До 1899 года Богородским земством было открыто Ереминское начальное земское училище в деревне Еремино (под Фряново). Его попечителем стал один из владельцев Фряновской шерстопрядильной мануфактуры – потомственный почетный гражданин Сергей Васильевич Залогин (1866-1843). Он же был попечителем Фряновской земской школы (открыта ок 1905 г.) и Ботовского начального училища. Законоучителем при школе в Еремине был священник Петр Никольский (также преподававший Закон Божий в Троицком-Рязанцах), учительницей – Александра Страхова, переведенная сюда из Гребневского училища. До 1904 года училище в Еремино было преобразовано в церковно-приходскую школу, которая просуществовала вплоть до революции [См. нашу статью "Народное образование в Щёлковском районе Подмосковья: первые школы, их учредители и учителя 1782-1917"].
Вот, собственно, все данные, которые на данный момент были нам известны. Важным результатом нашей с усадьбоведом Вадимом Разумовым последней поездки в Еремино стала фотофиксация замечательного состояния этого памятника архитектуры модерна, затерянного в далеко не туристической части Подмосковья [См. в Викимапии], буквально посреди полей и лесов. Нам удалось даже проникнуть внутрь и сфотографировать интерьеры здания, сохранившего внутреннее членение интерьеров, потолочные тяги и оригинальную разбивку окон.
Работники сельской библиотеки, а именно МБУ ЦБС г.п. Фряново Ереминская сельская библиотека, с участием отнеслись к нашему интересу к истории здания, рассказав о том, что, действительно, по воспоминаниям их родственников здесь находилась школа. На вопрос, была ли она выстроена на средства некого фабриканта или земства ответа мы не получили, зато последовало уточнение, что школа была именно церковно-приходской "как дедушка рассказывал". Удивительно, но эти данные вполне согласовывались с нашими. Нечасто такое встретишь.
Скромный уличный фасад здания, тем не менее намекает на то, что школа была построена не по типовому проекту (типовые проекты сельских образовательных учреждений рассчитывались в то время, по большей мере, именно на менее затратное, деревянное строительство). К примеру, такая деревянная типовая школа возникла в Медвежьих Озёрах (не сохранилась).
Свободное распоряжение разновысотными архитектурными объемами как по центральному фасаду, так и по пристройкам со стороны заднего двора, говорит о некоторой свободе архитектора в выборе конфигурации строения и его близости к движению московского модерна. С другой стороны, проект очень робкий, корреспондирующиеся выделенные объёмы по фасаду больше балансируют между собой, чем дополняют друг друга.
Разная конфигурация масштабных окон и малых оконных проёмов, их довольно "стильное" сочетание их по фасадам" также заставляет задуматься, чьей же руке принадлежал проект этого в своём роде весьма изящного краснокирпичного здания посреди полей.
При учете того, что училище было открыто в 1899 году (работники библиотеки назвали нам 1900 год в качестве года постройки), мы не можем приписать строение работе Т.Я. Бардта, работавшему в соседнем Фрянове начиная с 1903 года [См. наше исследование "Архитектор Траугот Бардт в усадьбе Фряново"]. Выполнять какие-либо работы, пусть даже по заказу Залогиных, до окончания обучения и получения
звания архитектора-художника 7 мая 1903 года, 26-летний архитектор вряд ли мог. Хотя...
Интересно, что здание, с любой стороны смотрящееся весьма компактно, изнутри представляет собой серию весьма объёмных интерьеров с потолками выше трёх метров, которые, между сказанным, создают большие проблемы для нынешних собственников здания в смысле ремонта и содержания.
Тем не менее, в здании ведется культурно-просветительская деятельность, работают кружки для детей из Еремина и соседних селений, интерьеры выглядят достаточно опрятно.
Вид из интерьера на центральное окно главного фасада.
Это здание вместе с домом Лихановых в д. Ново, домами Висковых в с. Трубино, домом Чаморцевых в Назимихе, а также усадьбой Пельтцеров в Литвинове, представляет собой ценный архитектурный объект, подлежащий немедленной
постановке на гос. охрану в качестве памятника истории и культуры.
А вот вид от здания библиотеки по её центральному фасаду вдаль такой, что невольно можно либо загоревать сильно, либо прийти в неописуемый восторг... что, собственно, у нас представляет собой одну и ту же эмоцию.
Вдали (слева) мы видим очертания деревни Могутово (1,2 км от библиотеки), правее различается Козино (чуть больше трёх км) и вдали Фряновсике фабричные трубы (4, 3 км.). В двух километрах к северо-востоку от библиотеки располагается закрытый танковый полигон для испытания вагонов московского метро "Метровагонмаш".
Текст и фотографии: А.Ю. Послыхалин, 2015. При использовании материала обязательна ссылка на trojza.blogspot.com.