница Марья Васильевна Зворыкина [6]. В 1901 году земство выдало 2000 рублей на перестройку амеревского училища в расчете на 71 ученика из Амерева и окрестных деревень: Турабьева, Потапова, Кожина и Жаркова. В 1918 году в Амеревском церковно-приходском училище Закон Божий преподавали уроженец села Амерево священник Василий Григорьевич Смоленский (1876-после 1931), служивший в Амереве до декабря 1929 года, и учитель Василий Александрович Моисеев.

Священник Василий Григорьевич Смоленский (1876-после 1931) с матушкой Марией Николаевной и внучкой Лизой. Из архива Н.В. Голубятниковой.
После революции, в 1921 году, Амеревское церковно-приходское училище было преобразовано в школу I-й ступени. В 1926 году в селе насчитывалось 58 крестьянских хозяйств, семь из которых были определены как «прочие», то есть «кулацкие». Проживало в селе в том году 343 человека. В одном из домов недалеко от школы был устроен Амеревский сельсовет.


Священник Василий Григорьевич Смоленский с сыном.

В 1919 году была зарегистрирована религиозная община Знаменской церкви, а в 1922 году в рамках масштабной конфискации церковных ценностей, из церкви были изъяты серебряные изделия весом в 1 пуд 33 фунта. 27 июля 1925 года община была перерегистрирована Московским уездным советом рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов. В общину вошло 60 человек – жителей Амерева, Потапова, Турабьева и Трубина. По описи храма, на его колокольне находилось семь колоколов, крупнейший из которых весил 333 пуда. В 1930 году прошла повторная регистрация общины верующих. В храме в то время служили священники: Фёдор Андреевич Фёдоров (1867-?), Пётр Николаевич Некрасов (1875-?) и Александр Афанасьевич Хартьюзов (1882-после 1937). В 1932 году в Знаменском храме служил священник Никита Александрович Ласкин (1879-?), а с июня 1937 года – священник Михаил Степанович Эдемский (1893-?).


В руинах Знаменского храма. Фотография 1995 г.

Весной 1931 года священник В.Г. Смоленский, перешедший на службу во Фряново, был арестован и по обвинению в руководстве антисоветской организацией, за антисоветскую агитацию и пропаганду был выслан в Казахстан сроком на 5 лет, погиб в лагерях. По обвинению в антисоветской агитации 14 сентября 1937 года был арестован и приговорён в 10 годам исправительно-трудовых лагерей священник А.А. Хартьюзов.

Александр Афанасьевич Хартьюзов (1882-после 1937).
Проверка церковного имущества храма, проведённая в 1939 году обнаружила недостачу на сумму 2265 рублей, которую должны были покрыть прихожане из собственных средств. Этого сделано не было, и постановлением Щёлковского исполкома от 21 января 1940 года церковь была закрыта, а здание храма, оценённое в 52.650 рублей, было передано в ведение Мособлсовета «Общества содействия обороне, авиационному и химическому строительству» (ОСОАВИАХИМ).


В руинах Знаменского храма. Фотография 1995 г.
 
С иконостаса была смыта позолота, из церкви вывезено полторы тонны цветного металла. В Щёлковском городском архиве сохранился акт о сдаче в утиль церковных книг амеревского храма, уничтоженных 13 июня 1940 года.


В руинах Знаменского храма. Фотография 1995 г.

Большевики срыли древнее прицерковное кладбище, уничтожили колокольню, а цветной металл пошел на индустриализацию страны.


Знаменский храм в руинах.Фотография: А. Сидоренко, до 1999 г.
После войны поблизости от храма стал активно разрабатываться богатый доломитом, песком, красной и голубой глиной Щёлковский карьер. К 1980 году взрывы доломита в карьере уничтожили последние остатки богатой росписи храмового интерьера. После того как границы отведённые под разработку закончились, расширение границ карьера было приостановлено. Для рекультивации его заполнили водой, а разрушенный храм оказался на узком перешейке, окруженным водой с двух сторон. Храм стал восстанавливаться спустя почти 60 лет после его закрытия. В 1999 году он был возвращен верующим, а первая Божественная Литургия свершилась на руинах храма на праздник Рождества Пресвятой Богородицы в 2000 году.

Продолжение следует...


А.Ю. Послыхалин, 2014. При использовании материала обязательна ссылка на trojza.blogspot.com.


1. См.: Кусов В.С. Земли Московской губернии в XVIII веке. Т. 1. — М., 2004, Богородский уезд, № 416.
2. См.: Морской сборник. Кн. 2. — СПб, 1868, с. 31.
3 См.: Холмогоровы В. и Г. Исторические материалы о церквах и сёлах XVI — XVII ст. Вып. 5. Радонежская десятина. — М., 1887, с. 50.
4. См.: Справочная книжка Московской губернии. — М. 1890, с. 57.
5. См.: Памятная книжка Московской губернии. — М., 1899, с. 18.
6. См.: Памятная книжка Московской губернии. — М., 1900, с.12.