Продолжая наше воображаемое путешествие во времени по истории железнодорожных станций Ярославского направления Московской железной дороги (часть 1 от Москвы до Мытищ; 2-я от Мытищ до Фрязино), сегодня мы проедемся от ст. "Болшево" до ст. "Фрязево".
Как и в предыдущих частях Вас ждёт краткая историческая информация по каждой из станций и множество (здесь-35) старых фотографий и карт...
Платформа Валентиновка
В 1906 году на землях супруги присяжного поверенного округа Московского судебной палаты Николая Михайловича Дашкова, Валентины Николаевны Дашковой, было образовано два дачных посёлка, один из которых в 1970-х годах вошел в поселок Загорянский, а другой отошёл к городу Королёву. 25 апреля 1908 г было зарегистрировано Общество благоустройства поселка Валентиновка при сельце Красниково Московской губ. Богородского уезда.[См.].
К 1930 году в поселке Валентиновка появились дачи для сотрудников Художественного, Большого и Малого театров. В разное время в Валентиновке жили и работали К. С. Станиславский, А. Н. Вертинский, М. Н. Ермолова, Б. Л. Пастернак, М. И. Цветаева, А. А. Ахматова. В путеводителе 1930 г. есть следующие строки: "По другую сторону платформы Соколовской в двух км. поселок Валентиновка. Из 32 дач почти все заняты постоянными жителями, сдается весьма немного комнат" [Дачи и окрестности Москвы. Путеводитель. М., 1930, с.80]. Остановочный пункт здесь был открыт в 1930 году и назван по поселку Валентиновка, который в настоящее время включён в состав г. Королёв. .
Платформа Загорянская.
В 1909-1910 годах владения Ивана Николаевича и Александра Николаевича (1887-1935) Кисель-Загорянских были разбиты на участки под дачную застройку.
К 1912 году было продано 30 таких участков, а между конечной тогда станцией Щёлково и «Пост Болшево» (откр. 1896 гг.) на земле, принадлежавшей коллежскому асессору Николаю Николаевичу Кисель-Загорянскому (1871-ок. 1922) появилась новая станция – Загорянская.
Родился в 1881 году в Москве,. брат Александра и Николая Кисель-Загорянских. Окончил юридический факультет Московского университета, служил в московском офицерском экономическом обществе. В 1910 — женился на Елене Ивановне Кисель-Загорянской. В 1914 — на фронте в чине подпоручика, затем - поручик в 3-м Сибирском мортирном артиллерийском дивизионе. После демобилизации работал делопроизводителем в Главном артиллерийском Управлении. 18 декабря 1920 — арестован по политическим мотивам и заключен в Бутырскую тюрьму. 27 октября 1921 — по ходатайству юридического отдела Московского Политического Красного Креста освобожден, дело прекращено.
Николай Николаевич Кисель-Загорянский (1871-ок. 1953).
Николай Николаевич Кисель-Загорянский.
Родился в 1871 году в Москве, брат Александра, Ивана Кисель-Загорянских. В 1894 — окончил юридический факультет Московского университета, кандидат на судебные должности при Московской судебной палате, с 1896 — земский участковый начальник Богородского уезда Московской губ. до 1914 г., с 1908 — предводитель дворянства Богородского уезда, статский советник, в 1914 — вице-губернатор в Твери, через пять месяцев — губернатор в Рязани, работал там до февральской революции, камергер. В 1924 — находился в Бутырской тюрьме, позднее по ходатайству Помполита освобожден. Эмигрировал за границу, проживал в Стамбуле, скончался там до 8 февраля 1953 года.
Пл. Загорянская. Фотография отсюда.
Платформа электрифицирована с 1935 года.
Станция Соколовская.
Первоначально остановочный пункт под названием "Образцово-Соколовская" был открыт во второй половине 1897 года по инициатива местного суконного фабриканта Николая Алексеевича Соколова (ум. до 1912 г.) для снабжения торфом его суконной фабрики в соседней д. Мальцево (Мальцово), которую он купил в начале 1897 года у фабриканта В.И. Смолина. Добавочное название Образцово остановка получила по крупному соседнему селу.
Станция Соколовская. Фотография: 1970 г.
Описывая в 1899 году железнодорожный путь из Москвы до Щёлково, П.П. Семёнов Тян-Шанский писал: «От Мытищинской станции ведут три подъездные железнодорожные пути: два на близкие к ней кирпичные заводы и один, в 14 вёрст длины, в село Щёлково на Клязьме. На 7-й версте этого последнего пути находится пост Большево и в 1 версте от него село Большево на р. Клязьме /…/. На 12-й версте устроена Соколовская платформа близ строящейся обширной мануфактуры. Наконец, на 14-й версте подъездной путь достигает самого Щёлкова. Близь этого селения на берегу реки Клязьмы, выступают пласты известняка каменноугольной системы. Щёлково уже находится в Богородском уезде Моск. губ.; оно, вместе с соседним с. Хомутовым и Трубиным (Турабьевым — trojza), имеет более 2000 жителей и несколько фабрик (бумаготкацких, шерстоткацких и шёлковых), производящих в совокупности на сумму 1 200 000 руб. при 1500 рабочих».
Платформа Воронок.
Если на карте 1925 г. Воронок не обозначен, то на карте 1929 г [См.] отчётливо обозначен посёлок (П.) Воронок, названный так по названию леса, росшего когда-то от Хомутовских болот до Жегалова, и ручьёв "Дальний Воронок" и "Ближний Воронок".
Впервые обозначение платформы появляется на карте1939 года.
Позднее посёлок стал микрорайоном г. Щёлково. К 1967 году была проведена новая планировка микрорайона (См.), и этот микрорайон Щёлкова стал характеризоваться как один из примеров передового советского города.
Нередко открытую в 1929 году платформу Воронок называют станцией [См., см.]
Станция Щёлково.
Ветка Щёлково-Мытищи длиной в 14 верст была проложена в 1894 году, благодаря стараниям местных фабрикантов. Тогда же на ней открылось временное, а с 1895 года – регулярное движение.
Станция Щёлково. Открытка нач. XX в.
В 1894 году была открыта, в те времена конечная, станция Щелково, связанная узкоколейной железной дорогой с текстильными красильными фабриками Товарищества Л. Рабенек в Соболеве (Щёлково), а именно: Бумаго-прядильной и ткацкой ф-ками; Бумаго-красильной и ситце-набивной ф-кой и Химическим заводом.
Станция упоминается в романе Изабеллы Надольни "Прошлое развеялось как дым" - по воспоминаниям Екатерины-Елены Александровны Четвериковой (урожд. Пельтцер;1878-1962).
Станция Щёлково. ок. 1890 г.
Станция Щёлково. ок. 1890 г.
Речь идёт о том, как зимой 1918/1919 года супруга эмигрировавшего фабриканта в одиночестве добиралась из Литвиново до ст. Щёлково и далее в Москву: "Елена отправилась в Москву. Сообщение с Москвой ещё продолжалось, но не постоянное и не всегда по расписанию. Для паровозов не хватает угля. Когда в пути поезд останавливается, пассажиры выходят из него и собирают дрова в лесах вдоль рельсового пути. Итак, когда Елена приехала на станцию, наступил вечер. Снег поблескивал неопределённым голубоватым светом, когда показалась луна. Поезд сегодня уже не придёт. Елена легла на пол в зале ожидания, как и другие припозднившиеся путники. Твёрдый пол в этих условиях был наименьшим злом; она должна была ещё спрятать нож, чтобы не оказаться обворованной во время сна. Жадные взгляды случайных соседей уже снимали с неё матерчатые ботиночки, сшитые из персидского ковра, который когда-то лежал в квартире брата Андрюши. Без обуви она не сможет вернуться по снегу в Литвиново, в случае, если поезд не придёт" [Isabella Nadolny Vergangen wie ein Rauch. Munchen, 1983, с. 127.].
Ветка Мытищи-Щёлково (16,8 км.) была электрифицирована в 1930 году. В 1940-1941 гг. электрификация была временно демонтирована.
Платформа Гагаринская.
Начало строительства железнодорожной ветки от ст. Щёлково до Монино относится к 1929 году.
Строительство ж/д ветки Щёлково-Чкаловская, 1929-1930 годы Фотография отсюда.
Платформа под названием "37 километр" была открыта в 1932 году. Иногда ошибочно указывается 1922 год. См. Впервые отмечена на карте 1941 г. [См.]. В 1988 году платформа переименована в «Гагаринскую» в честь первого космонавта планеты Юрия Алексеевича Гагарина, работавшего в Звездном городке и проживавшего неподалеку, в поселке Чкаловский, с 1960-го по 1966 год (современный адрес: г. Щелково-3 (мкр. Чкаловский),ул. Циолковского, д. 4.)
Дом, в котором жил Ю. Гагарин. Фотография отсюда.
На доме недавно была восстановлена мемориальная доска: "В этом доме с 4.10.1960 по 13.06.1966 года жил лётчик-космонавт СССР Герой Советского Союза полковник Гагарин Юрий Алексеевич, совершивший 12 апреля 1961 года первый в мире полет в космос на корабле-спутнике "Восток".
На карте 1984 г. платформа всё ещё носит старое название.
Карта 1984.
Станция Чкаловская.
Станция была открыта в 1932 году для обслуживания жителей рабочего поселка, в котором проживали работники второй по мощности в Советском Союзе радиостанции (впоследствии – радиостанция им. ВЦСПС; начало строительства - 1928, вступила в строй 21 мая 1929 года) и "Щёлковского аэродрома", впоследствии получившего название "Чкаловский". Первые полёты здесь начались в 1927 году, когда была построена небольшая взлётно-посадочная полоса для нескольких самолетов, составляющих звено особого назначения. В задачу звена входило обслуживание Главного штаба ВВС, перевозка высшего военного и гражданского руководства, важных документов. Постепенно изменялись задачи звена особого назначения, и в 1929 году звено было преобразовано в эскадрилью особого назначения, оснащённую самыми современными самолётами: И-5, И-15, И-16, Т-1, ТБ-3. В эскадрилье летали известные всей стране лётчики В. Чкалов, А.Астафьев (полярный лётчик). До настоящего времени сохранился поселок радиоцентра, расположенный около железнодорожной станции.
С 1932 по 1937 год станция называлась "Томская" в честь советского партийного деятеля Михаила Павловича Томского.
Томский (Ефремов) Михаил Павлович (1880-1936) - советский партийный и государственный деятель, из мещанской семьи, закончил 3-классное начальное городское училище, с 13 лет работал на различных производствах Петербурга, участвовал в рабочем движении, с 1904 в РСДРП(б), участвовал в революции 1905-1907, в январе 1906 арестован, сослан в Сибирь, бежал, жил в эмиграции, участвовал 5-м (Лондонском) съезде, в 1909 вел нелегальную революционную работу в России, был арестован, приговорен к 5 годам каторги, после Февральской революции на партийной работе в Петрограде, один из организаторов октябрьских событий 1917 в Москве, с 1918 работал Московском Совете профсоюзов, с 1919 член ЦК РКП(б), с 1921 член Оргбюро ЦК, до 1929 председатель ВЦСПС, член Политбюро ЦК в 1922-1930. В январе — феврале 1929 года Томский вместе с Бухариным и Рыковым выступил против свёртывания НЭПа и форсирования индустриализации и коллективизации. На апрельском Пленуме ЦК в 1929 году Сталин объявил эту позицию «правым уклоном». Пленум принял решение снять Томского с поста председателя ВЦСПС.
В 1930 году Томский был выведен из состава Политбюро, хотя и остался членом ЦК ВКП(б) (с 1934 года — кандидатом). С этого времени активного участия в политической жизни уже не принимал. В 1929 году Томский являлся председателем Всесоюзного объединения химической промышленности, а также заместителем председателя ВСНХ СССР. С 1932 года работал заведующим Объединённым государственным издательством (ОГИЗ). В августе 1936 года в ходе судебного процесса «Антисоветского объединённого троцкистско-зиновьевского центра» Г. Зиновьев и Л. Каменев неожиданно стали давать показания о причастности Томского, Рыкова, Бухарина к контрреволюционной деятельности. 22 августа 1936 года А. Вышинский заявил, что Прокуратура начала расследование в отношении этих лиц. Прочитав сообщение об этом, опубликованное в газете «Правда», Томский застрелился у себя на даче в подмосковном посёлке Болшево. Вся семья М. Томского была репрессирована в конце 1930-х.
20-21 июля1936 года выдающийся советский лётчик-испытатель В. П. Чкалов совершил беспосадочный 56-часовой перелёт из Москвы в Петропавловск-Камчатский. Об исключительной важности этого перелёта для своего времени говорит то, что И. В. Сталин лично приехал 10 августа 1936 года на Щёлковский аэродром близ Москвы встречать возвратившийся самолёт. С этого момента Чкалов приобрёл всенародную известность в СССР.
18-19 июня 1937 года был совершен рекордный беспосадочный перелёт из СССР в США через Северный полюс, совершённый экипажем под командованием Чкалова.
Плакат отсюда.
15 декабря 1938 года Валерий Павлович Чкалов погиб при проведении первого испытательного полёта на новом истребителе И-180 на Центральном аэродроме им. Фрунзе (на Ходынском поле в Москве) [См.]. По местной легенде, местом гибели Чкалова был Щёлковский аэродром (См., напр.).
Уже в 1939 году именем Чкалова был назван посёлок, станция, а затем и аэродром.
На карте 1939 года уже указано новое название "Чкаловский".
Перед войной на базе эскадрильи был создан филиал летно-испытательного института. Здесь испытывали новую авиационную технику для советских ВВС. В годы Великой Отечественной войны аэродром стал базой для 126-го истребительного полка, защищавшего небо Москвы.
Ветка Щёлово-Чкаловская была электрифицирована в 1934 году.
С 1959 года поселок является частью города Щёлково.
Неподалеку от платформы около железнодорожного переезда находится памятник Советским покорителям неба.
Взору предстает самолет СУ-7Б, устремленный ввысь. Памятник был торжественно открыт 18.08.1980 г. в День Авиации при общем построении подразделений Чкаловского гарнизона.
Платформа Бахчиванджи
Была открыта в 1956 году. До 1987 г. платформа называлась " 41-ый километр" (по расстоянию от станции Москва-Ярославская), а после была переименована в честь летчика-испытателя Григория Яковлевича Бахчиванджи (1909-1943)
Григорий Яковлевич, грек по национальности, родился 7 (20) февраля 1908 года в станице Бриньковская ныне Приморско-Ахтарского района Краснодарского края. В рядах (РККА) с 1931 года. Член ВКП(б) с 1932 года. В 1933 году окончил авиатехническое училище и в 1934 году – Оренбургскую школу пилотов. С 1934 года – лётчик-испытатель. Григорий Яковлевич Бахчиванджи был назначен в НИИ ВВС сразу со скамьи летной школы – в 1935 году. Григорию Бахчиванджи в числе первых в НИИ было поручено испытание нового оружия — реактивных установок на самолете, а спустя некоторое время эти установки были испытаны в боях с японскими захватчиками на Халхин-Голе. С начала Великой Отечественной войны лётчик-истребитель Г.Я.Бахчиванджи совершил шестьдесят пять боевых вылетов. Участвовал в обороне Москвы, лично и в группе сбил пять вражеских самолётов, стал командиром эскадрильи. С августа 1941 года – на лётно-испытательной работе. В том же году ему присвоено воинское звание капитана.
15 мая 1942 года лётчик-испытатель Бахчиванджи Г.Я. совершил первый в СССР полёт на самолёте БИ-1 с жидкостным ракетным двигателем.
Григорий Яковлевич Бахчиванджи погиб 27 марта 1943 года при выполнении испытательного полета. Задание заключалось в доведении скорости горизонтального полета самолета до 800км/ч по прибору на высоте 2000м. Полет протекал нормально, но вошел в пике и разбился о землю в 6 км. от аэродрома. Раскрыть причину гибели Бахчиванджи удалось лишь через несколько лет. При испытаниях моделей в аэродинамической трубе больших скоростей было выявлено явление затягивания самолёта в пике на скоростях свыше 900 км/ч., бороться с которым тогда не умели.
Похоронен был лётчик под городом Свердловском ( Екатеринбург) — на кладбище посёлка Малый Исток, расположенного недалеко от аэропорта «Кольцово». В феврале 1963 года на могиле установлен обелиск.
Ю. Гагарин считал, что без полетов Г.Я. Бахчиванджи его полёта в космос могло и не произойти.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 апреля 1973 года капитан Бахчиванджи Григорий Яковлевич посмертно удостоен звания Героя Советского Союза.
Печально, что на карте 1990 года платформа обозначена просто "Бахчи"...
Теперь я буду что-то иное чувствовать, проезжая эту станцию... Фотография отсюда.
Электрифицирована в 1934 году.
Платформа Циолковская
Удивительное - рядом. В сети встречаются, к примеру, следующие перлы: "Платформа остановки железной дороги - «Циолковская» носит название Звёздный городок и имеет обозначение Щёлково-14." [См.]. Именно так, таинственно и загадочно.
Платформа была открыта в ноябре 1966 года в военном посёлке, носившем тогда совершенно "обыкновенное" название "Зелёный". Посёлок, а, точнее, "Закрытый военный городок №1", был построен в 1965 году. 28 октября 1968 года постановлением исполкома Московского областного Совета Зелёный городок был переименован в Звёздный , а в наши дни обозначается как Щёлково-14. Начиная с 1960-х годов здесь готовили всех советских, российских, а также некоторых иностранных космонавтов к полётам в космос на отечественных пилотируемых космических аппаратах, а также на Международной космической станции.
До постройки городка первые советские космонавты жили в соседнем посёлке Чкаловский.
В журнале "Юность" 1986 года были опубликованы стихи, начинающиеся с четверостишия:
Платформа «Циолковская» — в лесу.
Я остаюсь, уходит электричка.
Качая ветку, птичка-невеличка
Удерживает песню на весу...
Платформа была названа в честь К. Э. Циолковского. Нередко можно встретить заявления, что название станции, городка и т.д. "начало афишироваться лишь с 1990 года". Не могу понять, что это значит, ибо пл. Циолковская вполне ясно обозначена на карте 1980. Впрочем, любопытно было бы убедиться лично в том, что в 1960-1980-х годах на доступных туристам картах не были обозначены ни этот городок №1, ни закрытый в те времена "почтовый ящик" Фрязино. Легенды о таких картах, по которым нельзя было попасть в эти города, я слышу и в наши дни, однако пока не удалось лицезреть ни одного примера подобного рода.
Платформа Осеевская
«Осеевская» располагается в 45-ти км от столицы. Названа по имени деревни Осеево Щелковского района Московской области, однако географически расположена в деревне Соколово. Осеево же находится в 4 км к северу от платформы.
Пассажирский павильон на пл. Осеевская. Фотография отсюда.
Станция Монино
В 1929 железнодорожная линия Мытищи — Щёлково была продлена в Монино в район объединённой Монино-Тимонинской текстильной фабрики (им. Ланцуцкого). Здесь же был открыт одноимённый разъезд.
Здание касс на станции Монино 1929 года постройки
сохранилось и по-прежнему выполняет свою функцию.
У фабрики в Монине непростая история... Первая, шелковая фабрика Ивана Васильевича Шишова (1792-1861) была основана в д. Осеево. Её продукция с успехом была представлена на выставках изделий российских мануфактур в 1839, 1841 и1843 гг. В конце 1829 года у помещика - графа Сергея Степановича Ланского (1787-1862) купец приобрёл пустошь Мунину по соседству с селом Аристов погост, где к 1844 году открыл шерстяное производство, впервые представив изделия этой фабрики на Санкт-Петербургской выставке 1849 года.
После национализации 1818 (1919) г. предприятия Шишовых и Белова были объединены в "Монино-Тимонинскую шерстоткацкую фабрику". К 1925 году предприятие было переименовано в "Камвольную ткацкую фабрику им. Ланцуцкого" - в честь революционера Станислава Францевича Ланцуцкого (1882-1937), позднее репрессированного, и расстрелянного 20 сентября 1937 г.
1925/26 г. объединенная фабрика при 1381 рабочем и 994 станках выпустила 8,5 млн. кв. м шерстяных тканей. В мае 1928 года было начато крупномасштабное строительство новых фабричных корпусов. 20 августа 1928 г. при фабрике Ланцуцкого был основан рабочий поселок Лосино-Петровский.
В 1937 году фабрика стала именоваться Монинским камвольным комбинатом.
рабочий посёлок к югу от станцииК югу от станции возникло поселение, в 1946 году получившее статус поселка городского типа, которое также было названо Монино.В 1970-1971 годах был проложен второй путь до станции с платформой
Чкаловская, тогда же была построена линия длиной 20 километров до
станции Фрязево.В 2002—2003 годах на перегоне Монино — Фрязево был построен второй путь.
Платформа Кашино
Построена в 1971 году на соединительной ветке Монино — Фрязево между Ярославским направлением и Горьковским направлением МЖД.
Названа по имени деревни Кашино Ногинского района Московской области.
Платформа Колонтаево
Разъезд и платформа были построены в 1971 году и названы деревне Колонтаево Ногинского района. Ближайший населённый пункт — деревня Марьино-2. Второй путь на перегоне Монино-Фрязево открылся в 2003 г.
Платформа Лесная
Построена в 1971 году на месте бывших торфоразработок, и первоначально носила название "платформа 64 км".(по расстоянию от станции Москва-Пасс.-Ярославская). Переименована в нынешнее наименование она была в 90-е годы.
Станция Фрязево Горьковского направления МЖД
Cтанция на железнодорожной магистрали Москва — Нижний Новгород у деревни Степаново была открыта в 1879 году под названием "Богородск" как ближайшая станция к уездному центру, городу Богородску (с 1930 года Ногинск). В июле 1885 года началось строительство ветки от станции на город Богородск. Строительство было произведено в кратчайший срок, уже 3 декабря 1885 года в город Богородск пришёл первый поезд. Бывшая "Станция Богородск" была переименована в Степаново. С 1904 по 1911 год станция носила название «Гжель» - по селу Гжель, расположенному в 15 километрах южнее. В 1911 году, после того, как через село Гжель прошла Люберцы-Арзамасская железная дорога, станция была переименована во Фрязево — по названию ближайшего населённого пункта. а затем получила имя ближайшего села — Фрязево [См.].
В 1972 году была введена в эксплуатацию железная дорога Монино — Фрязево, в результате чего станция Фрязево стала одним из крупнейших железнодорожных узлов Московской области. Основной целью строительства линии Монино — Фрязево являлась разгрузка участка Москва — Фрязево путём передачи части объёма движения на другой маршрут: вместо перегруженного участка Москва-Курская — Купавна — Фрязево на менее загруженную линию Москва-Ярославская — Мытищи — Монино — Фрязево. Кроме того, появилась возможность пропуска грузовых поездов от сортировочной станции Лосиноостровская в Москве по кратчайшему направлению на Владимир — Горький и далее.
Расстояние от станции Москва-Ярославская до Фрязево через Мытищи составляет 73 километра, тогда как расстояние от станции Москва-Курская до Фрязево — 54 километра.
Продолжение следует...
Как и в предыдущих частях Вас ждёт краткая историческая информация по каждой из станций и множество (здесь-35) старых фотографий и карт...
Платформа Валентиновка
В 1906 году на землях супруги присяжного поверенного округа Московского судебной палаты Николая Михайловича Дашкова, Валентины Николаевны Дашковой, было образовано два дачных посёлка, один из которых в 1970-х годах вошел в поселок Загорянский, а другой отошёл к городу Королёву. 25 апреля 1908 г было зарегистрировано Общество благоустройства поселка Валентиновка при сельце Красниково Московской губ. Богородского уезда.[См.].
К 1930 году в поселке Валентиновка появились дачи для сотрудников Художественного, Большого и Малого театров. В разное время в Валентиновке жили и работали К. С. Станиславский, А. Н. Вертинский, М. Н. Ермолова, Б. Л. Пастернак, М. И. Цветаева, А. А. Ахматова. В путеводителе 1930 г. есть следующие строки: "По другую сторону платформы Соколовской в двух км. поселок Валентиновка. Из 32 дач почти все заняты постоянными жителями, сдается весьма немного комнат" [Дачи и окрестности Москвы. Путеводитель. М., 1930, с.80]. Остановочный пункт здесь был открыт в 1930 году и назван по поселку Валентиновка, который в настоящее время включён в состав г. Королёв. .
Платформа Валентиновка Ярославской железной дороги в 70-х годах прошлого века. Фотография с этого замечательного сайта.
Карта 1931 г.
Между тем на карте 1931 года платформа не была обозначена, а появилась впервые лишь на карте 1941 года.Платформа Загорянская.
В 1909-1910 годах владения Ивана Николаевича и Александра Николаевича (1887-1935) Кисель-Загорянских были разбиты на участки под дачную застройку.
План поселка «Кисель-Загорянскаго». Сост. межевой инженер Ф.П. Баскаков, 1912.
К 1912 году было продано 30 таких участков, а между конечной тогда станцией Щёлково и «Пост Болшево» (откр. 1896 гг.) на земле, принадлежавшей коллежскому асессору Николаю Николаевичу Кисель-Загорянскому (1871-ок. 1922) появилась новая станция – Загорянская.
Кисель-Загорянский Александр Николаевич.
Родился в 1887 году (отец Кисель-Загорянский Николай Петрович, из потомственных дворян; мать Кисель-Загорянская Екатерина Илиодоровна, урожд. Ляпина). Брат Ивана и Николая Кисель-Загорянских. Окончил 7-ю московскую гимназию и юридический факультет Московского университета. В 1904 — подпоручик запасной 18-й артиллерийской бригады. После демобилизации служил помощником присяжного поверенного. В 1909 — женился на Надежде Николаевне Кисель-Загорянской, урожд. Пановой. В 1914 — служил офицером на фронте, в 1918 — во 2-й Московской запасной тяжелой артиллерийской бригаде. 30 октября 1920 — с группой офицеров арестован в Хамовнических казармах, приговорен к 3 годам концлагеря. По ходатайству юридического отдела Московского Политического Красного Креста оставлен отбывать наказание в Бутырской тюрьме. Осенью 1923 — освобожден. В 1926 — вновь арестован, приговорен к заключению в концлагерь и отправлен в Соловецкий лагерь особого назначения. В июне 1929 — находился там же, позднее по ходатайству Помполита освобожден. В 1935 — скончался.
Кисель-Загорянский Иван Николаевич.
Родился в 1887 году (отец Кисель-Загорянский Николай Петрович, из потомственных дворян; мать Кисель-Загорянская Екатерина Илиодоровна, урожд. Ляпина). Брат Ивана и Николая Кисель-Загорянских. Окончил 7-ю московскую гимназию и юридический факультет Московского университета. В 1904 — подпоручик запасной 18-й артиллерийской бригады. После демобилизации служил помощником присяжного поверенного. В 1909 — женился на Надежде Николаевне Кисель-Загорянской, урожд. Пановой. В 1914 — служил офицером на фронте, в 1918 — во 2-й Московской запасной тяжелой артиллерийской бригаде. 30 октября 1920 — с группой офицеров арестован в Хамовнических казармах, приговорен к 3 годам концлагеря. По ходатайству юридического отдела Московского Политического Красного Креста оставлен отбывать наказание в Бутырской тюрьме. Осенью 1923 — освобожден. В 1926 — вновь арестован, приговорен к заключению в концлагерь и отправлен в Соловецкий лагерь особого назначения. В июне 1929 — находился там же, позднее по ходатайству Помполита освобожден. В 1935 — скончался.
Родился в 1881 году в Москве,. брат Александра и Николая Кисель-Загорянских. Окончил юридический факультет Московского университета, служил в московском офицерском экономическом обществе. В 1910 — женился на Елене Ивановне Кисель-Загорянской. В 1914 — на фронте в чине подпоручика, затем - поручик в 3-м Сибирском мортирном артиллерийском дивизионе. После демобилизации работал делопроизводителем в Главном артиллерийском Управлении. 18 декабря 1920 — арестован по политическим мотивам и заключен в Бутырскую тюрьму. 27 октября 1921 — по ходатайству юридического отдела Московского Политического Красного Креста освобожден, дело прекращено.
Николай Николаевич Кисель-Загорянский (1871-ок. 1953).
Николай Николаевич Кисель-Загорянский.
Родился в 1871 году в Москве, брат Александра, Ивана Кисель-Загорянских. В 1894 — окончил юридический факультет Московского университета, кандидат на судебные должности при Московской судебной палате, с 1896 — земский участковый начальник Богородского уезда Московской губ. до 1914 г., с 1908 — предводитель дворянства Богородского уезда, статский советник, в 1914 — вице-губернатор в Твери, через пять месяцев — губернатор в Рязани, работал там до февральской революции, камергер. В 1924 — находился в Бутырской тюрьме, позднее по ходатайству Помполита освобожден. Эмигрировал за границу, проживал в Стамбуле, скончался там до 8 февраля 1953 года.
Пл. Загорянская. Фотография отсюда.
Платформа электрифицирована с 1935 года.
Станция Соколовская.
Первоначально остановочный пункт под названием "Образцово-Соколовская" был открыт во второй половине 1897 года по инициатива местного суконного фабриканта Николая Алексеевича Соколова (ум. до 1912 г.) для снабжения торфом его суконной фабрики в соседней д. Мальцево (Мальцово), которую он купил в начале 1897 года у фабриканта В.И. Смолина. Добавочное название Образцово остановка получила по крупному соседнему селу.
Станция Соколовская. Фотография: 1970 г.
Описывая в 1899 году железнодорожный путь из Москвы до Щёлково, П.П. Семёнов Тян-Шанский писал: «От Мытищинской станции ведут три подъездные железнодорожные пути: два на близкие к ней кирпичные заводы и один, в 14 вёрст длины, в село Щёлково на Клязьме. На 7-й версте этого последнего пути находится пост Большево и в 1 версте от него село Большево на р. Клязьме /…/. На 12-й версте устроена Соколовская платформа близ строящейся обширной мануфактуры. Наконец, на 14-й версте подъездной путь достигает самого Щёлкова. Близь этого селения на берегу реки Клязьмы, выступают пласты известняка каменноугольной системы. Щёлково уже находится в Богородском уезде Моск. губ.; оно, вместе с соседним с. Хомутовым и Трубиным (Турабьевым — trojza), имеет более 2000 жителей и несколько фабрик (бумаготкацких, шерстоткацких и шёлковых), производящих в совокупности на сумму 1 200 000 руб. при 1500 рабочих».
Платформы Соколовская и Загорянская на карте 1925 г.
Ныне станция находится в черте г. Щёлково (См.).
Платформа Воронок.
Если на карте 1925 г. Воронок не обозначен, то на карте 1929 г [См.] отчётливо обозначен посёлок (П.) Воронок, названный так по названию леса, росшего когда-то от Хомутовских болот до Жегалова, и ручьёв "Дальний Воронок" и "Ближний Воронок".
Карта 1929 г.
Тот же посёлок указан (пока без платформы) и на карте 1931 года [См.].
Карта 1931 г.
Впервые обозначение платформы появляется на карте1939 года.
Карта 1939 г.
Между прочим, посёлок воспел в стихах поэт Николай Иванович Глазков (1919-1979):
Есть под Москвой веселый
И милый уголок —
Не город, а поселок
С названьем Воронок.
Путь до него не долог,
Лишь в электричку сядь —
Минут проедешь сорок,
А может, сорок пять...
(Воронок. /сб. «Большая Москва». М.,1969 г., с. 48).
Фотография 1960-х гг. Отсюда.
Нередко открытую в 1929 году платформу Воронок называют станцией [См., см.]
Станция Щёлково.
Ветка Щёлково-Мытищи длиной в 14 верст была проложена в 1894 году, благодаря стараниям местных фабрикантов. Тогда же на ней открылось временное, а с 1895 года – регулярное движение.
Станция Щёлково. Открытка нач. XX в.
В 1894 году была открыта, в те времена конечная, станция Щелково, связанная узкоколейной железной дорогой с текстильными красильными фабриками Товарищества Л. Рабенек в Соболеве (Щёлково), а именно: Бумаго-прядильной и ткацкой ф-ками; Бумаго-красильной и ситце-набивной ф-кой и Химическим заводом.
Товарный ярлык «Товарищество мануфактур Людвиг Рабенек в Москве».
Станция упоминается в романе Изабеллы Надольни "Прошлое развеялось как дым" - по воспоминаниям Екатерины-Елены Александровны Четвериковой (урожд. Пельтцер;1878-1962).
Станция Щёлково. ок. 1890 г.
Станция Щёлково. ок. 1890 г.
Речь идёт о том, как зимой 1918/1919 года супруга эмигрировавшего фабриканта в одиночестве добиралась из Литвиново до ст. Щёлково и далее в Москву: "Елена отправилась в Москву. Сообщение с Москвой ещё продолжалось, но не постоянное и не всегда по расписанию. Для паровозов не хватает угля. Когда в пути поезд останавливается, пассажиры выходят из него и собирают дрова в лесах вдоль рельсового пути. Итак, когда Елена приехала на станцию, наступил вечер. Снег поблескивал неопределённым голубоватым светом, когда показалась луна. Поезд сегодня уже не придёт. Елена легла на пол в зале ожидания, как и другие припозднившиеся путники. Твёрдый пол в этих условиях был наименьшим злом; она должна была ещё спрятать нож, чтобы не оказаться обворованной во время сна. Жадные взгляды случайных соседей уже снимали с неё матерчатые ботиночки, сшитые из персидского ковра, который когда-то лежал в квартире брата Андрюши. Без обуви она не сможет вернуться по снегу в Литвиново, в случае, если поезд не придёт" [Isabella Nadolny Vergangen wie ein Rauch. Munchen, 1983, с. 127.].
Ветка Мытищи-Щёлково (16,8 км.) была электрифицирована в 1930 году. В 1940-1941 гг. электрификация была временно демонтирована.
Платформа Гагаринская.
Начало строительства железнодорожной ветки от ст. Щёлково до Монино относится к 1929 году.
Строительство ж/д ветки Щёлково-Чкаловская, 1929-1930 годы Фотография отсюда.
Платформа под названием "37 километр" была открыта в 1932 году. Иногда ошибочно указывается 1922 год. См. Впервые отмечена на карте 1941 г. [См.]. В 1988 году платформа переименована в «Гагаринскую» в честь первого космонавта планеты Юрия Алексеевича Гагарина, работавшего в Звездном городке и проживавшего неподалеку, в поселке Чкаловский, с 1960-го по 1966 год (современный адрес: г. Щелково-3 (мкр. Чкаловский),
Дом, в котором жил Ю. Гагарин. Фотография отсюда.
На доме недавно была восстановлена мемориальная доска: "В этом доме с 4.10.1960 по 13.06.1966 года жил лётчик-космонавт СССР Герой Советского Союза полковник Гагарин Юрий Алексеевич, совершивший 12 апреля 1961 года первый в мире полет в космос на корабле-спутнике "Восток".
На карте 1984 г. платформа всё ещё носит старое название.
Карта 1984.
Станция Чкаловская.
Станция была открыта в 1932 году для обслуживания жителей рабочего поселка, в котором проживали работники второй по мощности в Советском Союзе радиостанции (впоследствии – радиостанция им. ВЦСПС; начало строительства - 1928, вступила в строй 21 мая 1929 года) и "Щёлковского аэродрома", впоследствии получившего название "Чкаловский". Первые полёты здесь начались в 1927 году, когда была построена небольшая взлётно-посадочная полоса для нескольких самолетов, составляющих звено особого назначения. В задачу звена входило обслуживание Главного штаба ВВС, перевозка высшего военного и гражданского руководства, важных документов. Постепенно изменялись задачи звена особого назначения, и в 1929 году звено было преобразовано в эскадрилью особого назначения, оснащённую самыми современными самолётами: И-5, И-15, И-16, Т-1, ТБ-3. В эскадрилье летали известные всей стране лётчики В. Чкалов, А.Астафьев (полярный лётчик). До настоящего времени сохранился поселок радиоцентра, расположенный около железнодорожной станции.
С 1932 по 1937 год станция называлась "Томская" в честь советского партийного деятеля Михаила Павловича Томского.
М.П. Томский. Фотография ок. 1930 г.
Томский (Ефремов) Михаил Павлович (1880-1936) - советский партийный и государственный деятель, из мещанской семьи, закончил 3-классное начальное городское училище, с 13 лет работал на различных производствах Петербурга, участвовал в рабочем движении, с 1904 в РСДРП(б), участвовал в революции 1905-1907, в январе 1906 арестован, сослан в Сибирь, бежал, жил в эмиграции, участвовал 5-м (Лондонском) съезде, в 1909 вел нелегальную революционную работу в России, был арестован, приговорен к 5 годам каторги, после Февральской революции на партийной работе в Петрограде, один из организаторов октябрьских событий 1917 в Москве, с 1918 работал Московском Совете профсоюзов, с 1919 член ЦК РКП(б), с 1921 член Оргбюро ЦК, до 1929 председатель ВЦСПС, член Политбюро ЦК в 1922-1930. В январе — феврале 1929 года Томский вместе с Бухариным и Рыковым выступил против свёртывания НЭПа и форсирования индустриализации и коллективизации. На апрельском Пленуме ЦК в 1929 году Сталин объявил эту позицию «правым уклоном». Пленум принял решение снять Томского с поста председателя ВЦСПС.
В 1930 году Томский был выведен из состава Политбюро, хотя и остался членом ЦК ВКП(б) (с 1934 года — кандидатом). С этого времени активного участия в политической жизни уже не принимал. В 1929 году Томский являлся председателем Всесоюзного объединения химической промышленности, а также заместителем председателя ВСНХ СССР. С 1932 года работал заведующим Объединённым государственным издательством (ОГИЗ). В августе 1936 года в ходе судебного процесса «Антисоветского объединённого троцкистско-зиновьевского центра» Г. Зиновьев и Л. Каменев неожиданно стали давать показания о причастности Томского, Рыкова, Бухарина к контрреволюционной деятельности. 22 августа 1936 года А. Вышинский заявил, что Прокуратура начала расследование в отношении этих лиц. Прочитав сообщение об этом, опубликованное в газете «Правда», Томский застрелился у себя на даче в подмосковном посёлке Болшево. Вся семья М. Томского была репрессирована в конце 1930-х.
20-21 июля1936 года выдающийся советский лётчик-испытатель В. П. Чкалов совершил беспосадочный 56-часовой перелёт из Москвы в Петропавловск-Камчатский. Об исключительной важности этого перелёта для своего времени говорит то, что И. В. Сталин лично приехал 10 августа 1936 года на Щёлковский аэродром близ Москвы встречать возвратившийся самолёт. С этого момента Чкалов приобрёл всенародную известность в СССР.
Сталин, Ворошилов, Каганович, Чкалов и Беляков.
Встреча после перелёта на Дальний Восток. Щёлковский аэродром, 10 августа 1936 г.
18-19 июня 1937 года был совершен рекордный беспосадочный перелёт из СССР в США через Северный полюс, совершённый экипажем под командованием Чкалова.
Плакат отсюда.
15 декабря 1938 года Валерий Павлович Чкалов погиб при проведении первого испытательного полёта на новом истребителе И-180 на Центральном аэродроме им. Фрунзе (на Ходынском поле в Москве) [См.]. По местной легенде, местом гибели Чкалова был Щёлковский аэродром (См., напр.).
Уже в 1939 году именем Чкалова был назван посёлок, станция, а затем и аэродром.
Карта 1939 г.
На карте 1939 года уже указано новое название "Чкаловский".
Перед войной на базе эскадрильи был создан филиал летно-испытательного института. Здесь испытывали новую авиационную технику для советских ВВС. В годы Великой Отечественной войны аэродром стал базой для 126-го истребительного полка, защищавшего небо Москвы.
Ветка Щёлово-Чкаловская была электрифицирована в 1934 году.
С 1959 года поселок является частью города Щёлково.
Неподалеку от платформы около железнодорожного переезда находится памятник Советским покорителям неба.
Взору предстает самолет СУ-7Б, устремленный ввысь. Памятник был торжественно открыт 18.08.1980 г. в День Авиации при общем построении подразделений Чкаловского гарнизона.
Платформа Бахчиванджи
Была открыта в 1956 году. До 1987 г. платформа называлась " 41-ый километр" (по расстоянию от станции Москва-Ярославская), а после была переименована в честь летчика-испытателя Григория Яковлевича Бахчиванджи (1909-1943)
Г.Я. Бахчиванджи.
Григорий Яковлевич, грек по национальности, родился 7 (20) февраля 1908 года в станице Бриньковская ныне Приморско-Ахтарского района Краснодарского края. В рядах (РККА) с 1931 года. Член ВКП(б) с 1932 года. В 1933 году окончил авиатехническое училище и в 1934 году – Оренбургскую школу пилотов. С 1934 года – лётчик-испытатель. Григорий Яковлевич Бахчиванджи был назначен в НИИ ВВС сразу со скамьи летной школы – в 1935 году. Григорию Бахчиванджи в числе первых в НИИ было поручено испытание нового оружия — реактивных установок на самолете, а спустя некоторое время эти установки были испытаны в боях с японскими захватчиками на Халхин-Голе. С начала Великой Отечественной войны лётчик-истребитель Г.Я.Бахчиванджи совершил шестьдесят пять боевых вылетов. Участвовал в обороне Москвы, лично и в группе сбил пять вражеских самолётов, стал командиром эскадрильи. С августа 1941 года – на лётно-испытательной работе. В том же году ему присвоено воинское звание капитана.
15 мая 1942 года лётчик-испытатель Бахчиванджи Г.Я. совершил первый в СССР полёт на самолёте БИ-1 с жидкостным ракетным двигателем.
Самолёт БИ-1.
Григорий Яковлевич Бахчиванджи погиб 27 марта 1943 года при выполнении испытательного полета. Задание заключалось в доведении скорости горизонтального полета самолета до 800км/ч по прибору на высоте 2000м. Полет протекал нормально, но вошел в пике и разбился о землю в 6 км. от аэродрома. Раскрыть причину гибели Бахчиванджи удалось лишь через несколько лет. При испытаниях моделей в аэродинамической трубе больших скоростей было выявлено явление затягивания самолёта в пике на скоростях свыше 900 км/ч., бороться с которым тогда не умели.
Похоронен был лётчик под городом Свердловском ( Екатеринбург) — на кладбище посёлка Малый Исток, расположенного недалеко от аэропорта «Кольцово». В феврале 1963 года на могиле установлен обелиск.
Ю. Гагарин считал, что без полетов Г.Я. Бахчиванджи его полёта в космос могло и не произойти.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 апреля 1973 года капитан Бахчиванджи Григорий Яковлевич посмертно удостоен звания Героя Советского Союза.
Печально, что на карте 1990 года платформа обозначена просто "Бахчи"...
Теперь я буду что-то иное чувствовать, проезжая эту станцию... Фотография отсюда.
Электрифицирована в 1934 году.
Платформа Циолковская
Удивительное - рядом. В сети встречаются, к примеру, следующие перлы: "Платформа остановки железной дороги - «Циолковская» носит название Звёздный городок и имеет обозначение Щёлково-14." [См.]. Именно так, таинственно и загадочно.
Платформа была открыта в ноябре 1966 года в военном посёлке, носившем тогда совершенно "обыкновенное" название "Зелёный". Посёлок, а, точнее, "Закрытый военный городок №1", был построен в 1965 году. 28 октября 1968 года постановлением исполкома Московского областного Совета Зелёный городок был переименован в Звёздный , а в наши дни обозначается как Щёлково-14. Начиная с 1960-х годов здесь готовили всех советских, российских, а также некоторых иностранных космонавтов к полётам в космос на отечественных пилотируемых космических аппаратах, а также на Международной космической станции.
До постройки городка первые советские космонавты жили в соседнем посёлке Чкаловский.
В журнале "Юность" 1986 года были опубликованы стихи, начинающиеся с четверостишия:
Платформа «Циолковская» — в лесу.
Я остаюсь, уходит электричка.
Качая ветку, птичка-невеличка
Удерживает песню на весу...
Платформа была названа в честь К. Э. Циолковского. Нередко можно встретить заявления, что название станции, городка и т.д. "начало афишироваться лишь с 1990 года". Не могу понять, что это значит, ибо пл. Циолковская вполне ясно обозначена на карте 1980. Впрочем, любопытно было бы убедиться лично в том, что в 1960-1980-х годах на доступных туристам картах не были обозначены ни этот городок №1, ни закрытый в те времена "почтовый ящик" Фрязино. Легенды о таких картах, по которым нельзя было попасть в эти города, я слышу и в наши дни, однако пока не удалось лицезреть ни одного примера подобного рода.
Платформа Осеевская
«Осеевская» располагается в 45-ти км от столицы. Названа по имени деревни Осеево Щелковского района Московской области, однако географически расположена в деревне Соколово. Осеево же находится в 4 км к северу от платформы.
Пассажирский павильон на пл. Осеевская. Фотография отсюда.
Станция Монино
В 1929 железнодорожная линия Мытищи — Щёлково была продлена в Монино в район объединённой Монино-Тимонинской текстильной фабрики (им. Ланцуцкого). Здесь же был открыт одноимённый разъезд.
Фотография 1960-х гг.
У фабрики в Монине непростая история... Первая, шелковая фабрика Ивана Васильевича Шишова (1792-1861) была основана в д. Осеево. Её продукция с успехом была представлена на выставках изделий российских мануфактур в 1839, 1841 и1843 гг. В конце 1829 года у помещика - графа Сергея Степановича Ланского (1787-1862) купец приобрёл пустошь Мунину по соседству с селом Аристов погост, где к 1844 году открыл шерстяное производство, впервые представив изделия этой фабрики на Санкт-Петербургской выставке 1849 года.
Иван Васильевич Шишов (1792-1861)/
После смерти основателя, дело перешло к его сыновьям - Николаю Иванович (1837-1892) и Ивану Ивановичу. В 1877 году Николай Иванович приобрёл имение Варино в д. Лукино Осеевской волости.В 1890 г. в ведении братьев Шишовых зачилось три фабрики:"При Аристовом погосте бумажная и
шерстяная фабрика Почетного
Гражданина Николая Ивановича
Шишова, раб. 80, упр. сам владелец; При Аристовом погосте бумажная и
шерстяная фабрика Почетного
Гражданина Ивана Ивановича Шишова, раб. 80, упр. сам владелец; При Аристовом погосте бумажная и
шерстяная фабрика Почет. Гражд.
Ивана Ивановича Шишова, раб.
40, упр. сам владелец". Вскоре Николай Иванович основал Торговый дом "Н. Шишов, П. Горбунов и Ко".
Хлопчато-бумажная и шерстяная фабрика почетного гражданина Александра Петровича Белова близ Лосиного (Петровского) была основана в 1884 году, и в 1890 г. насчитывала всего 25 рабочих.После национализации 1818 (1919) г. предприятия Шишовых и Белова были объединены в "Монино-Тимонинскую шерстоткацкую фабрику". К 1925 году предприятие было переименовано в "Камвольную ткацкую фабрику им. Ланцуцкого" - в честь революционера Станислава Францевича Ланцуцкого (1882-1937), позднее репрессированного, и расстрелянного 20 сентября 1937 г.
1925/26 г. объединенная фабрика при 1381 рабочем и 994 станках выпустила 8,5 млн. кв. м шерстяных тканей. В мае 1928 года было начато крупномасштабное строительство новых фабричных корпусов. 20 августа 1928 г. при фабрике Ланцуцкого был основан рабочий поселок Лосино-Петровский.
В 1937 году фабрика стала именоваться Монинским камвольным комбинатом.
Монинский камвольный комбинат. Фотография отсюда.
Платформа Кашино
Построена в 1971 году на соединительной ветке Монино — Фрязево между Ярославским направлением и Горьковским направлением МЖД.
Пл. Кашино. Фотография отсюда.
Платформа Колонтаево
Разъезд и платформа были построены в 1971 году и названы деревне Колонтаево Ногинского района. Ближайший населённый пункт — деревня Марьино-2. Второй путь на перегоне Монино-Фрязево открылся в 2003 г.
Платформа Лесная
Построена в 1971 году на месте бывших торфоразработок, и первоначально носила название "платформа 64 км".(по расстоянию от станции Москва-Пасс.-Ярославская). Переименована в нынешнее наименование она была в 90-е годы.
Пл. Лесная. Фотография отсюда.
Станция Фрязево Горьковского направления МЖД
Cтанция на железнодорожной магистрали Москва — Нижний Новгород у деревни Степаново была открыта в 1879 году под названием "Богородск" как ближайшая станция к уездному центру, городу Богородску (с 1930 года Ногинск). В июле 1885 года началось строительство ветки от станции на город Богородск. Строительство было произведено в кратчайший срок, уже 3 декабря 1885 года в город Богородск пришёл первый поезд. Бывшая "Станция Богородск" была переименована в Степаново. С 1904 по 1911 год станция носила название «Гжель» - по селу Гжель, расположенному в 15 километрах южнее. В 1911 году, после того, как через село Гжель прошла Люберцы-Арзамасская железная дорога, станция была переименована во Фрязево — по названию ближайшего населённого пункта. а затем получила имя ближайшего села — Фрязево [См.].
Вид на станцию Фрязево. 1987 г. Фотография отсюда.
В 1972 году была введена в эксплуатацию железная дорога Монино — Фрязево, в результате чего станция Фрязево стала одним из крупнейших железнодорожных узлов Московской области. Основной целью строительства линии Монино — Фрязево являлась разгрузка участка Москва — Фрязево путём передачи части объёма движения на другой маршрут: вместо перегруженного участка Москва-Курская — Купавна — Фрязево на менее загруженную линию Москва-Ярославская — Мытищи — Монино — Фрязево. Кроме того, появилась возможность пропуска грузовых поездов от сортировочной станции Лосиноостровская в Москве по кратчайшему направлению на Владимир — Горький и далее.
Расстояние от станции Москва-Ярославская до Фрязево через Мытищи составляет 73 километра, тогда как расстояние от станции Москва-Курская до Фрязево — 54 километра.
Продолжение следует...
При использовании материала обязательна ссылка на trojza.blogspot.com